Совершенствование учета и контроля в управлении расчетами по налогам и сборам на предприятии




Проанализировав налоговую нагрузку видно, что учетная политика недостаточно эффективно оптимизирует налоговую базу предприятия.

Снизить размер налоговых обязательств, а также исключить случаи необоснованной переплаты налогов в бюджет необходимо предусмотреть в учетной политике следующие методы:

1) переоценка основных фондов, способом прямого пересчета по рыночным ценам, поможет предприятию сэкономить на налоге на имущество, поскольку этот налог начисляют исходя из той стоимости имущества, по которой оно числится в бухгалтерском учете. Неравномерная динамика рыночных цен на отдельные элементы основных фондов приводит к искаженному представлению о реальной стоимости уже действующих основных фондов, а следовательно, к искаженному определению суммы амортизационных отчислений, себестоимости товаров или услуг, рентабельности, налогооблагаемой базы. Поэтому, если балансовая стоимость имущества после проведения переоценки основных средств уменьшится, то и абсолютная величина налога станет меньше.

2) Начислять амортизацию в бухгалтерском учете способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. ООО «Телесвязь» на своем балансе имеют основные средства, которые являются предметом лизинга, поэтому необходимо начислять амортизацию в бухгалтерском учете способом уменьшаемого остатка и применять коэффициент не выше 3.

3) Использовать в налоговом учете нелинейный метод начисления амортизации по основным средствам, который приведет к увеличению амортизационных сумм, учитываемых в качестве расходов при налогообложении.

4) Обосновать любые затраты, направленные на извлечение дохода.

5) Разработать формирование резерва на ремонт основных средств, резерва предстоящих расходов на оплату отпусков т.д.

6) По возможности исключить из договоров условия о штрафных санкциях.

7) Максимальное использование различных льгот и освобождений.

Однако, прежде всего следует определить так ли выгодно применение той или иной льготы по сравнению с отсутствием таковой. В частности, НДС-налог возмещаемый. Соответственно, приобретение товаров (работ, услуг) у организаций перешедших на специальные налоговые режимы, может оказаться не выгодным, так как в одном случае нельзя уменьшить сумму входящего НДС на сумму НДС по приобретенным материальным ценностям.

Наряду с общими методами оптимизации налогообложения, существует специальный метод отсрочки налогового платежа. Основан на переносе момента возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. При этом размер налогов не уменьшается, но с точки зрения финансового менеджмента имеется положительный результат: средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль.

Вся система налогового планирования в интегрированных структурах имеет одну конечную цель - увеличение прибыли группы компаний в целом. Оценить ее эффективность можно только по степени влияния применяемых методов и способов налогового планирования на финансовые результаты деятельности группы и ее бизнес-единиц. Для оценки эффективности функционирования системы налогового планирования в интегрированных структурах авторы предлагают использовать систему показателей, состоящую из следующих групп.

Особенно сильное воздействие система налогообложения оказывает на предприятия малого бизнеса, которые остро нуждаются во всесторонней государственной поддержке, в том числе в финансовой. Финансовая поддержка может быть как прямой (целевые инвестиции), так и косвенной (например, в виде льготного налогообложения). В условиях рынка предприятия (в том числе и малые), главным образом, развиваются на основе самофинансирования, поэтому значение косвенных методов их поддержки, в том числе влияния налоговой системы, возрастает, поскольку от нее зависит размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В свою очередь, финансовые ресурсы предприятия являются базой для формирования стратегии его развития. При этом под стратегией предприятия понимается согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность предприятия и имеющих долгосрочные и труднообратимые последствия.

Для действенного регулирующего воздействия недостаточно только применять ускоренную амортизацию и льготы на финансирование капитальных вложений. Это целесообразно для стимулирования именно расширенного воспроизводства, а не простого замещения ввиду износа ввести дополнительную льготу на прирост капитальных вложений. В перспективе при стабилизации российской экономики эта льгота может заменить основную инвестиционную льготу.

Инвестиционная налоговая льгота является весьма эффективным средством стимулирования расширения и обновления основных фондов.

Однако было бы неправильно вести речь только о восстановлении инвестиционной льготы: в российском законодательстве о налогообложении прибыли должна существовать развернутая система льгот, так как именно она дает государству возможность целеустремленно влиять на предпринимательскую деятельность.

Учитывая значение, которое на данном этапе придается сфере науки, представляется целесообразным дополнить законодательство по налогу на прибыль также льготами инновационного характера. Противопоставляемая налоговым льготам политика общего снижения ставки налога на прибыль при всей ее значимости все же является менее эффективным рычагом регулирования.

Таким образом, для обеспечения регулирующего влияния государства на экономику через налоговую политику по налогу на прибыль должны быть восстановлены льготы на постоянной основе. Льготы должны быть нейтральны по отношению к сферам приложения капитала, видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков.

Общеизвестно, что хорошо отлаженная налоговая система является гарантом стабильности и процветания государства. Необходим поиск новых решений в отношении формирования налоговой политики.

Эффективность экономических мер, направленных на создание налоговой системы принципиально нового типа, в значительной мере зависит от выбора экономических концепций и парадигм.

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая управленческий характер, призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Проекция конструкции налогового планирования в виде пирамиды (рисунок 3.1) неслучайна, т.к. позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех «этажах» налогового планирования. Цементирующим, фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем

Таблица 3.1 Дифференциация мероприятий по налоговому планированию на предприятии ООО "Телесвязь"

Налоговая нагрузка Мероприятия и требования к персоналу Потребность в налоговом планировании/Периодичность
10-30% Четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот Уровень профессионального бухгалтера Разовые консультации внешнего налогового консультанта Минимальна, разовые мероприятия
30-55% Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов Требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора   Необходимо, регулярные мероприятия
55-80% Важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям Требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров Постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката Специальная программа развития, обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами Жизненно необходимо, ежедневные мероприятия
Более 80% Смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции  

В процессе внутреннего налогового контроля имеют место:

­ Еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения. Изучение и усвоение действующего налогового законодательства — первое и объективно необходимое условие всей деятельности по налоговому планированию. Руководству предприятия необходимо знать: является ли предприятие субъектом налоговых правоотношений? Какие налоги обязано уплачивать предприятие? По какой ставке и с какой базы предприятие должно уплачивать налоги? Сроки уплаты налогов? Льготы, которые предприятие может использовать при уплате налогов? Ответы на поставленные вопросы в основном даются сотрудником бухгалтерии, ответственным за налоговый учет, с привлечением в случае необходимости юридической службы.

­ Составление прогнозов налоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизации потоков налоговых платежей (в данном случае должен действовать принцип уплаты налоговых платежей в последний день установленного для этого срока. Налоговый календарь разрабатывается каждым предприятием самостоятельно с учетом отраслевых и организационно-правовых особенностей на основе налогового календаря субъекта, которые публикуются в специальной литературе или правовых базах данных. Налоговый календарь составляется работниками бухгалтерии, последние предоставляют в финансовую службу предприятия ежемесячный график налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков.

­ Контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением первичной документации, за ведением бухгалтерских регистров, за исполнением налоговых обязательств. Контроль осуществляется службами проверки.

Рассмотрим, как влияет льготное налогообложение на финансовые результаты предприятия в таблице 3.2

 

Таблица 3.2-Влияние льготного налогообложения ООО "Телесвязь" на финансовые результаты в 2014-2015 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение, %
2014 к 2013 2015 к 2014
  Доход (выручка) от реализации       101,56 147,49
  Налоговые платежи       113,04 69,23

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате роста доходов на предприятии увеличивается общая сумма налогов на предприятии. Особенно сильное воздействие система налогообложения оказывает на предприятия малого бизнеса, которые остро нуждаются во всесторонней государственной поддержке, в том числе в финансовой. Финансовая поддержка может быть как прямой (целевые инвестиции), так и косвенной (например, в виде льготного налогообложения). В условиях рынка предприятия (в том числе и малые), главным образом, развиваются на основе самофинансирования, поэтому значение косвенных методов их поддержки, в том числе влияния налоговой системы, возрастает, поскольку от нее зависит размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам выполненной работы можно сделать следующие выводы:

Налоги – это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Эффективная налоговая система обеспечивает финансовыми ресурсами необходимые потребности бюджета, стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов. Ее влияние в последнем случае во многом определяется налоговой нагрузкой, которая является существенным индикатором налогового климата.

Работа выполнении по материалам ООО Телесвязь"

Компания ООО «Телесвязь» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации): Сдача внаем собственного недвижимого имущества

Бухгалтерский учет на предприятии ООО "Телесвязь" является профессиональной деятельностью, который ведется силами бухгалтерской службы

По итогам проведенного анализа основных показателей хозяйственной деятельности ООО «Телесвязь» можно сделать вывод о его стабильном развитиии, что подтверждается ростом его доходов и ростом размера чистой прибыли, что, в свою очередь, влияет на увеличение активов предприятия ООО «Телесвязь». ООО «Телесвязь» увеличивая объемы продаж тем самым способствует повышению эффективности использования в производственной деятельности собственного капитала, активов, способствует уменьшению оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть скорости превращения ее в денежные средства, а в целом - увеличение своей деловой активности и прибыльности. Предприятие сохраняет высокий уровень деловой активности. Несмотря на кризисные явления, предприятие продолжает политику на укрепление своих рыночных позиций. Это говорит о том, что специалисты предприятия работают грамотно, финансовая деятельность была проведена эффективно и принятые решения были взвешены.

Внешний аудит в организации ООО «Телесвязь» выполняют аудиторские фирмы по договорам с заказчиками. Согласно этим договорам заказчик направляет аудиторской фирме заказ, в котором указывает конкретные вопросы для решения аудитом. Вопросы эти касаются проверки состояния финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета, баланса и отчетности. При этом аудит определяет соответствие такой деятельности законодательству, а также достоверность ее отражения в системе бухгалтерского учета.

Для совершенствования организации учета расчетов по налогам и платежам в ООО "Телесвязь" предлагаю следующие направления:

-предложить оперограммы бухгалтерского учета расчетов по налогам и платежам.

Для совершенствования контроля расчетов по налогам и платежам на ООО "Телесвязь" предлагаю следующие направления:

- Ведение штатной единицы аудитора на предприятии.

- Предложить проведение контроля расчетов по налогам и платежам в автоматизированной системt.

Для совершенствования анализа предлагаю следующие направления:

- Внедрить на предприятии систему управленческого учета, который позволит планировать будущую стратегию и тактику осуществления коммерческой деятельности в целом и отдельных хозяйственных операций, оптимизировать использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия;

-разработать направления улучшения использования финансового состояния предприятия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – (в ред. От 21.07 2014 г.). – СПС «Консультант Плюс».

2. Гражданский кодекс РФ[Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (в ред. от 05.05.2014) – СПС «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" [Электронный ресурс]: федер. закон от т ГД ФС РФ 22.02.2011 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – (в ред. от 21.12.2013 г. №357). – СПС «Консультант Плюс».

4. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015)

6. План счетов Российской Федерации утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н., с изменениями и дополнениями в редакции от 385-П от 16 июля 2012.

7. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации» от 30.10.97 № 71а (ред. от 21.01.2003).

8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 Утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, с последующими изменениями и дополнениями от 08.11.2010 № 144н

9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9 / 99: Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.99 г. № 32н (ред. от 08.11.2010 № 144н)

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 Утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44 н. С изменениями от 25.10.2010 № 132н.

11. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06.10.2008 № 106н ред. от 11.03.2009 № 22н. - Режим доступа: Консультант-Плюс.

12. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06 июля 1999г. № 43н ред. от 08.11.2010 № 144н. - Режим доступа: Консультант-Плюс.

13. Алексеева Г.И. Бухгалтерский учет / Г.И. Алексеева, И.В. Сафонова. -М.: Маркет ДС, 2013. - 720 с.

14. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета:/ Ю.А. Бабаев Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 234 с.

15. Бухгалтерский учет / А.И. Балданова, Т.Н. Дементей, Е.И. Завидова и др.; Под общ. ред. И.Е. Тишкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк, 2001.-456 с.

16. Макаров В.Г. Теория бухгалтерского учета. / В.Г. Макаров М.:Финансы и статистика- 2009 - 423 с.

17. Богатая И.Н.Бухгалтерский учет /И.Н.Богатая. Серия «Высшее образование». 2-е изд., доп. и перераб.- Ростов Н/Д: «Феникс», 2007.-608с.

18. Бухгалтерский учет: Учебник / А.С.Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д.Врублевский и др./ Под ред. Безруких.- 5-е изд. перераб. и доп.-М.: Бухгалтерский учет, 2007. - 736с.

19. Елгина Е.Б. Первичные документы. Учет основных средств и нематериальных активов // Статус-Кво 97. - 2007.

20. Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров - М.: Бератор-Пресс, 2007.- 651с.

21. Малахова З.Г. Основы бухгалтерского учета /З.Г. Малахова. М.: РАП, 2012.-345 с.

22. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета /Я.В.Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2010.-456 с.

23. Мураховская И.С. Бухгалтерский учет и отчетность. Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2009.- 278 с.

24. Никитин В.М.Теория бухгалтерского учета:/ В.М. Никитин Курс лекций - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2009.-345 с.

25. Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета:/ П.Я. Папковская Учебное пособие - 2-е изд., перераб. - Мн.: ООО "Информпресс", 2009-256 с.

26. Балабонов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. / И.Т. Балабонов - К.: Финансы и статистика, 2012.-231 с.

27. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. / С.Б. Барнгольц - К.: Финансы и статистика, 2007.- 289 с.

28. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. / Л.А. Бернстайн - К.: Финансы и статистика, 2009.- 245 с.

29. Бирман Г.. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт - К.: Банки и биржи ИО «ЮНИТИ», 2009. -234 с.

30. Бланк И.А. Управление финансовыми рисками /И.А.Бланк- К.: Ника-Центр, 2012.- 600 с.

31. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. / И.А. Бланк - К.: Ника-Центр, 2011 - 528с.

32. Бородина Е.И. Финансы предприятий. / Е.И. Бородина – К.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 208с.

33. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ./Под ред. И.И.Елисеевой. К.: Финансы и статистика, 2008. 459 с.

34. Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета:/ П.Я. Папковская Учебное пособие - 2-е изд., перераб. - Мн.: ООО "Информпресс", 2003.

35. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд./ Савицкая Г. В. - Мн.: ДП ООО «Экоперспектива»; «Новое знание», 2011. - 498 с.

36. Савченко В.Я Аудит / В.Я. Савченко.- навч.пос.-К.: КНЕУ,2013.-322с.

37. Сопко В.В. и др. «Организация и методика проведения аудита». – К.: ВД «Профессионал», 2010. – 576с.

38. Калистратов Л. М. Аудит / Л.М.Калистратов Учебное пособие. – М.: ИТК «Дашков и К», 2011-345 с.

39. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник для вузов по экон. спец. И напр. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. -351 с.

40. Шевелев А.Е. Бухгалтерский финансовый учет. Серия «Учебник, учебные пособия» / А.Е. Шевелев. - М.: КноРус, 2013. - 512 с.

41. А.В. Казыка: Оптимизация налогообложения в рамках существующего законодательства и государственное налоговое планирование / Казыка А.В. // Управленческий учет.-2008№8с.78-86

42. Нарежный В.: Оптимизация налога на имущество - Финансовая газета, № 37, 38, 39, сентябрь 2002 г.

43. Гришин А.В.: Проблема контроля за оптимизацией налогообложения, осуществляемой с использованием договоров, в РФ /А.В.Гришин// налоги - Москва - 2011-344 с.

44. Абрамов А.Н. Оптимизация налогообложения / А.Н. Артемьева // Налоговый вестник 2009-№6-с. 166-168

45. Куликовский Д.А.: Тенденция оптимизации налогообложения под влиянием мирового экономического кризиса / Д.А. Куликовский // Налоги и налогообложение, 2009 №4 с.35-36

46. Мурзина Е.А. К вопросу применения упрощенной системы налогообложения /ЕА.Мурзина. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-primeneniya-uproschennoy-sistemy-nalogooblozheniya

47. Морозова Т.В. Некоторые аспекты выбора общего режима налогообложения и учета налогов малыми предприятиями /Т.В.Морозова. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-vybora-obschego-rezhima-nalogooblozheniya-i-ucheta-nalogov-malymi-predpriyatiyami

48. Андреянова Н.И. Теоретические и методологические проблемы учета расчетов с бюджетом по налоговым платежам в Российской Федерации /Н.И.Андреянова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-metodologicheskie-problemy-ucheta-raschetov-s-byudzhetom-po-nalogovym-platezham-v-rossiyskoy-federatsii

49. Пешкова Е.П. Методические подходы к определению налоговой нагрузки на микроуровне /Е.П. Пешкова. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-opredeleniyu-nalogovoy-nagruzki-na-mikrourovne

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: