Ключи к пониманию наших схем поведения




Прежде чем вглядеться в свойственный именно нам способ прятаться, нужно усвоить несколько общих истин и понять, что привычка прятаться чрезвычайно настойчиво вторгается во все сферы нашей жизни.

Мы прибегаем не к одному, а ко множеству способов прятаться. Я не стану перечислять их все, поскольку столь длинный список отвлек бы нас от главной задачи — изучить те основные, всепроникающие, постоянно встречающиеся механизмы, которые мы реактивно включаем для самозащиты.

Человек — сложное и креативное создание. Мы умеем изобретательно приспосабливать защитные механизмы к каждой ситуации. Защитные механизмы, как это ни странно, тоже свидетельствуют о том, что мы созданы по образу Божьему: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Псалом 138:13–14).

Один и тот же способ прятаться может применяться по–разному. Мы используем одни и те же механизмы для обслуживания нескольких потребностей развития. Существуют универсальные способы защиты наряду с более специфическими, предназначенными для оберегания конкретных частей души. Но даже эти универсальные механизмы действуют не совсем одинаково, а в зависимости от того, с какой именно травмой связано их возникновение.

Например, мы обсуждали, как возникает расщепление, эмоциональное разделение «добра» и «зла» — один из краеугольных камней нашего развития. Выясняется, однако, что расщепление является также одним из важнейших механизмов защиты. К нему часто прибегают, чтобы не допустить к общению свою потребность в отношениях, и это уже механизм вредных пряток. С другой стороны, расщепление может изолировать способность принимать решения — это тоже механизм вредных пряток.

Способ прятаться всегда представляет собой прямую противоположность травмированной части души. Определенные способы прятаться предназначены для маскировки в конкретных ситуациях тех уязвимых частей души, которые предпочитают «скрываться». Например, излишне самодостаточный человек бессознательно притворяется, что ему незнаком страх, ощущение, что ему не справиться. Такая реакция противоположна тому, что он испытывает на самом деле.

Принцип противоположностей напоминает нам о том, что духовное развитие продвигается из тьмы к свету, от пряток в страхе и стыде до признания и покаяния в любви. Сатана хочет удержать нас во тьме, потому что только в этом состоянии можно отрицать истину о том, что мы любимы Христом. Лжи и тьме противостоит свет и истина Божьей любви: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Коринфянам 6:14–15).

Свет и тьма сосуществуют в нас, мы боремся со своим грехом и грехами других, но Писание повторяет нам, что свет не примирится с тьмой: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоанна 1:5). Тьма очень сильна, она кажется порой всемогущей, она окружает нас со всех сторон, пытаясь поглотить нас, когда жизнь в укрытии разрушает наше сердце.

И все же тьма не «объемлет», не поглощает истину и любовь Божью. Если она попытается притвориться светом, усвоить какие–то черты Бога, само соприкосновение с Ним ее уничтожит. Поэтому тьма прибегает к подделкам, побуждает нас прятаться с помощью защитных механизмов, которые она выдает за благо.

Например, христиане, не способные выразить свое огорчение или разочарование, прячутся за маской сдержанности или долготерпения. Нередко они делают это с искренним желанием нести людям свет и свидетельство миру, но на самом деле такая маска искажает свет Божий, и «свидетельство» становится ложным слепком с образа Божьего. Ведь Он велит нам плакать с плачущими и горевать с горюющими. Бог не притворяется, что Он радуется, когда Ему грустно.

Очень полезно разобраться в этой реакции тьмы на свет. Пронаблюдав за действием принципа противоположностей в наших защитных механизмах, мы сможем лучше понять, какую часть души мы пытаемся скрыть или замаскировать.

В основе всех вредоносных механизмов пряток лежит отрицание. Помните: суть любого из этих механизмов заключается в том, что они вынуждают нас лгать в мыслях, словах или поступках. Ложь обычно сводится к отрицанию факта существования какой–либо законной, Богом нам данной части души. Мы отрицаем некую истину о самих себе. Прятки приводят к тому, что мы живем в соответствии с этой ложью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: