Система контроля успеваемости в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден: она никак не способствует активной и ритмичной СРС. В то же время,оценочно-результативный компонент в структуре процесса организации СРС имеет одно из ключевых значений. Нужно отметить, что совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение место контроля в учебном процессе.
Сегодня в контексте компетентностного подхода все чаще рассматривается рейтинговая система контроля как наиболее эффективная и отвечающая современным требованиям к результатам образовательного процесса. Рейтинговая система оценки рассматривается как средство повышения объективности контроля качества знаний и умений студентов, усиления их мотивации к учебной деятельности. Рейтинговая система способствует систематизации учения, повышению активности, самостоятельности, познавательного интереса обучающихся.
Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, безболезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между преподавателем и учащимися [45].
Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка»как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения. Принят и такой термин – индивидуальный, кумулятивный индекс (то есть индекс по сумме отметок).
|
Основной алгоритм рейтинговой системы контроля и самоконтроля успеваемости представлен следующим образом:
1) весь курс СРС по ИЯ разбивается на модули (тематические и по видам речевой деятельности), контроль по которым обязателен;
2) каждый модуль содержит некоторое количество заданий, итоговое выполнение которых оценивается кумулятивным индексом (то есть индекс по сумме баллов за все задания) или его процентным соотношением;
3) по окончании определенного этапа обучения по каждому модулю проводится достаточно полный анализ и контроль/самоконтроль знаний и умений студента, определяется соответствие набранных студентом баллов их максимально возможному количеству с учетом проходного балла (не менее 40 %);
4) в конце обучения анализируется сумма набранных за весь период баллов и выставляется достаточно объективная итоговая отметка (рисунки 22, 23).
Рисунок 22 – Фрагмент журнала оценок студента
Одним из недостатков системы обучения ИЯ будущих инженеров в нашей стране является несоответствие традиционной системы оценивания иноязычной коммуникативной компетенции европейским стандартам. В связи с чем, для более объективного оценивания результатов обучения ИЯ будущих инженеров мы разработали шкалу соответствия результатов СРС уровню их иноязычной коммуникативной компетенции (таблица 8). Необходимо отметить, что проведение таких соответствий возможно при соблюдении следующих условий:
|
1) поэтапной организации СРС;
2) наличии разных типов модулей;
3) дифференциации заданий внутри каждого модуля (А1-B2);
4) выборе соответствующей системы оценивания в Moodle.
Рисунок 23 – Фрагмент журнала оценок студент
Такой подход к оцениванию результатов учебной деятельности позволяет развивать у студентов навыки самоуправления учебной деятельностью, ее самооценки, осуществлять самокоррекцию ошибок, в значительной степени повышает системность учебной деятельности, ее мотивацию, активность и самостоятельность обучающихся (таблица 9).
Таблица 8 – Шкала соответствия результатов СРС уровню иноязычной коммуникативной компетенции
Баллы набранные за СР (%) | Оценка по традиционной шкале | Уровень иноязычной коммуникативной компетенции | Уровень профессиональной коммуникативной компетенции | |
Совет Европы | Everyday English | |||
0 % - 40 % | Неудовл. | A1 | Beginner to Post-elementary | - |
41 % - 60 % | Удовлетв. | A2 | Pre-intermediate | низкий |
61 % - 80 % | Хорошо | B1 | Intermediate | средний |
81 % -100 % | Отлично | B2 | Upper-intermediate | достаточный |
Таблица 9 – Динамика развития уровня сформированности профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов
Срез | Коли-чество человек | Тип группы | Уровень сформированности профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции | |||||
низкий | % | средний | % | доста-точный | % | |||
стартовый | ЭГ | 94,2% | 5,8% | 0,0% | ||||
1 срез | ЭГ | 88,2% | 9,9% | 1,9% | ||||
2 срез | ЭГ | 65, 0% | 25,5% | 9,5% | ||||
3 срез | ЭГ | 29,3% | 43,2% | 27,5% |
|
Наши наблюдения и проведенная диагностика показали, что студенты, работая в среде Moodle, стали более ответственно относиться к СР, повысился уровень их мотивации к изучению ИЯ и уровень лингвопрофессиональных ориентаций. Отмечено повышение уровня сформированности умений СР по следующим показателям: определение цели (28%), расчет времени (17%), рациональность организации (23%), поэтапность и системность работы (32%), досрочность выполнения заданий (16%), рефлексия (14%).
Положительная динамика развития профессиональной иноязычной компетенции студентов технических специальностей, а также улучшение показателей самоорганизации учебной деятельности студентов технических специальностей подтвердила наше предположение о том, что использование технологии Moodle и предложенный подход к организации СР будущих инженеров на основе данной технологии является достаточно эффективным.