Меры по повышению конкурентоспособности организации включают разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей.




В качестве экономических целей можно выделить:

-достижения лидерства на рынке,

-овладение опреде­ленной долей рынка,

-освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта,

-увеличение объема продаж,

-по­лучение прибыли в долгосрочном периоде и обеспечение эко­номического развития организации.

Коммуникационные цели предполагают эффективность реа­лизации товаров, повышение имиджа и престижа организации и его товаров на рынке.

Социальные цели включают:

- производство товаров, рассчи­танных на слои населения с низким уровнем дохода,

-содействие занятости населения, совершенствование организации заработ­ной платы и премирования работников организации,

- улучшение охраны труда и окружающей среды.

В табл. приведен перечень внутренних факторов конку­рентного преимущества организации.

Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации

Внутренние факторы конкурентного преимущества организации Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества
1. Структурные  
1.1 Производственная структура орга­низации Проектировать организации на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем
1.2 Миссия организации Миссия должна содержать оригиналь­ную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный продукт, популярную товарную марку ит. д.
1.3 Организационная структура орга­низации Организационная структура должна строиться на основе дерева целей организации с горизонтальной коор­динацией всех работ менеджером по конкретному товару (проблемно-це­левая организационная структура)
1.4 Специализация и концентрация производства Осуществлять проектирование орга­низации на основе анализа принципов рационализации структур и процес­сов, применяя методы моделирования
1.5 Уровень унификации и стандарти­зации выпускаемой продукции и сос­тавных частей производства Выполнять весь комплекс работ по унификации и стандартизации раз­личных объектов с целью их упорядо­чения по типоразмерам, видам, мето­дам и т. д.
1.6 Учет и регулирование производ­ственных процессов Включить в структуру организации средства автоматизации учета соблю­дения принципов пропорциональ­ности, непрерывности, прямоточ­ное™, параллельности, ритмичности протекания отдельных процессов
1.7 Персонал Постоянно осуществлять отбор персо­нала, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения, мотивировать качественный и эффек­тивный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала
1.8 Информационная и нормативно- методическая база управления При проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методи­ческие документы
1.9 Сила конкуренции на выходе и входе системы При выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, ком­плектующих изделий, оборудования, кадров и т. д. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурен­тоспособных поставщиков
2. Ресурсные  
2.1 Поставщики Постоянно анализировать конкурент­ную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших
2.2 Доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам Следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможный доступ к ка­чественному и дешевому сырью
2.3 Учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жиз­ненного цикла крупных объектов орга­низации Стимулировать проведение подобного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей своих товаров будет приоритетным направлением деятельности организации, фактором конкурентного преимущества
2.4 Функционально-стоимостный анализ выпускаемой продукции Стимулировать проведение подобного сложного, но эффективного анализа
2.5 Оптимизация эффективности использования ресурсов Поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции — экономия ресурсов и повышение качества жизни
3. Технические  
3.1 Патентованный товар Продолжать работу по увеличению количества изобретений и патентов
3.2 Патентованная технология То же
3.3 Оборудование Увеличивать удельный вес прогрес­сивного технологического оборудо­вания, снижать его средний возраст
3.4 Качество изготовления товаров Применять современные методы конт­роля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимущества
4. Управленческие  
4.1 Менеджеры Увеличивать удельный вес конкурен­тоспособных менеджеров
4.2 Анализ выполнения законов орга­низации По результатам анализа законов организации должны разрабатываться и реализовываться мероприятия по совершенствованию процессов
4.3 Организация поставки сырья, ма­териалов, комплектующих изделий по принципу "точно в срок" Удержание этого конкурентного преи­мущества требует высокой дисципли­ны по всему циклу движения материа­лов. В условиях удорожания произ­водственных площадей укрепление дисциплины поставок становится эф­фективным направлением конкурент­ной борьбы
4.4 Функционирование системы менеджмента (конкурентоспособности) организации Дальнейшее удержание этого конку­рентного преимущества требует высо­кой квалификации персонала, приме­нения научных методов управления
4.5 Функционирование системы управ­ления качеством в организации Система управления качеством должна соответствовать международным стан­дартам ИСО серии 9000 (версии 2000), научным подходам и принципам управления качеством
4.6 Проведение внутренней и внешней сертификации продукции и систем Удержание этого преимущества воз­можно при достижении высокой кон­курентоспособности выпускаемой продукции
5. Рыночные  
5.1 Доступ к рынку ресурсов, необхо­димых организации Для получения этого преимущества необходимо изучить параметры рын­ков на входе системы (организации), а для его сохранения — проводить мо­ниторинг рыночной инфраструктуры
5.2 Доступ к рынку новых технологий То же
5.3 Лидирующее положение на рынке товаров Для удержания этого главного преи­мущества необходимо постоянно при­нимать меры по удержанию всех конку­рентных преимуществ организации
5.4 Эксклюзивность товара организации Это преимущество достигается высо­кой патентоспособностью товаров, что, в свою очередь, обеспечивает их конкурентоспособность по сравнению с товарами-заменителями
5.5 Эксклюзивность каналов распреде­ления Это преимущество достигается высо­ким уровнем логистики, сохраняется конкурентоспособными маркетоло­гами и работниками сбыта
5.6 Эксклюзивность рекламы товаров организации Для сохранения преимущества необ­ходимы высокая квалификация работ­ников рекламы и достаточные сред­ства на нее
5.7 Эффективная система стимулиро­вания сбыта и послепродажного обслу­живания Преимущество достигается высокой квалификацией экономистов, психо­логов и менеджеров организации и, конечно, необходимыми средствами
5.8 Прогнозирование политики ценооб­разования и рыночной инфраструктуры Для сохранения этого конкурентного преимущества необходимо по своим товарам анализировать действие зако­нов спроса, предложения, конкурен­ции и др., иметь качественную инфор­мационную базу и квалифицирован­ных специалистов
6. Эффективность функционирования организации Экономические показатели определя­ют качество функционирования орга­низации по всем аспектам и направле­ниям. Поэтому для удержания своих конкурентных преимуществ организа­ция должна повышать научный уро­вень управления. Уровни доходности, интенсивности использования капи­тала и финансовой устойчивости функционирования организации опре­деляются индивидуально. Чем выше сила конкуренции в отрасли, тем меньше будет доходность и себестои­мость товаров, но выше интенсив­ность и качество товаров. Конкурен­ция является также фактором повы­шения эффективности использования всех ресурсов

Конкурентоспособность организации (К) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом ве­сомости товаров и рынков, на которых они реализуются:

где аi. — удельный вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется

долями единицы i — 1,2,..., п),

bj. — показатель значимости рынка, на котором представ­лен товар организации. Для развитых стран (США, Япо­ния, страны Евросоюза, Канада) значимость рынка нами рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5;

Кij — конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

Определение конкурентного статуса на основе теории эффективной конкуренции.

Коэффициент конкурентоспособности организации следующее выражение:

ККсп = 0,15Эп + 0,29Фп + 0,23Эс + 0,33Ат,

где ККсп – коэффициент конкурентоспособности организации;

Эп – значение критерия эффективности производственной деятельности организации;

Фп – значение критерия финансового положения организации;

Эс – значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;

Ат – значение критерия конкурентоспособности продукции.

Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные показатели Эп, Фп, Эс, Ат в этом выражении, в свою очередь, также определяются по взвешенным аддитивным выражениям.

Метод позволяет определить комплексные показатели конкурентоспособности организации и конкурентов и выявить их относительную позицию на рынке. Преимущество данного подхода состоит в том, что учитывается важность единичных показателей конкурентоспособности; это дает уверенность в том, что комплексный показатель конкурентоспособности будет более точно отражать измеряемое свойство. К недостаткам этого подхода следует отнести субъективность определения показателей значимости (веса) единичных показателей конкурентоспособности организации.

Использование доли рынка и ее изменений (абсолютных и относительных) для продукции и предприятия (организации) в качестве итоговых показателей конкурентоспособности.

Рассматривая отдельные организации, отвечающие за конкретные виды хозяйственной деятельности и входящие в крупную диверсифицированную организацию, Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд предлагают использовать для оценки их конкурентоспособности ряд критериев, включая относительную долю рынка, относительные издержки производства, конкурентоспособность по свойствам продукции, возможности оказывать давление на ключевых поставщиков и потребителей и т. д. Однако останавливаясь на критерии, характеризующем относительную долю рынка, они утверждают, что чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Аналогичного мнения придерживается и Дэвид Кревенс, который утверждает, что доля рынка может использоваться для определения рыночной позиции организации, для прогноза ее объема продаж.

Этот же вывод подтверждается результатами, полученными в рамках проекта ПИМС (Институт стратегического планирования в Кембридже). Проведенные исследования показывают, что доля рынка организации тесно связана с объемом продаж и определяет получаемый организацией уровень прибыли (доход от инвестиций).

Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций) на основе их статуса с использованием конкурентной карты рынка.

Конкурентная карта рынка строится с использованием двух показателей:

ê занимаемой рыночной доли;

ê динамики рыночной доли.

Распределение рыночной доли позволяет выделить четыре стандартных положения предприятия на рынке:

ê лидеры рынка (1);

ê предприятия с сильной конкурентной позицией (2);

ê предприятия со слабой конкурентной позицией (3);

ê аутсайдеры рынка (4).

Для определения степени изменения конкурентной позиции предприятия целесообразно выделить также типичные состояния предприятия по динамике их рыночной доли:

ê предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией (1);

ê предприятия с улучшающейся конкурентной позицией (2);

ê предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией (3);

ê предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (4).

Конкурентная карта рынка строится на основе перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли. Это позволяет выделить 16 типовых положений предприятия, характеризующих их статус и отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. При классификации предприятия предпочтение отдается показателю динамики рыночной доли.

Наиболее значимым статусом обладают предприятия 1-й группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым – аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа).

Данный подход можно несколько усовершенствовать путем дополнения к качественным характеристикам, по которым классифицируются предприятия, количественных данных. Как правило, считается, что среднее положение занимают предприятия, доля рынка которых составляет более 1/3 доли рынка лидера, низкое положение характерно для организаций, доля рынка которых составляет менее 1/3 доли рынка лидера.

Если установить долю рынка лидера более 40%, то доля рынка предприятий с сильной конкурентной позицией пусть будет от 15 до 40%, организаций со слабой конкурентной позицией от 5 до 15%, а аутсайдера – менее 5%.

В свою очередь, темпы прироста рынка более 10% считаются высокими, а темпы прироста менее 5% – низкими. В соответствии с этими данными установим для предприятий с быстро улучшающейся конкурентной позицией темпы прироста рыночной доли более 10%, для предприятий с улучшающейся конкурентной позицией – от 5 до 10%, для предприятий ухудшающейся конкурентной позицией от 5 до 5%, а для предприятий с быстро ухудшающейся конкурентной позицией – менее 5%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: