ПРЯЧАСЬ ОТ ЗЛА, РАЗЫСКИВАЯ ИСТИНЫ




Мы осознали противоречие, лежащее в основе человеческой природы: мы созданы по образу Божьему, но все мы греховны. В жизни каждый из нас постоянно сталкивается с проблемой: «Что делать с реально дурными чертами моего характера и с теми, которые я воспринимаю как дурные?» Иногда нам удается решить вопрос конструктивно и выйти из убежища, но в других случаях мы находим деструктивный выход и еще глубже забираемся в Далекий лес.

Пытаясь скрыть собственное несовершенство, мы попадаем в тот замкнутый круг самообмана и ненависти, в котором оказалась Дженни, впервые позволив «Большой Дженни» возложить на себя вину. Однако, отрицая то хорошее, что заключено в нас, мы вынуждены будем поверить в ту ложь, в которую чуть было не поверила «Дженни Маленькая».

Мы сотворены по образу Божьему, но тем самым не уничтожается и даже не превозмогается греховная сторона нашей природы. Только смерть Христа на кресте стала искуплением нашего греха, обеспечив нам возможность новой жизни. И все же, хоть и искаженный, образ Божий всегда присутствует внутри нас.

Давид, царь Израиля, впал в глубокий деструктивный самообман, вступив в незаконную связь с Вирсавией. Сперва он отказался признавать свой грех перед Богом и погрузился в бездну ненависти к самому себе. Эта ненависть, в свою очередь, выплескивалась в форме агрессии по отношению к другим людям, в первую очередь по отношению к Урии, мужу Вирсавии, которого Давид распорядился убить.

Пророк Натан обличил грех Давида и подтолкнул царя к покаянию. Только полностью признав свой грех перед Богом, Давид смог снова обрести свой статус слуги Божьего. Вот как Давид описывает процесс покаяния:

 

«Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!..

Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.

Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты — покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления»

(Псалом 31:1, 3–7).

 

Богослов Дик Киэс так комментирует этот текст:

 

«Давид не обрел нового взгляда на себя, как на чудесного героя, никогда никому не желавшего зла. Нет, он научился по–новому принимать себя вместе со своим грехом. Он искренне исповедал этот грех перед Богом, и Бог простил его. Давид больше не прятал свой грех от Бога (стих 5) и смог найти убежище в Боге (стих 7). Пока он прятал свой грех от Бога, Бог казался ему врагом, но, когда он признал свой грех, у Бога он нашел убежище от треволнений мира. Давид обрел мир с самим собой и с Богом благодаря искреннему признанию в совершенном им грехе»[4].

 

Мы не знаем, в каком духовном состоянии находилась Джейн, но мы видели, что она стояла на грани глубокой депрессии. Однако на своей стадии развития она не могла еще обнаружить в себе потребность в честном обсуждении своего состояния. Как указывает Киэс, подобного рода самосознание и честность необходимы для преодоления в себе расщепления добра и зла:

 

«Способность принять себя и способность к покаянию не противоречат друг другу, а напротив, друг от друга зависят. В первый момент кажется, что столь полная откровенность перед Богом поставит под угрозу равновесие нашей души, но на самом деле она приносит тот глубокий мир, который может даровать человеку лишь близость с Богом»[5].

 

Надеюсь, что вы обрели мир, который получает человек, примирив свое «плохое» и «хорошее» «я». Вы должны увидеть и принять себя таким, какой вы есть на самом деле: существо, созданное по образу Божьему, способное на благородные дела и подвиги самоотвержения, но в то же время греховное, несовершенное и незаконченное.

Принимая Бога через Христа, мы принимаем ту благодать, которую Он дарует нам в прощении. Он не только сулит нам незаслуженную милость и исцеление, Он также дает нам Своих людей, которые постоянно встречаются на нашем пути и становятся в повседневной нашей жизни знаком и воплощением Его прощения. Этот путь выводит нас из Далекого леса, где добро изолировано от зла.

 

СПОСОБЫПРЯТАТЬСЯ ОТ РАСЩЕПЛЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА
Причина: • поврежден «мускул прощения» • все изъяны личности остаются изолированными от Бога, самого человека и других людей
Симптомы: • неудачи вызывают глубокий стыд • неспособность принять заурядность или несовершенство в себе и других • отрицание законной скорби
Страхи: • плохое в нас может истребить хорошее
ВНУТРЕННИЕ СПОСОБЫПРЯТАТЬСЯ ПРИ РАСЩЕПЛЕНИИ ДОБРА И ЗЛА
Способ Тип поведения Рекомендуемые меры
«Бревно и сучок» Отвергает свои изъяны и бессознательно переадресует их другим Просить, чтобы Бог дал нам познать наше сердце, и просить близких, чтобы они открывали нам глаза на наши изъяны; их можно также вычислить, обратив внимание на то, что именно мы осуждаем в других
Эмоциональный образ Боится, что дурные стороны испортят все хорошее, отделят важную часть души Развивать цельный образ себя, принимая и хорошие, и плохие стороны — реалистическое приятие
Черно–белое Строго разделяет хорошие и плохие стороны души Искать надежных отношений с людьми, которые принимают в других и хорошее, и дурное
Из кожи вон Поддерживает в себе иллюзию власти над грехом, считает возможным утаить и тем самым уничтожить плохую сторону Понять, что грех можно преодолеть только в отношениях со Христом и Его народом
Взлеты и падения Колеблется от идеализации в отношениях до девальвации Принять собственную заурядность и заурядность других людей
Демагогия Развивает в себе страстное негодование на скрываемые «дурные» стороны, объявляет личную «вендетту» или «крестовый поход» против всех, кто «согрешит» в этой области Увидеть человеческую природу своих близких, которая включает в себя также грехи и дурные качества, составить список своих и чужих качеств, как хороших, так и плохих, принять на себя ответственность за то дурное, что мы скрываем в себе
СПОСОБЫСКРЫВАТЬСЯ В ОТНОШЕНИЯХ ПРИ РАСЩЕПЛЕНИИ ДОБРА И ЗЛА
Способ Тип поведения Рекомендуемые меры
Перфекционизм Любая неудача кажется глобальным поражением, хорошие стороны изолируются от плохих жесткими, нереалистичными, не справедливыми к себе ожиданиями Принять свою неспособность жить по закону, положиться на «страховочную сеть» благодати
Потребность в восхищении Являет всем имидж «суперзвезды» Позволить любящим людям разглядеть наши изъяны и слабости; потребность в восхищении начнет ослабевать, и вместо нее разовьется жажда любви
«Поллианна» Желает видеть в себе и других только хорошее, полагает, что в жизни бывает лишь хорошее Признать библейское упование на возрастание в образ Божий и признать также, что мы живем в падшем мире
Романтик Живет ради переживания страстей романтической любви Провести разграничение между романтической любовью и любовью, связывающей близких людей
Все или ничего Не может сочетать в себе и в других хорошее с плохим, отношения практически невозможны Открыть другим людям свое «заурядное я», развить библейский внутренний образ себя. Мы сохраняем любовь Божью и привязанность других людей даже во время конфликта.
Наркомания и навязчивые состояния Заглушает наркотиками или другим эрзацем страх перед критикой, скрываясь от необходимости разобраться со своими «плохими» частями Принять прощение от Бога и других людей за наши несовершенства и ответить на это прощение.
         

 

Глава шестнадцатая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: