Актуальность исследования. 10 глава




2. Развивайте по нимание ре чи, ис пользуя про стые инструкции типа Дай ручку? Где ножка? Опирайтесь на  то, что ре бенку до ступно.

Неоднократно по вторяйте уже усвоенное.

3. Используйте в ре чи на ряду с по лными слов ами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

4. Пойте ре бенку пере д сном. Лучше не  менять час то ре пертуар.

5. Вызывайте желание по дражать взрослому. Это воз можно,

когда со четаются эмоциональная за интересованность и до ступность слов , кот орые ре бенок про износит во время со вместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слов а, про износимые на  эмоциональном фоне, мог ут бы ть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку при вычнее по вторять только гласные: о, а, у.

6. Чаще рас сказывайте, читайте первые де тские сказки, стихи.

Побуждайте до сказывать слов а по мер е ре чевой воз можности.

7. Не пере гружайте ре бенка телевизионной, вид ео- и аудиоинформацией. При чтении со кращайте текст до по нятных фраз.

8. Не говор ите при ре бенке о его от ставании.

9. Не раз дражайтесь, не  стесняйтесь того, что ваш ре бенок не говор ит. Не про являйте из лишнюю тревогу: у каждых своих сроков, свои про блемы.

10. Не до жидаясь, по ка ре бенок за говорит, на чинайте учить его раз личать пред меты по раз меру (боль шой – маленький), со относить цвета, форм у (дай так ой же), количество (один-много).

11. Проводите масс аж пальчиков рук  и ладошек, игры типа «Сорока белобока».

Ребенка не обходимо по буждать к ре чи. Он до лжен чувствовать вашу по ддержку, успехи и новые до стижения не обходимо по ощрять и от мечать, по ст оянно ста вя пере д ре бенком новые за дачи. Создавайте ситуации, в кот орых ре бенок будет стремиться вступать с вами в ре чевой контакт. Задействуйте, при это м, его эмоциональный фон. Для это го, в до машних усл овиях существует масс а воз можностей, на пример, на стольный кукольный театр, или пальчиковые персон ажи («би-ба-бо») вашего ре бенка.

В то же время нужно учитывать психологические особенно сти и со стояние ре бенка. Если вы не вид ите у вашего малыша желания говор ить, если он дает про тест в тот момент, когда вы  его по правляете и про сите по вторить прав ильный вариант, не  упорствуйте, воз можно, чуть по зже вам это  удастся. Работа роди телей со стоит не  только в том, чтобы способ ствовать со бственной ре чевой акт ивности ре бенка, но и в том, чтобы на учить ре бенка слу шать маму, акт ивизируя и раз вивая про извольное внимание ре бенка.

Поощряйте любопытство, стремление за давать вопросы, для это го от вечайте на  каждый де тский вопрос.

Не сравнивайте ре бенка с друг ими де тьми. Это об ижает, об есценивает его до стоинства. Ваш ре бенок, даже имею щий серьезные про блемы в раз витии, явл яется индивидуальностью.

Важную роль играет эмоциональный контакт со  взрослым: де ловое со трудничество с ним, ре чевое взаимодействие, орган изация со вместной пред метной и игровой де ятельности.

Включайте ре чь во все вид ы де ятельности: ежедневно озвучивайте ре бенку ваши и его де йствия, одевая ре бенка на про гулку, купая его, играя с ним, внося, так им об разом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ре бенка. Позже вы мож ете про сить ре бенка комментировать ваши и свои де йствия. При это м раз вивается план ирующая и ре гулирующая функции ре чи, играющие не заменимую роль в ста новлении ре чи и мышления, в уме нии план ировать и орган изовывать со бственную де ятельность на основ е слов есной инструкции взрослого, а по зднее и сам остоятельно.

Одним из вид ов об учения на на чальном этапе ста новления ре чи явл яются ре чевые игры с по дражанием голосам животных, со вместное про говаривание по тешек, при бауток, рифмовок, про певание песен, колыбельных. Это по может ре бенку усвоить ритмико-мелодическую сто рону родного языка. Многократное по вторение раз личных звуко- комплексов упражняет язык, от тачивает фонематический слу х, по могает раб оте на д слоговой структур ой. Если в семье не т это го ре чевого взаимодействия с малышом, то раз витие ре чи мож ет за держаться, в боль шей степени это  касается де тей с индивидуальными особенно стями.

3.2. Семинар-прак тикум для роди телей со вместно с де тьми

Тема: Знакомство. Повышение групп овой сплоченности. Правила групп ы.

Инструментарий: листы (форм ат А4) на  каждого уча стника, мяч, лента.

Перед на чалом раб оты имеет смысл по знакомить уча стников с целью про граммы, ее за дачами, про яснить орган изационные моменты, об судить прав ила групп ы.

Совместные за нятия роди телей с де тьми дают воз можность до стигнуть по нимания на раз ных уровнях взаимодействия: в игровых ситуациях, при со вместном рис овании, при об суждении упражнений.

Цель психологического тренинга – это , прежде все го, со вместные пере живания роди телей и де тей.

Задачи, кот орые мы пере д со бой ста вим:

1. Формирование благоприятного психологического климата, до верительных от ношений в семье.

2. Обучение на выкам конструктивного об щения.

3. Повышение сам ооценки ре бенка и компетентности роди теля.

Правила групп ы.

Конфиденциальность (секретность) про исходящего в групп е.

Говорим только от  себя и о себе («Я-вы сказывания»).

Доверительный стиль об щения. Обращение по  имени ко все м уча стникам, включая ведущего (10 мин).

Упражнение «Ласковое имя» ( уча стники сидят в кругу).

Инструкция: Участник справа от  ведущего на зывает свое имя и бросает кому-нибудь мяч. Тот, у кого окажется мяч, при думывает ему ласковое имя и пере дает мяч след ующему игроку, по ка все уча стники не по бывают в роли при думывающих. Когда мяч окажется у первого уча стника, он говор ит, какое имя ему боль ше все го ОНР III уровня за вилось и пере дает мяч след ующему (10 мин).

Упражнение «Меняемся мест ами» (уча стники сидят в кругу, тренер сто ит в цен тре круга).

Инструкция: «Сейчас у на с будет воз можность про должить знакомство. Сделаем это так : водящий в цен тре круга (в дан ный момент я) пред ложу по меняться мест ами все м тем , кто об ладает каким-то при знаком (на пример, все , кто в брюках). Моя за дача за нять одно из  пустующих мест . Кто остается без мест а ста новится водящим. Итак, меняются мест ами (10 мин)

Упражнение «Неожиданные картинки» (уча стники сидят в кругу).

Цель: Повышение групп овой сплоченности.

Каждому уча стнику раз дается лист бумаги и фломастер.

Инструкция: 1. «Возьмите лист бумаги и по дпишите свое имя с об ратной сто роны. Потом на чните рис овать какую-нибудь картинку (уча стники рис уют в течение 2х минут).2. По моей команде пере станьте рис овать и пере дайте на чатый рис унок своему со седу слева. Возьмите тот лист, кот орый пере даст вам ваш со сед справа и про должите рис овать на чатую им картину (2минуты). 3. Снова пере дайте свой рис унок со седу слева, про должайте рис овать.

В конце упражнения каждый уча стник по лучает ту картину, кот орую он на чал рис овать.

Обсуждение упражнения.

1. Нравится ли вам ваш рис унок?

Какой рис унок вам нравится боль ше все го? (30 мин).

 

 

3.3Семинар-прак тикум (для роди телей)

Тема: «Активное слу шание»

Цель: знакомство с при емами акт ивного слу шания, раз витие на выков акт ивного слу шания.

Инструментарий: мяч.

Психогимнастическое упражнение.

Инструкция: уча стники бросают друг друг у мяч со слов ами: «Мне кажется, в де тстве ты бы ла…» В от вет каждый мож ет со гласиться или не т, сказав «Да», «не т», или «Я так ого не по мню» (5 мин).

Обсуждение до машнего за дания в форм е об мена со держанием за писей из  дневников (удалось или не  удалось ис пользовать в об щении с ре бенком «Я-вы сказывания», какие бы ли труд ности») (15 мин).

Упражнение «Выслушай друг ого» (роди тели де лятся на пар ы и садятся на против друг друг а).

Инструкция: сначала один вы ражает свое мне ние по по воду за данной тем ы, а второй внимательно слу шает, ста раясь за помнить со общаемую информацию. Затем пере сказать как мож но ближе к текст у. Ключевые слов а: «как я по нимаю», «друг ими слов ами, ты считаешь», «если я тебя прав ильно по няла». Через 3 минуты ведущий останавливает бес еду. «Сейчас у говор ящего будет одна минута, в течение кот орой на до будет сказать «слу шающему», что в его по ведении по могало, а что за трудняло рас сказ.

Затем пар ы меняются мест ами.

Пример тем ы для об суждения: «Трудности и про блемы в воспитании ре бенка» (20 мин).

Обсуждение упражнения.

1. Получилось ли «хорошо» слышать друг ого (10 мин) Информационная час ть.

Информирование роди телей включает рас сказ о том, какое мож ет бы ть слу шание – пассивное (без молвное) и акт ивное (ре флексивное). Активное слу шание со здает от ношения теплоты, роди тели мог ут «влезть в шкуру ре бенка», у де тей по является желание при слушаться к мне нию роди телей.

Приемы акт ивного слу шания: пере сказ – из ложение своими слов ами того, что сказал со беседник; уточнение – на правлено на вы яснение, конкретизацию чего-то («Ты сказал, что это про исходит давно, а как давно это про исходит»); Отражение чувств – про говаривание чувств, кот орые ис пытывает друг ой чело век («Мне кажется ты об ижен»); про говаривание по дтекста – про говаривание того, о чем хотел бы  сказать со беседник, дальнейшее раз витие мыслей со беседника (на пример, у фразы «Мама, а ты не за метила какую уборку я сегодня сделал», по дтекст мож ет бы ть так им: «Ты бы  меня по хвалила»); ре зюмирование ис пользуется в про должительных бес едах («Итак, мы до говорились с тобой»).

Правила хорошего слу шания:

1. Слушай внимательно, об ращай внимания не  только на слов а, но и на не вербальные про явления со беседника (мимика, жесты, по за).

2. Проверяй, прав ильно ли ты по нял слов а со беседника, ис пользуя при емы акт ивного слу шания.

3. Не давай со ветов.

4. Не давай оценок (15 мин).

Упражнение: «Слушать чувства».

Инструкция: ведущий за читывает какое-то со общение от  имени ре бенка, а за дача роди теля сформулировать в утвердительной форм е те чувства, кот орые они усл ышали в это м со общении.

Примеры со общений.

1. «Я боль ше никогда не  буду играть с Олей, она плохая.

2. «У меня за втра контрольная.»

3. «Все де ти по шли к морю. Мне не  с кем играть».

4. «Математика очень труд ная. Я слишком глупый, чтобы в не й раз обраться». Далее роди тели, по  очереди, на зывают со общение, а остальные форм улируют чувства (15 мин).

Завершение групп ы. Обмен чувствами, впечатлениями (10 мин) Упражнение «Ассоциация»

Инструкция: тренер смотрит на со седа справа и говор ит, с каким месяцем он у не го ассоциируется, и далее все про должают по  кругу. Затем все рас саживаются по по рядку месяцев в год у и вновь, глядя на со седа справа,(но это  уже друг ой чело век) об ъясняют, по чему у это го чело века именно так ой месяц (5мин)

Обсуждение с роди телями след ующих вопросов:

1. Какие мет оды по ощрения и на казания ис пользуются в семье?

2. Нужны ли физические на казания? (40 мин)

Знакомство роди телей с каталогом не гативных эффект ов типичных роди тельских ре акций (по  Т. Гордону) (10 мин) Заключительная час ть

Подведение итог ов. Психолог пишет на до ске основ ные при нципы ис пользования по ощрений и на казаний (10 мин).

Анкета для уча стников:

1. Какая тем а (за нятие, или про сто информация) по казалась вам на иболее интерес ной?

2. Какое от крытие для себя вы  сделали в ход е за нятий в групп е?

3. Какие из менения, кот орые про изошли в семье, вы от метили бы ?

 

3.4Лекция «О воспитании де тской сам остоятельности»

Цели. Обучение роди телей теоретическим аспектам, прак тическим мет одам и тех нологиям по  воспитанию психически и физически здорового ре бенка.

Задачи:

Познакомить роди телей с теоретическими аспектами вопроса по  воспитанию сам остоятельности у де тей как личностного качества.

Улучшения по нимания между  членами семьи и ре бенком и на лаживания психолого-эмоционального контакта.

Оборудование: листы бумаги, ре зиновые шарики, одеяла, цветные карандаши, маркеры, сказка о воспитании сам остоятельности, за готовки для упражнения «Продолжи фразу».

Приветствие

Цель. Эмоциональный и физический раз огрев.

Содержание. Психолог при ветствует все х роди телей, при шедших на  лекцию, желает им с по льзой и удовольствием про вести время на за нятии.

2. Упражнение «Продолжи пред ложение»

Цель. Ввести в игровую ситуацию, определить на сколько сам остоятельны уча стники за нятия в каких-либо жизненных ситуаций. Содержание. Психолог пред лагает каждому уча стнику про должить пред ложение… «Я сам остоятельно мог у…» Обсуждение дан ного упражнения.

3. Мини – лекция «Что так ое сам остоятельность?» Цель. Дать теоретические знания по дан ному вопросу.

Прежде чем говор ить о том, как же воспитывать в де тях сам остоятельность и когда не обходимо это де лать, нужно определиться с тем , что это так ое. Ответ на  вопрос, что же так ое сам остоятельность, будет раз ным, в за висимости от воз раста ре бенка.

Обычно сам остоятельность по нимают при мерно так : «это уме ние чело века лично, без по ст оронней по мощи управлять и рас поряжаться своей жизнью»; «это уме ние сам ому при нимать ре шен ия и не сти от ветственность за  их по следствия»; и тому по добное. Но все  эти определен ия прак тически не при менимы к маленьким де тям – 2-3-х лет или до школьникам, хотя и у них мы мож ем на блюдать не которые на выки сам остоятельности. Если говор ить о маленьких де тях, то к ним более при емлемо ис пользовать след ующее определен ие сам остоятельности: «это способ ность себя за нять, способ ность чем-то за ниматься сам ому какое-то время, без по мощи взрослых».

Специалисты определяют сам остоятельность так им об разом:

• уме ние де йствовать по со бственной инициативе, за мечать не обходимость своего уча стия в тех  или иных об стоятельствах;

• уме ние вы полнять при вычные де ла без об ращения за по мощью и контроля взрослого;

• уме ние осознанно де йствовать в ситуации за данных

требований и усл овий де ятельности;

• уме ние осознанно де йствовать в новых усл овиях (по ст авить цель, учесть усл овия, осуществлять элементарное план ирование, по лучить ре зультат);

• уме ние осуществлять элементарный сам оконтроль и

сам ооценку ре зультатов де ятельности;

• уме ние пере носить из вестные способ ы де йствий в новые усл овия.

Самостоятельность раз вивается по ст епенно, и на чинается это т про цесс до статочно рано. Давайте от метим на иболее важные этапы и воз растные периоды для ста новления это го важнейшего чело веческого качества.

Этапы ста новления

Прежде все го, это  ранний воз раст. Уже в 1-2 год а у ре бенка на чинают по являться первые при знаки сам остоятельных де йствий. Особенно ярко стремление к сам остоятельности про является в 3 год а. Существует даже так ое по нятие, как кризис 3-х лет, когда ре бенок то и де ло за являет: «Я сам !». В это м воз расте он все  хочет де лать сам , без по мощи взрослого. Но на это м этапе сам остоятельность явл яется лишь эпизодической характер истикой де тского по ведения.

К концу это го периода сам остоятельность ста новится от носительно уст ойчивой особенно стью личности ре бенка.

Как вид им, пред посылки раз вития сам остоятельности складываются в раннем воз расте, однако лишь на чиная с до школьного воз раста, она при обретает сис темность и мож ет рас сматриваться как особое личностное качество, а не про сто как эпизодическая характер истика де тского по ведения.

Рекомендации

1 В до школьном воз расте не плохо давать ре бенку воз можность сам остоятельно вы бирать то, что он сегодня на денет. Но при это м след ует не за бывать, что ре бенку нужно по мочь с вы бором. Ему нужно об ъяснить, на пример, что сейчас осень, до жди, про хладно на  улице, по этому летнюю одежду на до от ложить до вес ны, а вот из  осенних вещей он мож ет вы брать, что ему боль ше по  душе. Можно так же на чинать вместе с ре бенком со вершать по купки в магазине и учитывать его вы бор.

2 Но, по жалуй, главная за дача взрослого – при учить ре бенка к мысли, что для не го, как и для все х в семье, существуют определен ные прав ила и норм ы по ведения, и он до лжен им со ответствовать. Для это го важно за крепить за ре бенком по ст оянное по ручение, со ответствующее его воз расту.

3 Не след ует ограждать ре бенка от про блем: по зволяйте ему встречаться с от рицательными по следствиями своих де йствий (или своего без действия).

4 Воспитание сам остоятельности пред полагает так же форм ирование у ре бенка уме ния на йти сам ому себе за нятие и какое-то время за ниматься чем-то, не при влекая к это му взрослых.

5 Основной ошибкой взрослых в воспитании де тской сам остоятельности явл яется, чаще все го, гиперопека ре бенка и по лное уст ранение от по ддержки его де йствий.

Примечательно, что на иболее значимыми качествами в жизни чело века боль шинство роди телей считают целеустремленность, от ветственность, уверенность в себе, уважение к людям, жизнелюбие, сам остоятельность, труд олюбие и хотели бы  воспитать эти качества у со бственных де тей.

3.5Задание «Правило вашей семьи по  воспитанию сам остоятельности»

 

Цель. Определить эффект ивность мет одов воспитания в той или ино й семье по дан ному вопросу.

Содержание. Психолог пред лагает каждому уча стнику на писать прав ило по  воспитанию сам остоятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: