Характеристика времени: Во второй половине XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами, следствием которых стали убийства французских королей Генриха III и Генриха IV религиозными фанатиками. Для мыслителей того времени альтернативой религиозному и политическому хаосу могло быть только «сильное» государство без какого-либо разделения властей. Апогей охоты на ведьм. Возрастает интерес к римскому праву.
Жан Боден: 1530 – 1596 гг. Французский правовед, полит мыслитель. Теория гос суверенитета. Происходил из среднего сословия. В юности решил стать юристом, чтобы лучше понять право и послужить народу. Закончил юр.фак Тулузского универа. Преподавал на факультете. Потом уехал в Париж и стал заниматься адвокатской практикой, был судьей, кот рассматривал дела по обвинению в колдовстве и потом станет кор.прокурором в городе Лане, должности получит по наследству от брата своей жены. В Лане умер от чумы.
Работы: «Метод лёгкого познания истории»; «Шесть книг о республике»; «Демономания»
Логическое основание: теоцентризм; историзм; рационализм. Лучшее познание права- знание юр практики.
Политическое учение:
Критикует Аристотеля и Цицерона за то, что они не предложили детального описания верховной власти, без которой нельзя представить гос-во. Критикует идею Цицерона о признаке гос-ва «согласие в вопросах права», ведь в империи турок не было единой общей системы закона. Боден критикует Томаса Мора, кот отрицал частную собственности в гос-ве. Для Бодена Частная собственность соответствует законам божеским и естественным.
Понятие гос-ва:
Гос-во- высшая ценность, после Бога. «которому после бессмертного Бога, мы обязаны всем».
|
Термин- res publica(une Republique)- «это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью»
Признаки Гос-ва:
1. Гос-во- правовое управление(отличает от шайки разбойников)
2. Гос-во состоит из семей- «не может существовать без семьи, как город без домов или как дом без фундамента» Min кол-во семей- 3[22] Боден видит, что шло ослабление власти отца семейства в Риме и это привело к гибели римского гос-ва. Семья – первая основа социализации детей. Нет индивидов, а есть семьи.
3. Собственность гос-ва существует автономно от семейной(частной).
4. Суверенная власть- «абсолютная и постоянная власть гос-ва». Он различает 3 вида соц власти- родительскую, супружескую, господскую и добавляет суверенную.
Концепция гос суверенитета: 3 характеристики суверенной власти:
1) Постоянная. Римские диктаторы, которые имели власть в течение 1 года, эта власть не являлась суверенной.
2) Единая- не может принадлежать и монарху и аристократам и народу. Её нельзя делить.
3) Абсолютная- не ограничена никакими условиями. Носитель может передать её другому как собственник.
М.б. лишь 3 ограничения: - суверен связан законами Бога
- связан законами естественными
- законами человеческими, общими для всех народов.
Ех: законами Бога и естеств законами предписана частная собственность=> нельзя произвольно облагать налогами граждан, без согласия генеральных штатов.
Компетенция суверенной власти- комплекс исключительных прерогатив:
- право издавать, отменять, обнародовать законы гражданам без их согласия
- право войны и мира
|
- право назнач должн лиц и определять для них служ обязанности
- правосудие в последней инстанции для всех
- право помилования когда сам закон не предоставляет такой возможности
- чеканка монет
- определение мер и весов
- взимание налогов и податей
Формы гос правления:
Нет правильных или неправильных форм. Критерий- кому принадлежит суверенная власть+ оценивал эффективность различных форм для обеспеч общ порядка.
№ | Суверенная власть | Форма | Обеспеч порядка |
Большая часть граждан | Демократия | «народ- зверь многоголовый и лишённый рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение полит дел- всё равно, что спрашивать совета у безумного» | |
Меньшая часть граждан | Аристократия[23] | Неустойчивость- из-за коллегиального принятия решений. | |
Одно лицо[24] | Монархия | Лучшая форма. Ибо едина и неделима. Утверждена Богом. |
Общая отрицат черта Аристократии и Демократии- «голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».
Сторонник наследственной монархии т.к. при выборной всегда есть период междуцарствия «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».
Идеальная форма- королевская монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божеским и естественным.[25]
Право на убийство тирана:
Боден различает тиранию по происхождению. Тираном может стать завоеватель, такому тирану можно сопротивляться. Но Боден допускает, что тираном может стать законный монарх.
|
Если монарх попирает естественные законы, рассматривает собственность граждан как свою и относится к ним как к рабам- он тиран. Убийство его возможно в зависимости от легитимности:
1) если монарх захватил власть насилием- можно мочить
2) занимает пост на основе действующего закона о престолонаследии- нельзя мочить L Но это «без особого и недвусмысленного повеления Господа» - божественный суд.
Стабильность гос-ва:
Факторы ведущие к нестабильности | Решение | |
Крайне неравномерное распределение богатства | Принять закон против ростовщичества и о наследовании имущества | |
Отсутствие свободы вероисповедания | Принять закон о веротерпимости |
Правовое учение:
Концепция универсального права- некое идеальное право. Это право нельзя вывести, изучая зак-во только одного гос-ва, например римского. Нужно провести сравнительный анализ зак-ва древних народов (персы, евреи, египтяне, римляне) и дополнить анализ изучением законов народов современных (Турция, Франция). Ссылается на Платона (выяснял, чьи законы лучше).
Признаёт зависимость законов от формы гос правления.
Классификация законов в зависимости от источников установления:
1. Установленный Богом;
2. Природой;
3. Суверенной властью;
4. Народами (jus gencium);
5. Общим соглашением, в котором берет свое начало суверенная власть. Для монархии- закон престолонаследия(Ех: Салический закон).
Заслуги: Теория гос суверенитета была воспринята Гоббсом, Руссо, Гегель и т.д. Теория нац.суверенитета в 19 веке, признание права за каждой нацией за созданием собственного гос-ва. Леон Дюги считал, что гос-во не обладает суверенитетом, потому что подчинено норме солидарности и лишь в рамках следования солидарности законы признаются законами. Наиболее яркую критику предложит в 20 веке мыслитель Жак Маритен-Очень опасное для граждан понятие гос.суверенитета, потому что понятие подразумевает бесконтрольность власти. Из полит.лексики гос.суверенитет должны исключить и суверенитет может принадлежать только Богу, Римскому Папе и за мудрецом. Земная власть не является представителем Бога.