Как Дженни пряталась от привязанности




Наши эмоциональные «часовые» пытаются защитить нас от не любящих людей или опасностей, но они же не подпускают к нам любящих людей и тот благой опыт, который мог бы исцелить и укрепить нас.

Если нам удастся понять, что именно защищают наши «часовые», мы сможем узнать, какие потребности развития охраняются слепо, то есть реактивно. Получив эту информацию, мы сможем предпринять первые шаги к исцелению травмированной части души.

Дженни не знала, каких «часовых» ее эмоции выставили на пост, чтобы охранять ее в Лесу, но к двум видам защиты она прибегала особенно часто: к методу «зелен виноград» и к иллюзии всемогущества. Вспомним, как действовали эти «часовые».

 

Дженни научилась справляться со своей жизнью в Далеком лесу. Каждый день она просыпалась примерно в одно и то же время, купалась в реке, ела, потом гуляла и исследовала лес.

Она установила для себя множество правил даже в мелочах. «Сиди в реке, пока не досчитаешь до двухсот, а потом выходи», — неукоснительно напоминала она себе. Отправляясь на разведку, она себе предписывала: «Каждый день заходи в Далекий лес на сто шагов глубже, нем накануне». Эти правила становились все жестче, но зато у Дженни появлялась иллюзия, что она вполне контролирует свою жизнь. Теперь она уже не чувствовала себя такой беспомощной.

По мере того как жизнь в Далеком лесу становилась все более привычной и обыденной, менялись и воспоминания Дженни о доме и семье. Сперва они были острыми и болезненными, потом боль уступила место глухой тоске, теперь же Дженни отстраняла, отталкивала от себя эти воспоминания.

С каждым днем она испытывала все меньшую потребность в тех прежних отношениях, даже в дружбе с родителями и констеблем Джозефом, или по крайней мере ей так казалось. Она все больше отдалялась от них и ощущала в себе новые силы и какую–то жесткость. Иногда ей приходили в голову странные мысли: «На самом деле я и раньше могла обходиться без них» или «Сейчас мне лучше, чем дома, дома мы были не так уж близки».

Иногда Дженни испытывала тревогу, видя столь существенное различие между прежней своей печалью и потребностью в любви и нынешней «силой». Однако со временем она становилась спокойнее, сердце переставало ныть.

 

Вы можете узнать свои методы в тех приемах, к которым прибегала Дженни, — в приемах «зелен виноград» и иллюзии всемогущества. Эти вредоносные способы прятаться сигнализировали о том, как сильно кровоточит внутренняя рана. Чем дольше Дженни пряталась, тем более изолированными становились ее эмоции. Дженни начала девальвировать отношения с родителями («зелен виноград») и стала уверять себя, что она способна выжить без посторонней помощи (иллюзия всемогущества).

Это имеет отношение и к вам: чем старательнее вы прячетесь за одним из защитных механизмов, о которых мы говорили в этой главе, тем более тревожным сигналом это является, тем больше скрываемая вами боль.

Сейчас вам следовало бы еще раз просмотреть список защитных механизмов и выявить тот способ или те способы, которые характерны для вас. Возможно, вы пытаетесь обесценить отношения или же уверяете себя, что не нуждаетесь в других. Для каждого из этих защитных механизмов я набросал схему возвращения назад, к отношениям с Богом и окружающими. Начните с малого, чтобы сильно не рисковать, воспользуйтесь сперва лишь одним из этих советов и попытайтесь найти выход из деструктивного состояния, в котором вы пребываете, прячась от любви.

Теперь мы обратимся ко второй фундаментальной потребности развития — потребности в отделенности — и различным методам внутренних и внешних пряток, вызываемых нарушением этой потребности.

СПОСОБЫПРЯТАТЬСЯ ОТ ПРИВЯЗАННОСТИ
Причины • Потребность в привязанности, «мускул «да» поврежден.
Симптомы • Любые отношения кажутся опасными. • Способность доверять Богу и людям нарушена травмой.
Страхи Мы боимся, что:• нуждающаяся в привязанности часть души вызовет эмоциональный крах и уничтожение, • наши потребности захлестнут нас, • люди возненавидят нас за эти потребности или причинят нам вред.
ВНУТРЕННИЕ СПОСОБЫПРЯТАТЬСЯ ОТ ПРИВЯЗАННОСТИ
Способ Тип поведения Рекомендуемые меры
«Бревно и сучок» Проекция собственных «дурных качеств» на других Взять на себя ответственность за свое «бревно», а потом уж пытаться «вынуть сучок» из чужого глаза
Плохой эмоциональный образ Интроекция: «восприятие внутрь» дурных качеств важных для нас людей Научиться отличать свои дурные качества от чужих
Черно–белая картина Отключение каких–то сторон личности от общения с собственной душой и другими людьми Примирить все части своей души с Богом и людьми
«Зелен виноград» Иллюзия всемогущества, уверенность в том, что можно обойтись без посторонней помощи Смиренно признать свою потребность в других людях и их потребность в нас
Враждебность Реактивный гнев, ожидание, что на любовь будут отвечать злобой Отказаться от гнева, дающего иллюзию силы и безопасности, позволить себе печаль и слабость
СПОСОБЫПРЯТАТЬСЯ ОТ ЛЮБВИ В ОТНОШЕНИЯХ
Тип Способ защиты Рекомендуемые меры
Отстраненность Укоренившееся ощущение «непринадлежности», почти полной изоляции Найти людей, которые примут этот стиль поведения и будут способствовать установлению близости
Уклончивость Любовь и привязанность внушают больший страх, нежели одиночество, саботируют отношения Требуется приятие и укрепление в «надежных отношениях»
Попечительство Проецирует личные потребности на других людей и заботится о них Научиться отличать свою потребность в любви от чужой
«Дикобраз» (враждебное соблюдение дистанции) «Ощетинивается», замыкаясь в кругу отчуждения Взять на себя ответственность за негативные эмоции, позволить «-всплыть» зависимым частям души
Пассивный–агрессивный Возмущается попытками контролировать, но гнев выражает не напрямую, а откладывая и «забывая» Научиться прямой конфронтации лицом к лицу и уместным выражениям гнева
Асоциальный тип Рассматривает любовь как слабость и предпочитает эксплуатировать других Осознать, как это поведение травмирует окружающих, открыться для искренней и прямой конфронтации
Наркотическая зависимость, навязчивые состояния Подменяет потребность в привязанности какими–то эрзацами или деятельностью вместо отношений с людьми Принести свое одиночество Богу и людям, а не искать для него ложных выходов
         

 

Глава четырнадцатая

Прячась от отделенности

Вторая фундаментальная потребность развития заключается в том, чтобы сделаться человеком, обладающим волей, границами и четким сознанием своей ответственности. Это и есть потребность в отделенности. Она повреждается опытом отношений, в которых человек либо отказывается принять на себя предписанную Библией ответственность за самого себя, либо соглашается вопреки Библии принять на себя ответственность за другого.

Такого рода травмы вызываются неудачным установлением границ, насилием со стороны окружающих, неумением родителей поощрить ребенка в стремлении к отделенности и т.д.

Люди с дефицитом отделенности более всего боятся, что отделенность приведет к изоляции и покинутости. То есть сама мысль об установлении границ порождает страх остаться навеки в одиночестве.

Иногда покинутость или одиночество представляется в форме эмоциональной отстраненности, в других случаях — как агрессия, как наказание за то, что посмел ответить кому–то «нет». В совокупности эти два типа страха побуждают человека вырабатывать такие способы прятаться, которые позволят ему скрыть и изолировать свою потребность в самостоятельном выборе и суждении, в установлении границ и упражнении «мускула «нет».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: