Структура среды, ее наполнение, обучающие и развивающие функции зависят от задач, которые ставятся в процессе преподавания той или иной дисциплины. В данном разделе описан опыт и рассмотрены особенности организации курса иностранного языка (ИЯ) для студентов технических специальнностей (электроэнергетический и физико-математический факультеты, факультет информационных технологий) Оренбургского государственного университета (ОГУ), целью которого является развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров [25].
Система Moodle использовалась как средство создания электронной обучающей среды для поддержки СРС в рамках традиционного очного обучения по дисциплине «Иностранный язык» и организовывалась в рамках опытно-экспериментальной работы на базе сайта «English Classes in Moodle» (https://blendtutor.ru), а также сайта ОГУ «Электронные курсы ОГУ в системе обучения Moodle» (https://moodle.osu.ru) [26, 27].
Данные проведенного нами анкетирования 396 студентов 1-2 курсов технических специальностей ОГУ подтвердили тот факт, что большинство будущих инженеров хотят использовать ИКТ в процессе обучения ИЯ и видят в этом явные преимущества. Студенты знают, как применять ИКТ в учебной деятельности (69,4%), считают, что ИКТ помогают им учиться (76,7%), находят их использование в обучении интересным и эффективным (89,3%), отдают предпочтение учебным материалам, представленным в электронном виде (63,6%). Поэтому использование Moodle в учебном процессе по дисциплине «Иностранный язык» было положительно воспринято со стороны студентов.
Кроме того, использование Moodle в процессе обучения ИЯ студентов технических специальностей обусловлено также рядом причин частного характера, основные из которых можно определить как трудности, с которыми преподаватели сталкиваются в процессе обучения ИЯ студентов технических специальностей: низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка, разный уровень языковой подготовки студентов, сокращение количества часов аудиторных занятий по дисциплине «Иностранный язык». Поэтому при внедрении Moodle мы учитывали еще и эти проблемы, касающиеся специфики изучения конкретной дисциплины.
|
Как мы уже отмечали выше, модули в Moodle выступают дидактическим средством СРС и в курсе иностранного языка представляют собой автономные организационно-методические единицы содержания учебной дисциплины, представленные как набор учебных элементов, целенаправленная работа с которыми обеспечивает развитие у обучающихся разного рода компетенций (лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, стратегическую и т.д.) необходимых для формирования профессионально направленной иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров.
Курс состоит из тематических модулей, то есть модулей, компоненты которых объединены по тематическому признаку. Данные модули могут быть расположены в хронологичеком порядке по мере их изучения в соответсвии с рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык», а также в соответствии с этапами формирования профессиональной направленности студентов в процессе изучения ИЯ, которые определяют степень отражения «профессионального» в содержании учебного материала и деятельности студентов. На каждую тему выделяется приблизительно по 3-4 недели (таблицы 5, 6).
|
Таблица 5 – Типы модулей в соответствии с этапами обучения ИЯ
Этап | Семестр | Тип модуля | Уровень профессиональной направленности учебного материала |
I | Базовый + академический | 0 уровень | |
II | Деловой + академический | 1 уровень (низкий) | |
III | Общепрофессиональный + специализированный | 2 уровень (средний) | |
IV | Специализированный | 3 уровень (достаточный) |
Модули базового типа касаются бытовой, учебно-познавательной и социально-культурной сфер общения, их изучение предполагается в курсе «Иностранный язык для общих целей».
Таблица 6 – Примерная тематика модулей по сферам общения
СФЕРЫОБЩЕНИЯ | ТЕМАТИКА ОБЩЕНИЯ |
Бытовая (Я и моя семья) | 1. Я и моя семья. Семейные традиции, уклад жизни 2. Дом, жилищные условия 3. Досуг и развлечения в семье. Семейные путешествия 4. Еда. Покупки |
Учебно-познавательная (Я и мое образование) | 1. Высшее образование в России и за рубежом 2. Мой вуз 3. Студенческая жизнь в России и за рубежом 4. Студенческие международные контакты: научные, профессиональные |
Продолжение таблицы 6
Социально-культурная (Я и мир. Я и моя страна) | 1. Язык как средство межкультурного общения 2. Образ жизни современного человека в России и за рубежом 3. Общее и различное в странах и национальных культурах 4. Международный туризм 5. Мировые достижения в искусстве (музыка, танцы, живопись, театр, кино, архитектура) 6. Здоровье, здоровый образ жизни 7. Мир природы. Охрана окружающей среды 8. Глобальные проблемы человечества и пути их решения 9. Информационные технологии 21 века |
Общепрофес-сиональная (Я и моя будущая профессия) | 1. Избранное направление профессиональной деятельности 2. История, современное состояние и перспективы развития изучаемой науки |
|
Модули академического типа касаются учебно-познавательной и профессиональной сфер общения, их изучение предполагается в курсе «Иностранный язык для академических целей».
Модули общепрофессионального и специализированного типов касаются профессиональной сферы общения, их изучение предполагается в курсе «Иностранный язык для профессиональных целей».
При выборе наиболее подходящей структуры курсов в системе Moodle, на наш взгляд, необходимо опираться на положение о том, что при организации любого учебного процесса с использованием дистанционных форм, необходимо, прежде всего, учитывать два следующих фактора: 1) специфику организации учебного процесса дистанционно, включая и специфику электронных средств обучения и используемых педагогических технологий; 2) специфику самого учебной дисциплины.
Поэтому выделяя речевую деятельность как специфическую черту дисциплины «Иностранный язык», кроме тематических модулей в каждый курс мы включили модули, касающиеся отдельных аспектов изучения иностранного языка. Например, в курсе английского языка этоследующие модули: «English Grammar» (грамматика), «Listening Comprehension» (аудирование), «Reading» (чтение), «Writing» (письмо), «Speaking» (говорение).
Данная структура позволяет преподавателю и студентам более эффективно проводить контроль/самоконтроль и корректировку развития коммуникативных умений по видам речевой деятельности в процессе СР и способствует более успешному формированию и развитию лингвистической и речевой компетенций (рисунки 9, 10).