Оценку конкурентоспособности товаров торговые и производственные предприятия проводят при:
1. подготовке технических заданий по созданию новых моделей товара;
2. выявлении перспектив продажи конкретных товаров, формировании структуры и выборе методов продаж;
3. определении цены на товар;
4. разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности товара;
5. подготовке информации и рекламы о товаре;
6. решении вопроса о патентовании, сертификации и поддержании патента, сертификата в действии;
7. составлении торгового или производственного ассортимента товара;
8. покупке товара через торги.
Оценку конкурентоспособности услуг сервисные и торговые предприятия проводят при:
1. составлении номенклатуры основных и дополнительных услуг;
2. разработке новых видов услуг;
3. оценке перспектив продажи услуг;
4. определении цен на услуги;
5. разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности услуг;
6. подготовке информации и рекламы услуг;
7. решении вопроса о лицензировании услуг.
Рассмотрим порядок оценки по укрупненной схеме:
1) выбор товаров-аналогов;
2)выбор номенклатуры критериев;
3. оценка конкурентоспособности различными методами.
Конкурентоспособность продукции более полно раскрывается через систему ее показателей, которые представляют совокупность критериев количественной оценки конкурентоспособности изделий.
При оценке конкурентоспособности товара используются следующие расчетные методы, дифференцированный и комплексный методы оценки, смешанный метод, метод соотношения полезного эффекта от использования потребителем товара и затрат, метод верхнего предела цены, метод радара и экспертные методы.
|
Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности продукции. При применении дифференциального метода строятся параметрические индексы по следующим формулам
где Pi - значение i-гo показателя; Рiб - базовое значение i-го показателя; n - количество показателей.
Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности основывается на применении групповых и интегральных показателей. Групповой показатель рассчитывается как сводный параметрический индекс по следующей формуле:
где - параметрический индекс i-го параметра; - вес (значимость) i-го параметра; n — количество параметров.
При расчете сводного параметрического индекса наибольшую трудность представляет определение веса параметра. Необходимость его установления связана с тем, что потребитель оценивает различные параметры товара неоднозначно. Исходя из этого и определяется вес (значимость) параметра для потребителя путем маркетинговых исследований рынка или методом экспертных оценок. При этом должно выполняться условие, что вся потребность принимается за 100 %.
Для определения интегрального показателя конкурентоспособности используется соотношение суммарного полезного эффекта, рассчитанного как комплексный показатель по техническим параметрам, и полных затрат на приобретение и использование товара, рассчитанных как комплексный показатель по экономическим параметрам. Главным при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня конкурентоспособности в основе определения которого лежит соотношение интегральных показателей качества оцениваемого и базового образцов.
|
При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию продукции уровень ее конкурентоспособности определяется по формуле
где , - интегральный показатель качества соответственно оцениваемого и базового образцов; П; Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образцов за срок службы; З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образцов.
При Кt > 1 - продукция конкурентоспособна, а при Кt < 1 - неконкурентоспособна на конкретном рынке.
Матричные методы оценки конкурентоспособности товаров
Многообразие товаров на рынке значительно усложняет процесс оценки их конкурентоспособности. Каждое из изделий требует тщательного анализа с точки зрения возможности их успешного сбыта. В этом случае могут быть использованы специальные матричные методы. Их задача состоит в объединении всех товаров в отдельные группы, образуемые по сходству основных показателей. Наиболее распространены следующие матрицы:
♦ Бостон-Консалтинг-Групп (БКГ), или «Доля рынка—рост рынка»'
♦ новая матрица БКГ «тип отрасли—конкурентные преимущества»-
♦ привлекательности отрасли/положения на рынке;
♦ Портера или матрица конкуренции;
♦ направлений политики;
♦ GE (General Electric).
Экспертные методы определения конкурентоспособности товара
Экспертные методы определения конкурентоспособности товара основаны на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Данные методы применяются для оценки уровня конкурентоспособности товара в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно применить методы эмпирического определения значений единичных или комплекс" ных показателей.
|
При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:
B0i = ,
где М0 — объем продаж данного товара за определенный период;
М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.
Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.
Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.