Политическое учение Гоббса.




Характеристика времени: Славная Революция 1640 г. Казнь Карла I. Республика возникает в Англии. Диктатура Кромвеля, реставрация Стюарта. Интенсивное развитие естествознания, материалистическая философия- механистическая картина мира.

Томас Гоббс: 1588-1679. Англ.полит.правовой мыслитель, теоретик «сильного» гос-ва. Родился в Веспорте на юге Ан­глии (по другим сведениям — в Мальмеберге). Мать — кре­стьянка, отец — священник. Еще в школе овладел латинс­ким и греческим языками; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфордского университета, который закончил спустя пять лет, получив степень бакалавра искусств. Стал воспитателем сына одного из английских баронов, что по­зволило ему путешествовать по другим европейским стра­нам (Франция, Италия). В 1613 г. Гоббс стал секретарем у Френсиса Бэкона — философа и высокопоставленного по­литика; в 1646 г. преподавал математику будущему королю Карлу II, проживающему во время правления Кромвеля в Париже.

Работы: «О гражданине» (1642); «Левиа­фан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Эти сочинения были внесены в «Индекс запрещенных книг».

Логическое основание: Материализм- человек- тело в мире тел. Не только как физ тело, но и как часть гос тела- человек и гражданин.

Политическое учение:

Теория договорного происхождения гос-ва:

Происхождение гос-ва нельзя понять без выяснения причин чел поступков, которые привели к его созданию. Гос-во- это механизм подобный часам, оба механизма возможно понять имея представление о функционировании их отдельных частей.

Человек:

1) догосударственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis)- действует как физ тело и руководствуется естественным правом. Естественное право — это «свобода всякого чело­века использовать свои собственные силы по своему ус­мотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению явля­ется наиболее подходящим для этого средством». Естественное право- та сила, какой обладают социальные атомы(чел индивиды).

Естественное состояние — это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes); состояние по­стоянного страха за свою жизнь.

Людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) — неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) — «найденное разумом общее правило, со­гласно которому человеку запрещается делать то, что па­губно для его жизни или что лишает его средств к ее сохра­нению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

Различает три фундаментальных естественных закона.

1. Закон как цель: «следует искать мира и следовать ему».

2. Закон как средство: «в случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и са­мозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у дру­гих людей по отношению к себе». Отказаться от права на
все вещи означает для Гоббса «упразднить общность иму­щества» и установить право собственности, отсутствие ко­торого в естественном состоянии — причина «войны всех против всех».

3. Закон как долг: «люди должны выполнять заключен­ные ими соглашения, без чего соглашения не имеют ника­кого значения» (pacta sunt servanda).

Все естеств законы- моральные законы. Чтобы они выполнялись всеми нужна общая власть. Чтобы её уста­новить- нужно чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, ко­торые явились бы представителями их лица». Каждый до­веряет носителю общей власти делать все, чтобы обеспе­чить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: «Это больше, чем согласие или еди­нодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым че­ловеком с каждым другим...».«Если это свершилось, то множество людей, объединенных таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни civitas. Таково рождение Левиафана... того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитой».

2) граж­данское, состояние (status civilis).

Государство:

Назначение-обеспеч общие мир и безопасность.

Определение- «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.

Концепция непризнания за индивидами права на сопротивление гос власти:

Гоббс считает, что люди не сохраняют за собой это право. Аргументы:

1) Общ.договор представляет из себя не сумму отдельных договоров, а это договор о подчинении суверену(общий). Суверен не мб неправым, не может нарушить договор.

2) Давайте представим, что сохраняем право на сопротивление, тогда получим хаос, первоначальное общество. Получим то, что у циклопов. Людям свойственен обман зрения. Всякий новый налог рассматривается как угроза независимости, свободе. Забывают, что гос-во обеспечивает мир и безопасность, поэтому гос-во есть меньшее зло, чем его отсутствие.

Концецпия гос-ва Левиафана:

Гос-во- искусственный человек огромных размеров- Левиафан. Тело этого Левиафана покрыто чешуйками- символ граждан гос-ва. В руках у него- символы гос власти.

Аналогия между Гос-вом как человеком и человеком:

- верховная власть=душа

- магистраты- суставы

- награда и наказание= нервы

- благосостояние и богатство частных лиц= сила

- безопасность народа= занятие

- справедливость и законы= воля и разум

- гражданский мир= здоровье

- смута= болезнь

- гражданская война= смерть.

Власть гос-ва-Левиафана не подчиняется никаким гражд законам. «Власть моя, а не истина создаёт закон» Закон- приказ гос-ва. Предтеча юр позитивизма.

Классификация форм правления: Критерий- кому принадлежит суверенитет.

У кого суверенитет Форма Недостатки
  Один чел Монархия Власть м.б. у несовершеннолетнего или того, кто не различает добро и зло.
  Собрание части граждан Аристократия Много фаворитов и родственников- они им покровительствуют
  Собрание всех, кто хочет участвовать Демократия В отношении войны и мира и принятия законов: «в таком же положении, как если бы верховная власть находилась в руках малолетнего»

Тирания и олигархия- лишь выражение порицания данным формам.

Идеала нет, у всех недостатки, но есть предпочтительная форма- абсолютная монархия, которая наиболее эффективно водворяет безопасность и мир. «Богатство, сила и слава монарха обуслов­лены богатством, силой и славой его подданных».

Критика разделения властей:

- не былоб разделения властей- разногласия не привели бы к гражд войне

- гос-во разделённое в самом себе не может сохраниться.

Концепция понимания права у Гоббса:

Предтеча школы юридического позитивизма. «Нет на земле подобного ему» (о левиофане говорится). (гос-во это смертный Бог, поэтому на него можно роптать с таким же успехом, как Иов роптал на Бога, ибо они оба (Бог и гос-во) стоят над правом). Власть моя, а не истина создает закон (слова левиофана)». Закон это приказ гос-ва.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: