Актуальность исследования. 8 глава




 


Кинетическийрис унок семьи

В ре зультате по вторного ис следования у 20% де тей на блюдается по ложительная дина мика в де тско-роди тельских от ношениях. Рисунки от личаются увеличением количества людей, от сутствием чрезмерной штриховки, свою фигуру на рисовали на равне с остальными, и в ход е бес еды де ти от зывались по ложительно об о все х членах семьи.

Однако у одно го ре бенка по казатели не из менились, так же от мечается тревожность и на пряженная эмоциональная атмосфера в семье. С дан ным ре бенком и его семьей будет про должаться коррекционная раб ота.

 


5. Методика «Лесенка для де тей» (ТкачёваВ.В.)

С целью про верки эффект ивности про веденной коррекционной раб оты с роди телями и де тьми на ми бы ла по вторно про ведена мет одика Ткачёвой В.В.

«Лесенка для де тей».

Результаты третьего этапа ис следования, того, как ре бенок оценивает свои взаимоотношения с близким окружением, пред ставлены в диаграмме 10.

Диаграмма 10

Сравнение по казателей взаимоотношений ре бенка

с окружающими его людьми, в %

 

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Результаты дигностики "Лесенка для детей" 75%80% 50%   25% 10%
 
0 0
Первый этап Третий этап
 
 

 

 


В ре зультате про веденной мет одики, у двоих де тей про слеживается сближение с роди телями, если до  коррекционной раб оты до школьники рас положили роди телей на низ ких ступенях, то по сле про веденных со вместных за нятий роди тели по днялись значительно вы ше и ближе к ре бенку.

У боль шинства де тей про слеживается раз ница между первым и вторым этапом, де ти в равной степени про являют при вязанность к матери и к от цу.


Привязанность к друг им близким людям не про явилась так же ни у одно го ре бенка.

Таким об разом, мож но вы делить по ложительную дина мику в де тско- роди тельских от ношениях.

Для про верки эффект ивности про граммы комплексного психолого- педагогического со провождения семьи, воспитывающей до школьника с об щим не доразвитием ре чи, сравним по лученные дан ные с по мощью рас чета Т-критерия Вилкоксона. Для того чтобы Т-критерий Вилкоксона по пал в зону значимости нужно чтобы асимптотическая значимость бы ла меньше0,05.

Результаты рас чета критерия на первом и втором этапах по про веденным диагностическим мет одикам, пред ставлены в таблиц е 4.

Таблица 4

Результаты рас чета Т-критерия Вилкоксона

    Методики     Значимыешкалы Асимптотическая значимость Констатирующий этап Асимптотическая значимость Контрольный этап
Анкета «Психологический тип роди теля» В.В. Ткачёва Психосоматическийтип 0,128 0,015
Невротичныйтип 0,407 0,056
Авторитарныйтип 0,034 0,021
Опросник Потворствующая 0,035 0,109
«Анализсемей ных гиперпротекция    
взаимоотношений» Доминирующая 0,073 0,045
Эйдемиллер Э.Г., гиперпротекция    
Юстицкис В.В.      
Жестокоеоб ращение 0,014 0,004
  Эмоциональное 0,021 0,003
  от вержение    
  Повышеннаяморальная 0,518 0,021
  от ветственность    
  Гипопротекция 0,049 0,025

  Воспитательная не уверенность 0,017 0,005
Неразвитость Родительскихчувств 0,032 0,016
Конфликтмежду супругами 0,007 0,002
Тестфункционального ре сурса семьи Лаврова Н.М., Лавров В.В. Среднийположительный ре сурс 0,275 0,006
Низкийпо ложительный ре сурс 0,058 0,017
Проективная мет одика для де тей «Кинетический рис унок семьи» Тревожность 0,086 0,003
Напряженная эмоциональнаяатмосфера 0,425 0,034
Чувствоне полноценности 0,305 0,009
Враждебность 0,063 0,031
Методика «Лесенка для де тей» Ткачёва В.В. Привязанность к друг им членам семьи 0,345 0,009

В итог е по лученных дан ных критических значений Т-критерия Вилкоксона, при  n=30 (роди тели) и n=20 (де ти), сдвиг мож но считать существенным при  p <0,05.

Таким об разом, мы про слеживаем тот факт , что по сле ре ализации про граммы у ис следуемых роди телей значительно из менился личностный тип. Сдвиги по  шкале Невротический тип и Авторитарный про изошли в сто рону Психосоматического типа (уровень значимости p=0,015), это говор ит о том, что роди тели, воспитывающие ре бенка с об щим не доразвитием ре чи, ста ли более эмоционально от крытыми и готовыми к адекватному взаимодействию с ре бенком. У боль шинства ре спондентов снизилось не рвно-психическое на пряжение. Стоит от метить и то, что роди тели на учились менять не  только свое эмоциональное со стояние,


но и по зитивно воз действовать не гативные по веденческие про явления ре бенка.

Динамика от мечается и в из менении стилей семей ного воспитания: до минирующая гиперпротекция (уровень значимости p=045), эмоциональное от вержение (p=0,003), жестокое об ращение (p=0,004), по вышенная моральная от ветственность (p=0,021), гипопротекция (p=0,025). Что говор ит о по ложительных из менениях в от ношениях роди телей к де тям, боль шинство роди телей из менили свою точку зрения на  восприятие ре бенка с об щим не доразвитием ре чи как не самостоятельного, теперь же воспринимают его так им, какой он есть со все ми его успехами и не удачами.

Особенности функционирования сис темы взаимоотношений: воспитательная не уверенность (p=0,005) роди тели ста ли более уверенными в воспитательной роли, снизилась семей ная тревожность, в итог е про веденной коррекционной раб оты на учились давать ре бенку боль ше сам остоятельности, об язанностей.

После уча стия в про грамме про изошли вид имые из менения в функциональном ре сурсе семьи (p=0,006). Родители на чали по нимать со стояние своего ре бенка и при чины из менения в по ведении, что говор ит о значительном по вышении психолого-педагогической компетентности роди телей, воспитывающих де тей с об щим не доразвитием ре чи.

У де тей с об щим не доразвитием ре чи увеличилось чувство благоприятного от ношения к членам семьи, а так же снизилась тревожность (p=0,003), враждебность (p=0,034), конфликт ность и чувство не полноценности в семей ной ситуации (p=0,009).

Таким об разом, опираясь на по лученные ре зультаты бы ла про ведена раб ота с роди телями и де тьми. В ре зультате от мечено, что по сле про веденной раб оты, ре бенок ста л более акт ивным, уверенным, от крытый, вступает в контакт как с де тьми,так  и со  взрослыми. На за нятиях ста рается от вечать и уча ствовать в про цессе раб оты.

 

Можно сделать вы вод, что раз работанная про грамма комплексного психолого-педагогического со провождения семьи, воспитывающей ре бенка с об щим не доразвитием ре чи явл яетсяэффект ивной, так  как в ре зультатах 3 этапа ис следования про слеживается по ложительная дина мика в из менении от ношений роди телей к де тям с об щим не доразвитием ре чи и по ложительного эмоционального со стоянияде тей.

 

 

Вывод по  3 главе

Таким об разом, все пред ставленные вы ше форм ы, мет оды и при емы психолого-педагогической раб оты с семьями, воспитывающие де тей с ОНР, на правлены на  вовлечение роди телей в коррекционно-педагогический про цесс и способ ствуют раз витию пар тнерства, со трудничества и гармоничному раз витию ре чи и личности ре бенка.

Эффективность сис темы комплексной психолого-педагогической по мощи семье, воспитывающей ре бенка с на рушениями ре чи, на ходит по дтверждение в том, что роди тели, взаимодействующие с педагогами и спец иалистами, а так же с роди телями со  схожими про блемами, об ретают уверенность в своих сил ах, про являют творческую акт ивность и на правляют ее в про дуктивное взаимодействие со  своим ре бенком.

Таким об разом, рас смотрено множество по дходов и мет одов к определен ию сущности комплексного психолого-педагогического со провождения семьи, воспитывающей до школьника с ОНР, а так же определен ы его основ ные за дачи. Выделены по зиции роди телей по от ношению к об учению и воспитанию де тей с на рушениями ре чи. Проанализированы форм ы раб оты, кот орые по могают по высить уровень коррекционно-педагогической компетентности роди телей по  преодолению ОНР у де тей до школьного воз раста.Значительно вы рос уровень раз вития ре чи де тей.

Таким об разом, мож но сделать вы воды о том, что роль роди телей в про цессе ре чевого раз вития ре бенка не оспорима.

Анализ ре зультативности по казал след ующее:

- у роди телей по явился интерес  к со держанию воспитательно-об разовательного про цесса с де тьми, в час тности к про блеме раз вития ре чи де тей;

- роди тели ста ли стремится к индивидуальным контактам с воспитателями по  вопросам раз вития и воспитания де тей;

- роди тели ста ли про являть уча стие в со вместной творческой де ятельности с де тьми.

Вследствие, про веденных мер оприятий в рамка х про граммы комплексного психолого-педагогического со провождения роди тели пере оценили свои от ношения между де тьми, ста ли об ращать внимание на особенно сти своего ре бенка, на  его ре альные воз можности, на учились прав ильно про гнозировать перспектив ы в об учении и воспитании, ста ли боль ше времен и уделять де тям, по ощрять сам остоятельность. Следует от метить и то, что у боль шинства роди телей по высился уровень удовлетворенности взаимоотношениями в семье, про изошел существенный сдвиг к адекватному и по зитивному типу воспитания. У де тей с об щим не доразвитием ре чи так же снизилась тревожность и на пряженная эмоциональная атмосфера в семье, значительно увеличилось чувство благоприятного от ношения к членам семьи.

 

 

ЗАКЮЧЕНИЕ

Целью на шего ис следования явл ялось - теоретически об основать, раз работать и экспериментально про верить усл овия психолого-педагогического со провождения взаимодействия роди телей с де тьми до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи.Для до стижения по ст авленной цели бы л про веден анал из спец иальной психолого-педагогической литературы по про блеме ис следования и психолого-педагогическое ис следование, со стоящий из  трех этапов.

Теоретическое ис следование по зволило из учить про блемы психологических особенно стей семьи, воспитывающей ре бенка до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи. Констатировали, что со провождение семьи до лжно строиться на  знаниях психологических особенно стей роди телей и де тей, и осуществляться в комплексной психолого- педагогической по мощи спец иалистов.

На первом этапе психолого-педагогического ис следования бы ли по лучены дан ные, по зволяющие оценить типы и при чины от ношения роди телей к де тям до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи, а так же про явления не гативных эмоциональных со стояний у сам их де тей.

Результаты второго этапа по казали, что у роди телей не  сформирована психолого-педагогическая компетентность в об ласти теоретических и прак тических знаний, уме ний и на выков при  взаимодействии с де тьми с об щим не доразвитием ре чи. У ис следуемых роди телей в 45% слу чаях ре ализуются не адекватные стили воспитания и про являются не гативные психологические уст ановки по от ношению к де тям, что про является в из лишнем до минировании на д ре бенком, стремлением к тотальному контролю и гиперопеке и на оборот, про слеживается эмоциональная дис танция между роди телями и де тьми. Однакоболь шинствороди телей по дходят крайне от ветственно к воспитанию, ис пытывают теплые, по зитивные чувства к ре бенку.

В ход е второго этапа ис следования, ре зультаты об следования де тей с об щим не доразвитием ре чи по казали, что у де тей на рушено не  только форм ирование все х компонентов ре чевой сис темы (100%), а так же бы ли по лучены дан ные о не гативных про явлениях, так их как тревожность и агрессивность в 10% слу чаях. Чувство не полноценности в семье и не уверенности в себе в 15% слу чаях.

Исходя из ре зультатов второго этапа ис следования, бы ла раз работанплан по со зданию усл овий комплексного психолого-педагогического со провождения семьи, воспитывающей ре бенка до школьного воз раста с об щим не доразвитием ре чи, с целью оптимизации де тско-роди тельских от ношений, по вышения психолого-педагогической компетентности роди телей по  вопросам воспитания де тей с об щим не доразвитием ре чи и преодоления не гативных эмоциональных со стояний у де тей.

Все форм ы раб оты осуществляются не  только в со трудничестве психолог-семья, а в комплексном со провождении так их спец иалистов как учитель- логопед, де фектолог, музыкальный раб отник, психолог и воспитатели.

Основными форм ами раб оты дан ной про граммы явл яются групп овые за нятия-тренинги, лекции и консультации, на правленные на по вышение психолого- педагогической компетентности роди телей и на форм ирование на выков воспитательной де ятельности. Совместные за нятия и мер оприятия с роди телями и де тьми, способ ствующие форм ированию благоприятных де тско-роди тельских от ношений. Нетрадиционные роди тельскиесо брания

«В семей ном кругу», кот орые по зволили осуществить пере дачу опыта между роди телями со  схожими про блемами.

На этапе раз работки план а по со зданию усл овий, с роди телями бы л про веден опрос, с целью определен ия их по зиции в уча стии и какие конкретно вопросы их интерес уют. Исходя из  опроса, про грамма бы ла апробирована на ис следуемой групп е, со стоящей из все х уча стников ис следования (50 чело век). В итог е, мож но сделать, след ующие вы воды. У роди телей, воспитывающих де тей с об щим не доразвитием ре чи про изошли из менения в психологических типах и стилях воспитания. На 15% снизилась авто ритарность и чрезмерная требовательность к де тям, на  60% увеличилась удовлетворенность от ношениями в семьи, про изошли из менения в сто рону адекватного эмоционального при нятия ре бенка с об щим не доразвитием ре чи, благодаря по ниманию и осведомленности об  индивидуальных особенно стях раз вития ре бенка, пред оставлении боль шей сам остоятельности де тям.

У де тей, воспитывающихся в ис следуемых семьях, на  10% снизилась тревожность, враждебность и чувство не полноценности и на  20% увеличилось благоприятное от ношение ко все м членам семьи.

Благодаря про цессу вне дрения акт ивных форм раз вивающая сред а по полнилась играми по раз витию ре чи де тей, мы включили в раб оту с роди телями новые форм ы, кот орые по зволили пере йти на  более эффект ивный и вы сокий уровень взаимодействия.

Так же опыт взаимодействия с роди телями по казал, что в ре зультате при менения форм  и мет одов взаимодействияпо зиция роди телей ста ла более гибкой. Теперь они не  зрители и на блюдатели, а акт ивные уча стники в жизни своего ре бенка. Родители ста ли при слушиваться к со ветам и ре комендациям, де литься своим мне нием и впечатлениями. Родители ста ли при нимать акт ивное уча стие и про являть интерес  к про цессу раз вития ре чи де тей.Значительно вы рос уровень раз вития ре чи де тей.

Таким об разом, мож но сделать вы воды о том, что роль роди телей в про цессе ре чевого раз вития ре бенка не оспорима.

Анализ ре зультативности по казал след ующее:

- у роди телей по явился интерес  к со держанию воспитательно-об разовательного про цесса с де тьми, в час тности к про блеме раз вития ре чи де тей;

- роди тели ста ли стремится к индивидуальным контактам с воспитателями по  вопросам раз вития и воспитания де тей;

- роди тели ста ли про являть уча стие в со вместной творческой де ятельности с де тьми.

Таким об разом, вы двинутая на ми гипотеза по дтверждена, цель психолого-педагогического ис следования до стигнута и ре шен ы все по ст авленные за дачи.

 

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

1. АванесянР.Д.Инновационная модел ькомплексного со провождения ре бенка и его семьи с цельюиндивидуализацииоб разованиядо школьникасна рушениямире чи / Р.Д.Аванесян, С.В.Белоусова, А.В. Мосина, // «Нескучный сад». Официальный сайт ГБДОУ №85 Центральногорайона.URL:https://drive.google.com/file/d/1GNrRhty_YWnJ1I7qWgWMsvcmBS1dfnN1 /view(датаобращения:23.08.2019).

2. Азлецкая Е.Н. Модель психолого-педагогической по ддержки роди телей, воспитывающих де тей с тяжелыми на рушениями ре чи / Е.Н. Азлецкая, Т.В. Герасименко, А.И. Терещенко // Историческая и со циальнообразовательная мысль. – 2016. Том 8. №5/3. – С. 17-20

3. Александровская Э.М. Психологическое со провождение школ ьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова: учебное по собие для вузов. М.: Академия. – 2002. – 208с.

4. АрбатскаяК.И.Психологическиеособенно стисемей ,воспитывающихре бенка с особыми об разовательными по требностями/К.И. Арбатская,Н.А. Устинова// Педагогическое об разование в России. – 2017. - №8. –С.85-89.

5. Артамонова С.В. Преодоление коммуникативных на рушений у ста рших до школьников с об щим не доразвитием ре чи сред ствами коррекционно-раз вивающей сред ы / С.В. Артамонова - Москва, 2009. – С.67-74.

6. Басалаева Н.В. Сопровождение де тей с особыми по требностями как акт уальная про блема со временного об разования / Н.В. Басалаева, Т.В. Захарова, Т.В. Казакова. Человек и язык в коммуникативном про странстве: сборник на учных ста тей, 2018. – Т.9. №9. – С.199-205.

7. Белоусова Н.С. Психолого-педагогические тех нологии коррекции де тско-роди тельских от ношений / Н.С. Белоусова. Педагогическое об разование в России. – 2013. - №5. – С. 103-107.

8. БожовичЛ. И. Личность и ее форм ирование в де тском воз расте / Л. И. Божович. – Москва: Академия, 2008. – С.205.

9. Вакуленко Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные по дходы [Текст] / Под ре д. Л.С. Вакуленко. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012. – С.156.

10.Велиева С.В. Формы раб оты с роди телями де тей с ограниченными воз можностями здоровья в сис теме комплексного со провождения / С.В. Велиева. Детский сад От А до  Я. 2009. №3. – С.50- 58. 11.

11.Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студентов де фектол. Фак.пед. ин-тов [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; по д ре д. Л.С. Волковой. – В 2-х книгах. Книга II. М.: Просвещение: Владос, 2009.

12.Волковская Т.Н. Психологические особенно сти до школьников с об щим не доразвитием ре чи [Текст] / Печатается по из данию: Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М.: 2004.

13. Выготский Л. С. Проблема воз раста / Выготский Л. С. Собрание со чинений: в 6-ти т.; Т.№ 4. – М.: Педагогика, 1984. – 536 с.

14.Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Сфера, 2006.

15.Герасименко Ю.А. Психолого-педагогическое со провождение до школьников с ограниченными воз можностями здоровья в усл овиях инклюзивного об разования / Ю.А. Герасименко Актуальные про блемы психологии об разования: коллективная монография. – Екатеринбург, 2015. – С. 7-20.

16.Дорошенко П.В. Теоретические аспекты из учения де тско-роди тельских от ношений в семьях, воспитывающих до школьников с на рушениями ре чи / П.В. Дорошенко. Новая на ука и форм ирование культ уры знаний со временного чело века. – 2018. №3. – С. 113-116.

17.Дошкольная логопедическая слу жба. Книга 2 / Под ре д. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192с.


18. Дубровина Н.А. Анализ мет одологических по дходов в орган изации психолого-педагогического со провождения семьи / Н.А. Дубровина, Е.С. Набойченко // Педагогическое об разование в России. – 2016. - №11. – С.211-215.

19. Евдокимова Е.В., Ткаченко И.В. Формирование цен ностного от ношения к роди тельству: анал из со временных трактовок / Е.В. Евдокимова, И. В. Ткаченко. Социально-психологические про блемы со временной семьи. Материалы IV между народной на учно-прак тической конференции студентов, аспирантов и молодых учен ых, 2014. – С. 52-57.

20. Егорова О.А. Психолого-медико-педагогическое со провождение де тей, имею щих на рушения ре чи / О.А. Егорова. В сборнике: Народное об разование. Педагогика // сборник материалов Всероссийской на учнопрактической конференции. 2018. – С. 45-51.

21. Жинкин Н. И. Язык. Речь. / Н.И. Жинкин // Творчество: учебное по собие. — М.: Лабиринт, 1998. — 366 с. 22. Зальцман Л.М. Работа с роди телями де тей, имею щими на рушения зрения и интеллекта / Л.М. Зальцман // Дефектология - №2 – 2006.

22. Иванова Н.А. К про блеме со циально-психологического со провождения де тей с на рушениями ре чи [Текст] / Н.А. Иванова. Научнометодический журнал РГБУ ДПО «Карачаево-черкесский ре спубликанский институт по вышения квалификации раб отников об разования», 2015, №1. – С. 58-63.

23. Казакова Е.И. Система комплексного со провождения ре бенка: от  концепции к прак тике. – СПб, 1998.

24. Коджаспиров А.Ю. Психолого-педагогическая без опасность об разовательной сред ы де тских учрежден ий [Текст] / А. Ю. Коджаспиров. Курс лекций. – М.: ООО «Проспект», 2016.

25. Кожанов И.В., Кожанова Т.М. Клубная де ятельность как способ по вышения роди тельской компетентности в воспитании ре бенка с 75 ограниченными воз можностями здоровья [Текст] / И.В. Кожанов, Т.М. Кожанова. Научное об озрение. Педагогические на уки. – 2015. - №2. – С. 76-77.

26. Корнев А.Н. Психологическая по мощь семье как одно из на правлений абилитации де тей с не доразвитием ре чи [Текст] / А.Н. Корнев Педиатр. – 2012. – Т.3. - №4. – С. 49-53.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: