А. А. Сычев, Е. А. Коваль, А. Ю. Гусева 1 глава




Вопросы и задания

1. Используя дополнительную литературу, найдите несколько определений эти- ки. Выберите, на ваш взгляд, наиболее полное определение. Дайте обоснова- ние своего выбора.

2. Как вы понимаете сущность и специфику предмета науки этики?

3. В этике существуют различные взгляды на соотношение понятий «мораль» и

«нравственность»: часть исследователей используют их как синонимичные, часть — наделяют разным содержанием. Как вы считаете, являются ли поня- тия «мораль» и «нравственность» синонимичными? Почему? напишите не ме- нее трех аргументов в поддержку своей точки зрения.

4. Право и мораль — нормативный регуляторы поведения человека, имеющие много общих черт. Используя дополнительную литературу, найдите основные отличия морали от права.

5. ряд исследователей доказывают, что прикладная этика не появилась в про- шлом веке, а изначально входила в структуру этики. Согласны ли вы с данной позицией? Ответ обоснуйте.


 


6. Ознакомьтесь с содержанием моральных дилемм, разработанных лоренсом Кольбергом2. Выберите любую из предложенных дилемм. Дайте ответы на во- просы.

7. разделитесь на две группы. разработайте по две моральные дилеммы внутри каждой группы, а затем обменяйтесь ими для разработки решения дилемм.

 

 

1.2. ПрЕДМЕт И ПрОБлЕМАтИКА ЭКОлОГИЧЕСКОЙ ЭтИКИ

Экологическая этика — это один из видов прикладной этики, предметом которой является регуляция отношений человека к объектам живой и нежи- вой природы, а также к будущим поколениям.

Определение предмета экологической этики свидетельствует о том, что данная сфера знания предполагает рассмотрение человека с необычного ра- курса. Здесь сфера его моральной ответственности расширяется до новых пределов. так, если все люди без исключения попали в круг моральных субъ- ектов сравнительно недавно (даже в просвещенной античной Греции в опре- деленные периоды моральным статусом не обладали женщины, дети, рабы), то экологическая этика к числу реципиентов моральной ответственности от- носит и другие живые существа, и даже существа, которые еще не появились (будущие поколения).

Широта предмета экологической этики обусловливает то, что в данной области знания используются методы и концепты, разработанные и осмыс- ленные в рамках широкого круга дисциплин: экологии, философии, полито- логии, социологии, психологии и др.

К проблематике экологической этике относятся вопросы глобального из- менения климата, прав животных и будущих поколений, заповедных зон, раз- личные аспекты взаимодействия человека и природы и многие другие. При этом следует отметить, что в последние годы проблематика экологической этики существенно расширяется. Исследователи акцентируют внимание уже не только на проблемах природоохранной деятельности, как это было в 60-е годы XX века, но на проблемах, порожденных искусственной окружающей средой. Проблема прав животных постепенно уступает по популярности про- блемам бедности, голода в условиях дефицита природных ресурсов, пределов геоинженерии как способа предотвращения глобального изменения клима- та, справедливости распределения общих благ, экологических рисков и др.

наиболее острые проблемы, активно осмысляемые сегодня экологиче- ской этикой:

– загрязнение воды, земли и воздуха Земли;

– изменение климата на планете;

 
 

2 См.: [Электронный ресурс] https://iph.ras.ru/uplfile/ethics/RC/meth/kohlberg. html (дата обращения 01.09.2014).


– истончение защитных слоев атмосферы;

– сокращение площадей лесов и плодородных земель;

– увеличение количества высокотоксических отходов;

– уменьшение биологического разнообразия;

– жестокое отношение к животным;

– быстрый рост населения планеты;

– рост потребления и истощение жизненно важных ресурсов;

– несправедливое распределение экологических благ и рисков;

– несоблюдение прав будущих поколений;

– нарушение органической связи человека с природой и т. д.

Проблематика экологической этики, как и других прикладных этик, связа- на с попытками решения моральных дилемм, в которых сталкиваются часто взаимоисключающие интересы различных стейкхолдеров (заинтересованных сторон). При этом дискутирующие стороны, обосновывая свою позицию, апел- лируют к различным политическим и философским теориям. Аргументы сто- рон при этом убедительны, но противоречивы. таким образом, экологическая этика является сегодня полем, где сложно достичь даже перекрестного консен- суса3. Это поле дискуссий и споров, столкновения концепций и парадигм.

 

Вопросы и задания

1. разделитесь на группы. В каждой группе идентифицируйте какую-либо мо- ральную дилемму, касающуюся проблем экологической этики. Обменяйтесь дилеммами между группами. Выработайте решение, дайте ему моральное обоснование.

2. Какова роль этики в общественных и профессиональных дискуссиях по пово- ду экологических проблем?

3. Если бы мировому сообществу стала известна информация о том, что в бли- жайшие 100 лет из-за глобальных изменений климата исчезнет население пяти стран, но не известно, каких конкретно, на ваш взгляд, изменилось ли бы отношение к проблеме изменения климата? Свой ответ обоснуйте.

 

 

1.3. МЕтОДы ЭКОлОГИЧЕСКОЙ ЭтИКИ

Экологическая этика, как и другие философские дисциплины, использует широкий набор философских методов. В первую очередь, говоря об экологи- ческой этике, мы говорим о рефлексии по поводу взаимоотношений челове- ка с природой, места человека в ней.

3 термин Дж. ролза. Перекрестный консенсус представляет собой модель вза- имодействия субъектов, придерживающихся разных фундаментальных цен- ностей, и способных прийти к единой цели, используя разные моральные обоснования деятельности по достижению цели.


 


теоретико-логический метод обеспечивает выстраивание отдельных тео- рий и концепций в рамках экологической этики.

Конкретно-исторический подход необходим для определения специфики взаимоотношения человека с природой в конкретные исторические перио- ды, выявления динамики этих отношений, прогнозирования их развития в будущем.

Системный подход является инструментом построения концептуальных направлений экологической этики: антропоцентризма, биоцентризма, эко- центризма.

Важной составляющей проблематики экологической этики является по- иск ответа на вопросы: «Что мы оставим будущим поколениям после себя? В каком состоянии будет планета? Смогут ли они осуществить свое право на благоприятную окружающую среду?». В связи с этим важное значение имеют методы социального проектирования и прогнозирования, дисконтирования будущего.

Специальными методологическими установками экологической этики являются подходы «от долга» и «от ответственности». В зависимости от того, что является отправной точкой и целью отношения человека к природе, т. е. своеобразной моральной аксиомой, определяется все содержание этого отно- шения, содержание конкретных норм и моральных практик.

Согласно этике долга, личность признает универсальные моральные тре- бования, которые обязательны для всех членов общества в равной степени. Она осознает их правомерность и целенаправленно и убежденно следует этим требованиям.

Этика ответственности, в отличие от универсального долга, уникальна. Она предполагает потребность и необходимость каждой личности нести от- ветственность в той степени, в которой это характерно для конкретной лич- ности на определенном этапе ее развития.

Если этика долга — это этика норм, правил и санкций за нарушение правил, то этика ответственности — это сфера любви и заботы. Долг уни- версален, а ответственность уникальна и исторична. Следование долгу осу- ществляется ради самого долга, а возложение на себя ответственности осно- вывается на желании человека проявлять любовь и заботу.

разумеется, долг и ответственность не исключают друг друга, однако принципиальное методологическое значение имеет то, чему отдается при- оритет — долгу или ответственности.

Задача экологической этики в рамках приоритетности долга как основа- ния моральной нормативности заключается в формировании и актуализа- ции принципов, с которыми могут согласиться все рационально мыслящие люди. только из согласия с этими принципами и из уважения к долгу человек берет на себя ответственность. Этика описывает нравственный идеал, кото- рые, будучи рационально осмыслен и принят, становится ориентиром в по- ведении личности.


Если же приоритет отдается ответственности, ключевой задачей экологи- ческой этики становится не столько систематизация четких норм и правил, но описание потребности Другого в любви и заботе (Другой здесь — не толь- ко и не столько человек, но любое живое существо или даже экосистема, зем- ля, биосфера в целом) и воспитание особенного — эмоционального отклика на эту потребность.

Ответственность как основание нормативности морали обусловливает ситуативность и многообразие нравственных отношений. Единый идеал, набор четких правил здесь не актуальны, но в ситуации вопрошания ответ- ственный моральный субъект откликается на это вопрошание, несет ответ- ственность за нуждающегося в заботе.

От человека требуется жалость, любовь, забота о природе, конкретная практика проявления сострадания.

наиболее адекватным методом для исследования сложных моральных проблем в экологической этике является ситуационный анализ (кейс-стади). Ситуационный анализ — это эмпирическое исследование, предметом рас- смотрения которого является современный феномен, взятый в своем непо- средственном жизненном контексте. При этом границы между феноменом и контекстом сложно определить, а в исследовании используются разнообраз- ные источники информации4. Метод, таким образом, представляет собой под- робный контекстуальный анализ конкретного социального объекта (события, случая, ситуации, условия, действия, лица, группы, организации и т. д.), четко

определенного в социальном пространстве и ограниченного во времени.

Ситуационный анализ позволяет изучать сложные социальные явления, не отвлекаясь от конкретных условий их существования. Он используется в тех случаях, когда исследователь ставит перед собой объяснительные зада- чи, предполагая получить ответы не на вопрос «что?», а на вопросы «как?» и

«почему?», а также если условия, в которых находится изучаемый феномен, сложно или невозможно контролировать.

В рамках метода исследователь обладает особым статусом. Он часто яв- ляется не беспристрастным наблюдателем, а заинтересованным участником исследуемых событий. С этой точки зрения ситуационный анализ не вполне нейтрален, однако это в целом согласуется с пониманием прикладной этики как раздела этического знания, в фокусе которого находится личный выбор.

 

Вопросы и задания

1. насколько применимы в экологической этике социологические методы?

2. Прочтите работу Ганса Йонаса «Принцип ответственности». насколько акту- альна формулировка императива Йонаса? является ли «эвристика страха» мо- рально оправданной в контексте этики долга?

 
 

4 См.: Yin R. Case Study Research: Design and Methods. London, 2009.


 


3. на основании личных наблюдений сделайте вывод о том, какой методологи- ческий принцип превалирует в современном мире: долга или ответственно- сти. Используя дополнительную литературу, напишите эссе на тему «Беречь природу — долг человека» или «Человек ответственен перед природой» (в за- висимости от вывода, который будет сделан в первой части задания).

 

 

1.4. СВяЗИ ЭКОлОГИЧЕСКОЙ ЭтИКИ С ДрУГИМИ нАУКАМИ

Экологическая этика — прикладная дисциплина, поэтому наиболее тес- ная связь наблюдается не с теоретической, а с нормативной этикой. Экологи- ческая этика говорит не только дескриптивным, но и прескриптивным язы- ком, причем последний превалирует.

Как и любая другая философская дисциплина, экологическая этика свя- зана с историей этических учений. Сама по себе экологическая этика суще- ствует чуть более полувека, однако традиции рефлексии по поводу взаимоот- ношений человека с природой гораздо древнее. необходимую информацию можно получить из истории отдельных учений и направлений в этике.

Само название экологической этики свидетельствует о ее теснейшей вза- имосвязи с экологией. Экология в классическом смысле представляет собой науку о взаимоотношениях живой и неживой природы. термин появился в 1866 г. Впервые его упомянул в своей книге «Общая морфология организмов» Эрнст Геккель.

В настоящее время предмет экологии часто ограничивается вопросами охраны окружающей среды. В англоязычной научной литературе в целях избегания необоснованного сужения предмета экологии используются два самостоятельных термина: «ecological» (экологическое) и «environmental» (относящееся к окружающей среде). Предметом экологии являются функ- циональные связи различных организмов между собой и с окружающей их средой, объектом — организация и функционирование биосферы в целом и составляющих ее подсистем. таким образом, экология занимается изучением не только окружающей среды, но и взаимовлияния среды, организмов и их сообществ, включая человеческое сообщество.

Предмет экологической этики существенно отличается от предмета эко- логии. Если экология занимается изучением функциональных взаимосвязей организмов и их сообществ со средой, то экологическая этика изучает от- ношение одного из видов организмов — человека — к прочим организмам, окружающей среде, будущим поколениям.

Связь экологической этики с педагогикой обусловлена тем, что одной из задач экологической этики является воспитание современного человека в духе любви и уважения к природе, выполнения обязательств перед ней, от- ветственности за нее. Повышение уровня экологической культуры, измене- ние сознания современного человека возможно через систему образования.


Экологическая этика связана с этнографией, поскольку изучение пред- ставлений различных этносов о природе, изучение конкретных экологоэтиче- ских практик, в особенности, практик малых народов, включено в проблема- тику экологической этики. таким образом, данные этнографии способствуют развитию экологической этики как науки.

Связь экологической этики и экономики связана, главным образом, с та- кими аспектами этико-экологической проблематики, как дисконтирование будущего, принцип предосторожности, рациональное природопользование. Экономика является одной из составляющих (наряду с социальной и эколо- гической) процесса устойчивого развития. Экономические инструменты ис- пользуются для расчета средств, необходимых для разрешения экологических проблем различного масштаба, определения ставки дисконтирования, сопо- ставления выгод и рисков введения новых технологий, производств и т. д.

Правоведение и экологическая этика также имеют точки пересечения. И право, и мораль содержат нормы, регулирующие поведение человека в раз- личных областях жизнедеятельности. С одной стороны, нормы морали и пра- ва существенно отличаются друг от друга: за нарушение норм в праве и мора- ли предусмотрены разные по природе и характеру санкции, право и мораль имеют несовпадающие источники нормативности (в праве это механизм го- сударственного принуждения, в морали — самопонуждение). С другой сторо- ны, нормы морали теснейшим образом связаны с правовыми, лежат в основе правовых, поскольку несправедливые законы, как утверждал еще Цицерон, не создают право. Следовательно, экологическая этика оказывает и будет оказывать в дальнейшем определенное влияние на формирование, главным образом, такой отрасли права, как экологическое.

Экологическая этика также связана с естественными и техническими на- уками, хотя, на первый взгляд, эта связь не всегда очевидна. С одной стороны, именно развитие естествознания привело к гипертрофированному воздействию на окружающую среду, формирование установки на порабощение природы, ис- пользование ее в своих целях как ресурс. С другой стороны, сегодня сложно пред- ставить себе процесс решения экологических проблем без привлечения методов и концепций естественных и технических наук. разрабатываются идеи геоинжи- ниринга, новых, безопасных для природы источников энергии, необходимой для существования современного человечества. Данные идеи требуют философско- го осмысления, которое и осуществляется в рамках экологической этики.

 

Вопросы и задания

1. нарисуйте схему, отображающую место экологической этики в системе наук.

2. Опишите точки соприкосновения экологической этики с эстетикой и психоло- гией.


 

 


 

 

МОДУль 2.

ИСтОрИя ЭКОлОГИЧЕСКОЙ ЭтИКИ

 

 

2.1. ИСтОрИКО-КУльтУрныЕ ОСОБЕннОСтИ нрАВСтВЕннОГО ОтнОШЕнИя К ПрИрОДЕ

Содержание нравственного отношения человека к природе во многом опре- деляется историко-культурными особенностями эпохи. Природа в разное время воспринималась человеком как божественное начало, угроза, источник ресур- сов, объект защиты и охраны. традиции отношения человека к природе входят в проблематику экологической этики, однако этот тип отношений привлекал вни- мание философов и богословов задолго до того, как появились предпосылки для возникновения новой академической дисциплины и области знания.

В традиционных обществах, где господствовало мифологическое миро- воззрение, человек был четко вписан в определенную картину мира. Его социальный и природный статус обеспечивался и определялся набором ритуалов и обычаев. В традиционном, доиндустриальном обществе, суще- ствовавшем на протяжении самого длинного этапа развития человечества, человек и его деятельность не представляли собой угрозы для природы. По крайней мере, его деятельность не осуществлялась в масштабах, способных проблематизировать само существование природы, ее устойчивость, способ- ность к воспроизводству целых экосистем.

Положение кардинальным образом изменилось в конце XVIII — начале XIX вв., когда в Европе прошел процесс интенсивных преобразований в про- изводственной сфере, известный как промышленная революция. В этот пери- од быстрая технизация и механизация труда позволила обществу перейти от малоэффективного ремесленничества к крупномасштабному и капиталоем- кому производству.

Промышленная революция была подготовлена многочисленными измене- ниями в духовной сфере социальной жизни, в числе которых следует упомя- нуть развитие естественных наук, упорядочивание правовых норм, рациона- лизацию системы управления и т. д. Однако, по мнению социолога М. Вебера,


го образа жизни, связанного с бережливостью, упорным трудом, самоограни- чением — своеобразной «мирской аскезы». Ее М. Вебер предлагал рассматри- вать как «систематически разработанный метод рационального жизненного поведения, целью которого было преодоление status naturae 5, освобождение человека от иррациональных инстинктов, от влияния природы и мира вещей и подчинение его жизни некоему планомерному волению, а его действий — постоянному самоконтролю и проверке их этической значимости»6.

Представление о том, что путь к нравственному совершенствованию лежит через покорение, порабощение природы является одной из сквозных идей про- тестантской этики. В понятие «природа» при этом включается как окружаю- щий мир, так и биологическое начало в человеке. Соответственно, предельно широко трактуется и освобождение от природной зависимости: как триумф разума над чувствами, инноваций над традициями, искусственного над есте- ственным, механического над органическим, общественного над общинным. наука нового времени отказалась от представлений о природе как о «священ- ном храме»; человека стали описывать в виде активного субъекта, а природу — в качестве бесчувственного объекта изучения, препарирования и укрощения ради удовлетворения потребностей человека в познании. В отношении резуль- тата такого взаимодействия наука была оптимистична — выпытав у природы ее тайны, общество должно было употребить полученные знания и ресурсы для удовлетворения своих растущих материальных потребностей.

Для обустройства общества на разумных началах человечеству было необ- ходимо оставить позади традиционные нормы, обычаи и практики, как оковы, препятствующих движению вперед. Цикличные, природосоразмерные ритмы доиндустриальной жизни, которые были ориентированы на прошлое как на образец, должны были смениться тщательно просчитанными стратегиями пря- молинейного поступательного развития. Экономический рост из инструмен- тальной ценности превратился в самостоятельную цель, а эффективность стала основным ориентиром промышленной деятельности. Общественный прогресс мыслился в виде нескончаемого процесса духовного совершенствования, не- изменно сопряженного с одновременным повышением количества и качества материальных благ. Однозначно позитивной ценностью и единственно возмож- ным способом существования человеческого общества было признано безгра- ничное развитие. Его лейтмотивом стало стремление выйти за пределы всяких ограничений — завоевывать, покорять, раздвигать пространственные и времен- н ы е границы; любая остановка на этом пути приравнивалась к катастрофе.

необходимые инструменты для экономической и технической экспансии человечеству предоставила промышленная революция. традиционная община фактически существовала на грани выживания, в условиях постоянной угрозы


самое непосредственное влияние на формирование «духа капитализма» оказа-


ли религиозные воззрения протестантизма и основанная на них мораль.

Протестантская этика была уникальным сплавом различных моральных ценностей, норм и добродетелей, заложивших основания для специфическо-


5 Природное, естественное состояние.

6 См.: Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006. С. 91.


 


голода и неурожаев. Индустриализация позволила человеку добиться устойчи- во высокого уровня жизни, обеспечив относительную экономическую стабиль- ность и гарантировав нуждающимся социальную защиту. Промышленность стала основой экономического, технического, социального развития, движу- щей силой научных исследований, условием сохранения материального благо- получия для населения ряда регионов планеты. Совершенствование техники повысило производительность труда и подняло комфортность бытовой жизни до уровня, который ранее был доступен лишь немногим избранным. Следстви- ем этого стало снижение вероятности крупных эпидемий, падение уровня дет- ской смертности, быстрый рост средней продолжительности жизни.

Помимо повышения уровня жизни, индустриализация привела и к другим изменениям — в характере труда, структуре общества, образе жизни, системе моральных ценностей. Прежде всего, она предоставила современному человеку широкий диапазон возможностей для выбора и самоопределения. Если в доин- дустриальную эпоху человек большую часть времени был занят заботой об эле- ментарном выживании, то промышленная цивилизация предоставила ему значи- тельное количество свободного времени, которое можно употребить для отдыха и самосовершенствования — учебы, творческих занятий, гражданского самовы- ражения. Освобождение от давления коллектива и строгости норм, характерных для традиционной общины, расширило возможности для морального выбора, по- ощряя самостоятельность, инициативность и ответственность личности.

тем не менее, индустриализация (как, впрочем, и любые другие масштаб- ные перемены, ведущие к разрушению привычного уклада жизни) подвер- галась критике уже на самых ранних этапах осуществления промышленной революции. Поначалу антииндустриальные настроения были маргиналь- ными и бессистемными. Они выражали ностальгию по идеализированному естественному состоянию и утраченной гармонии с природой (романтизм в искусстве), защиту интересов сельскохозяйственного производителя (физио- кратизм в экономике), или же реакцию людей, непосредственно пострадав- ших от резких социальных перемен (луддизм, призывавший к разрушению машин). В целом же господствующие представления нового времени о воз- можных последствиях индустриализации и покорения природы были вполне оптимистичными, а возникающие в этом процессе трудности казались вре- менными и — в перспективе — вполне разрешимыми.

До определенного периода казалось, что эти надежды оправданы. Многие негативные моменты индустриализации были упразднены в ходе развития самой промышленности, автоматизировавшей и облегчившей производствен- ный процесс. тем не менее, с течением времени стало очевидно, что между по- требностью в экономическом росте и желанием сохранить природу возникли глубокие, фактически неразрешимые противоречия. Оказалось, что самые


ства кратковременны, в то время как негативные следствия индустриализации проявляют тенденцию к росту и накоплению, что в долгосрочной перспективе грозит перечеркнуть все возможные достоинства. Ф. Энгельс в этой связи про- рочески предупреждал: «не будем, однако, слишком обольщаться нашими по- бедами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчи- тывали, но во вторую и третью очередь, совсем другие, непредвиденные по- следствия, которые очень часто уничтожают значение первых»7.

Уже в ХХ в. многие мыслители указали на то, что промышленная цивилиза- ция, проповедующая рациональный, технократический подход к обществу, фак- тически дегуманизирует человеческие отношения. Массовое производство за- кономерно привело к нарастанию однообразия, унификации воззрений, вкусов, ценностей. В индустриальную эпоху отношения между людьми формализуются, становятся механическими и обезличенными. Сами люди все чаще рассматри- ваются не как цели сами по себе, а как объекты манипулирования в идеологи- ческих или коммерческих целях. В итоге подавление природного начала низво- дит человека на уровень средства, критерием использования которого является только экономическая эффективность или политическая целесообразность.

Дегуманизация общества сопровождается нарастающим отчуждением че- ловека от природы. Человек — часть природы, а природа в каком-то смысле — часть человека (как «неорганическое тело», которым живет человек), поэтому отчуждение человека от всего своего природного окружения является законо- мерным следствием дегуманизации. не случайно отчуждение от природы раз- ворачивается по сценарию, схожему с процессом отчуждения от человека: при- рода становится объектом манипулирования, а объекты и связи природного мира рассматриваются не с органических, а с механистических позиций, в ре- зультате чего сложные и взаимозависимые биологические и экологические си- стемы анализируются как простейшие механизмы. Следствием этого упрощен- ного взгляда на природу являются некомпетентные решения о масштабном вмешательстве в окружающую среду, не подкрепленные этико-экологическим анализом долговременных последствий этих вмешательств. таким образом, в индустриальном мире происходит обесценивание не только человеческого, но и природного: и то, и другое легко приносится в жертву ради увеличения при- были и стабильного роста производства.

непрерывный рост производства предполагает непрерывный рост потребле- ния. на смену протестантской этики аскетизма, самоограничения приходит со- вершенно противоположная ей по духу потребность в морально неограниченном потребительстве. Большинство защитников окружающей среды полагают, что в основе современного экологического кризиса лежит именно признание ориента- ции на удовлетворение потребностей приоритетом человеческой деятельности.


серьезные недостатки промышленной цивилизации невозможно устранить


техническими средствами, так как они являются закономерным продолжени- ем ее преимуществ, их неотъемлемой стороной. Более того — эти преимуще-


7 См.: Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. т. 20. М., 1961. С. 495.


 


таким образом, в современном постиндустриальном обществе, которое многими исследователями характеризуется как информационное общество либо общество знаний, в очередной раз трансформируются нормативные ос- нования нравственного отношения к природе. Этической рефлексией по по- воду данной трансформации и занимается экологическая этика.

 

 

2.2. СтАнОВлЕнИЕ ЭКОлОГИЧЕСКОЙ ЭтИКИ КАК нАУКИ

Экологическая этика — молодая дисциплина, но в ее основе лежат и классические философские тексты (Б. Спиноза, И. Кант и др.), и труды отцов церкви (в частности, Франциска Ассизского), обычаи малых и коренных на- родов, принципы феминизма, восточные традиции (буддизм, даосизм и др.). Первые философские теории, обосновывающие нравственную ценность природы и предполагающие необходимость природоохранной деятельности, появились уже в XIX в. По большей части, они были реакцией на технократи- ческий подход к обществу, который дегуманизировал человеческие отноше- ния и отчуждал человека от его природной сущности. тем не менее, до 1960-х гг. попытки отдельных исследователей, как правило, философов или натура- листов, связать вместе проблемы экологии и нравственности, не вызывали особого интереса публики и находились на периферии этических исследова- ний. В идее о том, что человек способен нанести серьезный ущерб природе, общество видело логику, вывернутую наизнанку. тем не менее, в работах некоторых представителей этого периода были во многом предугаданы буду- щие проблемы, связанные с утерей связей человека и природы и разработаны различные способы их разрешения. По сути, уже в этих трудах, не потеряв- ших до сих пор своей актуальности, были заложены теоретические основа-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: