Этот способ прятаться, проявляющийся в отношениях, не только помогает человеку с нарушением привязанности избегать риска, связанного с близостью, но и защищает человека от ощущения одиночества. Люди с нарушениями в области автономии часто используют эту скрытно–враждебную схему поведения, наказывая людей, которые, как им кажется, пытаются их контролировать, но не принимая на себя ответственность за свои агрессивные поползновения.
Ванс и Гейл были женаты несколько лет, прежде чем пассивно–агрессивный стиль Ванса сделался очевидным для них обоих. Гейл была откровенным, подчас чересчур откровенным в своей критике человеком. Она часто давала конкретную оценку поведению Ванса в качестве супруга, не дожидаясь, чтобы Ванс поинтересовался ее мнением.
Гейл прекрасно готовила и тратила много времени на то, чтобы приготовить ужин по всем правилам. Однажды вечером, вынеся очередной «приговор» Вансу, она занялась суфле. Как раз в тот момент, когда духовка нагрелась до нужной температуры и она поставила в нее суфле, зазвонил телефон и Гейл ненадолго вышла из кухни. Вернувшись, она обнаружила, что духовка выключена, суфле опало. Ужин погиб!
Гейл подумала, не впадает ли она в старческий маразм, но все–таки пошла в гостиную, где Ванс мирно читал вечернюю газету.
— Я понимаю, это глупо, — неуверенно заговорила она, — но не ты ли выключил духовку?
Ване отложил газету, подумал с минуту и сказал:
— Знаешь, может быть, и я.
Ванс укрылся от гнева, вызванного в нем Гейл, избегая таким образом страха перед отделенностью. Но ничто не могло защитить его от гнева, который его поступок пробудил в Гейл!
Актерство
Для этой схемы типичны три основные характеристики: глубокое ощущение зависимости, умение соблазнять лиц противоположного пола, чтобы удовлетворить свою потребность в зависимости, и вместе с тем глубокое презрение ко всему противоположному полу за то, что он так легко «поддается».
|
Люди, прибегающие к этому способу прятаться, как правило, заводят множество романтических отношений, они прямо–таки живут ради такого рода «любви», жизнь кажется им пустой, если в данный момент у них нет романа. На худой конец в промежутках между очередными увлечениями они заводят нежную дружбу с людьми своего пола.
Проблема обычно заключается не в повышенной потребности в сексе, а в скрытом страхе перед автономией. Этот способ прятаться защищает человека от одиночества.
Джессика обратилась за помощью по поводу «проблем в области отношений». Ей было около тридцати, она была очень привлекательна, одевалась броско и со вкусом. Джессика хотела понять, почему она не способна долго встречаться с одним кавалером.
В ее отношениях с мужчинами постоянно возобновлялась одна и та же схема: она мгновенно влюблялась в «мужественных» мужчин с ярко выраженным «сильным» характером. Но, как только очередной ухажер начинал проявлять подлинное внимание к Джессике и пытался сблизиться с ней, ей казалось, что он «размяк», и она быстро теряла интерес к нему, порывая отношения. Привлекательными в глазах Джессики оставались только те мужчины, которые сохраняли дистанцию, были эмоционально недоступны, но тут уже им надоедала ее зависимость, и эти мужчины сами бросали ее.
Исследовав прошлое Джессики, мы обнаружили, что она была «папенькиной дочкой» и при этом «копией матери», то есть в отношениях с обоими родителями она не могла достичь автономии.
|
Выбранный Джессикой способ прятаться защищал неразвитую способность к автономии, которая оставалась в изоляции: Джессика «растворялась» в отношениях с мужчинами и считала, что в мужчинах и заключается ее проблема, хотя на более глубоком уровне проблема заключалась в том, что Джессика не достигла автономии.
Наркотическая зависимость и навязчивые состояния
Эрзацы в виде пищи, наркотических веществ, секса и т.д. могут защищать человека от близости, а могут служить убежищем от одиночества. Наркотически зависимые люди часто принимают опьяняющие вещества, чтобы извлечь из них тепло, которого они по той или иной причине не находят в отношениях.
Автономность Дженни
Дженни был знаком тот кошмар, который постоянно терзает людей, прячущихся от автономии: страх одиночества и покинутости. Хотя Дженни понимала, что из дому ее выгнали чрезвычайные обстоятельства, отделение сопровождалось столь обширной травмой, что она стала искать какие–то внутренние причины, пытаясь объяснить, почему ее разлучили с родителями.
Разговоры «Большой Дженни» и «Дженни Маленькой» отражали внутреннюю борьбу: Дженни напряженно пыталась решить, несет ли она сама какую–то ответственность за отделение от родителей. «Большая Дженни» выступала в роли прокурора, «Дженни Маленькая» — в роли подсудимой. Разыгрывая этот драматический диалог, Дженни постепенно убеждала себя в том, что родители попали в плен отчасти и по ее вине. Не располагая защитными механизмами, которые спасли бы ее от травмы, сопутствовавшей отделению, Дженни впадала в состояние ненависти к себе. К счастью, констебль Джозеф вовремя предложил ей любовь.
|
Возможно, вы обнаружили у себя склонность прибегать к одному из описанных выше способов прятаться от автономии. Быть может, вы, как Дженни, занимаетесь самоедством и выглядите в своих глазах либо более духовным, либо более виновным, чем вы есть на самом деле.
СПОСОБЫПРЯТАТЬСЯ ОТ ОТДЕЛЕННОСТИ | |||
Причины: | • поврежден «мускул «нет» • нарушены границы, нечеткое чувство личной ответственности | ||
Симптомы: | • вопреки предписаниям Библии человек отказывается принять на себя ответственность за самого себя • вопреки предписаниям Библии человек принимает на себя ответственность за других • человек пытается переложить ответственность за себя на других людей | ||
Страхи: | • состояние автономии приведет к одиночеству и изоляции • установление предписанных Библией границ обречет на вечное одиночество | ||
ВНУТРЕННИЕ СПОСОБЫПРЯТАТЬСЯ ОТ АВТОНОМИИ | |||
Способ | Тип поведения | Рекомендуемые меры | |
«Бревно и сучок» | Агрессивные качества проецируются на других людей | Наша агрессия должна стать для нас другом | |
Эмоциональный образ | Создается образ абсолютного слияния с другим человеком, отделенность вызывает разочарование | Принять отделенность как составную часть близости | |
Черно–белое | Любящие части души отделяются от ответственных и устанавливающих границы | Принять реальность: взрослые люди могут быть любящими и в то же время автономными | |
Из кожи вон | Иллюзия всемогущества в отношениях: пусть все вокруг будут довольны и счастливы | Покаяться во всемогуществе, признать свободу других людей покинуть нас, позволить им самим выбирать страдание | |
Самоедство | Гнев и агрессия направляются не на других, а на самого себя | Научиться направлять агрессию на верную мишень, не боясь расплаты | |
Надежная мишень | Вместо конфронтации с человеком, внушающим страх, нападают на кого–нибудь послабее | По–библейски не уклоняться от конфронтации, которая должна происходить смиренно и с глазу на глаз | |
Заглаживание | Попытки исправить действительные или мнимые проступки | Понять, что невозможно отрицать свои поступки или сделать их «не бывшими», принять справедливый гнев и обиду других людей | |
Регрессия | Инфантильность, возвращение на более раннюю стадию незрелости, страх, что взрослое поведение повлечет за собой изоляцию | Признать и принять на себя ответственность за свою автономию, найти людей, которые будут любить нашу самостоятельность | |
СПОСОБЫПРЯТАТЬСЯ ОТ АВТОНОМИИ В ОТНОШЕНИЯ | |||
Способ | Тип поведения | Рекомендуемые меры | |
Попечительство | Поощряет зависимость в других людях | Покаяться в том, что любовь давалась взаймы, а не как дар | |
Зависимость | Строит отношения по принципу дитя–родители, боится, что его бросят, если он будет сам принимать решения | Признать, что различия усиливают близость, а не уничтожают ее | |
Жертва | Возлагает на других вину за свои обиды и несчастья | Взять на себя личную ответственность за свое выздоровление | |
Манипулирование | Использует других людей, «срезает путь» ответственности | Научиться самоконтролю и отсрочке удовлетворения | |
Хаотическая личность | Импульсивность, дезорганизованность, отсутствие четкого направления. Желает быть зависимым от других, но не умеет сохранять близость | Найти надежные, структурированные отношения, научиться признавать последствия своих поступков | |
Пассивно–агрессивный | Враждебность против тех, кто пытается его контролировать, выражается не напрямую | Взять на себя ответственность за агрессию по отношению к другим людям | |
Актерство | Зависимость, умение соблазнять лиц противоположного пола и глубокое презрение к ним, что и приводит к разрывам | Достичь автономии, правильно отделившись от родителей | |
Наркотическая зависимость и навязчивые состояния | Использование каких–либо веществ или деятельности в качестве подмены для естественных выражений автономии и гнева | Принести свою беспомощность и горести Богу и другим людям, вместо того чтобы заглушать эти ощущения наркотиками, алкоголем, работой и т.п. | |
И вновь я советую вам провести ревизию отношений и отважиться на какой–то риск. Проверьте, не скрываете ли вы в глубине души гнев на несправедливость, личную обиду. Задайте себе вопрос: «Как я защищаю себя от отделенности?» Подыщите себе надежные отношения и обратитесь к доброте, любви и милосердию Божьему, которые помогут вам лучше осознать свои способы прятаться.
Чем дольше мы прячемся, тем острее становится наша боль. В следующей главе мы рассмотрим те способы прятаться, к которым мы прибегаем в случае травм, вызванных неспособностью отделить в себе добро от зла.
Глава пятнадцатая