КСП товаров более полно раскрывается через систему ее показателей. Ее составляют показатели внешнего формирования КСП, качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели.
Показатели внешнего формирования КСП включают:
1.Долговременные показатели — это тенденции развития экономики, тенденции развития рынка, тенденции развития НТП, устойчивые связи в структуре потребления и другие.
2.Краткосрочные показатели — это колебания конъюнктуры, внезапное появление или уход конкурента с рынка, изменения моды и др.
Качественные показатели конкурентоспособности товаров включают:
1. Классификационные показатели;
2. Оценочные показатели.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной группировке в выбранной системе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара
Классификационные показатели используются на исходных этапах оценки КСП для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. Необходимо подчеркнуть, что оценка КСП имеет смысл только применительно к однотипной продукции, характеризующейся близкими классификационными показателями. Непосредственно для последующей оценки КСП они, как правило, не используются.
К ним относятся следующие показатели:
♦ для установления вида, типа или класса продуктов (хлебные, мясные, молочные и т.п.);
♦ исполнения продукции, определяющие область и условие применения (необработанное сырье, полуфабрикаты, готовые для потребления продукты и т.п.);
♦ определяющие группу потребителей продукции (массовые потребители, дети, больные люди и т.п.).
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товара, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.
|
Особую группу оценочных показателей составляют стандартизируемые и регламентируемые, сопоставительные.
Основные требования потребителей к качественным показателям находят отражение в стандартах предприятий (фирменных стандартах): отраслевых, региональных, национальных и международных. Национальные и международные стандарты, используемые в качестве национальных, являются не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают полную характеристику товара и содержат технические условия его изготовления, правила приемки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке КСП товара прежде всего определяется его соответствие стандартам.
Регламентируемые показатели:
1.Существенным фактором, определяющим КСП товара, являются патентно-правовые показатели. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения и рецептура, использованные при производстве данного товара, осуществляются только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соот ветствующей лицензии и не попадают под действие патентов в конкретных странах. Если в какой-либо стране данный товар запатентован какой-либо фирмой, другое предприятие не может его там продавать. В противном случае к нему могут быть применены очень суровые штрафные санкции.
|
2.Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при производстве, хранении или потреблении продукции. К ним, например, относится содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов или излучений при хранении, транспортировке или потреблении продукции.
3.Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие при ее потреблении или эксплуатации безопасность человека. Для продовольственных товаров это в первую очередь гигиенические показатели: содержание остаточных количеств гербицидов, пестицидов, патогенных микроорганизмов, солей тяжелых металлов, микотоксинов, радионуклидов, нитратов и нитритов и других. Их значение в оценке КСП продовольственных товаров настолько велико, что мы рассмотрим их отдельно.
С позиций конкретного потребителя немаловажное значение в оценке КСП имеют сопоставительные показатели: функциональные, надежности в потреблении, эстетические и другие.
1.Функциональные показатели определяют, какую основную потребность и каким именно способом удовлетворяет товар как предмет потребления в отличие от других товаров, обращающихся на рынке.
2.Из показателей надежности наибольшее значение для продовольственных товаров имеют показатели сохраняемости. Они характеризуют свойство товара сохранять пригодное для потребления состояние в процессе хранения и транспортирования. Показатели сохраняемости определяются сроком хранения (календарной продолжительностью хранения и транспортирования товара), в течение которого значения заданных показателей остаются неизменными.
|
3.Эстетические показатели характеризуют способность изделий выражать в чувственно воспринимаемых формах общественную ценность. К ним относятся художественная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.
На современном этапе развития благодаря НТП создаются благоприятные условия для использования неценовых факторов КСП. Поскольку расходы покупателя включают не только оплату товара по продажной цене, преимущество в ценах далеко не всегда обусловливает превосходство одного изготовителя перед другим, даже в случае идентичного качества конкурирующих товаров. Приобретя товар, потребитель несет затем затраты на его использование (эксплуатацию). К примеру, покупатель продовольственных товаров несет затраты на упаковку и краткосрочное хранение товаров, а также затраты, связанные с приготовлением из них готовых блюд и изделий.
Поэтому при анализе экономических показателей КСП рассматривают не только цену анализируемого и конкурирующих товаров, но и все другие затраты потребителя.
Путем совокупного подсчета затрат на приобретение товара, оплату электроэнергии, сырья и материалов, оценку стоимости обслуживания, уплату налогов и сборов, расчет расходов на оплату обслуживающего персонала и других статей затрат определяются совокупные издержки потребления товара. Для готовой продукции, прежде всего машин и оборудования, издержки потребления определяются на весь период эксплуатации, а для продовольственных и сырьевых товаров — на единицу их веса, объема и стоимости.
В результате воздействия совокупности приведенных выше показателей складывается полная цена потребления товара, решающим образом влияющая на его КСП. Она складывается из цены, уплаченной потребителем за товар, и издержек потребления. При этом учитываются выплачиваемые покупателем таможенные пошлины, налоги и сборы, а также выплаты по полученным кредитам.
Организационно-коммерческие показатели КСП раскрывают преимущества или недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследований рынка и запросов конечных потребителей, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулированию продаж, рекламной деятельности, правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формирования сбытовой сети, каналов товародвижения и др.
Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают уровень компетенции при подготовке и проведении переговоров о заключении торговой сделки, в выборе форм и методов поставок, оговаривании условий контракта, способе удовлетворения возможных рекламаций, согласовании условий, форм платежа и др.
Организационные условия приобретения и использования товара потребителями обеспечивает реальное выполнение коммерческих показателей его конкурентоспособности. К ним относятся:
3. исследование рынка и потребителей. В современных условиях действует правило: кто владеет информацией — тот владеет рынком;
4. рациональное формирование сбытовой сети и каналов товародвижения. Они существенно укрепляют конкурентные позиции фирмы, ускоряют товарооборачиваемость, увеличивают прибыль;
5. обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к покупателям, влияющего на снижение издержек обращения, значит, на уровень его цены; доставка товара до места потребления не только крупным оптом—транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономичной доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области; расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям, с гарантийным и послегарантийным обслуживанием. В настоящее время покупатель предъявляет продавцу обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствуют тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и потому организация сильной сервисной службы, ее эффективное функционирование являются первоочередной заботой любой фирмы, желающей успешно выступать на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы: 1) хорошо продуманная стратегия; 2) умелое использование рекламы, доносящей до покупателей все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с продавцом; 3) система правил вызова сотрудников сервисной службы к клиенту; 4) обучение персонала, связанное с доведением до каждого исполнителя стандартов обслуживания.
Сервис подразделяется на пред- и послепродажный, а последний — на гарантийный и послегарантийный.
Высокий уровень сервиса позволяет в конечном счете завоевать устойчивое положение на рыке, добиться КСП производимой и реализуемой продукции;
6. развитие рекламы и технической информации на высоком качественном и организационном уровнях. Необходимо помнить, что главным элементом рекламы является прежде всего содержательность рекламного текста, его информативность и доказательность, безусловная достоверность. Главная цель рекламной работы — привлечь к товару людей и повысить его КСП;
7. формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) как ключевое направление в конкурентной борьбе за прочное место на рынке сбыта товара; оно заключается в том, чтобы сообщить потенциальному покупателю о существовании товара и о тех потребностях, которые им удовлетворяются. Главная задача ФОСС — введение на рынок нового товара, обеспечение его КСП и намеченного объема продаж.
Задача стимулирования сбыта (СТИС) — побуждение покупателя к последующим покупкам данного товара, к приобретению большего его количества, регулярным коммерческим связям. При стимулировании сбыта часто используются «бонусные» скидки за покупку больших партий товара, сопутствующие «подарки», бесплатное распространение образцов товара и т.п. Большое значение имеет организация презентаций, пресс-конференций и других организационных мер по выведению нового товара на рынок и обеспечению его КСП.
Коммерческие условия КСП товаров включают:
8. ценовую стратегию. Уровень цены непосредственным образом влияет на ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше КСП продукции на рынке. И наоборот, с учетом данных условий и формируется ценовая стратегия в борьбе за повышение КСП товаров;
9. показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставленные товары. Чем эти условия гибче, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентном соперничестве с другими аналогичными товарами на рынке;
10. показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы. Они заметно влияют на КСП товаров;
11. показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий. Они напрямую влияют на КСП.
Таким образом, общая эмпирическая формула конкурентоспособности товара имеет следующий вид:
конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание.