Логическое основание учения:




Политические и правовые взгляды софистов.

Характеристика времени: вторая половина V века до н.э. Много внутригос переворотов, войны => рост гиперактивного начала, активности населения=> часто происходят народные собрания, множество суд процессов по делам о гос измене, растратах=> востребованность искусства облекать мысль в образы доступные народу, доказывание своей точки зрения, использование двусмысленности законов и договоров=> спрос на софистов.

Софисты: учителя мудрости. Преподавали за деньги(общее, специальное образование, красноречие). Софистика- искусство слова(Горгий: «Искусство слова- это величайшее благо, которое даёт людям как свободу, так и власть над другими людьми- каждому в своём городе»). Многие вели бродячий образ жизни, благодаря чему могли замечать несовпадение законов в различных полисах=> скептическое отношение к законам. Главное для них выиграть спор, а не познать истину. Могли доказать, что кошка гонится за мышами, а потом наоборот. Коварный вопрос- прекратил ли ты бить своего отца? До них период натурофилософии- удивление природой; с них началось удивление человеком. Одни из первых полит мыслителей.

Логическое основание взглядов: фил релятивизм[1]; скептицизм[2]; агностицизм[3]; мифология.

Известные представители: Протагор; Ликофрон; Калликл; Антифонт; Алкидам; Гиппий; Горгий; Фрасимах.

Протагор:

(491/481- ок 410 до н.э.). Стоит у истоков западного релятивизма. «Человек есть мера всех вещей- существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Ветер тёплый или холодный?- Зависит от того простужен ты или нет.

Работы: «Антилогии»; «О государстве»; «О богах»[4]. Работы не дошли до нас. Знаем кое что из диалога Платона «Протагор».

Политическое учение:

«Протагор»: Сократ и Протагор обсуждают можно ли научиться гос управлению. Протагор через миф доказывает, что можно и что демократия- законный способ полисного управления.

Миф:

В недрах земли боги решили изваять различные живые рода из воды и земли(в т.ч. и человеческий род). Зевс приказал наделить их качествами, которые помогут выжить- Прометей и Эпиметей занимаются этим, планируют их уравнять, если большой, то медленно бегаешь, если малая масса – быстро бегаешь и т.д.; люди наги и холодны- Прометей дал им огонь и кузнечное ремесло. Этого оказалось недостаточно. Меж людьми нет дружбы- обижают друг друга, расселяются и гибнут. Зевс приказывает Гермесу наделить их чувствами стыда и правды. Гермес спросил: каждому или только некоторых?- Зевс сказа всем, ибо не быть государству, где лишь некоторые этим владеют. И положи закон, чтобы всякого, кто не может быть причастным к стыду и правде- убивать, как язву общества=> человечеству задана именно полисная демократия. «всякому подобает быть причастным к таким добродетелям, которые позволяют каждому человеку понять, что такое полисная справедливость, а иначе не быть государствам».

Ликофрон

Полит учение: Государство- территориальный союз свободных граждан, и потому цель Гос- только защита личных прав. Ничего более законы гос-ва сделать не смогут.

Правовые взгляды софистов:

Не были единообразны. 3 группы(одновременно предтечи 3х школ):

I. Юр. Позитивизм(Протагор и Горгий) - исключительная ценность права созданного людьми(позитивное право). Закон- мнение, которое выражено в этом городе. Мнение города= истина этого города. Горгий: «закон есть страж справедливости». Протагор: «законы- изобретение славных древних законодателей»

II. Естественное право(Антифонт; Гиппий; Алкидан; Ликофрон)- противопоставляют позитивному праву естественное. Антифонт: «по природе мы во всём рождены подобными, и варвары и эллины»; Алкидан: «Природа никого не создала рабом»; Ликофрон: «по правде же благородные и неблагородные друг от друга не отличаются»; Гиппий: «закон же- тиран над людьми- принуждает ко многому, что противно природе».

III. Социологическая школа(Фрасимах; Калликл)- критика позитивного права сопровождается объяснение социального назначения этого права. Фрасимах: «устанавливает же законы всякая власть в свою пользу….во всех гос-вах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти»; Калликл: «законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы»( тем, кого большинство). В силу же естественного права- должен выиграть сильнейший- это апологет тирании.

Заслуги софистов:

- до этого закон понимался как воля богов, теперь же светское понимание закона.

- деление права на естественное(физис) и позитивное, условное(номос). С нравственной т.з. физис выше номоса.

- основоположники теории прав человека. Аксиома- равенство людей.

2.Учение Платона о государстве и законах.

Характеристика времени: Войны между двумя союзами, которые возглавляли Афины, а другой- Спарта. В полисах обострилась борьба между сторонниками аристократии и демократии. Кризис полисного строя- частая смена гос строя. Многие начали конструировать модели идеальных гос-в, пытаясь найти решение. Кроме того, для Платона важна идея идеального гос-ва т.к. он пережил несправедливость в казни Сократа.

Платон: 427-347 г до н.э. Настоящее имя- Аристокл. Мыслитель, спортсмен. Ученик Сократа и учитель Аристотеля. До встреч с Сократом увлекался с поэзией, но потом всё сжёг. Создал «Академию»- первый университет.

Работы: «Государство»; «Политик»; «Законы».

Логическое и этическое основание учения: объективный идеализм. Существует 2 мира:

· Мир вещей(познаётся чувствами и доступен каждому)

· Мир идей(познаётся разумом и доступен избранным-философам). Идеи- первообразы вещей; знание идей=истина. Они вечны и неизменны. Ех: сумма углов треугольника всегда равна 180; идеальная лошадь всегда будет стоять на 4х ногах, даже если все лошади в чувственном мире охромеют. Идеальное гос-во есть в мире идей.

Миф о пещере: люди сидят в пещере, в оковах. Есть в пещере просвет и там, далеко, далеко- огонь. Узники сидят спиной к этому огню. Есть ещё стена, за которой люди носят разные вещи, которые поднимаются за стеной(узники к этому всему спиной). Эти вещи из мира идей отбрасывают тени, которые видят узники, для них- тень есть истина. Но если освободить узника и заставить его смотреть на сами предметы- ему будет трудно, он будет не верить, а если посмотрит на свет- побежит назад к теням. Т.е.- познание это труд. Только философы способны познавать истину, а др. люди- нет. Поэтому гос-вом должны править философы.

 

Сущность человека – его душа. Структура:

Начала Добродетели(соответствуют началам). Если представить гос-во как большую душу.
  Разумное(бессмертное) Мудрость Философы
  Яростное(бренное) Мужество Воины
  Вожделеющее(бренное) умеренность Ремесленники, земледельцы.

«мы лепим в нашем воображении гос-во счастливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоёв населения». Гармония- когда разумное преобладает над остальными. Справедливость в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом.

Первый проект идеального гос-ва(«Гос-во»):

3 сословия(см выше). Править должны философы- почему?-потому:

- править должны те, кто презрительно относится к замещению гос должностей- философы.

- Миф: при рождении людей боги подмешали в их души разные металы(1- AU; 2-AG;3-FE и CU). Поскольку в душах философов божественное золото, они не нуждаются в золоте человеческом.

- философы способны постигать истинное добро и справедливость=> в идеальном гос-ве не нужно законов. Мудрость правителя заменяет писанный закон. «Таким записанным на бумаге законам не будут ни подчиняться, ни охранять их».

Организация жизни:

3е сословие вообще не участвует в управлении гос-вом. Переход из 3его сословия в 1е и 2е- невозможен. Из 2го в 1е- допустим, но не желателен. 3е сословие безвозмездно обеспечивает 1е и 2е.

1 и 2е сословие- не имеет частной собственности; нет частной семьи- жёны и дети общие. Детей воспитывает гос-во. Семья и частная собственность- основа эгоизма и угроза общему благу.

Концепция перехода к идеальному гос-ву:

Ставка на выдающихся гос деятелей, которые являются философскими натурами[5]: «между тем достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своём подчинении гос-во, и человек совершит всё то, чему теперь не верят».

Классификация испорченных форм госправления (зависит от удалённости от идеала):

1. Тимократия- правление военных=>бесконечные войны.

2. Олигархия- правление не многих богатых(не всегда умных)=> вражда богатых и бедных.

3. Демократия- правление народа=> предельная свобода, замещение гос должностей по жребию=> низкая квалификация правителей+ популизм+ неисполнение решений.

4. Тирания- власть одного- худшего, окруженного толпой негодяев.

Источник смены форм гос-ва- «порча человеческих нравов».

Классификация форм гос-ва по работе «Политик»:

Критерий-кол-во правящих и их отношение к законам, как средству управления:

с опорой на законы Без опоры на законы Кол-во
  Монархия Тирания Одного
  Аристократия Олигархия Некоторых
  Демократия Демократия[6] Многих

 

Идеал: правление одного, независимо от опоры на закон или с ней. Главное- царь должен обладать искусством управления, уметь судить и повелевать- «будет уже не важно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты».

Второй проект идеального гос-ва: воплощение добродетели умеренности[7]. Идеал- смешанное гос-во двух противоположностей- монархии(персидская модель- много власти, но мало свободы) и демократии(афинская- много свободы, но мало власти). Либо власть монарха ограничена свободами граждан; либо власть народа ограничена рамками.

Признаки:

1. Граждане: 5040. Делится на 59 последовательных делителей. Только землевладельцы. В состав граждан не входят ремесленники и торговцы.

2. Классы: 4, в зависимости от кол-ва имущества. (4 мину для 1 класса, 3 мину для второго класса, 2 мины для третьего и 1 для четвертого). Размер движимого имущ-ва 1го не превышает размер движ имущ 4го более чем в 4 раза. Переход из одного класса в другое- возможен.

3. Собственность на землю: есть гос собственность на землю, но владение землёй-частное.

4. Ограничения собственности: запрет ростовщичества; запрет закладывать вещи; запрет получать приданное.

5. Гармония общественного и частного интереса: ограничение движимой собственности и передача f воспитания детей гос-ву.

6. Управление:

1) Монархический компонент- коллегия 37 стражей закона. Охрана законов; хранение записей об имуществе, которое превышает норму; суд f по частному обвинению в корыстном приобретении имущ, превышающему норму.

2) Демократический компонент: Совет из 360 человек(работает секциями по 30 чел в теч 1 месяца)- созыв очередных и внеочередных народных собраний. Народное собрание- посещение обязательно под угрозой штрафа для 1го и 2го класса.

3) Ночной Совет- верховная власть в гос-ве.- 10 чел, старые люди, никому не подконтрольны[8].

Всё правление основано на законах.

Для перехода к идеалу - нужно идти от тирании, ибо тиран может и хорошее сделать и плохое.

ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ(«Законы»):

Сначала Платон критикует юристов и законы, т.к. законы не могут предусмотреть все нюансы, это абстракция. Поэтому правят философы или правители, кот обладают искусством управления.

Во втором проекте уже более высокая ценность законов.

- Законодательное искусство: способность «определить, что именно и в каком размере можно назвать умеренным: иначе не думай, что подобное твоё слово станет законом»

- законы должны устанавливаться ради общего блага всего гос-ва в целом.

- «там же где закон- владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение гос-ва и все блага какие могут даровать гос-вам боги».

- вопрос законодательного приоритета- первооснова гос-ва- рождение детей=> самые значимые законы- о браке.

Заслуги Платона:

- 2 проекта идеального гос-ва. Влияние на средневековье. Поппер- Платон- тоталитарист.

- первый коммунист. Влияние на утопических социалистов.

- 2 концепции перехода к идеальному гос-ву

- критика демократии

3.Политическое и правовое учение Аристотеля.

Характеристика времени: кризис полисного строя продолжается. Разорение крестьян, переселение их в города; рост числа бедняков; развитие ростовщичества. Клевета на богатых; чернь посещает Нар Собрание за плату; Собранием управляют демагоги. Деятельность Александра Македонского.

Аристотель: 384-322 до н.э. С 17-37 учится в Академии Платона. С 343- учитель Македонского. В 336- основал в Афинах Лицей, читал лекции прохаживаясь по парку- перипатетики(греч-прохаживаюсь). Основатель многих наук- ботаника, логика, политика.

Работы: основная- «Политика», использовал описания 158 конституций полисов. Не форма диалога- форма монографии. «Никомахова этика».

Логическое и этическое основание учения: «Платон мне друг, но истина дороже». Если Платон говорил, что идеи предшествуют вещам, то Аристотель говорит- что вещь есть единство материи и формы(идеи не вне вещей, а в них- как форма). Какую бы форму не имела вещь, она, в тоже время составляет возможность новой формы, и эти формы образуют иерархию.

Сущность человека: душа. Структура души:

1) Разумное начало- приоритетно. Разум определяет средний путь- путь добродетели. Он должен сдерживать волевые аффекты. Добродетель- «середина между крайностями». Ех: мужество- среднее между безрассудностью и трусостью; щедрость- между жадностью и расточительностью и т.д.

2) Волевое начало

Справедливость- добродетель в которой отражены все остальные. 2 вида:

1. распределяющая- критерий- достоинство. Благ д.б. больше у тех кто достоин(общ положение, почёт, власть и т.д.)

2. уравнивающая- критерий- равенство всех людей- достоинство не важно.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ:

Гос-во- высшая форма человеческого общения, т.к. человек- животное политическое[9]. Вне гос-ва могут жить «либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверх-человек…либо животное, либо божество»

«Гос-во- сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни». Главное не территория, не защита от обид, а достижение благой жизни, счастья.

Классификация гос-в: Критерии: по кол-ву правящих и по их отношению к общ благу.

  Правильное Неправильное
  Кол-во Правят в интересах
    Общего блага Своего блага
  один Монархия Тирания
  Несколько Аристократия Олигархия
  Все Полития Демократия[10]

Идеал: полития- из сочетания олигархии и демократии.

1) Основа- средний класс, они преобладают. Бедные и богатые не могут объединиться чтобы выступить против них= устойчивость.

2) Цензовая демократия. Власть у «воинов, которые вооружаются за собственный счёт»

3) Преобладает частная собственность на землю средних размеров, хотя есть и гос собственность.

4) Совместные трапезы для обеспечения солидарности(сиситии)

5) Самодостаточное число граждан- нужно чтоб граждане знали друг друга

6) Женщины, рабы, ремесленники, торговцы- не граждане.

7) Полис с обозримой и легко защищаемой территорией.

8) Умеренный климат- Греция

9) Особый характер граждан- умеренный(и ум как у азиатов и мужество как у северян)- только греки.

10) Соотношение возраста и занимаемой должности. С возрастом ум размягчается.

- военное дело- юность

- законосовещательное- зрелость

- жреческое- старость(совещательная)

Есть очерёдность замещения должностей= никаких обид.

Концепция тождества и правопреемства государств:

Когда то или иное действие должно признаваться действием гос-ва, а когда- нет? Государство тождественно самому себе лишь при сохранении той же самой формы правления. Ех: если обязат приняло на себя демократическое гос-во- это обязательства гос-ва с демократической формой правления. Что делать если сменилась форма правления- хз («это вопрос иного порядка»).

ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ:

Аналогия человеческой души с правом. «Закон- это уравновешенный разум». Право- мерило справедливости. «человек живущий вне закона и права- наихудший из всех». Оправдание правового принуждения: «большинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку и страху перед наказанием, чем чести».

Классификация видов права:

1) Позитивное право- изменчивые человеческие постановления, м.б. писанными и неписанными(обычай).

2) Естественное право- неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя. Действует повсеместно.

Естеств право предписывает разделение людей на рождённых повелевать и повиноваться; оправдывает рабство(и полезно и справедливо); господство мужа над женой.

Взаимодействие естественного и позитивного права: «естественное право вступает в силу тогда, когда молчит право установленное людьми». Нет противопоставления естеств и позитив права.

ЗАСЛУГИ:

- критерий справедливой формы гос-ва- общее благо

- вместо диалогов- трактат

- начало полит науки и преподавания государствоведения.

4.Учение Полибия о формах государства.

Характеристика времени: греческие полисы утратили независимость. Римскую верхушку беспокоило влияние греков на молодежь- философия и риторика уводила от военной доблести. Гонения на греческих философов и риториков.

Полибий: ок 200- 120 до н.э. Грек. Историк. Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков(300 выжило). Получил покровительство патриция Сципиона- оказался в центре полит жизни.

Работы: «Всеобщая история» в 40 книгах-главах. 6я глава- полит теории посвящена.

Логическое основание учения:

Историзм. 2 принципа исторической науки:

1. всеобщность- синхронное изложение событий на Западе и Востоке.

2. прагматичность- приносить пользу=> военная и политическая.

Стоицизм. – идея о циклическом развитии мира.

Политическое учение:

I. Классификация форм гос правления:

Кол-во правящих Правильные формы Неправильные формы
  Один Монархия. Добровольная поддержка подданых Тирания. Устан силой. Страх перед правителем.
  Немногие Аристократия. На выборной основе- справедливые и разумные правители. Олигархия. Отсутствует выборность. Своекорыстие.
  Большинство Демократия. Уважение к законам, богам, родителям, старшим. Охлократия. Власть черни при господстве демагогов. Без уважения к законам.[11]

II. Концепция круговорота форм гос правления:

 

Первонач го-во возникает в силу стремления людей защитить себя- власть вождя(промежуточный этап). Превращается в базелею(монархия). Цикл- вырождение. После охлократии- царь или тиран. Начиная с тирании- каждая последующая форма строится на историческом опыте, ех: больше не вверяют власть одному.

Время которое отделяет одну форму от другой: величина- поколение[12].

- от базелеи к тирании- несколько поколений(3)

- от аристократии к олигархии- одно поколение

- от демократии к охлократии- 3 поколения.

III. Идеальное гос-во:

Задача- избежать действия закона циклов. Нужно соединить 3 правильные формы в одну=> идеальная смешанная форма. Воплощение: Римская Республика:

- монархия- власть консулов

- аристократия- власть Сената[13]

- демократия- власть народного Собрания

«На самом деле и римское гос-во неизбежно придет в упадок»

Заслуги:

- идеализирование смешанной формы(Цицерон; Мор; Макиавелли возьмут)

- расширил спектр полит исследований. Новый объект- Рим

- заложил основы исследования полит процесса как закономерного.

5. Политическое и правовое учение Цицерона.

Характеристика времени: Заканчивает существование республиканский Рим. Восстания рабов(в т.ч. Спартака); заговоры против Республики. «O tempora! O mores!» [14] . После завоевания Греции- сильное влияние на взгляды римских мыслителей.

Цицерон: 106-43 до н.э. Гос деятель, юрист, оратор. Закончил Академию Платона. Будучи консулом подавлял заговор Каттилины- титул «отец отечества».По настоянию Октавиана Цезаря- его казнят в период триумвирата.

Работы: «О государстве»; «О законах»; «Об обязанностях»- в форме диалогов.

Логическое основание учения: Влияние Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков. Его многие считают электиком, хотя он часто полемизировал со своими героями. Был не только философом но гос деятелем- осмысление опыта гос чиновника.

Политическое учение:

Понятие гос-ва: юридическое понимание. «Гос-во(res publica) есть достояние народа(res popoli), а народ- не любое соединение людей, собранных вместе…, а соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права(jusis consensus) и общностью интересов(utilitatis communione).

«Да и что такое гос- во, как не общий правопорядок?»

Принцип юр(формального) равенства граждан: уравнять имущ никто не согласится, в интеллектуальном отношении мы тоже разные, а равными нас могут сделать одинаковые законы(права гр д.б. одинаковыми).

Классификация форм гос правления:

Правление:
одного нескольких Всех
Царская власть Власть оптиматов Народная власть
Недостатки
«Все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия законов». Простой народ отстранён от власти и не имеет свободы. Несправедливо само равенство.
Стремятся к вырождению в дурные гос-ва.
Тирания Олигархия Произвол толпы(Афины)

Дурные гос-ва считать гос-вами вообще не стоит, ибо нет jusis consensus.

Лучшая форма гос правления: смешанная. Пример: римская республика(как у Полибия). Но задача здесь не достижение устойчивости, а идея справедливости. Может существовать вечно.

 

Гос деятель должен обладать основами права. Важна офиц.запись и хранение законов – это обязанность цензоров. Гос.власть- испытание- «бол-во людей охватывает амнезия в отношение справедливости, стоит им поддаться к стремлению полит власти, магистратурам, славе».

Правовое учение Цицерона:\

Вслед за стоиками: «закон есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что следует совершать и запрещающий противоположное»

- Естественный закон(vera lex)- истинный закон- «это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая». Справедлив[15]. Неписан. Возникает раньше чем какой-либо(врождённый). Отменить его полностью невозможно «ни постановлением Сената, ни постановлением народа».

- Критическое противопоставление vera lex и позитивного права- естественный закон выше. «Если бы права устанавливались только повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы эти права могли получить одобрение голосованием или решением толпы». Несправедливый закон не создает право. Ех: законы 30 афинских тиранов; Закон 82г Суллы- право казнить любого без слушания в суде.

Издержки позитивного права- Сумма юс, сумма инюрие. Высшее право это высшая несправедливость- буквальное толкование права может привести к несправедливому результату. Ex: 2 полководца заключили договор о перемирии на 30 дней. Один все равно продолжал вести военные действия (на 30 дней, но не 30 ночей).

Заслуги: соединил греческую и римскую полит-правовую культуру. Юр понятие гос-ва. Естественное право приобрело практическое значение.

6. Римские юристы о праве и его видах.

Характеристика времени: 3 век до н.э.- 3 век н.э. правоведение зародилось в недрах коллегии жрецов(collegium pontificum)=> отправление права сначала представляло собой культ основанный на магических формулах. В начале III века до н.э. обнародован свод религиозных и правовых формул- начало светской юриспруденции.

III в до н.э.- римские юристы стали играть заметную роль. Консультационная деят по разрешению правовых споров по 3м направлениям:

1) отвечали на юр вопросы для частных лиц

2) сообщали нужные формулы и помогали при заключении сделок

3) сообщали формулы для ведения дел в суде.

Пользовались уважением: в республиканский период гарантированно занимали выборные должности; в имперский- придворные должности. Со 2го века- традиция создания при императоре консилиума из выдающихся юристов.

Шершеневич: Уникальность Рима в том, что это единственное гос-во, где самым большим почетом пользовались юристы и полководцы. Весь интерес был сосредоточен на внешней политике и правовом порядке. Если в др Греции дети учили стихи Гомера, то в Риме учили 12 таблиц. Римский судья не мог отказать или не согласиться с мнением римского юриста. Авторитет для судьи.

В процессе консультаций- необходимо интерпретировать право(толкование). Сложности:

1) Многие нормы не были представлены в зак-ве.

2) Много источников права. (Закон 12 таблиц, обычное прав, зак-во народных собраний, сенатусконсульты, эдикты магистратов, конституции императоров).

Толкование требует общую культур- ей стала греческая культура.

Представители: 5 великих(2й-3й века)+ Цельс(2век); Помпоний(2 век).

Логическое основание правовых взглядов: стоицизм-не человек в империи, а человек в мире, космпополитизм и индивидуализм; «Живи сообразно с природой вещей»; единственный источник права- природа, а единственное право- естественное=> преклонение перед справедливостью. Ульпиан: «нас называют жрецами, ибо мы заботимся о правосудии. Понятие доброго и справедливого, отделяем справедливое от несправедливого, стремясь к философии истинной, а не мнимой». Толковали прав нормы в духе их соответствия справедливости.

Определение права: общее- определяли право через справедливость.

Цельс: «право есть искусство добра и справедливости»

Ульпиан: «слово jus получило своё название от justitia(правда, справедливость)»

Павел: «право означает то, что всегда является справедливым, каково естественное право».

Классификация видов права:

Гай:

1) jus civile- «то право, которое каждый народ установил сам для себя, является его собственным»

2) jus gentium- «право, которое установил естественный разум среди всех людей, соблюдается одинаково у всех народов… правом которым пользуются все народы».

Ульпиан: критерий- благо, которое защищено правом.

1) jus publicum- «..относится к положению Римского гос-ва»

2) jus privatum- «..к пользе отдельных лиц»

Виды jus privatum:

1. Естественное право(jus naturale)- общее для всех живых существ право присущее не только человеку, но и всем животным на земле, на море и птицам. Ех: все рождаются свободными; заключаются браки; воспитываются дети.

2. Право народов- право которым пользуются все народы. Общее только для людей. Ех: правила войны; общее для всех море; неприкосновенность послов; деление на свободных и рабов.

3. Цивильное право- естественное право и право народов адаптированное к потребностям римских граждан. Ех: право частной собственности и семейное право.

Ответы(responsa) римских юристов как источник права:

Помпоний: «право не может существовать в отсутствии правоведов, посредством которых оно м.б. ежедневно подвигаться к совершенству ».

Гай- ответы юристов являются источниками права в силу признания императорской властью их значимости. Начинаяс Августа принцепсы стали давать известным юристам полномочия давать заключения по конкретным суд делам- они были обязательны, опираясь на авторитет принцепсов.

Заслуга римских юристов: Кодекс Юстиниана(534г)- Corpus Juris Civilis; рецепсия римского права.

7. Политическое учение Аврелия Августина.

Характеристика времени: Христианство- отказ от стремления к богатству и постам- спасение души. Положительное отношение к труду. Христианские общины. Осуждение римской действительности. Рим – блудница Вавилонская. Нерон – зверь, гонитель христиан. Из-за отторжения римской действительности были преследования ранних христиан. Далее взгляды менялись, ранние христиане готовы были проявить лояльность к идеям гос-ва. «воздай кесарю кесарево, а Богу Божие». Дальше можно найти не просто идею лояльности, а покорности властям. Апостол Павел в послании к римлянам: «всякая душа да будет покорна высшим властям ибо нет власти не от Бога». Христ-во было признано религией, которая могла существовать наряду с другими религиями, 313 Миланский эдикт 2 императоров. Начиная с IV века христианство в Римской Империи становится гос религией. Кризис империи- 395 г раздел на Западную и Восточную империю. 410- разграбление Рима вестготами. Смена античных, языческих представлений о гос-ве. Мир уже не естественен, а сотворён Богом. Он не вечен, он обладает историей.

С принятием в качестве гос религии- 2 проблемы:

1) Отношение к еретикам, к инакомыслящим и каково место гос-ва, должно ли оно помогать еретикам или это дело церкви?

2) Соотношение светской и духовной власти.

В восточной римской империи все было просто- Юстиниан провозгласил себя главой церкви, он же глава гос-ва, а с западной римской империей не произошло подчинение церкви светской власти.

Новое понимание равенства- все мы равны в отношении к Богу. Христианство признает право на бессмертие (спасение души).- спасение тем, кто верит в истинного Бога.

Августин Блаженный: 354-430 г н.э. Родом из Алжира. Преподавал риторику в Милане в 30 лет. В 33 года он принимает христ-во, до этого был язычником, мама переживала, потому что была христианкой, папа язычником. Потом епископ города Гипона.

Работы: Автор более 100 книг. «Исповедь»; «О жизни блаженной»; Трактат «О граде Божьем»- повод к написанию- в начале 5 века Рим за неск дней взят варварами во главе с Алларихом. Христианство обвиняют в падении Рима. Августин решил это опровергнуть. Раньше, когда Рим побеждал он просто не знал о божьем покровительстве.

Логическое основание учения: влияние Платона, неоплатоников, Цицерона. У Платона взял теорию вечных идей- вечные идеи существовали в сознании Бога. У неоплатоников взял мысль, что всё бытие имеет божественную природу.

Теоцентрическая картина мира: В центре мироздания – Бог. История человечества- это осущ божественных предначертаний. Цель человечества- достижение града Божьего. В нём невозможно грешить, там будет вечный мир, тем не будет зла, там будет нескончаемый досуг и не будет труда, вызываемого нуждой. Зло это отсутствие добра. Исторический процесс имеет не цикличный, а линейный характер.

Сущность человека:

1) До грехопадения- невинное существо

2) после грехопадения- «смертное, невежественное и подчинённое плоти » существо.

После грехопадения весь человеческий род пошёл навстречу гибели, но Бог решил некоторых спасти от неё.

Человечество делится:

1) тех, кого ожидает гибель.

2) тех, кого ожидает спасение.

Политическое учение(«О Граде Божьем»):

Происхождение гос-ва:

Гос-во- следствие греховной природы человека. Адам и Ева родили Авеля и Каина. Каин убил Авеля= Ромул убил Рема; Каин построил город=Ромул основал Рим. Создатели гос-ва- братоубийцы.

Сущность гос-ва:

Различает 2 града: град Божий и град земной. Критерий- любовь. Есть любовь к Богу и любовь к себе- если более любим Бога- принадлежим к граду Божьему.

Предлагает критерий Amor, выделяет 2 вида любви: любовь к Богу и любовь к самому себе. Если любим больше Бога, тот мы принадлежим к граду Божьему, и наоборот.

Цель гос-ва:

1. средство наказания за первородный грех.

2. средство для предотвращения новых грехов.(защита от внешней угрозы+правопорядок)

Государство- система господства одних людей над другими. Осуждение государства строится на основе его противоположности Божьему Царству, но гос-во может стать его подобием, тенью. Аналогия с Божьим царством облагораживает земное гос-во: «ибо не ради самого себя оно учреждено, а как предтеча и для обозначения своего первообраза».

Критика античных философов:

Философы: Августин
Платон и Аристотель- цель гос-ва- достижение людьми счастья и блага. В правильном гос-ве человек может испытать лишь отблеск счастья- то что называет счастьем толпа.
Аристотель- человек существо политическое и должен жить в гос-ве. Гос-во- промежуточный момент человеческого поломничества на земле. Его могло бы и не быть, еслиб не грех Адама. Это средство выживания в этом греховном мире, институт условно необходимый.
Цицерон- правовое соглашение, в гос-ве д.б. земная справедливость «истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель которой- Христос»

Классификация гос-в:

1) Несправедливое гос-во- подобно шайке разбойников. «А гос-во без справедливости, что это, если не большая шайка разбойников, а большая шайка разбойников что это, если не гос-во в миниатюре? [16] »«и они также представляют собой общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону» - когда шайка разрастается она становится гос-вом. Притча- К М



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: