Приведенный ниже текст – часть статьи, опубликованной в журнале «Грани медицины», весьма уважаемом альманахе исторических научных исследований. На мой взгляд, фундаментальная теория невропатологии Сперанского может быть связана со смертью Брюса Ли. Хоть и представлены в контексте повествования, научные основы, как и события, правдивы.
“ЛАБОРАНТ итальянского ученого доктора Санарелли в изумлении уставился на животных. Они были мертвы. Невозможно! Ведь это был безопасный эксперимент”.
Он в волнении поспешил к своему руководителю, чтобы сообщить невероятные результаты. Доктор Санарелли покачал головой. “Нам придется повторить эксперимент”.
Луиджи взял из клетки двух откормленных кроликов, и пока он гладил их шерсть, доктор Санарелли ловким и безболезненным движением ввел каждому из них неопасную дозу фильтрата микроорганизмов. Луиджи покормил животных, помыл с мылом руки, а затем отправился в ближайшее кафе, чтобы позавтракать со своим другом Пьетро, репортером из местной газеты.
Вечером по пути домой доктора Санарелли едва не сбил грузовик, настолько невнимательно он перебегал через улицу, спеша к газетчику, который крича размахивал вечерней газетой: “Идеальное убийство в лаборатории – доктор Санарелли травит кроликов без яда!”
В статье, которую доктор Санарелли обнаружил в продаже рядом со своей фотографией, вот что его поразило тем утром.
“Скромный итальянский ученый добился того, о чем даже видавшие виды авторы детективов не смели мечтать” – говорилось в сенсационной статье. “Отравление без яда” – идеальное убийство. Жертвами были всего лишь кролики, но обстоятельства эксперимента пугают. Доктор Санарелли ввел ряду животных безопасную дозу бактериального экстракта. На следующий день он ввел некоторым из них еще одно вещество, которые обычно не вызывает никаких симптомов. К его изумлению они серьезно заболели и умерли через несколько часов, в то время как подопытные животные, получившие всего одну инъекцию, остались невредимы. На настоящий момент этому феномену пока нет удовлетворительного объяснения.
|
Вскрытие не выявило никаких следов яда. Должно быть смерть наступила от ранее неизвестных загадочных реакций организма животных. Эксперты предполагают, что такой результат мог быть аналогичен той причине, что у пациентов-людей временами неожиданно вызывает серьезные клинические осложнения и сводит на нет все навыки медиков. Возможно Доктор Санарелли уже на пути к решению этой загадки”.
Злой как черт, ученый запихнул газету в карман пальто и поспешил в лабораторию, где бросил статью перед носом Луиджи и отругал его.
В течение следующих дней ассистент избегал профессора, но вскоре новые волнующие эксперименты заставили их обоих забыть об этом случае. Санарелли не ошибся. Более того, он обнаружил, что смертельная реакция не зависела от характерных особенностей примененного препарата; ее могли вызвать многочисленные микробы и вещества. Она не зависела от времени, потому что не возникала, если интервал между первой и второй инъекцией превышал 70 часов.
Странные эксперименты были опубликованы в научных журналах, но у лаборатории не было средств, чтобы продолжить работу в более широком масштабе. Однако, эти средства были доступны советскому ученому А.Д.Сперанскому.
|
В настоящее время Сперанский возглавляет Институт Экспериментальной Медицины в Москве, но значительная часть жизни этого ученого, который хочет произвести революцию в медицине, окутана тьмой, непостижимая для западного читателя. Он закончил Казанский университет в 1911 году в возрасте 23 лет. После революции оказался в далекой Сибири, в Иркутске на озере Байкал, где преподавал в местном университете. В 1923-ом в Ленинграде он стал ассистентом знаменитого обладателя Нобелевской премии, профессора Павлова, и вскоре после этого начал работать независимо от него. Десять лет спустя его исследование завершилось новой революционной теорией медицины – невропатологией.
Сперанский исследовал “идеальное убийство” в экспериментах над животными еще раньше, чем Санарелли, когда откачивал мозговую жидкость у собак под наркозом. Как правило, это была безвредная процедура; но если нервные волокна раздражались относительно безвредными веществами, такими как кротоновое масло, желчь, формальдегид, кислота или даже здоровая нервная ткань самого подопытного животного, животные умирали в конвульсиях. Ни отток жидкости как таковой, ни нервная раздражительность, не могут этого вызвать. В сочетании с “быстрым ударом”, как его называет Сперанский, они вызывают смерть.
Но не все собаки погибли. У некоторых произошли конвульсии, но они поправились; другие никак не отреагировали. Очевидно смертельная реакция могла произойти лишь по пока неизвестной особенности, которая присутствовала не у всех животных.
|
Выжившие собаки использовались для исследований, касающихся последствий химического повреждения нерва. Обычно неврома развивалась на поврежденном участке, а небольшой отек нерва выступал в качестве постоянного раздражителя нервной системы. Когда этих собак проанестезировали и выкачали мозговую жидкость, они умерли при тех же симптомах, что и собаки в первых экспериментах. На этот раз несколько выжило. Накопление определенных нервных раздражений (отток жидкости выступал в качестве раздражителя) по-видимому и вызывало смерть.
Рассеянность ассистента Дмитрия Лебедева и слепая покорность его любимой собаки Беты привели к неожиданному подтверждению загадочных наблюдений. Это произошло на трехлетие его сына Андрея, когда Дмитрий решился пожертвовать Бетой в изучении одной из самых ужасных болезней - эпилепсии. Чтобы изучить ее течение, доктора создали искусственные эпилептические припадки у животных путем замораживания коры головного мозга размером с вишню. Большинство экспериментов завершились смертью подопытных.
Ассистент сам выпустил собаку из клетки, и Бета прыгнула на него, виляя хвостом. Лебедев потрепал животное по голове, повернулся и вышел, медленнее, чем обычно, в операционную комнату. Он думал о многих эпилептиках, которые вынуждены всю жизнь быть инвалидами. Он представлял, как у сестры его жены происходит припадок, и она стонет, корчась на полу с пеной у рта. И все же ему не нравилась работа, которую он был вынужден сделать.
Дмитрий рассеянно подозвал животное и нащупал рукой операционный стол. Собака прыгнула на стол и не сопротивлялась надеванию респиратора. Когда она была под глубоким наркозом, Дмитрий вскрыл ее череп, а затем осторожно зашил швы. Он ждал конвульсий, которые должны были произойти от двух до пяти часов после операции.
Но ничего не произошло. Бета была немного усталой, но вела себя как обычно и ела с хорошим аппетитом. Фатальные конвульсии не произошли. На следующий день Лебедев наблюдал собаку каждые три часа. Бета полностью оправилась и приветствовала своего хозяина как обычно. Это было чудо, и Лебедев был рад. Но должны ли мы верить в чудеса? Разве не нужно искать причину? Почему Бета не отреагировала на холод как остальные собаки?
Лебедев сравнил свои записи с записями предыдущих экспериментов. Никакой разницы. Хотя нет, было одно отличие. Он не делал Бете укол морфина. Это было излишне. Во всех предыдущих экспериментах собаки получали инъекции морфина перед тем, как их помещали на операционный стол. Эта облегченная анестезия делает животных неспособными к сопротивлению. Но морфин не мог вызывать эпилептических приступов, это было известно наверняка.
Единственное, что оставалось сделать, это повторить тесты без уколов морфина. Десять собак, отобранных для этого эксперимента, остались живы, все до единой. Но когда небольшая доза морфина вводилась подкожно за 48 часов до операции, у них наблюдались смертельные конвульсии.
“Сторонний наблюдатель, который увидит эти эксперименты, не зная, что им предшествовало”, - написал Сперанский, “будет вынужден объяснить свойства морфина сходством с так называемым судорожным ядом – абсолютно ошибочная точка зрения, вне всяких сомнений”.
Опять-таки было наглядно продемонстрировано, что раздражители, которые сами по себе не вызывают серьезных последствий, могут оказаться фатальными, если частично попадают в определенный временной промежуток, или “смертельное окно”, если так можно выразиться.
Для дальнейшей иллюстрации теории Сперанского рассмотрим случай юной Наташи Ступиной. Опять-таки, рассказанная в контексте повествования, хронология событий, как и научные основы, взяты из истории болезни.
Ранним морозным зимним утром доктор Вася Ступин попрощался со своей семьей на пять дней. “Я останусь в лаборатории” – объяснил он своей жене, “мы проводим эксперименты, которые требуют постоянных наблюдений”. Он поцеловал маленькую Наташу, которая лежала в постели с простудой, дал несколько распоряжений и поспешил на трамвайную остановку.
Двое его коллег ждали в лаборатории. Три небольших стакана были наполнены мутной жидкостью. Доктора подняли их с натянутыми улыбками и выпили за здоровье друг друга. В каждом стакане содержалась концентрированная смерть – около двух миллиардов живых микробов холеры.
Мужчины снова повторяли тест, который знаменитый немецкий врач Макс фон Петтенкофер впервые рискнул провести в 1892 году перед своими коллегами и студентами. Несколько лет спустя его повторили коллеги русского ученого Мечникова. Петтенкофер выжил и таким образом подтвердил свою точку зрения, что даже чрезвычайно опасные микробы не обязательно вызывают болезнь. Тест Мечникова подтвердил тезис Петтенкофера.
Вася и его коллеги ждали результата своего научного приключения в изолированной комнате. Были ли правы Петтенкофер и Мечников? Через десять часов у одного из врачей случился острый приступ диареи, но на третий день она прекратилась. У двух других не было никаких симптомов. На четвертый день успех эксперимента был очевиден.
Вася, беспокоящийся о своей больной дочери, вернулся домой в тот же вечер. Повода для беспокойства не было – Наташа снова ходила в школу.
Однако, два дня спустя Наташа пожаловалась на сильную головную боль, у нее открылась рвота и диарея. Ее мучали судороги в голени, голос стал хриплым, а кожа приобрела синевато-серый оттенок, и ее обычно сияющие глаза померкли в глазницах. Хотя ее отец сделал все возможное с медицинской и человеческой точки зрения, три дня спустя Наташа умерла от холеры.
Почему смертельные микробы убивают одного человека, не нанося вред другому, хотя они оба одинаково заражены? Согласно Сперанскому, ответ скорее кроется в нервной системе человека и животного, чем в самих микробах. Сила микробов значительно меньше, чем обычно предполагают. Немецкий термин «эррегер» (то есть «возбудитель» или «стимулятор») по мнению Сперанского точно подходит фактическому воздействию микробов. Стимулятор что-то стимулирует, что-то вызывает, инициирует процесс, который затем продолжается сам по себе. Согласно теории невропатологии доктора Сперанского, Брюс Ли подвергался значительно большему риску, чем среднестатистический человек, потому что регулярно бомбил свою нервную систему опасными раздражителями.
Обратите внимание:
1) фактически не менее года уколов в позвоночник;
2) применение голых электродов на теле, которые вызывали импульсный электрический ток, пока он спал;
3) многочисленные удары в голову во время съемок боевых сцен;
4) чрезмерное использование ЦНС-препаратов, стимулянтов и депрессантов, а также ряд запрещенных наркотиков.
Вдобавок к сложной центральной нервной системе Сперанский всерьез интересовался другой масштабной коммуникационной сетью - гормональной системой. Сперанский часто замечал у лабораторных животных выраженную гипертрофию важных гормональных желез, надпочечников и коры надпочечников. Он объяснял их гипертрофию признаком перегрузки желез, которые лихорадочно выделяют гормоны, когда организм подвергается сильному стрессу.
Опять-таки, в защиту невропатологии доктора Сперанского, злоупотребление Ли стероидами в дальнейшем вызвало помехи и таким образом внесло раздражение в чувствительный лабиринт нервов и постоянно перестраивало проводящий путь нервных сигналов, благодаря которым неизвестный кукловод управляет всеми явлениями жизни.
Фактические пути, посредством которых средний мозг управляет активными и восстанавливающими фазами организма через вегетативную, нервную и гормональную системы, еще более сложны, чем показано на рисунке I-I. На рисунке показаны различные жизненные функции (круги справа), переплетающиеся как передачи в коробке передач. Когда стимулируется симпатический нерв, передача I (автономная иннервация) совершает поворот на 90 градусов до позиции А (внизу) и включает передачи с II по VII. Это означает, что уровень кальция повышается, анализ крови меняется, температура тела, метаболизм и содержание сахара в крови повышаются. Стимуляция парасимпатического нерва дает противоположный результат. Все передачи переходят в позицию Б и указанные выше эффекты идут в обратном направлении.
При таких корректировках гормоны играют столь же большую роль, как и нервы. Избыточное производство определенных гормонов, может, к примеру, повысить метаболизм; передача VI пойдет против часовой стрелки и переведет все остальные передачи в позицию А. Все эти взаимодействия и обратные действия, которые были исследованы лишь частично, приводят к балансу или при нарушении к болезни в случае фатального “быстрого удара” – к смерти.
И наконец, интересно заметить, что объяснение доктора Сперанского нейродистрофического процесса аналогично методу, применявшемуся в древних и крайне секретных формах искусства “ядовитые руки” и отсроченном прикосновении смерти (дим мак). Специалисты этих смертельных практик, как предполагают, способны убить человека, просто прикоснувшись рукой к жертве. Во время процесса передачи “смертельной энергии” телу жертвы, происходит повреждение нерва, и в результате последующего нейродистрофического процесса, наступает смерть, будь то через неделю или десять лет.
Вскоре после смерти Ли по сообществу боевых искусств распространился слух, что мастер техники дим мак дотронулся рукой, которую часто называют “вибрирующей ладонью”, до Ли и по сути сообщил Брюсу точное время смерти и что его смерть наступит от мозговых конвульсий. Так это было или нет уже не представляется возможным узнать. Однако, верно то, что Ли верил в процесс “смертельной энергии”, и в течение жизни искал мастеров дим мак.
В сущности, смертоносный принцип техники дим мак идентичен искусству “указывания костью”, которое практикуют туземные ведуны. Доктор Герберт Бенсон, который широко писал о связи мозга и тела, описывал один такой случай в 1925 году: “Человек, который узнает, что враг его проклял, в самом деле представляет собой жалкое зрелище. Он стоит в ужасе, его глаза уставились на коварного ведуна, а руки подняты, словно он пытается отвести смертельную энергию, которой, как он представляет, наполняется его тело. У него бледные щеки, а глаза стекленеют, и выражение его лица ужасно искажается. Он пытается закричать, но обычно у него просто идет пена изо рта. Его тело начинает дрожать, а мышцы непроизвольно сокращаются. Он раскачивается назад и падает на землю, и вскоре теряет сознание; но вскоре после этого, пишет он, у него начинается смертная агония, и, закрывая лицо руками, он начинает стонать. Его смерть – вопрос сравнительно недолгого времени”.
Глава 23
Храм Вон Тай Син
Запахи фимиама я ощутил еще за несколько кварталов. Благовонные палочки. На Дальнем Востоке их основная цель никак не связана с тем, чтобы наполнять дом приятными ароматами. Благовонные палочки используются для пробуждения богов.
Я думал о Брюсе Ли большую часть четырнадцатичасового полета из Лос-Анджелеса. На половине перелета через Тихий Океан я поймал себя на мысли о том, как бронзовый гроб Ли стоимостью 40000 гонконгских долларов мистическим образом открылся во время перелета в Сиэтл двадцать лет назад и как в него проникла влага, а краска с темно-синего костюма окрасила внутренние стенки гроба из белого шелка. Древние китайцы видели в этом дурное предзнаменование. “Дух покойника не обретет покоя” – утверждали они. “Есть незаконченные дела”.
Несколько часов спустя я проснулся в предрассветные часы в Гонконге, и после короткой пробежки по улицам и переулкам наконец добрался до загрязненной гавани. Я должен был почувствовать Гонконг. Если и был шанс раскрыть загадку Брюса Ли, значит я должен был попасть в его голову. Я приехал в то место, где он вырос и умер молодым мужчиной. Я должен был увидеть его семейный дом, пройти по парку на Натан-роуд, посетить его старые любимые места, побывать в реанимации и поговорить с докторами, которые лечили Брюса и доктором, который констатировал его смерть.
Также в мои планы входили деловые партнеры и старые подружки, его знакомые мастера боевых искусств. Были судебные протоколы и пачки старых газет двадцатилетней давности в Сити Холле, которые я должен был прочесть. Больше всего я хотел поговорить с людьми из Гонконга. У меня было множество вопросов, и я не рассчитывал, что на многие из вопросов без труда и с готовностью последуют ответы. Я мог предугадать, кто постарается избежать встречи со мной, и также думал, что знал, какие двери захлопнутся прямо перед моим носом. Я ждал, что в какой-то момент за мной начнут следить, и после второго дня телефонных звонков и быстрой смены одной точки дислокации на другую, я никогда не уходил из номера в отеле, оставляя свои записи и камеру. Перед тем, как уехать из Калифорнии, я оставил одному из своих черных поясов полную рабочую копию скелетной версии рукописи вместе со всеми относящимися к делу документами, фотографиями и кассетными интервью. Если бы я не вернулся по какой-то причине, он должен был продолжить это дело в мое отсутствие.
К девяти часам утра того дня термометр уже достиг девяносто градусов (по Фаренгейту). В этой части мира в разгаре был сезон тайфунов, а влажность была изнурительной. Я не был так уж одинок, когда поднимался по ступенькам, ведущим в храм Вон Тай Син. Со мной была китаянка по имени Мин Хин-вай. На мой взгляд она была даром с небес. Она не только говорила на кантонском и мандаринском диалекте, но также знала переулки Гонконга и не боялась попробовать себя в деле. Обладающая уличной смекалкой и начитанная, она могла выйти сухой из самых щекотливых ситуаций.
Идея пойти в монастырь принадлежала Хин-вай. Вообще-то она вежливо настаивала. По ее словам, перед тем, как отправиться в любую серьезную авантюру, нужно прийти в монастырь и поговорить с богами и предсказателями. Это китайский способ, и они относятся к этому очень серьезно. Монастырь Вон Тай Син - это огромный даосский комплекс храмов посреди государственного проекта плотного жилищного строительства. Его построили в 1921 году в честь Вон Тай Сина, мифического пастуха, обладавшего силой исцелять и приносить удачу игрокам. Как только мы с Хин-вай подошли к главному входу, меня тут же окружили старухи, продающие карты на удачу, банкноты и благовонные палочки. Меня интересовали благовонные палочки, потому что они были необходимы для пробуждения богов. Передавая старой беззубой женщине двадцать гонконгских долларов я не мог не обратить внимания на нескольких китайцев, стоящих около входа в храм. У их ног лежали жареные свиньи размером с небольших собак, дары были завернуты в сверкающую красную пищевую пленку. Хин-вай объяснила, что это означало, что эти мужчины получили то, чего желали. Согласно обычаю, необходимо вернуться в храм с жареной свиньей, чтобы все это видели. Эта свинья приносится не в дар храму, наоборот, потом она возвращается в дом “счастливчика”, и семья устраивает праздничный ужин. Эти свиньи не дешевы. Они стоят около 800 гонконгских долларов (100 долларов США), большие деньги для китайца, принадлежащего к рабочему классу.
Достигнув вершины ступенек, ведущих к храму, я ощутил трепет от того, что находилось передо мной. Сотни верующих, фанатичных в своей вере, стояли на обширной площади, обращенной к внушительных размеров храму. Огромные урны стояли сбоку и в центре площади, а клубящиеся облака дыма исходили от тысяч благовонных палочек, будто я стоял посреди лесного пожара. Вокруг стояло пение и плач. Треск десятков ручных сосудов с деревянными бамбуковыми палочками производил жуткий эффект на том, что бы ни происходило в этом почитаемом месте.
Требовалось пройти специальную процедуру. Для начала я подошел к одной из множества золотых урн, наполненных песком. Рядом с этими урнами находились небольшие напоминающие пагоды структуры из стекла, вмещавшие металлические чаши с кипящим маслом. Именно здесь горели более сотни благовонных палочек. Следующим шагом нужно было подойти к урнам и воткнуть благовонные палочки в песок. Теперь, когда я пробудил нужных богов, с которыми пришел поговорить, я перешел к следующему шагу. Держа сосуд с тонкими бамбуковыми палочками, я подошел прямо к храму. Ни один человек, по крайней мере, не житель Запада, не допускался внутрь здания храма, хотя через открытые двери я отчетливо видел алтарь и портрет Вон Тай Сина.
Хин-вай стоя чуть позади меня мягко сказала: “Назови свое имя, дату рождения и зачем ты здесь”.
Фимиам начал затруднять дыхание.
“Меня зовут Том Бликер, я родился 13 апреля 1943-го. Я проехал 7000 миль, чтобы спросить о книге, которую пишу о жизни и смерти своего друга Брюса Ли, который умер здесь, в Гонконге”.
После задумчивой паузы я начал осторожно трясти сосуд с бамбуковыми палочками. Идея состояла в том, чтобы выполнять это действие, пока одна палочка не выпадет из сосуда и не упадет на землю. Это напомнило мне вытряхивание одной сигареты из пачки. Казалось, это продолжалось вечность, и я начал представлять, как все 100 палочек упадут одновременно или вообще ни одной. Никогда. Вдруг Хин-вай поспешила ко мне. “Остановись, Том! Остановись!” Она наклонилась к земле и подняла одну палочку, которая, пока я не видел, упала из сосуда. На ней стоял номер 71.
Я прошел с Хин-вай в другую часть храмовых участков, где располагались предсказатели. Несколько рядов. Все они были стариками, одетыми в разную одежду. Некоторые, казалось, пришли прямо с улицы, а другие выглядели так, словно они только что пришли из монастыря. У многих были реквизиторы, которые как красочные птицы выпархивали из своих бамбуковых клеток и хватали различные предметы со стола и передавали их своим мастерам. Все это было частью судьбы. Я стоял там дольше всего, не зная, что делать дальше. “Выбери одного, Том. Не торопись” – сказала Хин-вай, которая в самом начале взяла за привычку сопровождать меня в моем дальневосточном путешествии.
Я изучил ряд предсказателей. “Хоть один из них говорит по-английски?” – спросил я. Это было неважно. Хин-вай переведет для меня. Наконец я выбрал одного мужчину, с которым ощутил связь.
Я сел перед предсказателем и передал ему бамбуковую палочку, которая упала на землю несколькими минутами ранее. Он изучал деревянную щепку какое-то время и время от времени поглядывал на меня. Наконец он рассказал древнюю притчу палочки 71 храма Вон Тай Син. Он говорил на самостоятельно изученном ломаном английском, время от времени Хин-вай передавала мне смысл.
“В самом начале ты рыба” – сказал старик. “И рыба попадает в беду, когда ее ловят в воде. Это все равно что попасть в тиски водоворота. Это притча о терпении”.
Предсказатель спросил меня о возрасте. Я ответил, что мне сорок шесть. Он ответил, что решение моего вопроса произойдет не раньше, чем мне исполнится сорок семь, а затем быстро поменял эту цифру на сорок восемь. “Рыба должна найти способ остановить водоворот. Решить загадку. В этом и состоит наибольшая трудность” – продолжил старик.
Мне стало немного не по себе.
“Все зависит от вод Запада” – продолжил предсказатель. “От поддержки с Запада. Тогда ты разрешишь загадку и вырвешься из водоворота”. Он изучил последний столбец китайских иероглифов, а затем взглянул на меня, и, казалось, заглянул в самую глубину моей души. Наконец улыбка тронула уголки его рта. “Ты делаешь правильное дело, и оно принесет большой успех. Но ты должен иметь терпение. Это счастливая судьба”.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Книги:
Barnhart, Edward R. Publisher. Physicians’ Desk Reference. Oradell, New Jersey. Medical Economics Company, Inc. 1992
Berkow, Robert, M.D., Editor-in-Chief. The Merck Manual 15th Edition. Rahway, New Jersey. Merck Sharp & Dohme Research Laboratories. 1987.
Block, Alex Ben. The Legend of Bruce Lee. New York; Dell Publishing Co., Inc. 1974
Cleary, Thomas. The Japanese Art of War. Boston & London. Shambhala. 1992
Clouse, Robert. Bruce Lee: The Biography. Burbank, CA. Unique Publications, Inc. 1988
Gia-Fu Feng and Jane English. Tao Lao Tsu Te Ching. Vintage Books; Random House, New York. 1972.
Hill, Napoleon. Think & Grow Rich. Fawcett Books, New York. 1960.
Hui Fai, Editor. Bruce Lee: The Fighting Spirit. Hong Kong, Bruce Lee JKD Society. 1978.
Inosanto, Dan. Jeet Kune Do: The Art and Philosophy of Bruce Lee. Los Angeles, California. Know Now Publishing Company, 1976.
Lee, Linda. Bruce Lee: The Man Only I Knew. New York: Warner Paperbacks, 1975.
Lee, Linda and Tom Bleecker. The Bruce Lee Story. Burbank, CA. Ohara Publications, 1989.
Mushashi, Miyamoto. A Book of Five Rings. Woodstock, New York. The Overlook Press. 1982.
Nitobe, Inazo. Bushido: the Warrior’s Code. Burbank, California. Ohara Publications, Inc. 1979.
Posner, Gerald L. Warlords of Crime, Chinese Secret Societies—the New Mafia. New York, McGraw Hill. 1988.
Robbins, Anthony. Unlimited Power. New York, Fawcett Columbine. 1986.
Speransky, A.D. The Revolutionary Pathology of A.D. Speransky. Frontiers of Medicine. 1986.
Thomas, Bruce. Bruce Lee: Fighting Spirit. Berkeley, California. Frog, Ltd. 1994.
Wong, Shun-leung. Reminiscence of Bruce Lee. Hong Kong, Bruce Lee JKD Society. Hui Fai, Editor. 1978.
Yip, Chun Master. 116 Wing Tsun Dummy Techniques. Leung Ting Publications, Hong Kong. 1981.
Журналы и государственные издания:
Asian Organized Crime: United States Senate Subcommittee on Investigations; 102 Congress. U.S. Government Printing Office, Washington. 1992
Asian Organized Crime: The New International Criminal. United States Senate Subcommittee on Investigations; 102 Congress. U.S. Government Printing Office, Washington. 1992
Suen, Andy. February 28, 1992. Deposition of 92 Productions Corp. Senate Permanent Subcommittee of Investigations Exhibit #72.
Chan, Robert (deposition transcript, Pages 1 - 51) United States Senate Permanent Subcommittee on Investigations, Committee on Governmental Affairs. Asian Organized Crime. Miller Reporting Company, Inc. Washington, DC, June 9, 1992.
Quach, Calvin Thuymy (deposition transcript, Pages 1 – 87) United States Senate Permanent Subcommittee on Investigations, Committee on Governmental Affairs. Asian Organized Crime. Miller Reporting Company, Inc., Washington DC. April 9, 1992.
Black Belt magazine. Rainbow Publications, Santa Clarita, California. April 1993 edition. “Bruce Lee’s Jeet Kune Do vs. Ed Parker’s Kenpo Karate.”
Black Belt magazine. Rainbow Publications, Santa Clarita, California. April 1991 edition. Special Ed Parker Memorial Section.
Black Belt magazine. Rainbow Publications, Santa Clarita, California. July 1992 edition. “Bruce and Kareem! Black Belt Goes One on One with Former Hoop Star and Student of Bruce Lee!”
Black Belt magazine. Rainbow Publications, Santa Clarita, California. November 1992 edition. “Chuck Norris’ Anti-Drug Program.”
Black Belt magazine. Rainbow Publications, Santa Clarita, California. December 1995 edition. “Black Market Bruce Lee: the Dragon’s Bootleg Videotapes.”
Jules Brown and Helen Lee. The Real Guide / Hong Kong and Macau. United States and Canada, Prentice Hall. 1991.
Bruce Lee: His Privacy and Anecdotes. Hong Kong, Bruce Lee JKD Soceity. Hui Fai, Editor. 1978.
Bruce Lee, the Untold Story. Hollywood, California. CFW Enterprises. 1979.
Cheung, Hawkins. “Bruce Lee’s Hong Kong Years.” Inside Kung-fu magazine. CFW Enterprises, Inc. Burbank, California. Four parts. November 1991 – February 1992 issues.
Corcoran, John. “Up Close and Personal with Stirling Silliphant.” Kick magazine. Five parts, July – November 1980 issues.
Dannen, Fredric. Hong Kong Babylon. The New Yorker, August 7, 1995.
Editors Kung-Fu Monthly. “Who Killed Bruce Lee?” Felden Productions, Bunch Books. 1978.
Editors Kung-Fu Monthly. “Bruce Lee In Action.” H. Bunch Associates, Ltd. 1977.
Inside Karate. July 1993. “20 Years After! Bruce Lee’s Final Day Revisited.” CFW Enterprises, Inc.
Inside Kung-Fu magazine. CFW Enterprises, Inc. Burbank, California. December 1992 edition. “IKF Exclusive! Dragon Star Jason Scott Lee!”
Inside Kung-Fu magazine. CFW Enterprises, Inc., Burbank, California. August 1993 edition. “Linda Lee To Auction Bruce Lee Memorabilia!”
Karate International. Vol.3, #2. “On Film: The Life of Bruce Lee.”
Karate International. Vol.3, #8. “Bruce Lee: Cult of Personality.”
Martial Arts Legends. “Featuring Bruce Lee, the Martial Arts Wizard of Ahhhs!” CFW Enterprises, Inc. January 1993.
Pan, Lynn. Lilian Likes Red (Behind the Scenes with Concubine Creator Lilian Lee). Article, Discovery (August 1992 Volume 20 Number 8). Hong Kong. Cathay Pacific Airways Ltd.
Scott, David Clark. Hong Kong’s Migrant Millionaires. Article, World Monitor (Vol. 2, No. 5). The Christian Science Publishing Society. 1989.
Smoke, Stephen. “Y.C. Chiang.” Inside Kung-fu magazine. CFW Enterprises, Inc. Burbank, California. June 1976 edition.
Snyder, Joe. Official Karate magazine. “Bruce Lee’s Judo Connection.”
Sutton, Alan. “The Kung Fu of Yun Chung Chiang... A Life’s Journey.” Inside Kung-fu magazine. CFW Enterprises, Inc. Burbank, California. February 1974 edition.