Наибольшей популярностью в области преподавания ИЯ в среде Moodle пользуются програмные ресурсы, требующие дополнительной установки в систему.После их установки они становятся элементами модулей или блоков, выступают эффективными средствами формирования и развития навыков и умений иноязычной речи. К таким программным ресурсам относятся:
– Mediacenter/Inwicast (https://www.inwicast.com) – позволяет помещать в систему и управлять файлами в форматах Flash FLV, MP3, MP4, WMV, MOV) (рисунок 11);
– Nanogong (https://gong.ust.hk) – позволяет студентам и преподавателям записывать и добавлять аудио сообщения в задания, форумы, глоссарии) (рисунок 12);
– Audacity (https://audacity.sourceforge.net) – позволяет записывать и редактировать звуковые файлы.
Рисунок 9 – Фрагмент модуля «Грамматика»
Рисунок 10 – Фрагмент содержания модуля «Аудирование»
Рисунок 11 – Фрагмент блока «Mediacenter»
Рисунок 12 – Пример задания в NanoGong
Кроме этого, эффективными для создания контролирующих и тренировочных упражнений по ИЯ являются такие средства, как Hot Potatoes (https://hotpot.uvic.ca) и TexToys (https://www.cict.co.uk). Hot Potatoes представляет собой инструментальное программное средство, позволяющее преподавателям самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования. С помощью Hot Potatoes можно создать 10 типов упражнений (тестов) на различных языках с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. TexToys – авторский программный продукт (единственный из вышеуказанных платный), который позволяет преподавателям создавать различного рода интерактивные упражнения для работы с текстами.
Работа с такими специфическими (в курсах по другим дисциплинам они используются реже) программными ресурсами в процессе СР по ИЯ в среде Moodle позволяет студентам улучшать произношение и способствует развитию навыков и умений аудирования иноязычной речи, говорения.
|
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов в электронной среде Moodle
Аудирование
Форум используется для составления и обсуждения транскриптов к аудизаписям.
Обсуждение прослушенного на форуме можно организовать в следующих вариантах:
– студенты прослушивают один и тот же текст, высказывают и сравнивают свои мнения;
– студенты прслушивают разные тексты на одну тему (например, новости) и сравнивают выслушенные мнения;
– студенты прослушивают он-лайн беседу, выступление или лекцию и выделяют ключевые идеи.
Тест (все возможные виды) используются, в основном, в качестве средств контроля навыков аудирования или их закрепления.
Можно подключить сдудентов к самостоятельному групповому и индивидуальному составлению тестов (рисунки 13-16).
Рисунок 13 – Пример задания на аудирование
Рисунок 14 – Пример теста на востановление текста после прослушивания (создан с помощь TexToys)
Рисунок 15 – Пример теста на аудирование,
созданного в Moodle с помощь Hot Potatoes
Рисунок 16 – Пример теста на восстановление текста в процессе прослушивания (создан с помощь TexToys)
Лекция используется для прослушивания отрывка с последующим прогнозированием и выбором событий.
Ментальная карта представляет собой совместное составление и добавление собственных ментальных карт после прослушивания текста.
Опрос может использоваться для прослушивания песен, рекламных роликов с последующим выбором наиболее понравившихся или наиболее смешных аудио- или видеороликов.
|
Анкета используется для выявления наиболее предпочтительных для студентов аудио- или видеозаписией.
Рекомендуется использование внешних аудио ресурсов, таких как:
1) аудиокниги – платные (www.audible.com и itunes.com), бесплатно распространяемые (www.librivox.org, www.booksshouldbefree.com, www.openculture.com);
2) веб-сайты – (например, ted.com – на сайте предложены видеозаписи публичных выступлений людей из области искусства, науки и политики; на выбор предлагаются субтитры на разных языках):
3) подкасты – (www.spotlightradio.net, www.bbc.co.uk, www.freetalklive.com).
Тексы к аудиозаписям или субтитры могут быть даны до, после и во время прослушивания.
Составляя задание для прослушивания преподавателю необходимо определить, с какой целью даются прослушивание того или иного текста:
– с целью понимания общей идеи;
– с целью выделения каких либо деталей (ключевых слов, предлогов или времен и т.д.);
– с целью выполнения дальнейшего письменного или устного задания.
Говорение
Безусловно, обучение говорению наилучшим образом происходит на занятии, в условиях живого общения. В этом случае ДОТ могут играть лишь вспомогательную роль, являться дополнением к очным встречам. В тоже время именно дистанционные образовательные технологии позволяют нам организовать и проследить отработку некоторых аспектов устной речи, таких как произношение, например, в самостоятельном режиме, что значительно сокращает время, выделяемое на это на уроке.
|
Для развития навыков и умений говорения наиболее часто используется активный элемент «NanoGong».
Для того чтобы выполнить задание в Nanogong, студентам необходимо:
1) прочитать задание;
2) продумать и подготовить устный ответ;
3) записать его, нажав на «Record»;
4) сохранить сообщение, нажав на «Save»;
Важно: студенты могут записывать и прослушивать сообщение столько раз, сколько это им необходимо;
5) написать Text Message, если это требуется;
6) отправить сообщение;
Возможно также использование других средств «Moodle» (таблица 7).
Грамматика
Урок. Использование элемента «Урок» позволяет изучать грамматику в контексте звучащей речи. Студентам предлагается определить и различить грамматические конструкции в звучащей речи в процессе просмотра видео ролика или прослушивания аудизаписи. Данную технологию можно также реализовать с помощью дополнительных программных средств Hot Potatoes и QuizPot (рисунок 17).
Таблица 7 – Некоторые задания в Moodle на формирование и развитие навыков устной речи
Вид задания | Цель | Стандартные элементы | Дополнительные элементы |
1. Образец произношения (запись) | Тренировка произношения | Форум, веб-страница, HTML-блок | -- |
2. Тест на определение ударения в слове, правильной интонации и т.д. | Оценка произношения | Тест | NanoGong |
3. Глоссарий со звуковым сопровождением | Составление справочной информации (теория фонетики) | База данных, глоссарий | NanoGong |
4. Озвученный форум | Тренировка произношения | -- | NanoGong, OUWiki |
5. Диалог с пропущенными словами | Практика диалогической речи | -- | Mediacenter, Audacity |
6. Презентация, записанная на блоге (отправленная на э-портфолио) | Практика монологической речи | -- | OUBlog, NanoGong, e-portfolio |
7. Монолог | Оценка монологической речи | Тест | NanoGong |
Опрос. Использование опросов возможно в сочетании с последующими обсуждениями правильных и неправильных вариантов ответа в форуме (рисунок 18).
Wiki. Индивидуальное прослушивание аудиозаписи с последующим письменным восстановлением текста (пропущенных грамматических конструкций) или групповая работа по восстановлению текста в Wiki.
Рисунок 17 – Фрагмент элемента «Урок» по изучению грамматики
Рисунок 18 – Пример использования опроса для изучения грамматики
Форум. Студентам дается задание написать в форуме небольшое сочинение, уделяя особое внимание грамматике. Затем студенты оценивают грамматическую точность написанных сочинений, указывают на ошибки или отмечают удачные грамматические конструкции. Важно дать студенту четкие инструкции о том, на что в этом задании ему необходимо обратить внимание на правописание, пунктуацию, правильность использования времен и т.д.
Чтение
Глоссарий. Может составляться студентами в процессе чтения статьи, размещенной с помощью ресурса веб-страница (рисунки 19, 20).
Рисунок 19 – Фрагмент статьи по техническому переводу в ресурсе
веб-страница
Форум. Используется для группового обсуждения прочитанной статьи или книги, подбора заголовка к прочитанному отрывку, обсуждения любимых книг. Материалы для чтения могут помещаться в систему Moodle и использоваться в ресурсах или базе данных, либо могут быть даны ссылки на внешние источники (рисунок 21).
Рисунок 20 – Глоссарий к статье по техническому переводу
Рисунок 21 – Пример внутреннего ресурса для чтения в формате PDF