Недействительность принятых конвенций




 

То, что было изложено выше о приостановлении действия конвенций МОТ, можно в полной мере отнести и к возможности признания этих актов недействительными в целом или частично. Однако при этом нужно сделать одно существенное уточнение, вытекающее из п. 1 ст. 42 Венской конвенции, где определено, что "действительность договора или согласия государства на обязательность для него договора может оспариваться только на основе применения настоящей Конвенции". В этой Конвенции проблеме недействительности договора в целом или частично, а также его ничтожности посвящены ст.ст. 43-53, 60, 64-71, анализ которых позволяет сделать следующий вывод. В случае, если хотя бы один из членов МОТ вопреки иным мнениям откажется признать какой-либо акт или его часть недействующими (после прохождения соответствующих процедур уточнения спорных позиций в порядке, определенном Венской конвенцией, и с учетом возможности применения по аналогии правил, содержащихся в ст.ст. 26-32 Устава МОТ), признать договор прекратившим свое действие можно только с помощью Международного суда ООН.

 

Денонсация конвенций

 

В Уставе МОТ термин "денонсация" упоминается применительно только к одному случаю. Так, в п. 7 ст. 35 Устава МОТ указано: каждый член МОТ или международная власть, пославшие заявление о принятии обязательств по конвенции от имени такой территории, могут время от времени в соответствии с условиями данной конвенции направить новое заявление, меняющее условия любого предыдущего заявления или денонсирующее от имени заинтересованной территории обязательства, связанные с этой конвенцией.

Исходя из вышеизложенной информации можно констатировать: процедура денонсации конвенции МОТ регулируется, во-первых, положениями Венской конвенции и, во-вторых, главным образом, условиями, содержащимися в ней самой. Поэтому расторжение международного договора (конвенции МОТ) возможно в одностороннем порядке только способом денонсации, т.е. путем официального объявления страной-членом МОТ о сложении с себя обязательств по ее выполнению.

В отличии от рекомендаций МОТ в конвенциях МОТ содержатся как положения об их ратификации, так и в заключительных положениях нормы, допускающие их денонсацию по изложенным в ней процедурам. Так, государство-член МОТ, ратифицировавшее конвенцию, может денонсировать ее на основе принятого по национальным правилам парламентом страны акта о денонсации. В соответствии с правилами, содержащимися в большинстве конвенций, они могут быть денонсированы по истечении десяти лет со дня их первоначального вступления для мирового сообщества в силу как международного стандарта МОТ, но при этом должна быть соблюдена процедура, изложенная в них самих.

Эта процедура заключается в следующем. Начиная с даты вступления в силу любой конвенции, как международного договора, через каждые десять лет, если иное не будет указано в конкретной конвенции, в течение одиннадцатого года государство может направить заявление о денонсации конкретной конвенции Генеральному директору МБТ МОТ для регистрации этого факта. Причем правовые последствия денонсации вступают в силу через год после даты регистрации акта о денонсации, если иного не будет указано в конкретной конвенции, что порождает исключение норм конвенции из источников права национальной правовой системы и прекращение обязательств страны по соблюдению ее правил.

Для государства-члена МОТ, ратифицировавшего конвенцию, но не воспользовавшегося в очередной "Юрьев день" (годичный период) правом на денонсацию, конвенция действует на его территории и следующие десять лет. Впоследствии это государство сможет денонсировать ее в течение первого года каждого последующего десятилетия.

В качестве примера рассмотрим одну из самых "денонсируемых" в истории МОТ конвенций - Конвенция от 1948 года N 89 "О ночном труде женщин (пересмотренная)": дата ее вступления в силу, как международного договора для стран-членов МОТ, 27.02.1951 Следовательно, право на начало отсчета годового периода для денонсации странами ее ратифицировавшими соответственно возникает с 27.02.1961 по 26.02.1962, с 27.02.1971 по 26.02.1972, с 27.02.1981 г. по 26.02.1982 и т.д.

Генеральный директор МБТ МОТ извещает все государства-члены МОТ как о регистрации всех ратификационных грамот, так и заявлений о денонсации, направленных ему государствами-членами МОТ. Генеральный директор МБТ направляет Генеральному секретарю ООН для регистрации, в соответствии со ст. 102 Устава ООН, исчерпывающие сведения о всех зарегистрированных им ратификационных грамотах и заявлениях о денонсации.

Кроме вышеизложенного нужно учесть и следующее правило, содержащееся в п. 5 ст. 1 Устава МОТ, где определено, что "если член МОТ ратифицировал какую-либо международную трудовую конвенцию, его выход из Организации не освобождает его на период, установленный конвенцией, от обязательств, вытекающих из конвенции или связанных с ней".

Итак, завершая исследование актов МОТ, регламентирующих процедуру принятия и изменения статуса действующих конвенций МОТ, считаем необходимым также кратко рассмотреть и стадии прохождения ратификации и денонсации конвенции МОТ в России. Дело в том, что принятие решений на уровне стран-членов МОТ о ратификации конвенций или их денонсации имеет свои национальные особенности, что требует ознакомления с российской их спецификой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: