Прекращение действия в России конвенции МОТ (денонсация)




 

Прекращение действия конвенции МОТ на территории России осуществляется в форме ее денонсации. При этом процесс денонсации в основном аналогичен процессу ратификации конвенции МОТ. Однако для денонсации конвенции МОТ характерен нижеизложенный ряд особенностей (уполномоченные субъекты, сроки и процедуры) как национального, так и конвенционного характера. Специфика деятельности МОТ и положения ее статутных документов обязывают, как мы знаем, даже после выхода страны из членов МОТ производить ее денонсацию в порядке, определенном в конкретной конвенции (п. 5 ст. 1 Устава МОТ).

В свою очередь, российская специфика прекращения действия конкретной конвенции, как одного из видов международного договора, имеет следующие процедурные особенности. Так, согласно ст.ст. 35 и 36 Закона о международных договорах инициировать процесс прекращения или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации можно в двух формах - путем рекомендации или предложения. В указанных статьях определен ряд субъектов, имеющих право обратиться с такой инициативой к Президенту РФ или Правительству Российской Федерации, в зависимости от того, кем принято решение о согласии на обязательность для Российской Федерации договора. Само обращение к Президенту РФ или в Правительство РФ готовит МИД РФ самостоятельно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти Российской Федерации, уполномоченными организациями, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Подлежащие представлению Президенту РФ для внесения в Госдуму документы, обосновывающие законопроект о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, требующие предварительного рассмотрения Правительством РФ, представляются в Правительство РФ. Документы о прекращении действия международного договора Российской Федерации должны содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его прекращения, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий прекращения, включая при необходимости предусмотренное ст. 104 Конституции РФ заключение Правительства РФ.

Решения Правительства РФ о внесении в Госдуму предложений о прекращении действия международных договоров Российской Федерации, а также о представлении Президенту РФ для внесения в Госдуму предложений о прекращении действия международных договоров Российской Федерации принимаются в форме постановления.

Далее, при одобрении этой инициативы, документы вносятся в Госдуму Президентом РФ или Правительством РФ в зависимости от того, кем было представлено предложение, на основании которого Федеральное Собрание Российской Федерации давало согласие на заключение международного договора Российской Федерации. Кроме того, Президент РФ вправе вносить в Госдуму предложения о прекращении действия международных договоров Российской Федерации, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации были приняты в форме федерального закона на основании представления Правительства РФ, если это вызывается необходимостью. В свою очередь, Правительство РФ вправе в случае необходимости представить Президенту РФ предложение о внесении в Госдуму предложения о прекращении действия международного договора Российской Федерации, решение о согласии, на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона на основании представления Правительства РФ.

Статья 37 Закона о международных договорах определяет, что прекращение (в том числе денонсация) действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

Госдума рассматривает предложения о прекращении действия международных договоров Российской Федерации и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Государственной Думы принимает соответствующие решения. Принятые Госдумой федеральные законы о прекращении (в том числе о денонсации) действия международных договоров Российской Федерации подлежат в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) действия международного договора Российской Федерации направляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президенту РФ для подписания и обнародования.

Действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Госдумой и внесением в Госдуму проекта соответствующего федерального закона. В случае отклонения Госдумой проекта федерального закона о приостановлении действия международного договора Российской Федерации действие договора подлежит незамедлительному возобновлению.

Президент Российской Федерации принимает, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, согласие на обязательность которых для Российской Федерации давалось Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации принимает решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Российской Федерации.

Решения о прекращении (в том числе о денонсации) и приостановлении действия международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР, принимаются органами государственной власти Российской Федерации или уполномоченными организациями в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, Законом о международных договорах, иными актами законодательства Российской Федерации.

Из ст. 38 Закона о международных договорах следует, что прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения. Однако, как мы знаем из п. 5 ст. 1 Устава МОТ, даже выход страны из состава членов МОТ не освобождает государство на период, установленный ратифицированной конвенцией, от обязательств, вытекающих из нее, а также связанных с ней до момента ее денонсации в порядке, определенном в конкретной конвенции.

Итак, предложения о прекращении действия конвенции МОТ должны быть сделаны в соответствии с требованиями ст.ст. 36-38 Закона о международных договорах с учетом порядка содержащегося в конкретной конвенции и только в периоды, определенные в денонсируемой конвенции МОТ. Далее, Минздравсоцразвития России и МИД РФ аналогично процедуре ратификации конвенции МОТ самостоятельно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти Российской Федерации, уполномоченными организациями, органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, вносит предложения о прекращении действия конвенции МОТ в Правительство РФ. Последнее передает их в Госдуму, которая в случае принятия закона о денонсации направляет его в Совет Федерации, а тот, в свою очередь, - Президенту РФ для его подписания и обнародования.

При этом на основании ст. 40 Закона о международных договорах официальное сообщение Минздравсоцразвития России и МИД РФ о прекращении действия конвенции МОТ, заключенной от имени Правительства РФ, должно быть опубликовано в том же порядке, как и при ее ратификации. С этого момента положения денонсированной конвенции перестают быть частью правовой системы Российской Федерации.

Здесь следует обратить внимание, что специфика как Устава МОТ, так и его конвенций, обязывает страны-члены МОТ в целях определения границ возможности применения на практике этих конвенций вести публикации следующим образом. Во-первых, обнародовать сам факт ратификации конвенции, во-вторых, факт направления Генеральному директору МБТ официальной грамоты о ратификации конвенции для ее регистрации в МОТ. В-третьих, если эта ратификация, не является фактом присоединения к уже действующей конвенции, то опубликовать информацию о том, что данная конвенция еще не вступила в силу и, следовательно, ее ратификация не имеет правового значения для страны до даты ее вступления в силу. В-четвертых, если Генеральный директор МБТ известил страну, ратифицировавшую конвенцию, о вступлении ее в силу для МОТ, то этот факт также требует обнародования для фиксации точки отсчета того количества месяцев, указанных в конвенции, когда она вступит в силу для ратифицировавшей ее страны. В-пятых, как в случае получения конвенцией статуса международного договора, так и в случае присоединения к конвенции уже действующей в этом статусе, требуется опубликование факта вступления для страны в силу самой конвенции и факта получения из МБТ МОТ ее аутентичного текста на официальном государственном языке.

К сожалению, действующие в России нормы, касающиеся вышеизложенного, определяют только следующие виды публикаций международных договоров, не учитывающих специфику конвенций МОТ. Так, в ст. 30 Закона о международных договорах установлено, что вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению МИД РФ в Собрании законодательства Российской Федерации. В то же время в преамбуле и п. 1 Указа Президента РФ от 11.01.1993 N 11 "О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации" (в ред. от 01.12.1995) сказано следующее.

В целях упорядочения опубликования международных договоров Российской Федерации и оперативного информирования государственных органов, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц и граждан, а также иностранных государств, международных организаций о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат официальному опубликованию в ежемесячном "Бюллетене международных договоров" издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ, а в необходимых случаях также в газете "Российские вести". Упомянутый порядок распространяется на международные договоры Российской Федерации, которые заключены или присоединение к которым, осуществлено, начиная с 01.01.1992 г. Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами.

Как мы видим, ни в вышеизложенном Указе Президента РФ, который в анализируемой части не соответствует Закону о международных договорах, ни в самом Законе надлежащим образом так до сих пор не учтены особенности как вступления в силу, так и нюансы денонсации, поэтому не упорядочены публикации таких видов международных договоров как конвенции МОТ.

Тем не менее, это не препятствует провести сравнительно-правовой анализ некоторых действующих в России конвенций МОТ и иных, связанных с ними нормативных правовых актов, что позволит понять эффективность норм конвенций МОТ и сравнить их содержание с иными правилами, регулирующими подобные виды трудовых и связанных с ними отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: