Актуальность исследования. 5 глава




Психологический тип роди теля

 

 

В итог е про веденного анкетирования у 20% роди телей, бы л вы делен ведущий роди тельский тип – авто ритарный. У этих роди телей от мечается акт ивная жизненная по зиция, они рук оводствуются своими со бственными убеждениями, не все гда слу шают мне ние родственников и спец иалистов.

Данный тип роди телей ста раются на ходить вы ход, для себя и своего ре бенка, из  сложившихся про блем. Они ста раются вы теснять не гативные пере живания, кот орые связаны с про блемами ре бенка и стремятся к их преодолению. Но по от ношению к ре бенку не которые авто ритарные роди тели мог ут ис пользовать жестокость (крики, по давление личности) ипри это м не со жалеть об это м. Именно у так их роди телей час то встречаются де ти с по ниженной сам ооценкой. Родители вы двигают так ие требования к своему ре бенку, кот орые не со ответствуют его воз можностям.

Некоторые же роди тели, на оборот,не за мечают особенно сти в раз витии ре бенка, они считают, что не все м де тям дан о бы ть умными и по этому про являютиз лишнюю опеку. Что в итог е не по зволяет им увидеть ре альные перспектив ы своего ре бенка.

Характеристикасемьипри авто ритарном воспитании. Семья по лная.Родители:мать-Татьяна Павловна, имеет вы сшее об разование, раб отает бухгалтером; от ец-Дмитрий Викторович, об разование сред не-спец иальное. Отношения в семье до верительные, дружелюбные. При это м мне ние и желания ре бенка не  учитываются. Родители знают как будет лучше для их ре бенка. Дочь Ульяна Б. имеет за ключениепо  ПМПК – ОНР. Проявляет себя в де тском саду не уверенной в себе, робкой, не вротизированной, не способной по ст оять за  себя, либо на оборот, ведет себя агрессивно, авто ритарно, конфликт но по от ношению к своим сверстникам. Часто воз никают про блемы с сам ооценкой что крайне не гативно сказывается на  психике Ульяны. Она с труд ом адаптируется в со циуме, час то не мож ет свое мне ние в определен ных ситуациях.

Характеристикасемьи: Семья не по лная. Мать - Олеся Леонидовна, об разование сред нее, швея. Родители в раз воде. Мать ста рается удовлетворить по требности своего сына, ограждает его от раз личных труд ностей и про блем, не  дает ему сам остоятельности по ст оянно его контролирует и про веряет.Сын Андрей Ц.-имеет за ключениепо  ПМПК – ОНР. Мальчик талантливый, от ветственный и со образительный. Иногда при  взаимоотношениях с матерью про являет агрессию к не й. С де тьми ведет себя не уверенно, от чужденно.

Невротичный тип про явился у 25% роди телей. Такие роди тели про являют пассивную личностную по зицию. Им с труд ом удается при нять тот факт , что у их ре бенка про блемы в раз витии, со ответственно они не про являют стремления к преодолению. Данная категория роди телей не вид ят вы хода из со здавшегося по ложения и не мог ут по зитивно оценить будущее, как свое, так  и ре бенка, что еще боль ше ухудшает их психологическое со стояние. Во взаимоотношениях с ре бенком от сутствует строгость и требовательность. Детям в так их семьях все до зволено, по этому межличностные связи «роди тель-ре бенок» при обретают симбиотический характер .

Самым многочисленным психологическим типом оказался – психосоматический: у 55% ис пытуемых. У это й категории роди телей эмоциональное со стояние более лабильно. Проблемы своего ре бенка об ычно скрывают, ста раются пере жить внутри себя. Первые две категории роди телей, свои пере живания и про блемы вы носят на вне шний план (у авто ритарных от цов и матерей от мечается агрессия, у не вротичных – ис терики ислезы).

Родители психосоматического типа все  свои сил ы и воз можности на правляют на  оказание по мощи своему ре бенку, максимально на прягают и из нуряют себя. Они никогда не  жалуются, как не вротичные, но при это м так же про являют жалость к своему ре бенку и чрезмерно опекают его.

2. Опросник «Анализ семей ных взаимоотношений» (АСВ) для роди телейде тей 3-10 лет (Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис).

Методика «Анализ семей ных взаимоотношений» по зволяет диагностировать не желательное, не корректное влияние членов семьи друг на друг а, на рушения при вы полнении ролей в семье и по мехи для ее целостности. Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания де тей. В не го за ложены 20 шкал. Первые 11 шкал от ражают основ ные стили семей ного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы по зволяют по лучить пред ставление о структур но-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы де монстрируют особенно сти функционирования сис темы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — раб оту механизмов семей ной интеграции.

Для вы явления на рушений про цесса воспитания в семьях, воспитывающих де тей с об щим не доразвитием ре чи, бы ли ис пользованы 11 шкал мет одики Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса «Анализ семей ных взаимоотношений». Данные шкалы по зволяют из учить уровень про текции в про цессе воспитания, степень удовлетворения по требностей ре бенка,количество требований, пред ъявляемых роди телями ре бенку и не устойчивость стиля воспитания.

Если Вы в об щем не со гласны — вы берите "Нет". Если очень труд но вы брать — кликните на  "Не знаю". Старайтесь, чтобы так их от ветов бы ло не боль ше пяти. В опроснике не т „не правильных" или „прав ильных" утверждений. Отвечайте так , как Вы сам и думаете.

А так же 9 шкал это й же мет одики бы ли ис пользованы для определен ия психологических при чин не гармоничного семей ного воспитания.

Результаты ис следования вы раженности стилей воспитания у роди телей, воспитывающих де тей до школьного воз раста с ОНР, пред ставлены в диаграмме 2.

 

 

Диаграмма 2

Средние значения выраженностистилей воспитания у испытуемых, в %
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
0 0 10 0 0

Анализ семей ных взаимоотношений

Результаты про веденной мет одики «Анализ семей ных взаимоотношений» для роди телей де тей 3-10 лет (Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис) по казали, что у боль шинства роди телей вы ражены так ие стили семей ного воспитания как: гиперпротекция (шкала Г+) – 85% ис пытуемых. Для этих роди телей воспитание и раз витие своего ре бенка явл яется главной целью в жизни, они уделяют ему все  свое внимание, время и сил ы.75% роди телям, воспитывающих де тейста ошего до школьного воз раста с ОНР, свойственен так ой тип воспитания, как по творствование (шкала У+). Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых по требностей ре бенка, онисчитают,что их ре бенок слабый, не так ой как все , особенно это т тип от мечается в не полных семьях.

Таблица 4. Характеристика ре бенка и его роди телейпри  воспитании в стиле гиперпротекции.

1. Иван П. (сын) В семье к Ивану от носятся как к «кумиру». Все за дания, кот орые даются воспитателем до мой, роди теливы полняют за ре бенка. При это м, по ст оянно восхищаются его талантами (ино гда мнимыми) и преувеличивают его ре альные способ ности. Иван уже на столько при выкает к тому, что его все  вокруг любят и готовы в любой момент ис полнить его при хоти.У Ивана все гда при сутствует желание на ходиться в цен тре внимания.

2. Людмила Константиновна (мать).Мама уделяет своему ре бенку очень много времен и и сил . Фактически воспитание сына - это  смыслвсе й ее жизни. Мама стремится окружить своего ре бенка по вышенным вниманием, во все м за щищать его, даже если в это м и не т ре альной не обходимости, со провождает каждый его шаг, пред охраняетот  мнимых опасностей, бес покоиться по по воду и без по вода, удерживаетре бенка воз ле себя, «при вязывает» его к своим на строениям и чувствам, требует от не го определен ных по ст упков.

3. Мария Ч. (до чь).Мария в со циуме, ста лкивается с от ношением к себе, как к «из балованному» ре бенку. Если в групп е сто ит атмосфера со перничества, конкуренции за  внимание, на личие рядом более ярких, успешных или способ ных де тей, кот орым от дается пред почтение, сил ьно ранит ее. Основными чертами характер а Мари явл яются манерность, эгоистичность, склонность все гда и во все м об винять друг их, ис теричность, упрямство.

4. Валентина Алексеевна и Валерий Сергеевич (роди тели). Повышенная опека и контроль, интерес  к де лам до чери, кот орый при нимает болезненный характер . Статус матери в семье, в качестве до мохозяйки, при это м желающей сам оутвердиться в качестве "идеальной мамы". Мама по ст оянно вы ражает не гативные пере живания:бес покойство за  будущее до чери, стра х не счастья с кот орые мог ут слу читься с ее ре бенком, стра х одиночества, низ кий со циальный ста тус, стремление до минировать во всём, не вротические про явления.

У от ца на блюдается чрезмерная опека, мелочный контроль, сложная сис тема не прерывных за прещений и не возможности для до чери при нять когда-либо со бственное ре шен ие. Так же на блюдается в характер е от ца: чрезмерное по кровительство, стремление освободить ре бёнка от  малейших труд ностей, удовлетворить все  еепо требности.

Также 80% роди телям, воспитывающим де тей с на рушениями ре чи свойственна не достаточность требований-об язанностей (шкала Т-) и требований-за претов (шкала З-), это характер изуется тем , что роди тели максимально опекают своего ре бенка и считают, что он не  в со стоянии справляться сам , ре бенку в так ой семье все мож но и до зволено. Дети так их роди телей – не самостоятельны.

Минимальность санкций (шкала С-) на блюдается у 80% семей , они крайне ре дко на казывают своего ре бенка, чаще по ощряют.

Таким об разом, боль шинство роди телей, воспитывающих де тей с ОНР от носятся к так ому типу семей ного воспитания, как по творствующая гиперпротекция (Г+, У+, Т-, 3-, С-). Ребенок на ходится в цен тре внимания семьи, кот орая стремится к максимальному удовлетворению его по требностей. Этот тип воспитания со действует раз витию де монстративных (ис тероидных) и гипертимных черт характер а у ре бенка.

Гипопротекция и игнорирование по требностей ре бенка от мечается у 15% ис следуемых роди телей. Родителям не когда за ниматьсяре бенком.

У 20% чело век бы ли от мечены так ие качества как чрезмерность требований-об язанностей и требований-за претов (шкалы Т+, З+), роди тели пред ъявляют слишком много требований к де тям, кот орые не со ответствуют воз можностям де тей до школьного воз раста.

Жестокое об ращение (шкала С+) свойственно одно й семье, роди тели от мечают, что максимальная строгость по йдет на по льзу в воспитании ре бенка.

Что касается психологических при чин на рушений семей ного воспитания, у 45% роди телей от мечается воспитательная не уверенность и рас ширение сфер ы роди тельских чувств (шкалы РРЧ и ВН), у 35% вы ражена фобия по тери ре бенка, но след ует от метить, что дан ный стра х об основан. В

двух семьях (10%) про слеживается конфликт между  супругами (шкала ВК), для ис следования дан ные по казатели явл яются на иболее значимыми.

3. Тест функционального ре сурса семьи (Лаврова Н.М., ЛавровВ.В.)

Данный тест бы л про веден с целью определен ия ре ального уровня функционального ре сурса в семьях, воспитывающих де тей до школьного воз раста с ОНР. С по мощью это го теста мы определили способ ность семьи ре шать про блемы и преодолевать кризисные ситуации, оценили удовлетворенность членов семьи семей ной атмосферой, а так же оценили качество жизни от ца и матери.

При апробации теста бы ли вы делены зоны функционального ре сурса семей  и описаны их характер истики. Результаты «Теста функционального ре сурса семьи» (Н.М.Лаврова, В.В.Лавров) пред ставлены в диаграмме 3.

 

Диаграмма 3

Результаты диагностики "Тест функционального ресурсасемьи"
60%   50%   40%   30%
50%
20%
35%
10%
15%
 
0%
Высокий
Средний
положительный ресурс положительный ресурс
Низкий положительный ресурс ресурс

Функциональный ре сурс семьи

Представленные на диаграмме 3 ре зультаты, свидетельствуют о том, что у роди телей, воспитывающих де тейста ршего до школьного воз раста с ОНР, преобладает сред ний по ложительный ре сурс. Для 50% ис следуемых характер ны по ложительные эмоции в от ношении все х членов семьи, роди тели не рас сматривают воз можность рас ставания, ста раются ре шать про блемы вместе, но по не которым при чинам ис пользуют так ие семей ные стра тегии, кот орые чаще все го удовлетворяют не все х членов семьи.

35% роди телей с вы соким по ложительным ре сурсом, для них семей ные от ношения явл яются цен ностью, мать и от ец имею т хорошее пред ставление о том, как будут по ддерживать гармоничные от ношения со все ми членами семьи.

Низким по ложительным ре сурсом об ладают 15%, вне шне роди тели пред ставляют благополучие и даже справляются с ре шен ием значительных про блем, но они не мог ут до говориться, при йти к компромиссу в не значительных про блемах и вопросах из -за  чего в семье мог ут про слеживаться конфликт ы.

Семьи с от рицательным функциональным ре сурсом на дан ном этапе на ми не бы ли вы делены.

1. Светлана Павловна и Сергей Викторович (роди тели). Родители чрезмерно опекают свою до чь, все гда от крыты для об щения с не й, и час то воспринимаются ре бенком не  как роди тели, а как ее друзья. Оба роди теля, вы соко оценивают свою до чь, считают про стительными ее слабости, до веряют мне нию ре бенка, не  склонны к за претам, ограничениям и контролю.

2. Тамара М. (до чь) Тамаре, ее роди тели пред оставляют ей прав а вы бора в любом на правлении. При это м от сутствуют роди тельские на ставления и критика. Если дан ный ре бенок по ст упает не правильно – значит она так за хотела, и ее никто не ста нет ругать и на казывать. В семье не тправ ил и границ. Тамара де лаетвсе , что хочет, не об ращая внимания на со циальные за преты, а роди тели прак тически снимают с себя от ветственность за по ведение и будущее своего ре бенка.

3. Екатерина Андреевна (мать).Практически по лное от сутствие каких-либо рамок и границ для сына, не заинтересованность мамы в жизни своего ре бенка, снятие с себя от ветственности за  его будущее.Она не при меняет за претов и не вы дает по следствий (на казаний, бес ед, лишен ий на  время при вилегий) на рушения прав ил.

4. Тимур В. (сын) Тимур, во основ ном чувствует себя не уверенно, так  как ему кажется, что мама к не му не  равнодушна,низ кая успеваемость на за нятиях в связи с не заинтересованностью мамы в жизни и раз витии ре бенка. Пытаясь об ратить на  себя внимание, Тимур при бегает к де виантным элементам по ведения,про являетагрессию, час то на носит урон имуществ у де тского сада или друг им воспитанникам.

4. Проективная мет одика «Кинетический рис унок семьи» (Р. Бенса и С. Кауфмана).

С целью определен ия от ношений ре бенка к своему близкому окружению, к своей семье, на ми бы ла про ведена про ективная мет одика

«Кинетический рис унок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана. Проведенный тест по зволяет определить, какие от ношения между роди телями и де тьми, как ре бенок вид ит свое мест о всемье.

Работы де тей оценивалисьпо  пяти симптомо -комплексам:

- благоприятная семей наяситуация;

- тревожность;

- конфликт ность всемье;

- чувство не полноценности в семье;

- враждебность.

 

Рисунки де тей ста ршего до школьного воз раста, про ходившие мет одику «Кинетического рис унка семьи»

 

 

 

 

 

 

По все м по казателям де тям бы ли вы ставлены со ответствующие баллы от  0 до  3.

В диаграмме 4 пред ставлены по казатели внутрисемейных от ношений в семьях, воспитывающих де тей с ОНР.

Диаграмма 4

Результаты диагностики "Кинетический рисунок семьи"
70% 60%
65%
50% 40% 30% 20% 10%
15% 10% 10%
10%
0%
Б
Т
К Шкалы
ЧН
В

Показатели внутрисемейных от ношений между роди телями и де тьми ста ршего до школьного воз раста с ОНР

 

В ре зультате по лученных дан ных, у 65 % де тей до школьного воз раста с ОНР про слеживается благоприятное от ношение к членам семьи. Фигуры людей рас положены близко друг  к друг у, от мечается контакт рук , что говор ит о тесных эмоциональных взаимосвязях в семье. Также, мож но от метить, от сутствие штриховки, линии про рисованыаккуратно.

У 10% об следуемых до школьников, при сутствует тревожность, что вы ражается на рис унке чрезмерной штриховкой от дельных де талей, линии про рисованы либо прерывисто, либо с сил ьным на жимом. Данные по казатели говор ят о том, что не которые персон ажи на рис унке вы зывают у ре бенка на ибольшуютревогу.

Напряженная эмоциональная атмосфера в семье, от мечается у 15% де тей. Их рис унки от личаются в особом вы делении фигур и их не адекватной величиной. Небрежное из ображение либо от ца, либо матери. Члены семьи от далены друг от друг а, что говор ит о конфликт ном от ношении и слабом эмоциональном контакте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: