Политическое учение Бодена.




Характеристика времени: Во второй половине XVI в. во Франции разгоре­лись религиозные войны между католиками и гугенотами, следствием которых стали убийства французских королей Генриха III и Генриха IV религиозными фанатиками. Для мыслителей того времени альтернативой религиозному и политическому хаосу могло быть только «сильное» госу­дарство без какого-либо разделения властей. Апогей охоты на ведьм. Возрастает интерес к римскому праву.

Жан Боден: 1530 – 1596 гг. Французский правовед, полит мыслитель. Теория гос суверенитета. Происходил из среднего сословия. В юности решил стать юристом, чтобы лучше понять право и послужить народу. Закончил юр.фак Тулузского универа. Преподавал на факультете. Потом уехал в Париж и стал заниматься адвокатской практикой, был судьей, кот рассматривал дела по обвинению в колдовстве и потом станет кор.прокурором в городе Лане, должности получит по наследству от брата своей жены. В Лане умер от чумы.

Работы: «Метод лёгкого познания истории»; «Шесть книг о республике»; «Демономания»

Логическое основание: теоцентризм; историзм; рационализм. Лучшее познание права- знание юр практики.

Политическое учение:

Критикует Аристотеля и Цицерона за то, что они не предложили детального описания верховной власти, без которой нельзя представить гос-во. Критикует идею Цицерона о признаке гос-ва «согласие в вопросах права», ведь в империи турок не было единой общей системы закона. Боден критикует Томаса Мора, кот отрицал частную собственности в гос-ве. Для Бодена Частная собственность соответствует законам божеским и естественным.

Понятие гос-ва:

Гос-во- высшая ценность, после Бога. «которому после бессмертного Бога, мы обязаны всем».

Термин- res publica(une Republique)- «это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью»

Признаки Гос-ва:

1. Гос-во- правовое управление(отличает от шайки разбойников)

2. Гос-во состоит из семей- «не может существовать без семьи, как город без домов или как дом без фундамента» Min кол-во семей- 3[22] Боден видит, что шло ослабление власти отца семейства в Риме и это привело к гибели римского гос-ва. Семья – первая основа социализации детей. Нет индивидов, а есть семьи.

3. Собственность гос-ва существует автономно от семейной(частной).

4. Суверенная власть- «абсолютная и постоянная власть гос-ва». Он различает 3 вида соц власти- родительскую, супружескую, господскую и добавляет суверенную.

Концепция гос суверенитета: 3 характеристики суверенной власти:

1) Постоянная. Римские диктаторы, которые имели власть в течение 1 года, эта власть не являлась суверенной.

2) Единая- не может принадлежать и монарху и аристократам и народу. Её нельзя делить.

3) Абсолютная- не ограничена никакими условиями. Носитель может передать её другому как собственник.

М.б. лишь 3 ограничения: - суверен связан законами Бога

- связан законами естественными

- законами человеческими, общими для всех народов.

Ех: законами Бога и естеств законами предписана частная собственность=> нельзя произвольно облагать налогами граждан, без согласия генеральных штатов.

Компетенция суверенной власти- комплекс исключительных прерогатив:

- право издавать, отменять, обнародовать законы гражданам без их согласия

- право войны и мира

- право назнач должн лиц и определять для них служ обязанности

- правосудие в последней инстанции для всех

- право помилования когда сам закон не предоставляет такой возможности

- чеканка монет

- определение мер и весов

- взимание налогов и податей

Формы гос правления:

Нет правильных или неправильных форм. Критерий- кому принадлежит суверенная власть+ оценивал эффективность различных форм для обеспеч общ порядка.

Суверенная власть Форма Обеспеч порядка
  Большая часть граждан Демократия «народ- зверь многоголовый и лишённый рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение полит дел- всё равно, что спрашивать совета у безумного»
  Меньшая часть граждан Аристократия[23] Неустойчивость- из-за коллегиального принятия решений.
  Одно лицо[24] Монархия Лучшая форма. Ибо едина и неделима. Утверждена Богом.

Общая отрицат черта Аристократии и Демократии- «голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Сторонник наследственной монархии т.к. при выборной всегда есть период междуцарствия «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Идеальная форма- королевская монархия. Это такая форма правле­ния государства, при которой подданные, пользуясь лич­ной свободой и собственностью, подчиняются законам мо­нарха, а монарх — законам божеским и естественным.[25]

Право на убийство тирана:

Боден различает тиранию по происхождению. Тираном может стать завоеватель, такому тирану можно сопротивляться. Но Боден допускает, что тираном может стать законный монарх.

Если монарх попирает естественные законы, рассматривает собственность граждан как свою и относится к ним как к рабам- он тиран. Убийство его возможно в зависимости от легитимности:

1) если монарх захватил власть насилием- можно мочить

2) занимает пост на основе действующего закона о престолонаследии- нельзя мочить L Но это «без особого и недвусмысленного повеления Господа» - божественный суд.

Стабильность гос-ва:

Факторы ведущие к нестабильности Решение
Крайне неравномерное распределение богатства Принять закон против ростовщичества и о наследовании имущества
Отсутствие свободы вероисповедания Принять закон о веротерпимости  

Правовое учение:

Концепция универсального права- некое идеальное право. Это право нельзя вывести, изучая зак-во только одного гос-ва, например римского. Нужно провести сравнительный анализ зак-ва древних народов (персы, евреи, египтяне, римляне) и дополнить анализ изучением законов народов современных (Турция, Франция). Ссылается на Платона (выяснял, чьи законы лучше).

Признаёт зависимость законов от формы гос правления.

Классификация законов в зависимости от источников установления:

1. Установленный Богом;

2. Природой;

3. Суверенной властью;

4. Народами (jus gencium);

5. Общим соглашением, в котором берет свое начало суверенная власть. Для монархии- закон престолонаследия(Ех: Салический закон).

Заслуги: Теория гос суверенитета была воспринята Гоббсом, Руссо, Гегель и т.д. Теория нац.суверенитета в 19 веке, признание права за каждой нацией за созданием собственного гос-ва. Леон Дюги считал, что гос-во не обладает суверенитетом, потому что подчинено норме солидарности и лишь в рамках следования солидарности законы признаются законами. Наиболее яркую критику предложит в 20 веке мыслитель Жак Маритен-Очень опасное для граждан понятие гос.суверенитета, потому что понятие подразумевает бесконтрольность власти. Из полит.лексики гос.суверенитет должны исключить и суверенитет может принадлежать только Богу, Римскому Папе и за мудрецом. Земная власть не является представителем Бога.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: