Вопрос 29. Розничная торговля. Классификация Розничных торговцев и их характеристика.




Ро́зничная торго́вля — продажа товаров конечному потребителю. Причём совершенно не важно, как именно продаются товары или услуги (методом личной продажи, по почте, по телефону или через интернет), а также — где именно они продаются (в магазине, на улице или на дому у потребителя).

В отличие от оптовой торговли,товар, купленный в системе розничной торговли, не рассчитан на дальнейшуюперепродажу [1], а предназначен для непосредственного использования.

Субъекты процесса розничной торговли — продавец и покупатель. К розничной торговле можно отнести продажу товаров через торговые автоматы.

По организационно-правовым формам и видам предпринимательской деятельности торговые предприятия подразделяются на:

хозяйственные товарищества в форме: полного товарищества,

товарищества на вере,

хозяйственные общества (50%) в форме: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью,

акционерных обществ (15%);

унитарные предприятия (менее 10%);

потребительские кооперативы;

индивидуальное предпринимательство (~ 20%).

По типам (форматам):

§ универмаг;

§ универмаг «Детский мир»;

§ универсам (супермаркет);

§ гипермаркет;

§ гастроном;

§ мини-маркст (продукты);

§ магазин-склад;

§ магазин товаров повседневного спроса;

§ специализированные и узкоспециализированные магазины;

§ комиссионный магазин;

§ дом торговли;

§ промтовары;

§ фирменный магазин;

§ стоковый магазин;

§ магазин-салон;

§ магазин типа «бутик»;

§ магазин «секонд хенд»;

§ магазин «Кэш энд керри»,

§ дисконтный магазин.

По методам продажи товаров:

§ индивидуальное обслуживание (через прилавок);

§ открытая выкладка;

§ продажа по образцам;

§ самообслуживание;

§ по предварительным заказам.

По ценовой политике:

§ ниже прожиточного минимума — дискаунтер, «стоковые магазины», магазин-склад, продовольственные рынки, мини-маркеты, «секонд-хенд», комиссионные магазины;

§ соответствующие прожиточному минимуму — рынки, товары повседневного спроса: магазины «Кэш энд керри»;

§ превосходящие прожиточный минимум (элитные):

§ продовольственные магазины — супермаркеты, специализированные магазины, гипермаркеты;

§ непродовольственные магазины — бутики, магазины-салоны, дисконтные магазины, специализированные магазины или узкоспециализированные.

По размерам торгового предприятия:

§ крупные (более 150 м2);

§ средние (до 150 м2);

§ мелкие (до 50 м2).

По виду реализуемого ассортимента:

§ универсальные;

§ специализированные (узкоспециализированные);

§ неспециализированные:

§ со смешанным ассортиментом,

§ с комплексным ассортиментом.

По формам интеграции:

§ горизонтальная:

§ корпоративная,

§ добровольная;

§ вертикальная:

§ розничные предприятия с изготовителем,

§ розничные и оптовые предприятия,

§ смешанная интеграция.

По уровню территориальной концентрации:

§ изолированные;

§ сгруппированные:

§ торговый комплекс,

§ торговый центр,

§ молл,

§ торговая галерея.

По виду здании:

§ в отдельно стоящем здании;

§ встроенное в жилое здание;

§ встроено-пристроенное;

§ пристроенное.

По видам оказываемых услуг:

§ связанные с покупкой товара;

§ связанные с оказанием помощи покупателям при использовании товаров;

§ связанные с созданием благоприятной обстановки при посещении магазина.

По особенностям размещения (месту расположения):

§ регионального значения (региональный торговый центр);

§ общегородского значения (центральный деловой район);

§ районного значения (районный торговый центр);

§ жилого (местного) значения (торговый центр микрорайона).

По форме обслуживания:

§ салонное обслуживание;

§ индивидуальное обслуживание.


Вопрос 30.Классификация оптовых посредников

Оптовая торговля - предпринимательская

деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью

перепродажи организациям розничной торговли или другим оптовым организациям.

 

Всех оптовиков можно разбить на четыре группы

-Оптовики-купцы

-Брокеры и агенты

-Оптовые отделения и конторы производителей

-Разные специализированные оптовики

-Оптовики с полным циклом обслуживания

 

· Торговцы оптом

 

· Дистрибьюторы товаров

промышленного назначения

 

Оптовики с ограниченным циклом обслуживания

 

· Оптовики торгующие за

наличный расчет без доставки товара

 

· Оптовики-коммивояжеры

 

· Оптовики-организаторы

 

· Оптовики-консигнаторы

 

· Сельскохозяйственные

производственные кооперативы

 

· Оптовики-посылторговцы

 

Брокеры

 

Агенты

 

Сбытовые отделения и конторы

 

Закупочные конторы

 

Оптовики-скупщики сельхозпродуктов

 

Оптовые нефтебазы

 

Оптовики-аукционисты

 

Оптовики-купцы приобретают

право собственности на товар. Брокеры и агенты не берут на себя

права собственности на товар. Оптовые отделения и конторы

производителей являются подразделениями производителей, занимающимися

оптовой торговлей.

 

ОПТОВИКИ-КУПЦЫ. Оптовики-купцы - это независимые

коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с

которыми они имеют дело. В разных

сферах деятельности их называют по-разному: оптовые фирмы, оптовые

дистрибьюторы, снабженческие дома. Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным

циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.

 

Оптовики с полным циклом

обслуживания. Оптовик с полным циклом обслуживания предоставляет такие

услуги, как хранение товарных запасов, предоставление продавцов, кредитование,

обеспечение доставки товара и оказание содействия в области управления. По

своему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров

промышленного назначения.

 

Торговцы

оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор

услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтой ассортиментного

набора товаров. Оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими

ассортиментными группами товаров, чтобы удовлетворить как нужды розничных

торговцев с широким смешанным ассортиментом, так и розничных предприятий

торговли с узкоспециализированным товарным ассортиментом. Оптовики

неширокого насыщенного ассортимента занимаются одной или двумя

ассортиментными группами товаров при значительно большей глубине ассортимента.

В качестве примеров можно ссылаться на оптовых торговцев техническими товарами,

лекарствами, одеждой. Узкоспециализированные оптовики занимаются лишь

частью той или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее на большую

глубину. В качестве примеров можно ссылаться на оптовых торговцев продуктами

лечебного питания, морепродуктами и автомотодеталями. Все они предоставляют

своим клиентам более полную возможность выбора и обладают более глубокими

знаниями о товаре.

 

Дистрибьюторы

товаров промышленного назначения продают преимущественно производителям, а не

розничным торговцам. Они предоставляют своим покупателям ряд услуг, таких, как

хранение товарных запасов, кредитование и доставку товаров. Они могут

заниматься либо широкой товарной номенклатурой (в этом случае их часто называют

снабженческими домами), либо смешанным, либо специализированным ассортиментом.

Дистрибьюторы товаров промышленного назначения могут заниматься исключительно

материалами для технического обслуживания (такими, как подшипники, двигатели и

т.п.) или самим оборудованием (ручной и электро-инструмент, вилочные погрузчики

и т.п.).

 

Оптовики с ограниченным циклом

обслуживания. Оптовик

с ограниченным циклом обслуживания предоставляет своим поставщикам и клиентам

гораздо меньше услуг. Существует несколько видов оптовых предприятий с

ограниченным набором услуг. Оптовик, торгующий за наличный расчет и без

доставки товара, занимается ограниченным ассортиментом ходовых товаров, которые

он подает мелким розничным торговцам с немедленной оплатой покупки, обычно

возлагая на них самих заботу о вывозе купленного. Например, мелкий розничный

торговец, держащий рыбный магазин, как правило, рано утром отправляется к

такому оптовику, покупает у него несколько ящиков рыбы, тут же расплачивается,

сам везет товар к себе в магазин и сам разгружает его.

 

Оптовик-коммивояжер

не только продает, но и прежде всего сам доставляет товар покупателям. Такой

торговец занимается ограниченным ассортиментом продуктов кратковременного

хранения (молоко, хлеб, легкие закуски), которые он продает за наличный расчет,

совершая объезды универсамов, мелких бакалейно-гастрономических магазинов,

больниц, ресторанов, заводских кафетериев и гостиниц.

 

Оптовик-организатор

работает в отраслях, для которых характерна бестарная перевозка грузов, таких,

как каменный уголь, лесоматериалы, тяжелое оборудование. Такой оптовик не

держит товарных запасов и не занимается товаром непосредственно. Получив заказ,

он находит производителя, который отгружает товар непосредственно покупателю на

определенных условиях поставки и в определенное время. С момента принятия

заказа и до момента завершения поставки оптовик-организатор принимает на себя

право собственности на товар и весь связанный с этим риск. Поскольку

оптовик-организатор не хранит у себя товарных запасов, он торгует по более

низким ценам и может передавать часть сэкономленных средств своим клиентам.

 

Оптовики-консигнанты

обслуживают бакалейно-гастрономические магазины и розничных торговцев

лекарствами, предлагая в основном товары не пищевого ассортимента. Владельцы

этих розничных предприятий не хотят заказывать и поддерживать экспозиции сотен

непищевых продуктов. Оптовик-консигнант высылает в магазин автофургон, его

представитель оборудует в торговом зале выкладки игрушек, книг в бумажной

обложке, технических товаров, медикаментозных и косметических средств.

Оптовик-консигнант сам назначает цену на товары, следит за их свежестью,

устраивает внутримагазинные экспозиции и ведет учет товарно-материальных

запасов. Оптовики-консигнанты торгуют на условиях консигнации, т. е. сохраняет

за собой право собственности на товар, а счета розничным торговцам выставляют

лишь за то, что раскуплено потребителями. Таким образом, они оказывают

следующие услуги: доставка товара, установка стеллажей для его размещения,

поддержание товарно-материальных запасов, финансирование. Они почти не

занимаются стимулированием сбыта, поскольку имеют дело со множеством широко

рекламируемых марочных товаров.

 

Сельскохозяйственные

производственные кооперативы находятся в коллективном владении входящих в их

состав фермеров и занимаются производством сельскохозяйственной продукции для

продажи на местных рынках. В конце года все доходы такого кооператива

распределяются между его членами. Кооператив нередко стремится повышать

качество своей продукции и пропагандировать свое марочное название.

 

Оптовик-посылторговец

рассылает каталоги на ювелирные изделия, косметику, пищевые деликатесы и прочие

мелкие товары клиентам из сферы розницы, промышленного производства и разного

рода учреждениям. Основными заказчиками такого оптовика являются коммерческие

заведения, расположенные в близлежащих районах. Выполненные заказы высылаются

клиентам по почте, доставляются автомобильным или каким-либо другим эффективным

транспортом.

 

БРОКЕРЫИ АГЕНТЫ. Агенты и брокеры отличаются от

оптовиков-купцов по двум показателям: они не берут на себя права собственности

на товар и выполняют лишь ограниченное число функций. Их основная функция -

содействие купле-продаже. За свои услуги они получают комиссионное

вознаграждение в размере от 2 до 6%

продажной цены товара. Подобно оптовикам-купцам, они обычно специализируются по

типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими

клиентов. На долю брокеров и агентов приходится 10% общего оптового оборота.

 

Брокеры. Основная функция брокера - свести

покупателей с продавцом и помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто

привлек его. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в

финансировании сделок, не принимает на себя ни какого риска. Наиболее типичные

примеры - брокеры по операциям с пищевыми продуктами, недвижимостью, страховые

брокеры и брокеры по операциям с ценными бумагами.

 

Агенты. Агент представляет покупателя или продавца на

более долговременной основе. Существует несколько видов агентов.

 

Агенты

производителей (их называют также представителями производителей)

превосходят по своей численности оптовиков-агентов всех остальных видов. Такой

агент представляет двух или нескольких производителей дополняющих друг друга

товаров. Он заключает официальные письменные соглашения с каждым отдельным

производителем в отношении политики цен, территориальных границ деятельности,

процедуры прохождения заказов, услуг по доставке товаров, выдаваемых на эти

товары гарантий и размеров комиссионных ставок. Он хорошо знаком с товарным

ассортиментом каждого производителя и организует сбыт его товаров, опираясь на

свои широкие контакты с покупателями. К услугам агентов фирм-производителей

прибегают при торговле такими товарами, как одежда, мебель и электротовары.

Большинство агентов представляют собой мелкие коммерческие предприятия,

насчитывающие всего несколько сотрудников, которые являются искусными

продавцами. Их нанимают мелкие предприниматели, которые не могут позволить себе

содержание собственного штата коммивояжеров, а также крупные производственные

фирмы которые хотят проникнуть с помощью агентов на новые территории или быть

представленными на территориях, где использование штатных коммивояжеров

нерентабельно.

 

Полномочные

агенты по сбыту заключают с производителями договоры, получая права

на сбыт всей выпускаемой тем или иным производителем продукции. Такой

производитель либо не хочет брать на себя функции по сбыту, либо чувствует себя

не подготовленным к этой деятельности. Полномочный агент по сбыту служит как бы

отделом сбыта производителя и оказывает значительное влияние на цены, сроки и

условия продажи. Его деятельность обычно не ограничивается никакими

территориальными рамками.. Полномочные торговые агенты встречаются в таких

сферах товарного производства, как текстильная промышленность, производство

промышленного оборудования,. Каменного угля, кокса, химикатов и металлов.

 

Агенты по

закупкам обычно оформляют долговременные отношения со своими покупателями и

закупают для них необходимые товары, нередко получая эти товары, проверяя их

качество, организуя складирование и последующую доставку к месту назначения.

Одной из разновидностей агентов по закупкам являются местные закупщики на

основных рынках одежды, подыскивающие ассортимент, которым могли бы торговать

мелкие

магазины в небольших городах. Эти закупщики обладают широкими знаниями и

представляют своим клиентам полезную информацию о рынке, а также подыскивают им

наиболее подходящие товары по наиболее благоприятным ценам.

 

Оптовики-комиссионеры (или фирмы-комиссионеры) - это агенты,

вступающие в физическое владение

товарами и самостоятельно заключающие сделки на их продажу. Как правило, они

не работают на основе долговременных

соглашений. К их услугам чаще всего прибегают при продаже своей продукции

фермеры, которые не хотят самостоятельно заниматься сбытом и не являются

членами сельскохозяйственных производственных кооперативов. Оптовик-комиссионер

гонит грузовик с товаром на центральный рынок, продает всю партию по наиболее

благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки и передает

оставшуюся сумму производителю.

 

 

РАЗНЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОПТОВИКИ. В ряде отраслей

экономики имеются собственные специализированные оптовые организации. Оптовики

- скупщики сельхозпродуктов скупают продукцию у фермеров и собирают ее в

крупные партии для отгрузки предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам,

пекарням и покупателям от имени государственных учреждений. Оптовые

нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям, другим

предприятиям розничной торговли и деловым предприятиям. Оптовики-аукционисты

играют большую роль в тех отраслях деятельности, где потребители хотят до

совершения покупки осмотреть товар. Это, например, рынки табака и скота.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: