На пропускную способность в большей части сети дорог в Норвегии мало влияет то, каким образом поездки распределяются по транспортным средствам. В крупных городах на пропускную способность может, однако, повлиять состав транспортных средств. Автомобили требуют больше места начел-км, чем общественные транспортные средства, и поэтому требуется большая пропускная способность дороги, чтобы осуществить данное количествочел-км (Kolbenstvedt, Silborn, Solheim, 1996). При переводе поездок с автомобиля на общественные транспорт-ные средства высвобождается пропускная способность дорог, обеспечивающая повышения удобства движения.
Влияние на окружающую среду
Выбросы в воздух от различных транспортных средств изменяются в зависимости от условий развития дорожного движения и состояния транспортного средства. Типичные выбросы приведены в табл. О.11.6 (Solheim, Hammer og Johansen, 1994).
Табл. О.11.6 показывает, что общественные транспортные средства для большинства типов выбросов загрязняют воздушную среду на км пробега больше, чем автомобиль. Транспортные средства с электроприводом не имеют прямого выброса выхлопных газов. Однако обусловлен также выброс и для этих транспортных средств, учитывая, что выработка электроэнергии может загрязнять окружающую среду, возможно также, что электроэнергия, применяемая для транспорта, имеет альтернативное применение. Выбросы начел-км зависят от того, насколько хорошо общественные транспортные средства используют мощность. Чем больше чел-км при данных авт-км можно распределить, тем ниже будут выбросы на чел-км.
Таблица О.11.6. Выбросы в воздух в ч/авт-км для различных транспортных средств. Норвегия.
Источник: Solheim, Hammer, Johansen, 1994
|
Тип выброса | Выбросы в граммах на километр пробега | ||||
Автомобиль | Автобус | Поезд2 | Метро2 | Трамвай2 | |
NOХ | 2,3 | 24,6 | 1,13 | 0,91 | 1,03 |
SO2 | 0,03 | 1,5 | 1,89 | 1,51 | 1,72 |
VOC1 | 0,0 | 2,6 | 0,15 | 0,12 | 0,14 |
CO 2 | 1,0 | 4,8 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Частицы | 0,08 | 1,1 | 0,09 | 0,08 | 0,09 |
CO2 | 310,0 | 1104,0 | 1210,09 | 968,07 | 1102,52 |
1 VOC = Летучие органические вещества.
2 Выбросы рассчитаны на допущение того, что электричество вырабатывается на электростанции, работающей на нефти.
На основании цифр выбросов в табл. О.11.6 Solheim, Hammer, Johansen рассчитали ожидаемые влияния на общие выбросы в Осло и Акерсхуса (Норвегия) следующих мероприятий по воздействию на распределение участников движения по транспортным средствам:
- увеличение цен на бензин на 30%;
- сокращение времени поездки на автобусах на 25%;
- сокращение платы за проезд на общественном транспорте на 25%;
- увеличение авт-км общественных транспортных средств на 25%.
Влияния различных комбинаций этих факторов также были рассчитаны. На рис. О.11.2 показаны результаты этих расчетов в виде процентных изменений выбросов. Рисунок показывает, что мероприятия, которые предусматривают переход на пользование общественными транспортными средствами, как можно ожидать, сократят загрязнения воздушной среды. Наибольшее влияние имеет увеличение цен на бензин, поскольку это приводит к наибольшему сокращению использования автомобилей. Увеличение предложения на общественные транспортные средства само по себе имеет небольшое влияние на загрязнение воздушной среды.
Рис. О.11.2. Процентные изменения выбросов при применении мероприятия воздействия на распределение участников движения по транспортным средствам в Осло и Аксерсхусе (Норвегия). На основе работы Solheim, Hammer, Johansen, 1994
|
Затраты
Эксплуатационные расходы общественных транспортных средств являются значительными. Сообщение стортинга, 32 об основе транспортной политики (Samferdselsdepartementet, 1996) указывает следующие цифры государственных субсидий на общественный транспорт в Норвегии в 1994 г.
Тип субсидии | Млн. крон |
Губернско-коммунальные субсидии на местные маршруты | |
Субсидии коммуны Осло на трамвай в Осло | |
Государственные субсидии на норвежские государственные железные дороги | |
Государственные субсидии на внутренние авиарейсы | |
Государственные субсидии на скоростной водный транспорт | |
Итого государственных субсидий на общественный транспорт |
Субсидии коммуны Осло на трамвай в Осло (коммунальное общество развития общественного транспорта) рассчитаны на основании годового отчета трамвайного управления Осло за 1995 г. В целом государственные субсидии на эксплуатацию общественных транспортных средств составляют порядка 4,5 миллиардов крон в год. Кроме того, в последние годы государство ассигновало около 200 миллионов крон для вложения в общественный транспорт в крупнейших городах.