Актуальность исследования. 6 глава




Чувство не полноценности в семей ной ситуации и враждебность ис пытывают 10% до школьников. Испытуемые на рисовали себя на много меньше и ниже, чем все х остальных, де ти чувствуют по давленность. Трое

де тей рас положили свою фигуру на сам ой нижней час ти листа, вероятно, в семье преобладают от ношения до минирования, а у ре бенка низ кая сам ооценка. Руки у персон ажей длинные, рас кинуты в сто роны с вы раженными пальцами, у так их де тей мож ет про являться агрессия.

Таким об разом, у боль шинства де тей до школьного воз раста с ОНР про слеживается по ложительная тенденция в де тско-роди тельских от ношениях.

4. Методика «Лесенка для де тей» (В.В.Ткачёва)

Для определен ия того, как ре бенок оценивает свои взаимоотношения с членами семьи и значимыми для не го лиц ами, на ми бы ла про ведена мет одика В.В. Ткачёвой «Лесенка дляде тей».

Данные про веденного ис следования с де тьмиста ршегодо школьного воз раста с ОНР от ражены в диаграмме 5.

 

Диаграмма 5

Результаты диагностики "Лесенкадля детей"
80% 70%
75%
60% 50% 40% 30% 20%
25%
10%
10%
0%
Привязанностьк Привязанностькотцу Привязанность к     матери другимчленамсемьи значимымлюдям

Анализируя по лученные дан ные, мож но сделать вы воды, что у 75% ис пытуемых сам ый вы сокий уровень при вязанности к матери, по скольку восемь семей не полные, от цы про являют минимальное от ношение к де тям, в двух семьях от цы вовсе не уча ствуют в воспитании, по этому дан ный уровень при вязанности оправдан.

Пятеро де тей (25%) ис пытывают при вязанность к от цу. Дети определили, что от цы про являют к ним любовь и за боту в боль шейстепени.

Привязанность к ста ршим сестрам вы ражают двое до школьников (10%), маму они определили на низ кой ступени, что свидетельствует о не однозначном не гативном от ношении.

К значимым людям при вязанность не про явилась ни у одно го ре бенка. Результаты про веденной мет одики, свидетельствуют о том, что у10%ис пытуемых де тей есть на рушения во взаимоотношениях с роди телями. Это по дтверждено и в мет одике «Кинетический рис унок семьи», роди тели на рис унках у де тей от сутствуют.

Таким об разом, де тско-роди тельские взаимоотношения в семьях, воспитывающих де тей до школьного воз раста с на рушениями ре чи, пред ставляет со бой вес ьма важную и до статочно сложную про блему. Социальная адаптация де тей с ре чевой патологией на прямую за висит от прав ильного по ведения роди телей. Недостатки ре чевой де ятельности уже в раннем де тстве препятствуют уст ановлен ию взаимоотношений роди телей с ре бенком, что за трудняет усвоение со циального опыта, форм ирования способ ов межличностного об щения.

 

 

Выводы по  2 главе

Таким об разом, на основ ании анал иза пред ставленных мет одик, мож но сделать след ующие вы воды:

Часть роди телей, воспитывающих де тей до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи ис пользуют не адекватные форм ы взаимодействия со  своими де тьми, одни опекают, пред ъявляют малое количество требований, друг ие, на оборот,про являют жестокость по от ношению к ре бенку, тотальный контроль, пере оценивают воз можности, многим роди телям свойственны стра хи, опасения, со мнения, касающиеся де тей и семьи в целом.

В не полных семьях, где от сутствует по ддержка со сто роны от ца, матери ощущают не удовлетворенность в семей ном по ложении.

Стоит от метить, и то, что не  у все х де тей про слеживаются по ложительные от ношения с близким окружением.

Большинство ис следуемых роди телей и де тей ис пытывают по ложительные эмоции в семей ных взаимоотношениях, но существуют и про блемные зоны. Родителям не  хватает знаний об особенно стях воспитания и раз вития де тей с ре чевыми на рушениями, а так же не все роди тели осознают значимость де тско-роди тельскихот ношений.

Исходя из вы шесказанного и про ведя качественный и количественный анал из ре зультатов диагностики, об общив все по лученные дан ные, психологических особенно стей роди телей и их де тей с об щим не доразвитиемре чи. Взаимодействие роди телей с де тьми, со вместное уча стие и акт ивность в про ведении раз вивающей и коррекционной раб оте, способ ствуют по вышению уровня педагогической компетенции роди телей, форм ированию у них по ложительных форм  взаимодействия с ре бенком, акт ивной по зиции по от ношению к его воспитанию в семье.

 

 

ГЛАВА III КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

3.1 Комплексный по дход в со провождение роди телей воспитывающих де тей ста ршего до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи.

 

Модернизация об разования пред усматривает комплексное, все стороннее об новление все х звеньев об разовательной сис темы в со ответствии с требованиями к об учению и воспитанию. Эти из менения касаются не  только вопросов орган изации об разовательной де ятельности, тех нологий и со держания, но и от ношений между за казчиком (за конными пред ставителями де тей) и ис полнителем (ДОО в лиц е спец иалистов, педагогов, воспитателей и т.д.). Одной из  ведущих линий модернизации об разования явл яется до стижение нового со временного качества до школьного об разования, путём тесного взаимодействия все х уча стников об разовательного про цесса.

Федеральный за кон ФЗ № 273 «Об об разования РФ» трактует, что уча стниками об разовательных от ношений явл яются об учающиеся, роди тели (за конные пред ставители) не совершеннолетних об учающихся и педагогические раб отники, осуществляющие об разовательную де ятельность. Это пред полагает особый ста тус роди телей (за конных пред ставителей) в про цессе об разования де тей в об ласти коррекционного со провождения [54].

В связи с этим по является не обходимость раз работки до ступных форм  для раб оты с роди телями в освоении не обходимых знаний, а так же об новления со держания раб оты между спец иалистами и роди телями воспитывающих де тей ста ршего до школьного воз раста с ОНР с целью по вышения их коррекционно-педагогической компетентности.

На сегодняшний де нь акт уальна про блема не осведомлённости роди телей в по мощи со бственным де тям до школьного воз раста в освоениикоррекционной про граммы. Родители владеют не которыми знаниями, но чаще все го они по верхностны и при меняют их от слу чая к слу чаю.

А.Д.Насибуллина, М.А.Польшина в комплексном психолого- педагогическом со провождении вы деляют комплексность, своевременностьпо следовательность [38].

В связи с этим по является не обходимость в раз работке до ступных форм  для раб оты с роди телями в освоении не обходимых знаний, а так же в укреплении взаимодействия спец иалистов и роди телей, воспитывающих де тей с ОНР все х уровней с целью по вышения их коррекционно- педагогической компетентности.

1. Информационно-анал итические форм ына правлены на вы явление интерес ов, за просов роди телей,уст ановлен ие эмоциональной связи между  педагогами, роди телями и де тьми. К этим форм ам раб отыот носятся: опросы; тесты; анкетирование; со циальный паспорт (идентификатор); «телефон до верия», кудародителимогутпомещатьволнующиеихвопросыидатьсоветыродителямивоспитателям.

2. Познавательныеформ ывы полняютдо минирующуюроль в психолого-педагогическомсо провождениироди телей.Ихсутьознакомлениероди телейсвоз растнымиипсихологическимиособенно стями де тей ста ршего до школьного воз раста с ОНР уровня, форм ирование прак тическихспособ оворган изациикоррекционно-воспитательного про цессавсемье.

3. Досуговыеформ ы.Кдо суговымформ аммож ноот нестисо вместныедо суги,праздники,вы ставки,кот орыеимею тсвоейцельюуст анавливатьтеплые,не формальные,до верительныеот ношения; об еспечиватьпо зитивныеэмоциональныеконтактымежду педагогамиироди телями,между роди телямии де тьми.

4. Наглядно-информационныеформ ывзаимодействия.Врамка хэтихформ ре ализуютсяраз личныевариантыиспособ ыпред ставленияроди телямраз личнойинформацииораб отедо школьнойоб разовательнойорган изации(стенды,вы ставкиде тскихраб от,ре версивные папки-пере движки, тем атическиефотовыставки)

С.В.Велиева, Н.С.Белоусова, Е.А.Корженевская, Н.В.Мазурова, Подольская Т.А., Шипунова Н.А. и друг ие, вы деляют так ие форм ы раб оты спец иалистов с роди телями как, акт ивные и пассивные, групп овые и индивидуальные, традиционные и не традиционные.

Мишина Г.А. вы деляет след ующие форм ы раб оты [46]:

- Консультативно-ре комендательная;

- Информационно-про светительская;

- Практические за нятия дляроди телей;

- Организация «круглых сто лов», роди тельских конференций, семинаров, клубов, де тских праздников и утренников;

- Индивидуально-коррекционные за нятия с ре бенком и егороди телями;

- Психотерапия и психолого-коррекционнаяарттерапия;

- Подгрупповыеза нятия.

Как свидетельствует прак тика, по слов ам Е.М.Мастюковой на иболее широко ис пользуется консультативно-ре комендательная форм а, так  как в консультации уча ствуют спец иалисты раз ных про филей, кот орые про водят первичное об следование ре бёнка и за тем от слеживают дина мику его раз вития. С первой консультации на чинается акт ивное со трудничество все х спец иалистов и семьи [11].

Е.А.Стребелева вы деляет на иболее удобную форм у раб оты с роди телями: комбинированные за нятия, на кот орых рас крывается определен ная тем а, за тем про ходит прак тическое за нятие. Они про водятся один раз  в месяц про должительностью до по лутора час ов. [49].

Вакуленко Л.С. в своей прак тике ис пользует так ие форм ы орган изации психолого-педагогического со провождения роди телей, как. [9]:

1. Коллективные форм ы раб оты: роди тельские со брания, дни от крытых дверей, де тские праздники, утренники, клубы дляроди телей.

2. Индивидуальные форм ы раб оты: консультации со спец иалистами, роди тельские час ы, опросы и анкетирования, тетради для до машнихза даний.

3. Наглядно-информационные: стенды, вы ставки, семей ная газ ета,

«Почтовый ящик» и т.д.

П.С.Осипов, И.И.Поташова рас сматривают традиционные и не традиционные форм ы об щения спец иалистов с роди телями де тей до школьного воз раста, с целью об огащения их знаниями [40,42].

К традиционным форм ам авто ры от носят: роди тельские со брания и конференции. К индивидуальным: бес еды и консультации. К на глядно- информативным: «дни от крытых дверей» и папки-пере движки и др.

Схему класс ификации не традиционных форм , рас сматривает А.В.Павлова и вы деляет, след ующие не традиционные форм ы: информационно- анал итические, до суговые, по знавательные, на глядно-информационные (см. табл. 1).

Психолого-педагогическоесо провождениероди телей,воспитывающихде тейста ршегодо школьноговоз растасОНРпо могаетроди телямпреодолетьне конструктивныеуст ановки, стремимся об еспечить «за пуск» ре флексивного мышления, что по зволяет по нять при чинытруд ностейвраз витии по ведениире бенка,спрогнозироватьвоз можныевариантыегоиндивидуального раз вития и, на конец, внутренне при нять ре комендации психолога как инструментсо бственнойде ятельностипо  воспитаниюираз витиюре бенка сна рушениямире чи.

 


Таблица 4

Формы орган изации об щения педагогов и роди телей

 

Наименование Цель Формы
Информационно- анал итические Выявление интерес ов, по требностей, за просов роди телей, уровня их педагогическойкомпетентности Проведение анкетировании, опросов, бес ед, «Почтовый ящик»
Досуговые Установление эмоционального контакта между  педагогами, роди телями и де тьми Совместные до суги, праздники, уча стие роди телей и де тей в вы ставках, де тско- роди тельские про екты
Познавательные Ознакомление роди телей с воз растными и психологическими особенно стями де тей до школьного воз раста с ре чевыми на рушениями. Формирование у роди телей прак тических на выков воспитания де тей Семинары-прак тикумы, педагогическая гостиная, про ведение со браний, консультаций в не традиционной форм е, игры с педагогическим со держанием, педагогическая библиотека для роди телей
Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные, про светительские Ознакомление роди телей с раб отой об разовательного учрежден ия, особенно стями воспитания де тей. Формирование у роди телей знаний о воспитании и раз витии де тей Информационные стенды для роди телей, «логопедический уголок», орган изация дней (не дель) от крытых дверей, от крытых про смотров за нятий и друг их вид ов де ятельности де тей. Выпускгаз ет, орган изациямини-библиотек

И.В.Кожанов, Т.М.Кожанова одно й из эффект ивных форм со трудничества с семьёй, воспитывающей ре бенкаста ршего до школьного воз раста с ОНР, определяют со здание логопедического клуба. Встречи с роди телями на за седаниях клуба от личаются прак тической на правленностью и про водятся в раз личных форм ах. [26]:

- Лекции, где роди тели по лучают теоретические знания и знакомятся со спец иальной терминологией, с целью по вышения их компетентности в вопросах коррекции ре чевых на рушений. Примеры тем : «Когда ре бёнок плохо говор ит», «Трудные звуки», «Профилактиказа икания», «Как за крепить прав ильное про изношение звуков», «Знакомство роди телейс

со держанием коррекционной раб оты», «Развитие артикуляционного аппарата», «Роль чтения в раз витии ре чи де тей».

- Занятия-прак тикумы, на правленные на об учение роди телей при емам коррекции ре чи де тей, а именно как раз вивать по нимание об ращённой ре чи, слу ховое внимание, как авто мат изировать при обретённые ре чевые на выки. Пример прак тикумов: «Воспитываем не послушный язычок», «Как сделать скучное интерес ным», «Знайка – не знайка», «Учитель – учен ик», «Учимся, играя».

- Мастер-класс ы, гдероди телям пред лагается из готовить про стые по собия. Темы мастер-класс ов: «Научитесь слышать звуки», «В рифмы играемре чь раз виваем», «Артикуляционная гимнастика – важный этап в раз витии ре чи» и друг ие.

- Индивидуальные и групп овые консультации. В конце каждой встречи про водится индивидуальная консультация по за просам роди телей, что по могает ре ализовать индивидуальный по дход как в раб оте с ре бёнком, так  и с его семьёй.

- Лого-тренинги, целькот орых оказание по мощи в прав ильной орган изации логопедических за нятий до ма «Мы шипим, жужжим, звеним, чисто-чисто говор им».

- Буклеты, памятки для роди телей, вы ставки дидактических игр, по собий,из готовленныесо вместно с де тьми (вы ставка ре чевых игр, упражнения по раз витию ре чевого дыхания).

Вследствие про ведения дан ных мер оприятий в рамка х раб оты клуба след ует от метить по вышение педагогической культ уры роди телей [19].

Помимо логопедических мет одов и тех ник со провождения семей , воспитывающих де тей с ОНР, ис пользуются и психолого-педагогические, психотерапевтические и со циальные.

Так, на пример, психотехнические игры, игры-драматизации, имитационные игры в раб оте с роди телями пред лагает ис пользоватьС.В.Велиева и вы деляет эффект ивные мет оды раб оты сроди телями впро цессепсихологического со провождения: про ективный рис унок и спонтанный танец [10].

Ряд авто ров, Приходько О.Г., Назарова Н.М., Ушакова Е.В., Гусейнова А.А., Афанасьева Ю.А. в про цессе осуществлен ия психологического со провождения семей , воспитывающих де тей с ре чевыми на рушениями, вы деляют так ие мет оды и при емы раб оты как [43]:

1. Консультирование роди телей, кот орое про ходит в не сколько этапов, вы деленных Ткачевой В.В. [50]:

- Установление контакта с семьей (знакомство), с целью форм ирования до верия и взаимопонимания.

- Определение про блемы семьи.

- Психолого-педагогическое из учение психофизических особенно стей ре бенка.

- Определение психолого-педагогической про блемы в семье.

- Определение способ ов ре шен ия про блем семьи.

- Подведение итог ов.

2. Тренинговые за нятия, на правленные на раз витие коммуникативных на выков, коррекцию не адекватных стилей взаимоотношений, форм ирование на выков ре шен ия конфликт ов ит.д.

Е.В.Мирошниченко, Е.А.Корженевская, Н.А.Шипунова пред лагают орган изовывать роди тельские со брания в форм е тренинга, на кот орых роди тели осуществляют со вместную творческую де ятельность и мог ут по делиться опытом в комфортной об становке. Подобные тренинги про ходят в не сколько этапов [36]:

1 этап: при ветствие, вы полнение упражнений на снятие на пряжения;

2 этап: роди телям пред лагается от ветить ряд вопросов «Я люблю своего ре бенка?», «Как я его люблю?», «Я уме ю любить своего ре бёнка?»;

3 этап: роди тели вы являют свои ошибки в воспитании и анал изируют свой опыт;

4 этап: уча стники вы ражают свои чувства и эмоции по итог у тренинга;

5 этап: за вершение тренинга.

 

Н.В.Мазурова, Т.А.Подольская вы деляют групп овую психолого- педагогическую раб оту, по тому что именно на групп овых за нятиях роди тели по лучают по ддержку от друг их и пере стают концентрироваться на про блемах своего ре бенка [33].

1. Психолого-коррекционные за нятия, главной целью кот орых явл яется коррекция психического раз вития у ре бенка с на рушениями ре чи и его роди телей.

Белоусова Н.С. уделяет особое внимание на  коррекции де тско- роди тельских от ношений и от мечает, что психолого-коррекционные за нятия до лжны основ ываться на мет одах рациональной и по веденческой психотерапии [7].

2. Психолого-про филактические за нятия, про водятся с целью по вышения психолого-педагогической компетентности роди телей, воспитывающих де тей с на рушениями ре чи.

Просвещение роди телей за ключается в их информировании и об учении за кономерностям раз вития ре бенка с на рушениями ре чи, форм ировании пред ставлений о прав ильном воспитании, эмоциональных от ношений с ре бенком.

3. Групповые за нятия, на кот орых роди тель мож ет по лучить по ддержку и по мощь от роди телей со  схожими про блемами.

Н.А.Дубровина вы деляет групп овую раб оту как одну из сам ых эффект ивных и де йственных. На по добных за нятиях мож но ис пользовать традиционные и не традиционные форм ы раб оты, так их как про ведение семинаров, тренингов, круглых сто лов, по сещение культ урных учрежден ий [18].

4. Досуговые за нятия про водятся с целью сплочения все х членов семьи и со здания по зитивного семей ного климата (де тские вы ставки, дни от крытых дверей, про гулки, конкурсы, по ходы, праздники).

 


Приведём характер истику форм  и мет одов раб оты спец иалистов и воспитателей во время ре ализации коррекционно-педагогического про цесса:

- Логопед про водит фронтальные, по дгрупповые и индивидуальные за нятия, ведёт тетради с до машними за даниями. Для роди телей про водятся со брания, мастер-класс ы, лектории, консультации и блог групп ы в сети интернет.

- Педагог-психолог про водит по дгрупповые и индивидуальные за нятия с де тьми, консультирует роди телей по про блеме де тско-роди тельских от ношений.

- Воспитатели про водят фронтальные за нятия по об разовательным об ластям, при влекают роди телей к уча стию в конкурсах, тем атических вы ставках, утренниках.

Комплексная де ятельность спец иалистов за ключается в про ведении интегрированных за нятий для де тей, роди тельские со брания, мастер-класс ы, лектории для по вышения педагогической компетентности роди телей [29].

В ре зультате комплексного психолого-педагогического со провождения семей , воспитывающих ре бенка с ре чевыми на рушениями:

- у де тей на блюдается дина мика ре чевого, психофизического и интеллектуального раз вития;

- педагоги про фессионально сам осовершенствуются через ис пользование новых форм , мет одов и при емовраб оты;

- роди тели по лучают квалифицированную психолого-педагогическую по мощь в воспитании и раз витии ре бенка; овладевают элементарными знаниями де тской психологии, педагогики, логопедии.

Реализация коррекционно-раз вивающих и орган изационномет одических усл овий психолого-педагогического со провождения взаимодействия роди телей с де тьми до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чивоз можна благодаря уст ановлен ию до верительно-пар тнерских от ношений между все ми уча стниками коррекционного про цесса, успешно преодолеваются не только на рушения ре чи, внимания, памяти, мышления, по ведения у ре бенка, но и ре шаются многие внутриличностные конфликт ы и про блемы роди телей, со здается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях [47].

Своевременное оказание не обходимой психолого-педагогической по мощи будет способ ствовать дальнейшему раз витию ре бенка с OHP, по высит психолого-педагогическую компетентность роди телей в воспитании и об учении, а так же сформирует по зитивные эмоциональные от ношения между  членами семьи.

На основ ании вы шеизложенныхформ раб оты с роди телями бы ла раз работана Программа с учет ом индивидуальных ре чевых, умственных и эмоциональных особенно стей де тей до школьного воз раста с ОНР, а так же с учет ом по требностей и мотивов роди телей.

Предлагаемый план  коррекционной раб отыпо со зданию усл овий психолого-педагогического со провождения взаимодействия роди телей с де тьми до школьного воз раста с ОНР явл яется комплексной и по зволяет орган изовать со трудничество спец иалистов с семьей. Реализация усл овий коррекционной раб оты с учет ом все х вы шеперечисленных при нципов об еспечивает коррекционную на правленность психолого-педагогических воз действий и форм ирование эмоциональных связей между все ми уча стниками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: