Актуальность исследования. 3 глава




Общение в семье явл яется основ ным усл овием форм ирования ста бильных межличностных от ношений и норм ального раз вития ре бенка. Потребность ре бенка с ОНР к об щению с роди телями явл яется базовой, лежащей в основ е по следующего эмоционального, интеллектуального и со циального раз вития. По дан ным на учных раб от С. А. Игнатьевой, Ю. А. Блинкова, при на личии в семье ре бенка с от клонениями в раз витии на рушаются все по дсистемы семей ных от ношений: супружеская, роди тельская, сибсовая («от ношения роди тель – ре бенок»), рас ширенная [5,19]. В качестве основ ных усл овий, об еспечивающих оптимальный тип семей ного воспитания, вы ступают ис кренняя любовь к ре бенку, по следовательность в по ведении, един ство требований со сто роны окружающих взрослых, адекватность воспитательных мер , на казаний, из оляция от конфликт ных от ношений взрослых членов семьи. Все пере численные требования на правлены на  то, чтобы об еспечить ре бенку теплоту и на дежность атмосферы, что явл яется за логом его внутреннего спокойствия и ста бильности психики.

Первым факт ором явл яется степень, в кот орой ре бенок из бегает опасных для не го ситуаций. Поведение роди телей, так ое как чрезмерная за щита, кот орые слу жат для при способления или усиления стра тегий из бегания, мож ет по влиять на раз витие и по ддержание тревожности. Чрезмерная за щита и чрезмерная вовлеченность роди телей, вероятно, при ведут к тому, что у ре бенка будет меньше воз можностей вы ходить в новые ситуации, след овательно, ре бенок в меньшей степени способ ен при выкать к воспринимаемой угроз е в этих ситуациях, менее способ ен учиться точно определять угроз у в новых ситуациях и менее склонен к тому, что он мож ет справляться с труд ными ситуациями.

Другим стилем воспитания, кот орому уделяется внимание в от ношении раз вития эмоциональных про блем со  здоровьем, явл яется критическое воспитание. Критическое воспитание де тей ассоциируется с ипохондрическим на строением и с тревогой. Предполагается, что роди тели, кот орые критикуют и минимизируют чувства ре бенка, по дрывают эмоциональную ре гуляцию ре бенка и по вышают его чувствительность к так им эмоциональным про блемам со  здоровьем, как бес покойство и де прессия [13].

Вторым факт ором явл яется роди тельское модел ирование опасного по ведения, а так же стра тегий из бегания. Такое по ведение мож ет увеличить рис к раз вития у ре бенка более по здних эмоциональных труд ностей.

 

Тревожный роди тель мож ет с боль шей вероятностью смоделировать тревожное по ведение или мож ет пред оставить своему от прыску информацию об угроз е и из бегании, увеличивая рис к воз никновения у ре бенка тревожного рас стройства и мнительного по ведения. Наконец, третий факт ор, не безопасная при вязанность роди телей и де тей как факт ор рис ка раз вития тревожных рас стройств. Привязанность определяется как тесная эмоциональная связь, кот орая об разуется между ре бенком и лиц ом, осуществляющим уход, и бы ли вы явлены раз личные модел и при вязанности. Небезопасная при вязанность — это  та, в кот орой взрослый воспринимается как не предсказуемый уча стник воспитания [49].

К.Б. Берджесс, П.Д. Гастингс, К.Х. Рубинпред полагают, что не безопасная при вязанность воз никает, когда лиц о, осуществляющее уход, не от вечает и не  учитывает по требности ре бенка. Было вы сказано пред положение, что де ти с не надежной при вязанностью не способ ны раз вить адекватные на выки ре гуляции эмоций или по ложительного чувства себя [3, 15].

Большинство ис следований К. Изарда, И. Лангмеера, З. Матейчик, В.М. Миниярова по священных из учению между по ведением роди телей и эмоциональными труд ностями их де тей, рас крывают за висимость друг от друг а. Поэтому важными вопросами в ис следовании мог ут ста ть: 1. Какое по ведение роди телей связано с тревогой в ста ршем до школьном воз расте де тей с об щим не доразвитием ре чи? 2. Есть ли при чинно-след ственная связь между по ведением роди телей и тревогой? 3. Увеличивает ли роди тельское по ведение рис к воз никновения эмоциональных про блем у все х де тей или только у де тей, уже по дверженных рис ку бес покойства и тревожности (на пример, у де тей с об щим не доразвитием ре чи)?

Анализ ис следований Л.С. Акопян, В.И. Гарбузова и В. Леви вы явил, что основ ными при чинами воз никновения тревожности у де тей явл яются не достатки воспитания. Родительское по ведение до лжно взаимодействовать с тем пераментом ре бенка для снижения рис ка тревожности.

 

Необходимо раз работать модел ь по ведения роди телей, так  как во многих экспериментальных ис следованиях до школьники по казали по вышенную боязнь и из бегание не знакомца по сле воз действия со циально-тревожного взаимодействия матери с ним. Воспитание де тей имеет боль шое, значительное влияние на раз витие тревоги и по давленного со стояния у де тей.

Наиболее убедительным до казательством этих от ношений явл яются ис следования, по священные чрезмерной за щите матери и де тской тревожности. Исследования С.В. Ковалева про демонстрировали четкую связь между  чрезмерной за щитой матери и тревожными рас стройствами у до школьников. Свидетельства о при чинно-след ственной при роде этих от ношений на чали по являться, но не обходимы дальнейшие ис следования, чтобы лучше по нять тонкости этих от ношений и, в час тности, их двунаправленную при роду [30].

Безопасность при вязанности ре бенка к роди телю связана с более по здним форм ированием тревожности. Учитывая со впадение с друг ими факт орами (так ими как тем перамент ре бенка, стилей роди тельского воспитания), степень, в кот орой при вязанность влияет на  тревожное со стояние ре бенка, явл яется не определенной. Понимание того, какое роди тельское по ведение по вышает рис к раз вития у ре бенка эмоциональных про блем, на прямую связано с ранним вмешательством. Полученные на  сегодняшний де нь ре зультаты по казывают, что снижение чрезмерной за щиты роди телей и снижение роди тельской тревоги и, след овательно, тревожного модел ирования и слов есной пере дачи угроз ы и из бегания будет иметь важное значение для пред отвращения по следующих эмоциональных про блем. При из учении роли семьи в воспитании и об учении де тей при нято рас сматривать так ие со ставляющие как психологическую, со циальную и коррекционную.

Семья для ре бенка с точки зрения И.П. Подласого явл яется одно временно и сред ой об итания, и воспитательной сред ой. Влияние семьи особенно  значимо в на чальный период жизни ре бенка и на много превышает все друг ие воспитательные воз действия [44].

 

Семья - первый со циальный институт, где ре бенок по лучает первые знания, на блюдения, уме ния и на выки. Кроме того, семья – это явл ение культ урно-ис торическое и со циально-психологическое, в сил у чего существует множество сам ых раз личных её определен ий.

Одной из основ ных функций семьи явл яется воспитательная функция. Они об язаны за ложить основ ы физического, нравственного и интеллектуального раз вития личности ре бенка в раннем де тском воз расте. Именно роди тели явл яются основ ными транс ляторами со циальных и культ урных цен ностей ре бенку. Поэтому готовность семьи и их компетентность в воспитании ре бенка с об щим не доразвитием ре чи имею т огромное значение.

В.В. Ткачёва говор ит о семье, что это об щественный институт, ис торически при званный ре шать воспитательные за дачи. Семья пред ставляет со бой первый со циальный институт, в кот ором ре бенок об учается при емам усвоения культ урных цен ностей. Именно в семье в со знании ре бенкаформ ируются пред ставления о жизненных целях, нравственных цен ностях, до бре и зле, вы рабатываются об разцы по ведения [50].

В. В. Ткачёва вы деляет восемь спец ифических функции семей , имею щих де тей с на рушением в раз витии, в том числе и ре чевые:

1. Реабилитационно-восстановительная функция.

2. Функция эмоционального при нятия.

3. Коррекционно-об разовательная функция.

4. Приспособительно-адаптирующаяфункция.

5. Социализирующаяфункция.

6. Профессионально-труд оваяфункция.

7. Функция личностно-ориентированногопо дхода.

8. Рекреационнаяфункция.

В семье личность ре бенка форм ируется по ст оянно и по ст епенно, на чинается ее форм ирование с первых моментов жизни младенца, а по со временным ис следованиям даже еще раньше, в период беременности. Попадая в новый, пугающий, за частую враждебный мир,ре бенок ре шает первую и одну из  главнейших за дач своей жизни: «Нужен ли я в это м мире? Можно ли до верять это му миру?» Главным по мощником, за щитником бес помощного существа явл яются роди тели, сам ые близкие люди. Но теплые, не жные чувства к роди телям не явл яются врождёнными, они форм ируются в первые год ы жизни, и успешность ихформ ирования за висит от сам их роди телей в боль шей степени, чем от  младенца [4].

Родительские от ношения-со вокупность эмоционального от ношения к ре бенку, восприятие ре бенка роди телем и способ ы по ведения с ним [35].

Именно не благоприятные межличностные от ношения про воцируют по явление со стояния на пряженности и тревожности у де тейста ршего до школьного восрастас ОНР, вспышки агрессивности. Благоприятные межличностные от ношенияроди телей и друг их членов семьи, на против, оказывают по ложительное влияние на  психическое и физическое раз витие, по знавательную де ятельность, акт ивность. У де тей до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи вы деляется ряд характер ных особенно стей в ре чевом, психическом раз витии и по ведении.

При ограниченности ре чевого опыта и не совершенстве ре чевых сред ств у де тей с об щим не доразвитием ре чи не достаточно удовлетворяется по требность в ре чевом об щении. Разговорная ре чь бедная, тесно связанная с той ситуацией, в кот орой ре бенок в дан ный момент на ходится. Связная и монологичная ре чь раз вивается труд но [7].

Существует значительное от ставание в раз витии психических про цессов:

- не устойчивость ибы страя ис тощаемость внимания;

- сниженный об ъем слу ховой и зрительной памяти;

- не сформированность слов есно-логического мышления, сложности в овладении анал изом и синтезом, сравнением и об общением;

-не достаточное раз витие базового слу хового восприятия и, как след ствие, на рушение фонематического слу ха и фонематического восприятия;

- бедность и не стойкость зрительных пред ставлений. Отсутствие про чной связи слов а со  зрительным об разом.

Со сто роны личностного раз вития у де тей с об щим не доразвитием ре чи воз никают про блемы в со циальной адаптации и взаимодействии с со циальной сред ой. Речевые на рушения сказываются на характер е взаимоотношений ре бенка с окружающими и на форм ировании его сам ооценки, кот орая об ычно за нижена, что на ходит от ражение в про явлении тревожности и агрессивности раз ной степени вы раженности. Из-за не сформированности сред ств об щения на рушается раз витие и коммуникативных функций. Дети час то бы вают не за интересованы в контакте, не уме ют ориентироваться в ситуации об щения, до говариваться, про являют не гативизм и от торжение, об ладают скудной палитрой эмоций, это , в свою очередь, от ражается на характер е взаимоотношения с семьей. [53].

Чаще все го семьи, имею щие де тейста ршего до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи, пытаются пере ложить всю от ветственность за  воспитание ре бенка на спец иалистов узкого про филя, а свою роль они сводят к вы полнению элементарных де йствий: об уть, одеть, по кормить - ссылаясь на от сутствие свобод ного времен и, спец иального педагогического об разования, за боту о материальном по ложении семьи. Однако эффект ивность ре чевого раз вития и коррекции, со циализация де тей с об щим не доразвитием ре чи во многом за висят от акт ивного уча стия роди телей в коррекционной раб оте, про цессе воспитания и об учения ре бенка, успешном вхождении его в коллектив.

Многие роди тели, воспитывающие ре бенка с об щим не доразвитием ре чи, не уме ют со здавать ситуацию со вместной де ятельности, у них не  сформирована по требность в об щении со  своим ре бенком, на блюдается не эмоциональное взаимодействие, не адекватные роди тельские по зиции.

Развитием де тско-роди тельских от ношений в семьях, имею щих де тей с ре чевыми на рушениями, за нимались так ие спец иалисты, как Л.С. Волкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др., кот орые считают, что от  того как сложатся де тско-роди тельские от ношения (особенно  в до школьном де тстве), за висит по лноценное раз витие ре бенка. Развитие де тско-роди тельских от ношений – это про цесс, на правленный на ре конструкцию нивелирования не гативного опыта роди телей, освоения ими эффект ивных воспитательных стра тегий. Главной целью раз вития явл яются из менение сам осознания роди теля, форм ирование у не го по ложительного восприятия личности ре бенка с об щим не доразвитием ре чи.

В Федеральном Законе № 273-ФЗ «Об об разовании в Российской Федерации» по дчеркивается одна из основ ных за дач дляпедагогов,раб отающих с де тьми до школьного воз раста это  взаимодействие семьей для об еспечения по лноценного раз вития ре бенка. Также в не м четко указ ано, что педагоги и роди тели до лжны ста ть не только равноправными, но и равно от ветственными уча стниками об разовательного про цесса.

Основнымиза дачамираб оты с роди телями,имею щими де тейста ршего до школьного воз растас об щим не доразвитиемре чи,на на швзгляд,вы ступают:

- снижение эмоционального дис комфорта в связи с за болеванием ре бенка,

- эмоциональное при нятие де тей с об щим не доразвитием ре чи;

- укрепление уверенности роди телей воз можностях ре бенка,раз витие

де мократического стиля воспитания;

- раз витие мотивации к об щению у де тей,

- снижение уровня тревожностипри взаимодействиироди телями.

Психолого‑педагогическая по мощь семьям,воспитывающих де тейста ршего до школьного воз раста соб щим не доразвитием ре чи, включает в себя ряд на правлений: психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция и психологическая по ддержка. Долгое время в прак тике об разовательныхорган изаций ис пользовались традиционные форм ы и мет оды взаимодействия с роди телями (бес еды,роди тельские со брания, индивидуальные консультации),существеннымне достаткомкот орых явл яется ведущая де ятельность педагога, ино гда это вы глядит как «на вязывание» роди телям мне ния педагога по воспитанию де тей, кот орое роди тели чаще все го не  воспринимают.

В связи с этим многие ис следователи за нималисьпо иском эффект ивных форм  раз вития де тско-роди тельских от ношений в семьях, имею щих де тей с об щим не доразвитиемре чи. Они пред лагаютакт ивные интерактивныеформ ы,кот орыеориентированына широкое взаимодействие роди телейне только с педагогом, нои друг  сдруг ом и на до минированиеакт ивностироди телей. В на стоящее время педагоги ста раются акт ивноис пользовать не традиционные форм ы раб оты с семьями, основ анные на  со трудничестве и взаимодействии педагогов и роди телей. Положительной сто роной по добных форм явл яется то, чтоуча стникамне на вязываетсяготоваяточказрения, их вы нуждают думать, ис кать со бственный вы ход из  сложившейся ситуации. Принцип акт ивного уча стия роди телей в про цессе воспитания и раз вития ре бенка, коррекции его на рушений и со циальной адаптации.

Родители до лжны не посредственно уча ствовать в про цессе воспитания и раз вития ре бенка, коррекции его на рушений и со циальной адаптации. Только в слу чае крайней не обходимости мож но пере ложить свои воспитательные об язанности на друг ого чело века. Родители до лжны сам и пере жить не  только труд ности, воз никающие у ре бенка, но и радость его успехов и маленьких по бед. Процесс со циальной адаптации ре бенка не мож ет осуществляться без не посредственной по мощи роди телей. Участие в преодолении ре альных про блем ре бенка по зволяет норм ализовать психологические труд ности, кот орые ис пытывают сам и роди тели.

Таким об разом, мож но от метить, чтосемьи, воспитывающиеде тейс об щим не доразвитиемре чи, имею тспец ифическиеособенно сти:

-роди телитак ихде тейис пытывают не рвно-психическую на грузку, на пряжение, тревогу и не уверенность в от ношении будущего ре бенка;

- личностные про явления и по ведение ре бенка не от вечают ожиданиям роди телей; в семье на блюдается вы сокий уровень авто ритарности роди телей;

- эмоциональное от вержение роди телями де тей с об щим не доразвитиемре чи;

- склонностьроди телейинфантилизироватьсвоихде тей;

- уде тейсоб щим не доразвитиемре чипо вышен уровень тревожности при взаимодействии с роди телями и т.д.

Организация со провождения семьи, в кот орой воспитывается ре бенок до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи, способ ствует оздоровлению и укреплению семьи, ис правлению сложившихся не гативных уст ановок воспитания у роди телей, по вышения их психолого-педагогической компетентности. Следовательно, роди тели мог ут эффект ивно по могать своим де тям при  преодолении ре чевых на рушений только при акт ивном взаимодействии со спец иалистами учрежден ия, в кот ором воспитывается ре бенок, а так же уча ствуя в комплексном со провождении, имею т воз можность преодолевать свои не гативные психологические со стояния.Системаот ношений ре бёнка с роди телями, особенно сти об щения, способ ы и форм ы со вместной де ятельности со ставляют важнейший компонент раз вития ре бёнка, до стижение коррекционного эффект а в сис теме за нятий в ДОУ сам о по  себе не  гарантирует пере носа по зитивных сдвигов в ре альную жизнь ре бёнка. Необходимым усл овием за крепления до стигнутого явл яется акт ивное взаимодействие с роди телями с целью из менения их по зиции и от ношения к ре бёнку.

Особенно остро вопрос сто ит при менительно к семьям с де тьмиста ршего до школьного воз раста, имею щими ОНР. Так, опыт раб оты по казывает, что по лная ре ализация целей коррекционно-об разовательного про цесса до стигается через  оптимизацию внутрисемейной атмосферы и гармонизацию де тско-роди тельских от ношений.

Таким об разом, со трудничество с семьями, воспитывающие де тейста ршего до школьного воз раста с ОНР, на правлены на  вовлечение роди телей в коррекционно-педагогический про цесс и способ ствуют раз витию пар тнерства, со трудничества и гармоничному раз витию ре чи и личности ре бенка.

 

 

Вывод по  1 главе

Проанализировав теоретические основ ы со провождения семьи в про цессе коррекции на рушений ре чи у де тей ста ршего до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи, по зволили сделать след ующие вы воды по пар аграфам:

1. Изучив особенно сти клинико-психолого-педагогического по дхода к де тям с об щим не доразвитием ре чи, дали характер истику особенно стям ре чи, мышления, памяти, внимания. Учли особое со матическое со стояние де тей, от ягощенное хроническими за болеваниями, влияющими на  физиологическое и ре чевое дыхание.

Констатировали, что преодоление ре чевых на рушений требуют от  учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинского раб отника, воспитателя и роди телей спец иально орган изованной коррекционно-педагогической раб оты.

2. Рассмотрели по нятия, особенно сти орган изации со провождения семьи, уст ановили, что авто ры уделяли серьезное внимание, со провождению рас сматривая его, как эффект ивную основ у взаимодействия спец иалистов, со трудничество с семьёй и эффект ивное форм ирования ре чевого, психологического и со циально- культ урного ста новления личности ре бёнка.

Уточнили по нятие семья и её значимость в об разовательном про цессе. Выделили по зиции роди телей по от ношению к воспитанию и об учению де тей.

Проанализировалиформ ы раб оты, кот орые по могают по высить уровень коррекционно-педагогической компетентности роди телей по  преодолению ОНР у де тей ста ршего до школьного воз раста.

Показали взаимодействие все х уча стников об разовательного про цесса и не обходимость со провождения семьи в про цессе коррекции ре чи у де тей ста ршего до школьного воз раста с ОНР.

 

ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

2.1 Организация и мет оды ис следования де тско-роди тельских от ношений в семьях, воспитывающихде тей ста ршегодо школьного воз раста с об щимне доразвитием ре чи.

 

С целью из учения де тско-роди тельских от ношений в семьях воспитывающих де тей ста ршего до школьного воз растас об щи не доразвитием ре чи бы ло про ведено ис следование.

Для орган изации ис следования де тско-роди тельских от ношений в семьях воспитывающих де тей ста ршего до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи, бы ла от обрана групп а де тей, у кот орых по дан ным ПМПК имеетсяза ключение об щее не доразвитие ре чиуровня. Все эти де ти по сещают МДОУ «Д/С №43». Для из учения де тско-роди тельских от ношений в семьях воспитывающих де тей ста ршего до школьного с ОНР в эксперименте при няло уча стие 20 семей . Из них 30 роди телей (20 матерей и 10 от цов) и 20 де тей ста ршего до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи. Общее количество уча стников ис следования: 50 чело век. Возраст роди телейот  30 до  45 лет, уровень об разования: сред не-спец иальное – 65,6% (21 чело век) и вы сшее – 34, 4% (9 чело век). Возраст де тей от  4-6 лет. Чтобы сделать за ключение о со стоянии де тско-роди тельских от ношениях в семьях воспитывающих де тей ста ршего до школьного воз раста с ОНР бы ли вы браны след ующие критерии об следования:

- определен ие психических свойств роди теля воспитывающего ре бенка с ОНР;

- анал из семей ных взаимоотношений

- оценка способ ности семьи ре шать свои про блемы и преодолевать кризисные ситуации;

- вы явление основ ных пар аметров эмоционального от ношения ре бенка к членам семьи;

- определен ие сам ооценки ре бенка и оценка взаимоотношений ре бенка с близкими для не го людьми;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: