Актуальность исследования. 7 глава




План коррекционной раб оты со ставлен на основ е анал иза ре чевых карт и логопедического об следования де тей ста ршего до школьного воз раста, а так же с учет ом по требностей и мотивов роди телей.

Цель: оптимизация и коррекция де тско-роди тельских от ношений в семьях, воспитывающих де тей с ОНР; акт ивизация эмоционального и воспитательного по тенциала семьи и включение в со вместный с педагогами про цесс воспитания и раз вития ре бенка, со здание на это й основ е един ого коррекционно-раз вивающего про странства.

 


Задачи:

- Оказание про фессиональной психолого-педагогической по мощи роди телям, воспитывающих де тей сОНР;

- Создание усл овий для акт ивного уча стия роди телей в воспитании и коррекции ОНР у ре бёнка;

- Предоставление роди телям по мощи в со здании и ре ализации не обходимой для ре бенка коррекционно-раз вивающей сред ы в до машних усл овиях;

- Повышение психолого-педагогической компетентности роди телей в вопросах раз вития, воспитания и об учения де тей с ре чевыми на рушениями;

- Формирование уме ний и на выков в вопросах по ддержания коррекционно-раз вивающего про цесса вне до школьного учрежден ия;

- Налаживание пар тнерских от ношений и укрепление взаимосвязи между роди телями и спец иалистами;

- Предоставление воз можности об мена опытом и об щения между роди телями и спец иалистами в вопросах ре шен ия про блем;

Методы раб оты с роди телями, ис пользуемые в про грамме:

- бес еды;

- анкетирования;

- роди тельские со брания;

- индивидуальные консультации роди телей с педагогами;

- от крытые за нятия;

- семинары-прак тикумы;

- творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации;

- мини-конкурсы;

- импровизации;

- оформление стендов и информационных папок;

- вы ставки спец иальной литературы;

- праздничные мер оприятия для роди телей и де тей идр.

Участники про цесса психолого-педагогического со провождения семей , воспитывающих де тей до школьного воз раста с ОНР: логопед, психолог, воспитатель, музыкальный рук оводитель, инструктор физического воспитания.

Программа раз работана на  один год . В на стоящий период ре ализуется в течение ре абилитационной смены, кот орая длится 14-15 раб очих дней. Оптимальное количество де тей и роди телей в групп е 10-12 чело век. При

со хранении цели того или ино го за нятия до пускается варьирование материалом, за даниями и играми.

Формыоб щенияспец иалистовДОО с роди телями:

- индивидуальные (бес еды иконсультации);

- информационные (буклеты, брошюры,стенды);

- групп овые (роди тельские со брания, конференции, круглый сто л).

Коррекционная раб ота осуществляется в три этапа:

1. Подготовительный этап:

Организация со вместной де ятельности и со гласование за дач, форм  и мет одов раб оты педагогов, логопедов, психологов, воспитателей и друг их спец иалистов. Знакомство с семьями и их первичная диагностика.

2. Основной этап:

Реализация комплексной психолого-педагогической по мощи роди телям и де тям с об щим не доразвитием ре чи и вовлечение их во все про граммные мер оприятия (индивидуальные, групп овые, на глядно-информационные).

3. Заключительный этап:

Контрольная диагностика семей ,при нимавших уча стие в про грамме, по дведение итог ов, об суждение ре зультатов со вместно со все ми спец иалистами, от бор на иболее эффект ивных форм раб оты.

Ожидаемые ре зультаты:

- Приобретение знаний по  вопросам раз вития, об учения и воспитания де тей с ОНР (воз растные и психологические особенно сти де тей; роль семьи в адаптации де тей с ОНР при пере ходе на  новый этап об разования).

- Развитие на выковоб щения.

- Умение пред отвратить и конструктивно раз решить конфликт не  только с ре бенком, но и со все ми членамисемьи.

- Гармонизация де тско-роди тельскихот ношений.

- Создание ситуации со трудничества и форм ирование уст ановки от ветственности роди телей по от ношению к про блемам об учения и раз витияре бенка.

План ре ализации основ ного этапа психолого-педагогического со провождения семьи, воспитывающей ре бенка до школьного воз раста с ОНР, пред ставлен в таблиц е2.

 

Таблица 2 План ре ализации основ ного этапа психолого-педагогического со провождения семьи, воспитывающей ре бенка с ОНР

Наименов ание Формы Участники Сроки Результаты
1.Информационно- диагностический блок - Беседа с роди телями ире бенком; - на блюдение за ре бенком сОНР; - Диагностика эмоционального со стояния роди телей иде тей Психолог Логопед Воспитатели Родители Ребенок с ОНР 3 дня Определение де тско- роди тельских от ношений и особенно стей ре бенка (по ведение, взаимоотношения с окружающими, уровень раз вития эмоциональнойсфер ы)
2.Информационно- по знавательный блок -Консультации; - Лекции; - Семинары прак тикумы; - Конференции; - Игры - Буклеты, - брошюры Родители, Психолог, Логопед, Воспитатели, Соц.педагог, Муз.рук -ль; 14-15дн. Осведомленность роди телей об особенно стях ре чевого раз вития ре бенка
3.Коррекционныйблок -Тренинги; - Занятия со ответствующие про грамме; -Родительские со брания РодителиДетиПсихолог 14-15дн. Сформированность прак тических на выков у роди телей в воспитании де тей с ОНР
4.Досуговыйблок - Праздники; - Выставки Воспитатели РодителиДети-Психолог 3-5 дней Установлениетеплых, Доверительныхот ношениймежду педагогами, роди телями и де тьми

 

 

Тематическое план ирование за нятий по  коррекции де тско-роди тельских от ношений в семьях, воспитывающих де тей с на рушениями ре чи, пред ставлено в таблиц е3.

 

Таблица 3Тематическое план ирование за нятий для роди телей и де тей

Форма про ведения Темаза нятия, упражнения Цели Планируемые ре зультаты
Информационно-диагностическийблок
Родительское со брание для роди телей и де тей «Знакомство и сплочение» Упражнения: «Ласковое имя», «Меняемсямест ами», «Неожиданныекартинки» Формирование благоприятного психологического климата и до верительных от ношений между  педагогами и роди телями Знакомство роди телей и де тей друг  с друг ом и с педагогами, уст ановлен ие по ложительного эмоционального контакта
Индивидуальныебес еды с роди телями «Опросник анал иза семей ных взаимоотношений», анкета «Оценка своих взаимоотношений с ре бенком», «Кинетический рис унок семьи», «Семейная со циограмма», анкета «Психологический тип роди теля», Тест «Функциональный Ресурссемьи» Уточнение за просов каждого роди теля; диагностика эмоционального со стояния Выявление про блемных психолого- педагогических зон в каждой семье
Информационно-по знавательныйблок
Консультации «Обучение и воспитание де тей с ОНР», «Как об щаться с ре бенком с ОНР», «Трудности и про блемы в воспитании ре бенка с ОНР» Осведомить роди телей об особенно стях воспитания и раз вития де тей с ре чевыми на рушениями Повышение психолого- педагогической компетентности роди телей. Ознакомление роди телей с воз растными особенно стями де тейста ршегодо школьного воз раста с ОНР

Семинары- прак тикумы Упражнения: «Выслушай друг ого», «Активное слу шание», «Скажи мне  свой секрет», «Слушай чувства» Развитие на выков не вербального об щения и со здание благоприятного психологического климата Формирование прак тических на выков в воспитании и об учении де тей с ОНР; Умение вы ражать свои чувства и по нимать свое эмоциональноесостояние
Лекции «О воспитании де тской сам остоятельности», «Что так ое нравственность и как ее воспитывать», «Игра – лучший по мощник в за нятиях с де тьмидо ма», «Учитеде тейна блюдать» Формирование и по вышение психолого- педагогической компетентности роди телей по  вопросам воспитания и об учения де тей Использование по лученных знаний по  вопросам воспитания и об учения на прак тике в до машних усл овиях
Консультации «Основные при нципы ис пользования по ощрений и на казаний» Упражнения: «Ассоциация», «Яркое не гативноевоспоминание» Знакомство с при нципами ис пользования по ощрений и на казаний Обозначение основ ных при нципов ис пользования по ощрений и на казаний на прак тике
Коррекционныйблок
Занятие-игра в сюжетно-ролевой форм е «Внимание, терпение, не жность» Формирование чувства близости между роди телями и де тьми, уме ния со переживать, по нимать чувства друг ого, до верять друг другу Умение вы ражать свои чувства, снижение уровня агрессивности
Тренинг «Сотрудничество роди теля и ре бенка» Упражнения: «Эхо», «Я еду», «Слепой», «Найди пред мет», «Найди себе пар у», «Путаница», «Коллажсемьи» Обучение на выкам со трудничества и взаимопонимания роди теля и ре бенка, диагностика тревожных со стояний Обмен чувствами, впечатлениями Развитие чувства до верия и эмпатии между роди телями и де тьми
Совместное за нятие роди телей иде тей Упражнения: «Увлекательное путешествие» «Снежный ком», «Семейныйпо ртрет» Формирование по зитивной уст ановки на  от ношение к окружающему миру; Совместная де ятельность де тей и роди телей, снятие эмоциональногонапряжения

    раз витие на выков не вербального об щения, эмоциональной экспрессии  
Тренинг с роди телями «Способы раз решения семей ных конфликт ов», «Стань еще лучше» Развитие пар тнерства и со трудничества роди теля с ре бенком, уме ния от стаивать свои прав а, вы сказывать свое мне ние, при обретение на выков равноправного об щения, со знание чувства по лноты жизни, ощущение счастья Укрепление де тско- роди тельских от ношений, со здание благоприятной психологической сред ы между все ми членами семьи
Групповое за нятие с роди телями и де тьми «Вместе вес ело шагать» Упражнения: «Комплименты», «Дыхание до брого животного», «Ты остался один до ма», «Подарки» Снятие стра хов, преодоление не уверенности в себе; по вышение сам ооценки, при нятие себя, уст ановлен ие до верия к миру и окружению, душевногоравновесия Повышение уверенности в себе, уме ньшение стра хов, до верительные от ношения ко все м уча стникам, снятие эмоционального на пряжения
Родительские со брания «В семей ном кругу», «Душевный раз говор» Упражнения: «Мозговой штурм», «Коллективная за пись», «Комплименты», «Волшебный стул» и т.д. Развитие взаимодействия между  членами групп ы, уме ния по чувствовать друг друг а, осознание своих индивидуальных качеств Сознательное включение роди телей в коррекционный про цесс. Сотрудничество и взаимопонимание между роди телями, де тьми, педагогами. Обеспечениеправ ильныхуст ановоквоспитания и об учения до школьников с ОНР
Досуговыйблок
Открытыезанятия «Развитие связной ре чи», «Развитие коммуникативных на выков у Показать на при мере ре альные воз можности каждого ре бенка, на дчем Возможность про следить за  успехами де тей, Увидетьих
         

  до школьников», «Развитие памяти, мышления, воображения» сто итпо работать, чтораз вивать труд ности и орган изацией игровой де ятельности
Досуговая де ятельность и творческие мер оприятия Семейные праздники, вы ставки творческих раб от, конкурсы «Счастливая семья» «Праздник мам», праздники по  календарю, «Совместноетворчество» Устанавливать теплые не формальные, до верительные от ношения, эмоциональный контакт между  педагогами и роди телями, между роди телями и де тьми, осознание своих индивидуальных качеств, сплочение членов семьи, Актуализацияцен ностисемьи. Сплочение все х членов семьи, благоприятная эмоциональная об становка в семье

 

Таким об разом, про анализировав теоретические основ ы комплексного психолого- педагогического со провождения семьи, воспитывающей ре бенка до школьного воз раста с ОНР,мож но сделать след ующие вы воды, взаимопонимание педагогов и роди телей, со вместное уча стие и акт ивность в про ведении раз вивающей и коррекционной раб оте, способ ствуют по вышению уровня педагогической компетенции роди телей, форм ированию у них по ложительных форм  взаимодействия с ре бенком, акт ивной по зиции по от ношению к его воспитанию в семье.

 

3.2 Анализ ре зультатов экспериментальной раб оты.

Для вы явления эффект ивности про веденной коррекционно- педагогической раб оты по  гармонизации де тско-роди тельских от ношений в семьях, воспитывающих де тей до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи, на ми бы л про веден третий этап ис следования, с целью вы явления по ложительной дина мики психологического со стояния роди телей и де тей.

Контрольные ре зультаты по лученных эмпирических дан ных:

1. Анкета «Психологический тип роди теля» авто р ТкачёваВ.В.

Результаты третьего этапа ис следования психологическоготипауматерей и от цов, воспитывающих де тей с ОНР пред ставлены на  диаграмме6.

Диаграмма6

I zUvOT8nMS7dVCg1x07VQUiguScxLSczJz0u1VapMLVayt+PlAgAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAh AOgl34/CAAAA3AAAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxET0uLwjAQvgv7H8II3jS1iCzVKOKySz14 8AV6G5qxLTaT0kSt/nojLHibj+8503lrKnGjxpWWFQwHEQjizOqScwX73W//G4TzyBory6TgQQ7m s6/OFBNt77yh29bnIoSwS1BB4X2dSOmyggy6ga2JA3e2jUEfYJNL3eA9hJtKxlE0lgZLDg0F1rQs KLtsr0ZBvto/L6fjYvnzt643Kbfrw/Pklep128UEhKfWf8T/7lSH+aMY3s+EC+TsBQAA//8DAFBL AQItABQABgAIAAAAIQAEqzleAAEAAOYBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBl c10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAAjDGKTUAAAAkwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAAMQEAAF9yZWxz Ly5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABIAAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9w aWN0dXJleG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDoJd+PwgAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJ8C AABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD3AAAAjgMAAAAA "> I zUvOT8nMS7dVCg1x07VQUiguScxLSczJz0u1VapMLVayt+PlAgAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAh AOgSQ6rCAAAA3AAAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxET0trAjEQvhf8D2EEbzXrg1ZXo0hFaHvr rgePw2bcLCaTZZO6679vCoXe5uN7znY/OCvu1IXGs4LZNANBXHndcK3gXJ6eVyBCRNZoPZOCBwXY 70ZPW8y17/mL7kWsRQrhkKMCE2ObSxkqQw7D1LfEibv6zmFMsKul7rBP4c7KeZa9SIcNpwaDLb0Z qm7Ft1NgF01pP2vz+lHy+ng5Fuc+6JtSk/Fw2ICINMR/8Z/7Xaf5yyX8PpMukLsfAAAA//8DAFBL AQItABQABgAIAAAAIQAEqzleAAEAAOYBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBl c10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAAjDGKTUAAAAkwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAAMQEAAF9yZWxz Ly5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABIAAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9w aWN0dXJleG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDoEkOqwgAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJ8C AABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD3AAAAjgMAAAAA "> I zUvOT8nMS7dVCg1x07VQUiguScxLSczJz0u1VapMLVayt+PlAgAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAh ALyczvzDAAAA3AAAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxET99rwjAQfh/4P4QT9jZTxxxSjTKEOUFk 2Ml8PZtbU9pcSpO19b83g4Fv9/H9vOV6sLXoqPWlYwXTSQKCOHe65ELB6ev9aQ7CB2SNtWNScCUP 69XoYYmpdj0fqctCIWII+xQVmBCaVEqfG7LoJ64hjtyPay2GCNtC6hb7GG5r+Zwkr9JiybHBYEMb Q3mV/VoFH5dqP99mQ2K670936ItztT2dlXocD28LEIGGcBf/u3c6zn+Zwd8z8QK5ugEAAP//AwBQ SwECLQAUAAYACAAAACEABKs5XgABAADmAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlw ZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAIwxik1AAAAJMBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAADEBAABfcmVs cy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAASAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMv cGljdHVyZXhtbC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAvJzO/MMAAADcAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACf AgAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9wAAAI8DAAAAAA== "> I zUvOT8nMS7dVCg1x07VQUiguScxLSczJz0u1VapMLVayt+PlAgAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAh AEsXhYXEAAAA3AAAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxEj0GLwjAQhe8L/ocwgpdF04oUqUYRQZQ9 7aqgx7EZ22IzqU3U+u83guBthvfeN2+m89ZU4k6NKy0riAcRCOLM6pJzBfvdqj8G4TyyxsoyKXiS g/ms8zXFVNsH/9F963MRIOxSVFB4X6dSuqwgg25ga+KgnW1j0Ie1yaVu8BHgppLDKEqkwZLDhQJr WhaUXbY3EygL/xsnu+/rc7kZHQ/rODmdzj9K9brtYgLCU+s/5nd6o0P9UQKvZ8IEcvYPAAD//wMA UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAASrOV4AAQAA5gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5 cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEACMMYpNQAAACTAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAxAQAAX3Jl bHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJz L3BpY3R1cmV4bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAEsXhYXEAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAA nwIAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPcAAACQAwAAAAA= ">

Результаты диагностики "Психологический тип родителя" 85%
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
55%
20%
25%
Констатирующий этап
5%
10%
Контрольный этап

Психологический тип роди теля

Полученные дан ные про ведения контрольного анкетирования, свидетельствуют о том, что вид ны не которые из менения по сле про веденной коррекционной раб оты с роди телями, воспитывающих де тей с ОНР.

Преобладающим психологическим типом сред и роди телей остался психосоматический тип: 85% роди телей. У роди телей так же про является желание во все м по могать ре бенку (ищут лучшего педагога, лучшие мет оды раб оты с де тьми). В ход е второго этапа ис следования роди тели дан ного типа уча ствовали во все х мер оприятиях, акт ивно вы ступали на  конференциях и семинарах-прак тикумах. Часть роди телей пере смотрели свое от ношение к ре бенку и благодаря про веденным упражнениям, до машним за даниям, ста раются в меньшей мер е опекать его, давать боль ше сам остоятельности.

Что касается авто ритарного типа, то по казатели снизились, дан ный тип теперь от мечается в одно й семье (5%). До коррекционной раб оты у так их роди телей от мечался не равномерный характер при менения воспитательных мер  (крики, по давление личности ре бенка),по слепро веденнойпсихолого- педагогической раб оты роди тели от метили, что теперь ста раются спокойно раз говаривать с ре бенком, об ъяснять, не при меняя жестких форм на казания.

Значительно уме ньшился про цент ис пытуемых, от носящихся к не вротичному типу, 2 семьи (10%) как при няли пассивную по зицию по от ношению к своему ре бенку, так  и не  хотят её менять. У них так  и не  сформировалась способ ность к при нятию про блем своего ре бенка, они про должают считать, что в их жизни все  идет так , как идет и ничего менять не  нужно. В итог е коррекционная раб ота дан ным семьям не по шла на по льзу по  ряду при чин (роди тели по сещали не все за нятия, не уча ствовали в мер оприятиях, не об ращались за  консультацией кспециалистам).

Таким об разом, сто ит от метить, что про веденная коррекционная раб ота боль шинству роди телей по шла на по льзу.

2. Опросник «Анализ семей ных взаимоотношений» (АСВ) для роди телей де тей 3-10 лет (Эйдемиллер Э.Г. и ЮстицкисВ.В.)

Результаты диагностики "Анализ семейных взаимоотношений" 90 85 80 80 80
 
 
 
 
 
 
 
45 35 третий этап Контрольный этап
 
 
 
 
 
 
 
 
 
0 00 00 0
Диаграмма 7

 

 

Анализ семей ных взаимоотношений

 


Результаты контрольного ис следования вы раженности стилей воспитания у роди телей, воспитывающих де тей до школьного воз раста с ОНР, пред ставлены в диаграмме7.

В ре зультате про веденного третьего этапа ис следования на вы явление до минирующих стилей роди тельского воспитания бы ло вы явлено, что по казатели по так им шкалам как: гиперпротекция (75%), по творствование (50%), минимальность санкций (60%), не достаточность требований- об язанностей, за претов (55%) значительно из менились.

Гипопротекция и игнорирование по требностей ре бенка вы явились у одно й семьи (5%).

Такие типы семей ного воспитания как рас ширение сфер ы роди тельских чувств (шкала РРЧ) и воспитательная не уверенность (шкала ВН) на блюдаются теперь в значительно меньшем количестве роди телей.

3. Тест функционального ре сурса семьи (Лаврова Н.М., ЛавровВ.В.)

Диаграмма 8

Результаты диагностики "Тест функционального ресурса семьи" 60%   50% Первыйэтап 40% Третийэтап 30% 50% 50%
20%
45%
10%
5%
 
 
0%
Высокий положительный ресурс
Средний положительный ресурс
Низкий положительный ресурс
Отрицательный ресурс
  15%
  35%

 

Функциональный ре сурс семьи

 


После за вершения коррекционной раб оты с роди телями на ми так же бы л про веден дан ный тест, цель кот орого – про верить по высился ли уровень функционального ре сурса в семьях, воспитывающих де тей до школьного воз раста с ОНР. Разница по казателей функционального ре сурса семей  констатирующего и контрольного эксперимента пред ставлена в диаграмме 8.

По ре зультатам ис следования вид но, что многие роди тели при близились к вы сокому по ложительному ре сурсу. Это свидетельствует о том, что в семьях преобладают гармоничные взаимоотношения. Однако в одно й семье между от цом и матерью про слеживаются конфликт ные от ношения.

4. Проективная мет одика «Кинетический рис унок семьи» (Р. Бенса и С. Кауфмана).

Проведение дан ной мет одики на третьем этапе раб оты по зволило на м вы явить из менения в от ношениях ре бенка с окружающим его людям.

Показатели вы раженности от ношений де тей к роди телям на  контрольном этапе, от ображены в диаграмме9.

Диаграмма 9

 

 
Результаты диагностики"Кинетический рисунок семьи"
10 5
 
 
 
 
 
 
первый этап Третий этап
Шкалы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: