А. А. Сычев, Е. А. Коваль, А. Ю. Гусева 3 глава




на современном этапе религиозная нормативность способна оказывать воздействие на сознание людей, призывая к бережному отношению к при- роде, поэтому в экологической этике не стоит игнорировать потенциал ре- лигиозных норм. нормативность религии основана на силе связи человека со сверхъестественным, вере в сверхъестественное и возможность общения с ним, а также, в некоторой степени, на авторитете социальных институтов,

17 См.: Паисий Святогорец. Слова. Страсти и добродетели. т. V. [Электрон- ный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/?Paisij_Svjatogorets/strasti-i- dobrodeteli-slova-tom5=8_3 (дата обращения 19.05.2014).

18 там же.


 


формализующих религию (например, Церковь или община), в то время как нормативность морали имеет коммуникативную природу, причем наиболее эффективная коммуникация, в процессе которой осуществляется моральное творчество, совершается преимущественно между субъектами, обладающи- ми сходными ценностными установками.

Если экологическая этика в качестве базовой ценностной установки содер- жит принцип «не навреди», то нормативность христианской религии содержит иной принцип отношения человека к природе: «заботься». невреждение в дан- ном случае будет недостатком нормального отношения к природе, а поклоне- ние ей — избытком. Аристотелевскую середину занимают забота и восхище- ние («ты возвеселил меня, Господи, творением твоим: я восхищаюсь делами рук твоих» (Пс. 91:5); «Взял Господь Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15) и др.).

Итак, нормы христианской религии, с одной стороны, требуют от чело- века по отношению к природе большего, чем, например, «мягкий» антропо- центризм. В то же время, особенное положение человека в христианской ие- рархии мироздания не сочетается с принципом биоцентрического равенства, разработанного в рамках глубинной экологии или с принципом равноправия людей и нечеловеческих существ в контексте учения о правах животных. та- ким образом, ряд религиозных и моральных норм вступают в конфликт, а любой нормативный конфликт затрудняет регуляцию поведения и мышле- ния человека. Следовательно, требуется переосмысление традиционных хри- стианских норм, регламентирующих отношение человека к прочему творе- нию, в контексте философской этико-экологической проблематики.

разумеется, переосмысления требуют не только нормы христианской ре- лигии, но и других религиозных учений. рассмотрим подробнее варианты решения проблемы взаимоотношений человека и природы в контексте вос- точных религий, поскольку в настоящий момент в западном мире данные варианты используются для формирования отдельных моральных практик, а также осуществляется активное осмысление эколого-этического потенциала таких религий, как индуизм, джайнизм, буддизм и ряд других.

В индуизме человек не занимает особо привилегированного положения в природе и не обладает властью над животными. Учение о переселении душ — сансаре — предполагает, что тело любого живого существа есть всего лишь временная оболочка для души (атмана), переселяющейся из тела человека в тело животного и наоборот. Более того, все индивидуальные души суть эм- пирические отображения абсолютного начала (брахмана). Уже по этим двум причинам никакой разницы между душой человека и животного не может быть — фактически это одна и та же нематериальная субстанция в разных ма-


растительного происхождения, а для некоторых каст предписано вегетариан- ство. наряду с культом человекоподобных богов существует культ животных, при этом некоторые боги имеют зооморфные воплощения. В индуизме суще- ствует и сакрализация ряда растений и участков природы.

Большинство религиозных учений Индии придерживаются принципа ахимсы — ненасилия. В джайнизме ахимса предполагает отказ от причи- нения физического или духовного вреда любым живым существам. Учение джайнизма предельно аскетично: оно требует от человека бережно относить- ся к тому, что может дать ему природа и брать от нее только самое необходи- мое. Природа, полагают джайны, вполне способна удовлетворить потребно- сти человека, но не сможет удовлетворить его желания.

Буддизм объявляет представления о том, что природное противостоит куль- турному, заблуждениями, препятствующими правильному пониманию мира, а значит усугубляющими страдания людей. Человек — это одно из многочислен- ных живых существ, объединенных принципом кармической ответственности и общей судьбой. Единственное отличие человека от других существ — это спо- собность признавать свою ответственность. В буддизме все проявления при- роды в одинаковой мере являются объектами человеческой ответственности, основанной на сострадании. «Проблемы, возникающие из загрязнения окру- жающей среды, можно рассматривать как ее отклик на нашу безответствен- ность. Земля предостерегает, что и ее терпение может иметь пределы»19.

Определенные элементы, характерные для биоцентризма, присутствуют и в даосизме, где признается возможность всякого объекта природы реализо- вать свое естественное предназначение, а от человека требуется по возмож- ности не вмешиваться в этот процесс (принцип у-вэй).

нормы религиозной морали, регламентирующие бережное отношение человека к животным сформированы и в исламе. Для мусульманского миро- воззрения не характерны биоцентрические интенции, забота о живых суще- ствах представляет собой инструментальную ценность, однако такая забота трактуется как один из способов спасения, о чем говорится, например, в од- ном из достоверных хадисов: ««Как-то раз одного человека, шедшего (своей дорогой), стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился от- туда, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, вы- совывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) че- ловек сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня”, после чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». (люди) спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» — на что он ответил: «награда полагается за всё живое»20.


териальных оболочках. В таком ракурсе очевидно, что неправильным следует


признать всякий поступок, причиняющий вред любому живому существу.

Особое отношение индуизма к животным отображается и в ритуальной практике. В священных для индуизма городах позволено есть пищу только


19 См.: Далай Лама XIV Этика для нового тысячелетия. М., 2001. С. 72.

20 См.: Аль-Бухари М. (имам). Сахих аль-Бухари. Мухтасар. Полный вариант / пер. с араб. В. М. нирша. М., 2003. С. 253.


 


Итак, в различных религиях сформированы различные ценностно-норма- тивные обоснования нравственного отношения человека к природе. Однако общим моментом является то, что практически ни одно религиозное учение не игнорирует сферу отношений, включенную в этико-экологическую про- блематику.

 

Вопросы и задания

1. Используя дополнительную литературу, найдите определение понятия «эколо- гическая теология». Чем экологическая теология отличается от экологической этики? Какая из сфер знания, на Ваш взгляд, наиболее перспективна в сфере изучения отношения человека к природе в контексте различных религиозных воззрений?

2. Изучите позицию л. Уайта относительно причин экологического кризиса. Со- гласны ли Вы с этой позицией? Приведите не менее трех аргументов в под- держку своей точки зрения.

3. Сравните нормы христианской и исламской морали, посвященные урегулиро- ванию поведения и мышления человека в сфере взаимоотношений с приро- дой. Выделите общие и различные черты. результаты представьте в табличном формате.

 

 

3.2. ЭКОлОГИЧЕСКАя ЭтИКА И ИСКУССтВО

Идеи экологической этики востребованы в современном искусстве, через которое происходит и их популяризация. Искусство, обращаясь к эмоцио- нальному переживанию, привлекает внимание к экологическим проблемам. Сюжеты экологической катастрофы и экологической утопии востребованы в качестве политических инструментов. Беспокойство «простых» людей, нахо- дящихся на некотором среднем уровне потребления, заставляет их обращать внимание на состояние среды обитания, и это внимание достаточно легко концентрируется на конкретных экологических проблемах. тот, кто может повлиять тем или иным способом на решение таких проблем, также привле- кает внимание.

 

Этико-экологические идеи в кинематографе

Экологическая тематика представлена в игровом и неигровом кинемато- графе очень широко. Существует серьезная традиция экологического кино. В игровом кино часто выстраивается стандартная фабула: сначала страшная экологическая угроза, вызванная неправильными человеческими действия- ми, потом отчаяние из-за ее неотвратимости, страдания и муки, и обязатель-


ное невероятное спасение, чаще всего благодаря герою-одиночке или, в неко- торых случаях, слаженной команде, не пожелавшей выполнить официальные указания. Пример серьезного отношения к этой схеме — некоторые серии

«Секретных материалов», а отношения комического — фильм «Эволюция» (2001). такое кино опирается на архаические и мифологические модели вос- приятия21. Цель массового художественного кинематографа — в первую оче- редь вызвать эмоции и развлечь зрителя; в авторском кино чаще встречаются не такие однозначные схемы, но оно интересно далеко не всем, и не обладает таким влиянием, какое есть у поддерживаемых рекламой и PR-стратегиями блокбастеров.

В 2010 г. вышел фильм ж. Перрена «Океаны», который критики назвали

«документальным блокбастером». Этот фильм не был абсолютным новатор- ством, к моменту его выхода существовала многолетняя традиция фильмов, где экологическая тематика, связанная с изучением подводного мира, высту- пает как сюжетообразующая. Г. Г. р. Хасс (р. 1919), австрийский океанограф, биолог, фотограф, продюсер, режиссер и оператор еще в 1939 г. выпустил первый в мире подводный фильм, где человек взаимодействует с животными моря. Специально сконструированное оборудование позволило ему в 1942 г. начать профессиональную подводную документалистику фильмами «Охота под водой» (1942), «Человек среди акул» (1947), «Приключения в Красном море» (1951). Эти ленты принесли Хассу мировую известность, но в россии он менее популярен, чем ж.-И. Кусто (р. 1910)22. Книга Хасса «Мы выходим из моря», изданная в 1957 г. в Западном Берлине, вышла в русском перево- де всего два года спустя. Показательна цитата: «я воспринял вдруг совокуп- ность всех морей как единое и огромное живое существо, которое, словно лежа на животе, держит в объятиях землю, протягивает свои многочислен- ные руки вокруг материков и гладит их равномерным движением приливов и отливов»23.

ж.-И. Кусто выпустил первый цветной подводный фильм — «Мир тишины» («В мире безмолвия») в 1956 г.; еще в 1953 г. в соавторстве с Ф. Дюма Кусто издал книгу с таким названием, но она не имела широкого успеха, а фильм сразу получил «Золотую пальмовую ветвь» (1956) и «Оскар» (1957). Затем была снята документальная эпопея, известная как «Одиссея команды Кусто». Для экологического кино середины 20 в. важно, что и Хасс, и Кусто снимали приключения человека в море, разговор об экологическом кризисе только начинался, и оптимизм в отношении ресурсов заметен и в фильмах о море. Проекты преобразования морских территорий — вплоть до

 

21 См.: Жижек С. «Аватар»: стратегии поликорректной идеологии. русский журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/ Avatar-strategii-politkorrektnoj-ideologii (дата обращения 12.10.2014).

22 Видимо, причина в том, что во время Второй мировой войны Хасс был водо- лазом вермахта, а после жил в Западной Германии, а не в ГДр.

23 См.: Хасс Г. Мы вышли из моря. М., 1959. С. 8.


 


китовых ферм и подводных человеческих городов — расцвели именно в это время. Одиссея команды Кусто затянулась на полвека, и экологические про- блемы появились в последних фильмах — например, в ленте «Байкал: зазер- калье Байкала» (1997–1999).

Отдельную линию в создании экранного образа природы и представ- ления экологических законов и современных проблем создают научно-по- пулярные телесериалы британского производства. родина Дарвина про- должает работу по популяризации эволюционной теории, национальная вещательная корпорация (BBC) выпускает экологические телевизионные фильмы и сериалы. Степень их художественности различна, но одной из вершин подобного жанра и ярким проявлением экологического экранного искусства считаются фильмы натуралиста Дэвида Аттенборо (Эттенборо, англ. Attenborough), известные и в россии. Д. Аттенборо пришел на BBC еще в 1952 г., и через его фильмы прошли все технические теленовации (сегод- ня это научно-популярные сериалы с применением компьютерной графи- ки). Аттенборо можно считать воплощением современного натуралиста. Один из циклов телефильмов, задуманных еще в семидесятые годы ХХ в. и снятых Аттенборо к 1990 г., назывался «Проект «три Э»: Эволюция, Эколо- гия, Этология». Эволюция отражена в сериале «жизнь на Земле» («Life on Earth», 1979, на русском был показан в 1986); экология — в сериале «жизнь на Земле» («The Living Planet», 1984); этология — в «Испытании жизнью» («The Trials of Life», 1990). Эти направления Аттенборо считает раскрываю- щими для зрителя все ключевые вопросы биологии. Он не стремится при- украсить или скрыть «неприглядные» особенности тех, о ком рассказывает. Если экзотическая птица точно, но всего лишь инстинктивно, копирует технические звуки, которые слышит в своей естественной среде, это может удивлять, но одновременно и настораживает. Если хищник поедает жертву, это не жестокость, а закономерная пищевая цепь24.

Парадокс экологического кино в том, что, с одной стороны, это экран- ное искусство, то есть создание условной реальности на плоскости экра- на техническими средствами. С другой стороны, это попытка выразить многомерность проблем взаимосвязи природы и человека. Эмоциональ- ное воздействие экологического кинематографа нельзя недооценивать, но его нау чное содержание не менее важно, чем вызываемые эмоции. Ина- че велика опасность превращения экофильмов в «экологический гламур», когда зритель, поплакав над тяжелой судьбой экосистемы, не предпримет никаких личных практических шагов по изменению собственного отно- шения к природе.

 
 

24 См.: Чепель Р. Дэвид Аттенборо: натуралист, рыцарь и начальник BBC// Theory and Practice. 23 марта 2011. [Электронный ресурс]. URL: https:// theoryandpractice.ru/posts/1612-devid-attenboro-naturalist-rytsar-i-nachalnik- bbc (дата обращения 14.10.2014).


Этико-экологические идеи в фантастической литературе

Современная фантастическая литература — заметная часть массовой культуры, которая способна предельно четко выразить не декларируемые, а вполне реальные ценностные смыслы в том виде, в каком они доступны мас- совому читателю. В западной фантастике экологическая тема актуализиру- ется в 60–70-ее годы ХХ века, когда писатели начали осознавать ее важность, увидев множество научных и научно-популярных публикаций по экологиче- ским проблемам25. Фантасты берут сегодняшнюю проблему и переносят ее на десятилетия или столетия вперед.

В отечественной фантастической литературе экологическая тема по- является в то же время, например, в новеллах ленинградского писате- ля, учителя А. и Б. Стругацких Ильи Иосифовича Варшавского. новелла И. Варшавского «Фиалка» (1966)26 — убедительное предупреждение о буду- щей трагедии: глобальный город с трудом сохраняет в особой резервации элементы живой природы: чудом уцелевшие растения — «грядка с пшени- цей, два дерева, немного цветов и лужайка с травой»27. В произведении «Под ногами Земля» (1965) Варшавский конструирует и будущую (6416 года) экоутопию, в которую возвращается экипаж космического корабля, отправ- ленного в полет в 2043 году. Общество будущего описано как совершенное и гармоничное, но не слишком понятное для выходцев из ХХ века: «– Биологи- ческая эра — задумчиво произнес Эрли, — кто бы мог предполагать? А зачем им техника? Человек создал машины для того, чтобы компенсировать свою неприспособленность к природе, а они не только переделали природу, но и самого человека, и, кажется, переделали неплохо»28. И. И. Варшавский обо- значил спектр возможных сюжетов — от экокатастрофы до экоутопии, — для развития этико-экологических идей в отечественной фантастической литера- туре. Эти идеи затем были осмыслены в произведениях А. и Б. Стругацких (например, «Малыш», «Пикник на обочине»).

Современный автор Борис руденко, книги которого представляют тради- ционную «твердую нФ», «отдал дань» экологической тематике в произведении

«Мертвые земли»29, где экологическая тематика создает фон для фантастиче- ского боевика: основой некоей экосообразной внеземной цивилизации явля- ется малоприятная для привычной культурной жизни субстанция, «странные грибы суи-хо», растущие в темноте и только в симбиозе с гуманоидами-або-

 

25 См.: Гаков В. Четыре путешествия на машине времени (научная фантастика и ее предвидения). М., 1983. — 191 с.

26 См.: Варшавский И. И. Фиалка // Варшавский И. И. тревожных симптомов нет. М., 1972. С. 156–164.

27 там же. С. 163.

28 См.: Варшавский И. И. Под ногами Земля // Варшавский И. И. тревожных симптомов нет. М., 1972. С. 88.

29 См.: Руденко Б. Мертвые земли // Если, 2006. № 2. С. 155–248.


 


ригенами, использующие всю органику, которую могут дать тела аборигенов и взамен обеспечивающие гуманоидам тотальную защиту на территории пла- неты: «Их жизнь зависит от этих грибов…, а существование грибов точно так же связано с ними. Эти грибы становятся тем, что есть, только когда получают от сваши все продукты жизнедеятельности. Абсолютно все, вплоть до плацен- тарных белков. таковы условия симбиоза»30. Кроме этико-экологического при- мера гармонического (и слабо научно обоснованного) симбиоза суиши и суи- хо, произведение руденко ориентировано на антропоцентрические ценности: сотрудничество с симбиотической цивилизацией гуманоидов и грибов важно для землян из-за уникального лекарственного эффекта грибов, который нужен для борьбы с вирусом, медленно уничтожающим население Земли. Этико-эко- логические идеи проявляются как сюжетный фон и в другом произведении Б. руденко, «Пропасть и мост»31. Эколого-этическое наполнение повести вос- ходит к идеям преобразовательного пафоса новоевропейской цивилизации — человек переделывает не-земную природу в удобное для него состояние, при- ручает местных животных, умело спасается от вредных испарений местной растительности. такие сюжеты антропоцентричны, и, вероятно, для «твердой» научной фантастики не-антропоцентрическая мировоззренческая установка принципиально невозможна, поскольку те научные допущения, которые для нее приемлемы, исходят из классических представлений о научно-практиче- ской результативности. Преодолеть эти ограничения под силу только талантам уровня Станислава лема или А. и Б. Стругацких.

В произведениях киевских фантастов Марины и Сергея Дяченко, публику- ющихся на русском языке, экологическая проблематика часто выступает как сюжетообразующая. Их можно считать ярким примером литературы в стиле фэнтези. В романе М. и С. Дяченко «Армагед-дом» экологическая проблемати- ка перерастает в этико-экологическую. Действие романа происходит в мире, где примерно раз в двадцать лет происходит Апокалипсис, «мрыга». В это вре- мя извергаются вулканы, краснеет небо, из моря появляются глефы, пожира- ющие людей, — личинки, промежуточный этап в развитии млекопитающих дальфинов, цикл развития которых аналогичен циклу развития насекомых.

«Дальфины откладывают яйца, как это делают, к примеру, стрекозы <…> в час апокалипсиса срабатывает «биологический будильник» <…> Из отложен- ных дальфинами яиц появляются на свет существа, известные нам как глефы… Целью недолгой жизни глефы является поглощение разнообразной органики. Добравшись до берега, они выходят на сушу, где и поглощают все, до чего мо- гут дотянуться <…> насытившиеся глефы возвращаются в море и там пере- ходят на следующую стадию развития — покрываются оболочкой и замирают, подобно куколке у насекомых. В таком виде им удается пережить апокалип- сис… Всего через несколько месяцев после катаклизма из куколок появляются

 
 

30 там же. С. 246.

31 См.: Руденко Б. Пропасть и мост // Если, 2009, № 1. С. 57–138.


на свет дальфины, каким мы их знаем. Они питаются рыбой и, как правило, не представляют опасности для человека»32. люди могут спастись от глеф и апокалипсиса, если вовремя войдут в порталы, Ворота, где время течет иначе, и переждут катастрофу. Для животных и растений открываются «малые Воро- та». люди, пережившие катастрофу, возвращаются в разрушенный мир и вос- станавливают привычную жизнь, начиная новый цикл с периода бурного раз- множения. размножение человека в фантастическом мире жестко привязано к первым годам цикла. Дети, рождающиеся в эти два–три года, успеют вырасти и закончить школу к новому апокалипсису.

В катастрофе не выживут не только те, кто не успеет войти в Ворота, но и те, кто погибает в толпе, стремящейся к ним. В романе изложена история жизни женщины, пережившей несколько мрыг. Она занимается «кризисными исследо- ваниями» и хочет найти или создать способы сохранения всех людей. ни один способ из тех, что предложены наукой и политикой, не работает. Спасением ока- зывается простой поступок ее собственного сына, который в момент апокалип- сиса уступает место в спецмашине и спецпропуск к спасению незнакомой пожи- лой женщине. Герой остается в живых во время этой мрыги, и погибнет позже, в случайной войне. жертвенный поступок юноши изменяет мир полностью — мрыги прекращаются, глефы перестают выходить из моря. роман «Армагед- дом» не совсем типичен для жанра фэнтези, т. к. спасителем мира оказывается не главная героиня, а другой персонаж. Это несоответствие жанру открывает собственно этическое содержание книги — героиня осознает необходимость изменений в отношениях людей и природы, но ее действия направлены на не- определенное «общее благо»; спасительное действие реализует герой, который задумывается о конкретном человеке. роман антропоцентричен, но вывод для читателя таков: спасение мира и людей зависит от тебя, от твоего конкретного человеческого действия — художественное осмысление призыва «действовать локально». Похожий смысл локального действия есть и в повести М. и С. Дячен- ко «Зоопарк»33, где сюжет строится вокруг неофициального научного экспери- мента над животными ради получения прибыли. Этико-экологическая тематика определяет развитие сюжета и в произведении «Земля веснаров»34.

неоднозначность этико-экологической проблематики часто получает в фан- тастической литературе ироничное осмысление. С. логинов предлагает такой подход в рассказе «Землепашец», герой которого — радикальный защитник, ин- спектор по охране природы. Еще более жестко осмеивает деятельность экологи- ческих организаций л. Каганов в повести «Майор Богдамир спасает деньги»35 и в рифмованном тексте «Про тигренка», где предельно четко и в ироничной фор-

 
 

32 См.: Дяченко-Ширшова М. Ю., Дяченко С. С. Армагед-дом. М., 2003. С. 345.

33 См.: Дяченко М., Дяченко С. Зоопарк // Если. 2003. № 10. С. 159–204.

34 См.: Дяченко М., Дяченко С. Земля веснаров // Если. 2006. № 9. С. 123–234.

35 См.: Каганов Л. Майор Богдамир спасает деньги // Если. 2006. № 5. С. 224– 232.


 


ме представлен масс-культурный природоохранный пафос36. И у логинова, и у Каганова заметен скепсис в отношении предлагаемых «официальными защит- никами природы» инструментов решения экологических проблем.

Фантастические сюжеты, связанные с экологической проблематикой и соз- данные во второй половине ХХ века, могут быть сведены к двум основным: эко- катастрофа или экоутопия. В. Гаков утверждает, что экологическая (и этико- экологическая) фантастика идет вслед за научными предостережениями, а не опережает науку. Произведения научной фантастики («твердой» нФ) обычно основываются на антропоцентрической установке. Ироническая фантастика, в отличие от «твердой», способна выразить не-антропоцентрические смыслы, но существующие сегодня «массово-радикальные» способы решения этико-эколо- гических и собственно экологических проблем в иронических фантастических произведениях признаются малоэффективными. наиболее яркие этико-эко- логические смыслы чаще выражает фэнтези, где, как правило, читателю пред- лагается выбрать антропоцентрическую или не-антропоцентрическую точку зрения. Для экологической фантастической литературы сохраняет значение мысль р. Брэдбери: фантастика не прогнозирует, а предотвращает, и именно в этом ее этико-экологическое значение.

 

Вопросы и задания

1. Какие фильмы, сюжет которых построен на решении экологических проблем, вы знаете? Приведите примеры, проанализируйте этико-экологические про- блемы, поставленные в этих фильмах.

2. Какой тип экологического кино — игровое или неигровое — с вашей точки зрения, серьезнее влияет на этико-экологические установки зрителей? Аргу- ментируйте.

3. Прочитайте рассказ И. Варшавского «Фиалка», проведите его этико-экологи- ческий анализ. Кто из героев представляет позиции антропоцентризма, био- центризма, экоцентризма?

4. найдите фантастическое (или не-фантастическое) литературное произведе- ние, опубликованное после 2010 г., в котором представлены экологические проблемы. Проведите его этико-экологический анализ.

 

 

3.3. ЭКОлОГИЧЕСКАя ЭтИКА В ОБрАЗОВАнИИ

н. н. Моисеев описывал потребности современного общества в экологиче- ском просвещении и образовании так: человек должен обретать ответствен- ность за состояние окружающей среды; ясно представлять себе последствия неблагоприятного воздействия на окружающую среду для общества, семьи и

 
 

36 См.: Каганов Л. Про тигренка // Каганов Л. Дефицит белка. М., 2007. С. 150.


каждого человека. С раннего возраста в сознании человека должно укрепиться ощущение необходимости совместной жизни с Природой и в Природе, совмест- ной эволюции37. Задача общества — взять на себя ответственность за то, чтобы любой гражданин страны обладал некоторым набором экологических знаний, необходимых для экологически осмысленного и дружественного поведения. Экологическое (точнее, энвайронментальное) воспитание и образование долж- но охватывать все возрастные категории, а экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Этот принцип активно реализуется во многих странах, где проблемами энвайроментального образования и воспита- ния занимаются и государство, и общество. В россии ситуация несколько иная, хотя в последние десятилетия она также меняется, и, возможно, к лучшему.

Федеральный закон об образовании рассматривает образование как «еди- ный целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся обще- ственно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, об- щества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции опреде- ленных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственно- го, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»38. Ценност- ный, этический смысл заложен в самом определении образования.

Как отмечают специалисты в области социальной экологии В. А. Ситаров и В. В. Пустовойтов, в неспециальном виде «экологическое образование» суще- ствовало уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Востока, т. к. экологические представления были частью общей картины мира для Конфу- ция, лао-цзы, Демокрита, Аристотеля. В новое время экологическое образова- ние в неспециальном виде идет параллельно с развитием науки экологии. Эко- логия формируется как биологическая дисциплина при научно-теоретическом осознании связи живого организма с окружающей природной средой, их вза- имной эволюции. С появлением термина «экология», когда объектом экологи- ческого знания становятся не только организмы и их сообщества, но и биосфе- ра в целом, зарождаются и идеи экологического образования и просвещения39. Первые современные представления о необходимости экологического об- разования были высказаны в публикациях Джеймса Свена и Уильяма Стап-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: