Характеристика времени: Славная Революция 1640 г. Казнь Карла I. Республика возникает в Англии. Диктатура Кромвеля, реставрация Стюарта. Интенсивное развитие естествознания, материалистическая философия- механистическая картина мира.
Томас Гоббс: 1588-1679. Англ.полит.правовой мыслитель, теоретик «сильного» гос-ва. Родился в Веспорте на юге Англии (по другим сведениям — в Мальмеберге). Мать — крестьянка, отец — священник. Еще в школе овладел латинским и греческим языками; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфордского университета, который закончил спустя пять лет, получив степень бакалавра искусств. Стал воспитателем сына одного из английских баронов, что позволило ему путешествовать по другим европейским странам (Франция, Италия). В 1613 г. Гоббс стал секретарем у Френсиса Бэкона — философа и высокопоставленного политика; в 1646 г. преподавал математику будущему королю Карлу II, проживающему во время правления Кромвеля в Париже.
Работы: «О гражданине» (1642); «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Эти сочинения были внесены в «Индекс запрещенных книг».
Логическое основание: Материализм- человек- тело в мире тел. Не только как физ тело, но и как часть гос тела- человек и гражданин.
Политическое учение:
Теория договорного происхождения гос-ва:
Происхождение гос-ва нельзя понять без выяснения причин чел поступков, которые привели к его созданию. Гос-во- это механизм подобный часам, оба механизма возможно понять имея представление о функционировании их отдельных частей.
Человек:
1) догосударственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis)- действует как физ тело и руководствуется естественным правом. Естественное право — это «свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством». Естественное право- та сила, какой обладают социальные атомы(чел индивиды).
|
Естественное состояние — это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes); состояние постоянного страха за свою жизнь.
Людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) — неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) — «найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».
Различает три фундаментальных естественных закона.
1. Закон как цель: «следует искать мира и следовать ему».
2. Закон как средство: «в случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе». Отказаться от права на
все вещи означает для Гоббса «упразднить общность имущества» и установить право собственности, отсутствие которого в естественном состоянии — причина «войны всех против всех».
|
3. Закон как долг: «люди должны выполнять заключенные ими соглашения, без чего соглашения не имеют никакого значения» (pacta sunt servanda).
Все естеств законы- моральные законы. Чтобы они выполнялись всеми нужна общая власть. Чтобы её установить- нужно чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы представителями их лица». Каждый доверяет носителю общей власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: «Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим...».«Если это свершилось, то множество людей, объединенных таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни civitas. Таково рождение Левиафана... того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитой».
2) гражданское, состояние (status civilis).
Государство:
Назначение-обеспеч общие мир и безопасность.
Определение- «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.
Концепция непризнания за индивидами права на сопротивление гос власти:
Гоббс считает, что люди не сохраняют за собой это право. Аргументы:
1) Общ.договор представляет из себя не сумму отдельных договоров, а это договор о подчинении суверену(общий). Суверен не мб неправым, не может нарушить договор.
|
2) Давайте представим, что сохраняем право на сопротивление, тогда получим хаос, первоначальное общество. Получим то, что у циклопов. Людям свойственен обман зрения. Всякий новый налог рассматривается как угроза независимости, свободе. Забывают, что гос-во обеспечивает мир и безопасность, поэтому гос-во есть меньшее зло, чем его отсутствие.
Концецпия гос-ва Левиафана:
Гос-во- искусственный человек огромных размеров- Левиафан. Тело этого Левиафана покрыто чешуйками- символ граждан гос-ва. В руках у него- символы гос власти.
Аналогия между Гос-вом как человеком и человеком:
- верховная власть=душа
- магистраты- суставы
- награда и наказание= нервы
- благосостояние и богатство частных лиц= сила
- безопасность народа= занятие
- справедливость и законы= воля и разум
- гражданский мир= здоровье
- смута= болезнь
- гражданская война= смерть.
Власть гос-ва-Левиафана не подчиняется никаким гражд законам. «Власть моя, а не истина создаёт закон» Закон- приказ гос-ва. Предтеча юр позитивизма.
Классификация форм правления: Критерий- кому принадлежит суверенитет.
№ | У кого суверенитет | Форма | Недостатки |
Один чел | Монархия | Власть м.б. у несовершеннолетнего или того, кто не различает добро и зло. | |
Собрание части граждан | Аристократия | Много фаворитов и родственников- они им покровительствуют | |
Собрание всех, кто хочет участвовать | Демократия | В отношении войны и мира и принятия законов: «в таком же положении, как если бы верховная власть находилась в руках малолетнего» |
Тирания и олигархия- лишь выражение порицания данным формам.
Идеала нет, у всех недостатки, но есть предпочтительная форма- абсолютная монархия, которая наиболее эффективно водворяет безопасность и мир. «Богатство, сила и слава монарха обусловлены богатством, силой и славой его подданных».
Критика разделения властей:
- не былоб разделения властей- разногласия не привели бы к гражд войне
- гос-во разделённое в самом себе не может сохраниться.
Концепция понимания права у Гоббса:
Предтеча школы юридического позитивизма. «Нет на земле подобного ему» (о левиофане говорится). (гос-во это смертный Бог, поэтому на него можно роптать с таким же успехом, как Иов роптал на Бога, ибо они оба (Бог и гос-во) стоят над правом). Власть моя, а не истина создает закон (слова левиофана)». Закон это приказ гос-ва.