Виды конкурентных стратегий предприятия




Конкурентные стратегии М. Портера. В 1985 г. в работе «Конкурентная стратегия» М. Портер ввел концепцию универсаль­ных стратегий и выделил три основных типа стратегии:

♦ лидерство в издержках;

♦ дифференциацию;

♦ фокусирование.

 

Базовые стратегии конкуренции представлены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Базовые стратегии конкуренции

Лидерство в издержках - стратегия минимизации затрат, нацеленная на интенсивный рынок. Данная стратегия наиболее эффективна:

- при наличии сильной конкуренции по цене;

-когда товар или услуга стандартизова­ны;

-отсутствует возможность дифференциации (разнообразия) товара или услуги;

-когда потребители несут низкие затраты при смене производителей товара или услуг; организация имеет круп­ных покупателей. [3, с.241]

При выборе стратегии дифференциации предприятие концентрирует свои усилия на достижении лидирующего положения по тем показателям фун­кционирования, которые представляют наибольшую ценность для большей части обслуживаемого рынка. Надо учесть, что по мере того как демографические и психоло­гические характеристики потребителей конкретного рынка меня­ются, меняются и показатели функционирования, которые пред­ставляются этим потребителям наиболее важными. Более молодые и динамичные постояльцы гостиниц в первую очередь оценят наличие плавательного бассейна, сауны или тренажерного зала, а представители более пожилого поколения на первое место скорее поставят надежность и высокое качество предоставляемых им услуг.

 

 

Рисунок 1.3. Виды дифференциации продукта

Примечание. Источник: [9, с.40]

Продуктовая дифференциация, основанная на предложении разнообразия товаров или услуг с характеристиками, превосходящими конкурентов.

Сервисная диверсификация связана с предложением разно­образного и более высокого уровня обслуживания покупателей товарами и услугами по отношению к конкурентам. Например, в области туризма это может быть предложение того же маршрута путешествия, но по более высокой цене за счет повышения уров­ня комфортного обслуживания туристов в процессе путешествия;

Дифференциация персонала предполагает постоянное повы­шение его профессиональных качеств, направленных на повыше­ние уровня обслуживания клиентов. Например, в гостинице, вхо­дящей в состав туристической организации, проведены по опре­деленной программе обучение и последующий тренинг персона­ла, направленные на индивидуальное обслуживание потребите­лей;

Дифференциация имиджа представляет собой создание или повышение имиджа организации, например, за счет присвоения предоставляемым услугам товарного знака или марки, которые отсутствуют у конкурентов. Например, туристическая организа­ция внедрила систему менеджмента качества с использованием международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г., что способствовало повышению имиджа организации. [3, с.243]

Сфокусированная стратегия. Организация фиксирует свою деятельность на одном сегменте рынка за счет досконального выяс­нения потребностей в определенном товаре или услуге со стороны групп покупателей и даже отдельных из них. Маркетинговая ниша может выделяться географически, типом потребителя, сегментом из диапазона продуктов. Выбрав сегмент, компания использует в нем или дифференциацию, или низкоценовой подход. [21, с.73]

Фокусирование на издержках - стратегия минимизации зат­рат, нацеленная на эксклюзивную нишу или рыночный сегмент.

Фокусирование на дифференциации продукции - стра­тегия дифференциации продукции, нацеленная на эксклюзивную нишу или рыночный сегмент.

Для достижения успеха при стратегии фокусирования органи­зации должны обладать привлекательными для потребителей товарами или услугами, занимать удачную конкурентную позицию, иметь возможность полностью удовлетворять потребности потребителей.

Следует отметить другие наиболее используемые стратегии достижения конкурентных преимуществ, отражающие ситуации на рынке и замысел развития бизнеса.

Стратегия «первопроходца ». Стратегия «первопроходца» (ран­него выхода на рынок) Для использования стратегии «первопроходца» необходимы определенные рыночные условия, в том числе отсутствие на рынке аналогов новых товаров или услуг; наличие потенциального спро­са на предлагаемые новинки означает, что фирма первая предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, получение монопольной, сверхвысокой прибыли и достижение быстрого роста фирмы. Данная стратегия может быть использована крупными и сред­ними туристическими организациями, способными к иннова­циям.

Стратегия синергизма — это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа бизнес-единиц (хозяйственных подразделений) в одних руках. Шведский экономист-практик Б. Карлоф отмечает, что многие менеджеры избегают использовать термин «синергизм» (синергия), употребляя синонимы, лишь слегка отличающиеся по значению. Такими синонимами являются понятия «стратегический рычаг», «взаимосвязи», «рационализация», «стоимостное преимущество». Впервые этот термин был введен И. Ансоффом для оценки взаимосвязи видов деятельности внутри фирмы. По его мнению, «по первоначальному смыслу концепция синергизма представляла собой переход от принципа экономии на масштабах производства в обрабатывающей промышленности к более широкому принципу стратегической экономии на масштабах деятельности, источником которой является взаимная поддержка различных стратегических единиц бизнеса». В сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса резуль­татом такой стратегий является создание сетей и цепей различно­го вида.

 

Отличительные черты различных вариантов конкурентных стратегий

------      
Отличительная черта Стратегия лидерст­ва по издержкам Стратегия широкой дифференциации Сфокусированная стратегия
       
Стратегическая цель Большая доля рынка Большая доля рынка Узкий сегмент рынка, на котором покупательские предпочтения значительно отличаются от господ­ствующих на рынке в целом
 
 
Конкурентное преимущество Лидерство по издержкам Предложение продукта, отличного от продукции конкурентов Лидерство по издержкам в обслуЖиваемои нише рынка (нишевое лидерство по издержкам) или прида­ние товару специфиче­ских свойств, ценных в глазах по­купателей данного сег­мента (нишевая диффе­ренциация)
 
 
Ассортимент товаров Качественная базовая модель товара в несколь­ ких модификациях (приемлемое качество и ограниченный выбор) Большое количество модификаций продукта, широкий выбор, упор на дифференцирующие свойства Потребительские свойстваи характеристики, удовлетворяющие специфические нужды или вкусы данного сегмента покупателей
Приоритеты в производстве Постоянный поиск путей снижения издержек при сохранении уровня качества и основных потребительских свойств товаров Придание товару дополни­тельной ценности в глазах потребителей, стремление к превосходству товара Товар разработан с учетом вкусов и нужд потребителей обслуживаемого сегмента
Приоритеты в маркетинге Попытка представить как преимущество те свойства товара, которые обеспечивают низкие издержки Придание товару тех свойств, за которые потребитель согласен платить. Повышение цены товара для покрытия издержек дифференциации Анализ уровня удовлетворения по­требителей набором свойств и характеристик товара, соответствующих вкусам и/или специфическим потребностям сегмента
Поддержка стратегии Сочетание низких цен приемлемого качества. Удержание преимуществ по издержкам –основа неуклонного снижения затрат во всех звеньях цепочки ценностей Информирование о дифференцирующих свойствах товара по заслуживающим доверия каналам. Акцент на постоянное совершенствование товара и инновационную деятельность для удержания лидерства. Концентрация на ключевых дифференци­рующих свойствах товара, их пропаганда для создания репутации и имиджа бренда Превосходство над конкурентами в удовлетворении запросов покупателей избранного сегмента; отказ от освоения других сегментов рынка или товарных категорий по причине воз­можного искажения имиджа марки

Недостатками стратегии лидерства по издержкам являются следующие:

во-первых, стратегия лидерства по издержкам чревата затяжной войной цен, в которой потери из-за снижения цен в конеч­ном итоге превысят экономию, в результате чего общая рентабель­ность компании снизится.

Во-вторых, выбирая стратегию лидерства по издержкам, компания должна помнить, что методы снижения из­держек не всегда будут ее исключительной собственностью и что конкурентам их легко воспроизвести. Ценность стратегии лидерства по издержкам во многом зависит от ее устойчивости к копированию, т. е. оттого, насколько трудно конкурентам воспроизвести методы сни­жения издержек.

В-третьих, лидер по издержкам рискует чрезмерно увлечься снижением издержек. Компания полностью сосредоточится на этом направлении и забудет о других важных факторах, например, о предложении дополнительных товаров и услуг, совершенствовании существующих товаров, разработке новых методов использования товара, возможном снижении чувствительности покупателя к цене.

Существуют также недостатки стратегии дифференциации. Любой эффективный вариант стратегии дифференциации может порождать последователей. Нет никаких гарантий, что дифферен­циация принесет значительное конкурентное преимущество. Если покупатель не увидит особой ценности в уникальных потребитель­ских свойствах товара, то стратегия дифференциации встретит скеп­тическое отношение рынка. Дифференциация не даст ожидаемого результата, если конкуренты смогут быстро воспроизвести отличи­тельные потребительские свойства товара компании.

Недостатками сфокусированной стратегии являются:

во-пер­вых, всегда существует вероятность того, что конкуренты найдут пути вытеснения компании с узкого целевого сегмента, например, предло­жив товар, лучше отвечающий потребностям покупателей, или полу­чив компетенцию и ресурсы, превосходящие компетенцию и ресурсы компании.

Во-вторых, нужды и предпочтения потребителей целево­го сегмента могут трансформироваться в нужды и предпочтения, ха­рактерные для покупателей большинства сегментов. Стирание разли­чий между покупательскими сегментами и снижение входных барьеров в целевых нишах открывают пути конкурентам.

В-третьих, сегмент может оказаться привлекательным для множества конкурен­тов, которые могут значительно снизить его прибыльность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: