Проблемы государства и права в книге Томаса Мора «Утопия».




Характеристика времени: война Белой и Алой Розы, привела к тяжелым соц последствиям- уничтожение норманнской знати. Династия Тюдоров- становление абсолютизма. Становление капитализма. Замена хлебопашества овцеводством (посколь­ку более выгодным стал сбыт шерсти, а не хлеба), привела к массовому изгнанию крестьян с насиженных мест. В стране усилилось бродяжничество, возросло число пре­ступлений.

Томас Мор: 1478- 1535. Полит мыслитель, гуманист, гос деятель(лорд-канцлер- первое светское лицо на этой должности.). Родился в семье потомственных горожан г. Лондона, папа- кор.судья. Учился 2 года в Оксфорде, потом в нескольких юр.школах, работал адвокатом. Потом был членом парламента- в оппозиции к королю- Тауэр. Потом судья и шериф. Потом Лорд-канцлер. Конфликт между Мором и Генрихом 8. Появление англиканской церкви. Томас мор как католик должен был присягнуть королю, он отказался, был обвинен в гос.измене и был казнен. Католич.церковь причислила его к лику святых.

Работы: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве гос-ва и о новом его острове Утопии»(можно просто «Утопия»). В форме диалога с путешественником. Утопия – это 2 греч.слова в латинской транскрипции. 2 перевода: Либо это несуществующая страна, либо благословенная страна. Разговаривают Мор с приятелем и путешественник, который видел Утопию. Работа состоит из 2 частей. В первой части определяет что из себя представляет европ.гос-во, в частности английское. Потом про Утопию.

Логическое основание учения: влияние Платона и ранних христиан(критическое отношение к частной собственности и всеобщий обязательный труд. Гуманистические идеи эпохи Возрождения.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ:

Социальная детерменированность преступности:

В Англии шёл процесс «огораживания зе­мель»: крестьян сгоняли с земель, на которых они долгое время жили, а на их месте создавали пастбища для овец. Мор сказал, что это привело к бродяжничеству и росту преступности: «овцы... пожирают даже людей, опус­тошают и разоряют поля, дома, города».

В уг законодат Англии была установле­на одна и та же санкция за совершение как кражи, так и убийства, — смерть. Мор-гуманист=> это несправедливо: «нисколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо ничто из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью».

Тезис о соц детерменированности преступности: совершение некоторых преступлений м.б. обусловлено не только индиви­д особенностями преступников, но и несправед­ливым устройством общества: «Ни одно наказание не яв­ляется столь сильным, чтобы удержать от разбоев тех, у кого нет никакого иного способа, чтобы сыскать себе про­питание».

Понятие буржуазного гос-ва и буржуазного права:

Английское и др европ гос-ва: «заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах».

Законы этих гос-в: ухищрения установленные богатыми и позволяющие им использовать труд бедняков для всё большего обогащения.

Идеальное гос-во(Утопия):

Принципы:

1) коллективной собственности- уничтожение частной собственности. «Если же она останется у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот»

2) всеобщая обязательность труда- поскольку работают все- каждому достаточно работать не более 6 часов. Труд коллективен=> более производителен. Помощь города деревне- можно за три дня убрать урожай всем вместе и этого будет достаточно, чтобы обеспечить себя на весь год. + Земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе.

3) аскетический образ жизни- одинаковая одежда; из золота делают сосуды для нечистот и цепи для рабов. Рабство- можно т.к. это идеальное наказание(рабство- временно) и способ освобождения от неприятных работ.

4) централизованное распределение произведённой продукции- всё произведённое складируется. Распределение с учётом потребностей конкретной семьи. Денег нет. Внешняя торговля- монополия гос-ва.

Цель гос-ва:счастье жизни- избавить граждан от телесного рабства и дать им время для духовной свободы и просвещенья.

Форма гос устройства: федерация из 54 городов.

Форма гос правления: смешанная форма

I. Всеутопийский Сенат - высший орган. 162 чел(по 3от каждого города). Общие дела острова: перераспределение продуктов; перераспределение раб силы и т.д.

II. Народное Собрание в каждом городе- решает наиб важные дела города

III. Князь во главе каждого города- избирается филархами[18] города из кандидатов предложенных народом(4 кандидата; каждая 4я часть города даёт своего кандидата). Несменяем, если не становится тираном.

IV. Сенат города. - сюда входит князь и протофилархи[19]

Принимать решения помимо Сената или нар собрания- преступление.

Утопистское гос-во позволяет нам реализовать основные права человека. Это право на отсутствие нищеты. Регламентация всех сторон жизни: «для того чтобы 1 утопиец съездил в гости к другому, должен получить разрешение Филарха»

Правовое учение:

Законов в Утопии мало т.к. нет частной собственности и споров связанных с ней. Законы д.б. понятны всем. «...у утопийцев законоведом является вся­кий. Ведь... у них законов мало, и, кроме того, они призна­ют всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование»

Заслуга: Социалистическая теория. Проекты радикального изменения общ-ва. Мор повлиял на взгляды Ленина. Работа Ленина «О значении золота сейчас и после полной победы социализма», том.44. Когда мы победим в мировом масштабе, мы сделаем из золота общественно отхожие места на улицах нескольких самых больших городов мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: