Монтескье предлагает задуматься над следующим: многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, формы правления, нравы, обычаи и все это образует общий дух народа. Здесь экономика не влияет. Все эти факторы представляют собой звенья одной цепи. Они связаны друг с другом. В силу такого понимания можем начать рассматривать законы как системообразующий элемент духа народа. Значение тех или иных факторов может уменьшаться, увеличиваться и можем обратиться внимание какие возможности у закона определять нашу жизнь. Вторая мысль – мы можем соотнести законы со всеми перечисленными факторами. Факторы делит на 2 группы:
• Моральные. Религия, нравы, обычаи, принципы и формы правления.
• Физические. Климат, качество территории, почвы.
Пытается увидеть зависимость законов от факторов.
Климат и закон. На юге девочки быстро становятся женщинами, поэтому в южном климате логично появление ранних браков, а это создает нер-во между полами. Там невозможна республика. Верит в создание разумных законов. Крестьяне в плодородных регионах ленивые. Из таких крестьян в армии будут не самые хорошие солдаты. Должны создать законы, кот принудительно вводили бы дисциплину для таких солдат. Нужно суровое военное зак-во, чтобы создать боеспособную армию.
Нравы и законы. Законы являются частными и точными определениями законодателей, а нравы это установление всего народа. Как решать проблему изменения нравов? Нравы необходимо изменять примерами, но не законами. Это покажется слишком тиранически. Ссылается на Петра I.
Закон и религия. Обращает внимание на то, что религия имеет большое значение, потому что возможности законов ограничены, особенно при военных конфликтах. Религиозные праздники способствуют, что есть дни, когда нельзя проводить военные действия, а надо сеять итд.
|
Закон и форма правления. Различает 4 формы правления: демократическая республика, аристократическая, монархия, деспотия. Для республики основное значение должны занимать законы, определяющие право голосовать; в аристократической республике не уместен жребий, выбор по жребию проявил бы дурные стороны. Монархия предполагает наличие основных законов. Деспотия предполагает сведению закона к нулю, кроме одного закона – учреждение должности визиря есть основной закон.
Законы и принципы гос.правления. Это некая силовая идея, направляющая идея. Если речь идет о демокр.республике, направляющая идея – добродетель. Принцип аристократической республики может существовать, если будет реализован принцип умеренности. Монархия – идея чести. «Чувство чести это то любовь к соц.различиям и осознание высшими классами своих обязанностей перед народом». Гаитано Моска. Принцип деспотии – страх. Поэтому если есть страх у народа, это создает деспотию. Если соотнести принципы и форму правления, что портится в первую очередь? Что первично? – сначала портятся принципы, вырождаются идеи, а потом уже приходит конец и самой форме правления.
Монтескье о законах как гарантия свободы.
3 определения свободы:
1. свобода – это право делать все, что дозволено законами. Не всякими законами, а которые установлены представительным органом, которые действуют регулярно. Ничего подобного во Франции в это время не было, но это было в Англии.
|
2. свобода – осознание ощущения своей безопасности. Безопасность зависит от справедливых уголовных и уголовно-процессуальных законов Если законы допускают гибель человека лишь на основании показания только одного свидетеля, то такие законы пагубны для свободы. Разум требует двух свидетелей, потому что свидетель, который утверждает, и обвиняемый, который отрицает, уравновешивают друг друга, и нужно третье лицо для решения дела.
3. свобода – это существование справедливых налоговых законов. 2 вида налогов различает: налог на товар и подушный налог. Подушный налог больше свойственен рабству нежели налог на товар. А налог на товары свойственен свободе, потому что он не столько непосредственно затрагивает личность плательщика.
Гарантией законы являются не только законы, но и разделение властей.
Рассуждает как социолог. По опыту веков известно, что там, где есть власть, там есть возможность злоупотребления властью, а это угроза свободе каждого из нас и поэтому необходимо разделение властей.
3 власти называл:
ЗВ – 2 палатный зак.орган. Одна палата выборная, вторая наследственная. С 1999 г соед.кор-во отказалось от наследования. Вторая палата нужна для того, что сдерживать нижнюю палату (может наложить вето, чтобы не было скорополительных законов).
ИВ дб в руках монарха, потому что ИВ требует принятия быстрых решений. Не должна иметь права зак.инициативы.
СВ – неординарные представления какой должна быть. Должна носить временный характер. Время деят-ти определяется кол-вом рассматриваемых дел. Можем вспомнить функционирование ЕСПЧ до того как вступил в силу 11 протокол к европ.конвенции, когда он стал профессионально действующим судом. Сторонник суда присяжных.
|
Французы не совсем пошли по этому пути. Франц.историк отметил след.деталь – если брать тексты конституций, можно увидеть такие словосочетания как ИВ, ЗВ povoir, povoir, autaritea juducier. Судья устав закона. Чтобы было умеренное правление, нужно комбинировать власти.
Монтескье вернулся от Локка (соподчинение властей) к классическим формам.
Помог англичанам лучше понять конституцию. Особое воздействие произвела на англичан глава «О гос.устройстве Англии». Его идеи нашли отражение в революц.зак-ве Франции, К США. Заслуга в том, что основоположник юр.социологии.
У Монтескье есть много суждений, кот позволяют стать более совершенными законодателями. Есть 2 рода испорченности у народа: 1) когда народ не соблюдает законы и 2) когда он развращается законами. Последний недуг неизлечим, потому что причина кроется в самом лекарстве. Предлагает подумать над тем, каким же дб совершенный законодатель и как должен относиться к результатам своей деятельности.
У него можно найти современное понимание социального гос-ва. Милостыня, подаваемая, отнюдь не исчерпывает обязанности со стороны гос-ва. На гос-ве лежит долг обеспечить всех граждан верными средствами к жизни: пищей, приличной одеждой, таким образом жизни, который не вредит здоровью.
Для Монтескье англ.полит система выступила моделью для Франции. У Руссо будет наоборот. Англия это так как не надо.
Цитаты
«Свобода есть право делать все, что дозволено законами
«Свободы не было бы и в том случае, если бы законодательное собрание не собиралось в течение значительного промежутка времени...».
«Свобода политическая заключается в нашей безопасности или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в
безопасности».
«Законы, допускающие гибель человека на основании показаний одного только свидетеля, пагубны для свободы. Разум требует двух свидетелей, потому что свидетель, который утверждает, и обвиняемый, который отрицает, уравновешивают друг друга, и нужно третье лицо для решения дела»;
«Подушный налог более свойствен рабству, налог на товары — свободе, потому что он не столь непосредственно затрагивает личность налогоплательщика».