- Единство и дифференциация в правовом регулировании отношений. Правовое регулирование трудовых и иных, связанных с ними отношений осуществляется посредством общего единого законодательства, так и посредством сочетания с дифференцированным или специальным законодательством (раздел 12 ТК, Закон «О гарантиях и компенсациях работникам крайнего севера»). Факторы дифференциации трудового законодательства: пол, отношение к семейным обязанностям (беременные, матери, лица их заменяющие, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет, матери или отцы одиночки, матери или лица их заменяющие, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), состояние трудоспособности (в возрасте до 18 лет, пенсионеры, инвалиды) отрасль народного хозяйства, вредность и тяжесть труда, природно-климатические условия.
- Наличие большого числа международных актов.
- Наличие большого числа подзаконных актов.
- Участие в формировании системы источников работников, профсоюзов и работодателей путем заключения коллективных договоров и соглашений.
- Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
- Наличие локальных нормативных актов на локальном уровне.
Характеристика основных источников
- Конституция закрепляет основные трудовые права граждан, основные принципы правового регулирования труда, предопределяет содержание основных институтов особенной части трудового права. Конституция закрепляет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене; право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ; право на защиту от безработицы, право на отдых, право на ограничение рабочего времени; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (включая право на забастовки).
- Международные акты. Международно-правовое регулирование труда направленно на защиту прав и свобод человека в сфере применения труда. Конвенция МОТ №98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров», конвенция №154 «О содействии коллективным переговорам», №95 «Об охране з/п», №100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности», №138 «О минимальном возрасте приема на работу», №1553 «О безопасности и гигиене труда в производственной сфере».
- ТК РФ был принят 31.12.2001, вступил в силу 1.02.2002. Существенные изменения ТК были в 2006 г. Кодекс содержит 14 разделов.
- ФЗ и законы субъектов «О работниках крайнего севера», «О профсоюзах», «Об основах охраны труда», «о занятости населения в РФ» и др. Субъекты РФ имеют право принимать законы по вопросам, которые не отнесены к ведению федеральных органов гос. власти и не урегулированы фз, если в последующем будет принят фз, по таким, неурегулированным ранее вопросам, то закон субъекта либо отменяется, либо приводится в соответствие.
- Указы Президента – это подзаконные акты, принимаемые на основании и во исполнение фз и отражающие основные направления внутренней и внешней политики государства, включаю политику в области регулирования рынка труда, а также трудовых и социальных отношений. («О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ»)
- Постановления Правительства принимаются с целью конкретизации и уточнения ФЗ и Указов Президента. (Постановление Правительства «Об утверждении Положения об организации общественных работ»).
- Министерские постановления, разъяснения, письма издаются в целяхобеспечения правильного единообразного толкования и применения законов, в таких актах, как правило, содержаться положения об оплате труда, нормировании труда, о предоставлении льгот и гарантий работникам отдельных отраслей, решаются вопросы о режимах рабочего времени, о времени отдыха.
- Акты органов МСУ Определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего органа МСУ, регулируют вопросы трудоустройства, граждан, занятость населения, социальную защиту инвалидов, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний.
- Социально-партнерские соглашения и коллективные договоры
- Локальные нормативные акты (Положения об оплате труда, Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о рабочем времени и времени отдыха в организации, Положения о премировании) Не признаются локальными нормативными актами приказы, распоряжения работодателя, такие акты являются организационно-распорядительными документами.