Порядок применения конвенций МОТ в российской правовой системе




 

Итак, после обнародования и вступления в юридическую силу федерального закона о ратификации конкретной конвенции Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и визируется подписью министра иностранных дел России. Далее, ратификационная грамота по правилам ст. 19 Закона о международных договорах и с учетом требований пп. "d" п. 5 ст. 19 Устава МОТ направляется Генеральному директору МБТ МОТ для регистрации. Причем сдача грамоты о ратификации конвенции МОТ на хранение в МБТ МОТ, которое является их депозитарием, производится или представителем Минздравсоцразвития России при МОТ, или направляется МИД РФ по международным почтовым правилам непосредственно в МБТ МОТ. При этом в ответном документе (таковым является протокол приема-передачи ратификационной грамоты), выдаваемом за подписью Генерального директора МБТ МОТ, подтверждается факт принятия ратификационной грамоты и дата ее регистрации в МОТ.

Каждая конвенция МОТ на стадии придания ей юридической силы, содержит в себе правила, которые определяют так называемый специалистами "ратификационный кворум". Это лимит численности стран согласных выполнять положения той или иной конвенции МОТ, он содержится в каждой конкретной конвенции и может быть от двух до любого определенного МКТ МОТ количества ее членов. Если конкретная конвенция МОТ собрала "ратификационный кворум", то опять же на основании содержащихся в ней правил, иные страны-члены МОТ могут к ней присоединиться, следуя указанной в ней процедуре.

Затем вступают в действие те положения конвенции МОТ, которые регулируют поведение стран-членов МОТ на стадии присоединения к ней иных членов Организации, для которых она вступит в силу в срок, установленный в самой конвенции. Этот срок, начиная с 50-х годов прошлого века, равняется, как правило, 12 месяцам, но может быть как больше, так и меньше. Следовательно, при присоединении России к действующей конвенции МОТ срок адаптации нашей национальной экономической и правовой системы к требованиям ратифицированной конвенции составляет в большинстве случаев период в 12 месяцев, начиная с даты регистрации в МБТ МОТ документа о её ратификации. Этот адаптационный период предоставляется для того, чтобы страна, ратифицировавшая конвенцию, имела время для проведения подготовительных мероприятий, необходимых для выполнения ее в полном объеме.

Вступившие для МОТ в силу конвенции МОТ подлежат официальному опубликованию в день вступления их в силу в России. Регистрация и учет вступивших в силу международных договоров, сведения об их денонсации, а также переписка по конвенциям МОТ возложена на Правовой департамент МИД России. Заверенная МБТ МОТ аутентичная копия конвенции на языках МОТ хранится в историко-документальном департаменте министерства, где также находится переписка со всеми главными исполнительными должностными лицами международных организаций, выполняющими функции депозитария многосторонних международных договоров.

Еще одной особенностью ратификации конвенции МОТ является то, что ее регистрация как международного договора в Секретариате ООН происходит не силами уполномоченных представителей страны, ратифицировавших конвенцию, а Генеральным директором МБТ. В случае ратификации любой конвенции в масштабах МОТ, т.е. ее ратификации определенным в ней числом стран, представление конвенции на регистрацию в ООН осуществляется не путем передачи в ООН ратификационных грамот, а по правилам ст. 20 Устава МОТ и ст. 102 Устава ООН. Это делается путём направления Генеральным директором МБТ Генеральному секретарю ООН подписанного им экземпляра сначала принятой, а затем и вступившей в силу (признанной членами МОТ) конвенции. Таким образом, секретариат ООН, можно сказать, контролирует судьбу конвенции МОТ, получая после ее принятия на соответствующей сессии МКТ один экземпляр за подписями ее председателя и Генерального директора МБТ (п. 4 ст. 19 Устава МОТ), а другой - после ее вступления в силу для МОТ за подписью только Генерального директора МБТ.

Процедура присоединения Российской Федерации к действующим конвенциям МОТ с учетом требований статутных документов МОТ и содержания самих конвенций происходит только путем ратификации избранной конвенции. При этом каких-либо национальных особенностей в процедуре ратификации при присоединении к действующей конвенции в ст. 21 Закона о международных договорах не содержится.

Не только в период членства в МОТ, но и после выхода страны из этой организации, а также для страны - не члена МОТ Устав МОТ не допускает следующее. Во-первых, временное применение страной - не членом МОТ принятых МКТ конвенций МОТ. Во-вторых, приостановление или прекращение действия на территории страны ратифицированных ею конвенций МОТ в период их нахождения в силе (см., в частности, п. 5 ст. 1 Устава МОТ).

Положения ратифицированной конвенции подлежат выполнению Россией с момента вступления конвенции МОТ в силу на территории нашего государства по правилам, указанным в каждой конвенции. Статья 31 Закона о международных договорах гласит: международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ, настоящим законом, иными актами законодательства Российской Федерации. Российская Федерация до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Таким образом, любой международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу конкретно для нашей страны.

В ст. 32 Закона о международных договорах указано, что Президент и Правительство РФ принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Российской Федерации, обеспечивают выполнение обязательств Российской Стороны по договорам и осуществление прав Российской Стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров Российской Федерации. Общее наблюдение за выполнением любого международного договора, где его стороной является Российская Федерация, осуществляет МИД России*(94).

В случае нарушения обязательств по международному договору Российской Федерации другими его участниками МИД России либо другие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные организации совместно с заинтересованными министерствами осуществляют следующее. Представляют в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором, Президенту РФ или в Правительство РФ предложения о принятии необходимых мер для исправления создавшегося положения в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора (ст. 33 Закона о международных договорах).

Здесь уместно будет отметить: свободный доступ граждан к тексту как ратифицированных, так и денонсированных конвенций МОТ отсутствует из-за того, что они не публикуются совместно с законом об их ратификации в "Российской газете". Даже на информационном сервере как Минздравсоцразвития РФ, так и МИД России нет электронной версии Бюллетеня международных договоров ни в числе размещенных на них периодических изданиях этих министерств, ни в виде отдельного сайта, посвященного действующим в России международным договорам и иным соответствующим актам. Ознакомление с ними в указанных выше специальных изданиях возможно только в библиотеках, имеющих такие тематические подборки, а в отдельных местностях России оперативный доступ для ознакомления с ними вообще отсутствует. Следовательно, возникает естественный и в то же время риторический вопрос: можно ли считать конвенции МОТ опубликованными, а тем более обнародованными, если в "Российской газете", начиная от ее общедоступной электронной версии для имеющих выход в Интернет, нет их аутентичных текстов на русском языке?

Причем, напомним, обязательную силу любая конвенция имеет только для членов МОТ, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором МБТ, а затем зафиксированы в секретариате ООН. Следовательно, не прошедшая соответствующей регистрации ратифицированная членом МОТ конвенция, не будет считаться для МОТ и ООН фактом признания этого стандарта труда как международного акта, что порождает для страны, уклоняющейся от регистрации, следующие правовые последствия. На основании п. 2 ст. 102 Устава ООН при возникновении разногласия о применении тех или иных положений международного договора, не зарегистрированного в соответствии с п. 1 ст. 102 Устава ООН, страна, уклонившаяся от регистрации присоединения к нему, не может ссылаться на такой договор ни в одном из органов ООН.

В истории МОТ неоднократно имели место случаи, когда участники этой организации "забывали" присылать в МБТ официальные документы о ратификации, а на напоминания сделать это не реагировали. Так было в одной из стран южной Европы, когда национальным законом Конвенция от 1979 г. N 152 "О технике безопасности и гигиене труда (портовые работы)" была ратифицирована, но она не считается таковой для МОТ и ООН из-за отсутствия регистрации. В указанном случае с позиции международного права происходит не имплементация ратифицированной, но не зарегистрированной в МОТ и ООН конвенции, а скорее рецепция ее норм в национальное законодательство, так как такой юридический путь не приводит к фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне.

Вступление в силу конвенции для ратифицировавшей ее страны наступает по истечении периода времени, указанного в одной из последних статей каждой конвенции, это, как правило, на следующий год в тот же день, когда произошла ее регистрация в МБТ МОТ. Так, ратифицированная Россией 23.05.1990 Конвенция МОТ от 1985 года N 160 "О статистике труда" была зарегистрирована в МБТ 27.08.1990 и, следовательно, вступила для нее в силу 27.08.1991 г.

Факт ратификации конвенции МОТ порождает для страны-члена МОТ согласно пп. "d" п. 5 ст. 19 Устава МОТ обязательство принять "такие меры, которые будут необходимы для эффективного применения положений данной конвенции". Одновременно с этим у страны, ратифицировавшей конвенцию, появляется обязательство представления в МБТ отчета о принятых мерах по применению данного международно-правового акта. Такая отчетность предусмотрена ст. 22 Устава МОТ в форме ежегодных докладов, предоставляемых в МБТ правительством страны-члена МОТ.

Однако на правоприменительном уровне имеется существенная проблема, связанная с процедурой вступления в силу положений ратифицированных Россией конвенций. Дело в том, что принять на МКТ МОТ конвенцию является только частью дела, поскольку ее реальная судьба зависит от стран-членов МОТ, как уже было ранее сказано, не обязанных ее ратифицировать. К тому же, МКТ МОТ при принятии любой конвенции может указать в ней требования, которые, как это не парадоксально прозвучит, будут не приемлемы ни для одной страны, в которой потенциально возможно ее применение. Например, к таким требованиям нужно отнести особые условия о вступлении в силу конкретной конвенции, связанные с количеством членов МОТ, которые должны ее ратифицировать, т.е. признать конвенцию как международный трудовой стандарт. Этот количественный барьер может колебаться от трех до десяти и больше стран, которые своей ратификацией конкретной конвенции дадут ей "путевку в жизнь". В свою очередь, Генеральный директор МБТ МОТ и Секретариат ООН обязаны индивидуально информировать о вступлении в силу каждой конвенции правительства, являющиеся их членами, а иную мировую общественность - путем публикации сведений об этом в специализированных СМИ как ООН, так и МОТ.

Например, в Конвенции МОТ от 2007 года N 188 "О труде в рыболовном секторе", принятой МКТ МОТ 14.06.2007, содержатся следующие условия: она вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором МБТ документов о ратификации десятью государствами-членами, восемь из которых являются прибрежными государствами. До сих пор эта Конвенция не вступила в силу из-за отсутствия "ратификационного кворума", и, естественно, государства, ее ратифицировавшие, не могут ею воспользоваться и опираться на нее в международных отношениях. В некоторых случаях из-за подобных условий конвенция вообще не вступала в силу, оставаясь, долгое время в "замороженном" состоянии. Это служило причиной ее изъятия по изложенным ранее процедурным правилам АС МОТ и регламента МКТ из числа принятых МОТ конвенций и сопутствующих им рекомендаций или значительной их переделке силами специалистов, привлеченных МБТ МОТ.

Иногда заинтересованные страны из-за "заморозки" той или иной конвенции использовали по аналогии правила, содержащиеся в ст. 21 Устава МОТ, и с учетом требований, определенных в Венской конвенция для следующего. В указанной статье Устава МОТ определено: если при окончательном голосовании на МКТ какая-либо конвенция не соберет большинства в две трети голосов присутствующих делегатов, тогда любые члены МОТ, которые этого пожелают, могут заключить такую конвенцию между собой. В этом случае каждая заключенная таким образом двусторонняя конвенция направляется заинтересованными правительствами Генеральному директору МБТ МОТ и Генеральному секретарю ООН для регистрации этого факта в соответствии с положениями ст. 102 Устава ООН.

Не меньшая проблема для применения конвенций МОТ в России - это отсутствие доступной информации о том, когда правительство страны передало в МБТ МОТ документ о ратификации конкретной конвенции. Период, начиная с момента ратификации национальным парламентом, а затем вступления в силу закона о ратификации и до дня передачи ратификационной грамоты Генеральному директору МБТ в истории членства СССР и России в МОТ составляет от одного месяца до полугода. А в отдельных случаях, как например, это случилось с Конвенцией МОТ от 2003 года N 185 "Об удостоверениях личности моряков" срок от дня ратификации в России (25.11.2006) до дня передачи в МБТ ратификационной грамоты с иными прилагаемыми к ней документами составил более трех лет (26.02.2010). Следовательно, конвенция стала действовать, как национальный источник права, с 26.08.2010, т.е. почти через четыре года после дня ее ратификации парламентом России и только благодаря тому, что этот срок у нее определен в полгода, а не год со дня регистрации в МБТ ратификационной грамоты.

Все эти факты не позволяют заинтересованным лицам, не имеющим, например, доступа в Интернет (сельские и подобные районы страны) и (или) имеющим доступ, но не обладающим знаниями английского (французского, испанского) языка, узнать дату передачи ратификационной грамоты в МБТ. Ведь только, начиная с даты регистрации ратификационной грамоты Генеральным директором МБТ МОТ, возможно начать отсчёт 12 или иного количества месяцев, чтобы определить статус конвенции. Иногда чтобы понять с какой даты та или иная конвенция МОТ является действующей в России, в случае ее присоединения к уже функционирующей конвенции заинтересованные лица вынуждены официально обращаться в МИД России и Минздравсоцразвития РФ, либо в Московское межрегиональное бюро МОТ или напрямую в МБТ МОТ. В связи с этим правоприменителям в свободном доступе не доступны ни дата приобретения конкретной конвенцией юридической силы, как акта МОТ, ни время вступления ее в действие на территории России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: