Монах сказал: «Контроль над умом – мой брат». В индийской литературе, особенно в литературе на санскрите, очень часто используется слово «бандху». Ачарья Хемчандра и многие другие ачарьи много раз произносили фразу из Тирханкаров*: «Вы братья тех, у кого нет братьев».
Брат – это символ поддержки. Ничья поддержка не бывает столь велика, как поддержка брата. Брата сравнивают с рукой. Много раз мы слышали, как люди говорят в связи со смертью своего брата, что у них отрезали правую руку, имея в виду, что потеряли поддержку. Вот почему контроль над умом сравнивается с братом.
Неконтролируемый ум всегда создает проблемы. Чувства так же являются причиной множества проблем, но ум далеко опережает их в этом смысле. Тот, кто овладел искусством контролировать свой ум и чувства и развил искусство использовать их под контролем, всегда будет бесстрашным.
Человек, которому посчастливилось иметь такую духовную семью, навсегда защищен оружием бесстрашия.
СОЗДАТЬ ДУХОВНУЮ СЕМЬЮ
Вопрос, который стоит перед вами: «Создали вы духовную семью или нет?» Если вы создали духовную семью для себя, вам не нужно бояться ничего в этом мире. Вы сможете жить в этом мире без всякого напряжения. Если вы не создали духовную семью и все еще живете при поддержке мирской семьи, тогда в вашей жизни неизбежно будут напряжение и стресс. Кто угодно может обмануть вас в любое время. В
Тирхинкары: Боги, в джайнизме те, кто достиг просветления и стал всезнающим, сломав все мирские преграды. Они сформировали четыре тирты Шраваков (учеников), Шравик (женщин-учеников),
Садху (монахов) и Садхи (монахинь) и называются Тирханкарами
наш век никому нельзя доверять, даже своему брату, сыну или жене. Они часть своего времени. Когда наступают плохие времена, они покидают вас. Таким образом, долг каждого человека – создать духовную семью и не жить при поддержке лишь мирской семьи. Если обе эти семьи сильны и оказывают поддержку, человек становится сильным, но если хоть одна из этих семей слабеет, человек теряет свое счастье и спокойствие.
Те люди, которые создали свою духовную семью, всегда счастливы. Мы должны принять во внимание эту истину и начать создавать духовные семьи. Проблема современного мира состоит в том, что мы больше концентрируемся на материальных вещах, чем на своем сознании. Материализм стал настолько преобладающим, что, несмотря на те убийственные результаты, которые он несет с собой, человек не может избавиться от своей привязки к нему. Душа и сознание – наши спасители, которые могут защитить нас от всех возможных проблем. Следовательно, для нас крайне важно сохранять баланс между материализмом и духовностью.
ВОПРОС ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ
Человек страдает из-за потери своего материального имущества, так как он к нему привязан. Он не строит свою духовную семью. Если человек успешно строит свою духовную семью, он никогда не будет страдать из-за потери родных и близких. Как и не будет напрягаться из-за потери огромного состояния. Потери материальных вещей и благосостояния моментально делает нас в высшей степени взволнованными и несчастными, поскольку эти потери видимы и ощутимы. С каждым днем наша жизнь укорачивается на один день, и нас это никогда не беспокоит. Мы даже не осознаем эту потерю, как и не оплакиваем ее. Гордость, жадность, похоть – это ядовитые элементы, которые разъедают нашу жизнь и делают нас марионетками. Нас не возмущает это рабство. Разве мы не в той ситуации, где стоит обеспокоиться?
Весь мир изменится для человека, чье духовное сознание пробудилось. Он никогда ничего не будет бояться, как не будет он горевать о потере или страдать от гордости, если у него что-то не получится. Всем нам нужно обдумать идею создания духовной семьи для себя. Только человек, у которого духовная и мирская семьи находятся в балансе, может навсегда стать обладателем мира и счастья.
ОСНОВНОЕ
k Необходимо создавать духовную семью. Для того чтобы создать такую семью, нам следует придерживаться следующих добродетелей:
i Терпение i Терпимость i Контроль над умом
k Основной причиной страданий является материалистический подход. Если человек поддерживает баланс между духовной и мирской семьями, он может достичь постоянного и бесконечного источника спокойствия.
k Каждому человеку необходимо понять временность мирского имущества и не становиться его рабом.Созерцательная медитация
Созерцательная медитация для добродетели терпимости
Развитие добродетели терпимости позволит поддерживать равновесие и спокойствие в приятных и неприятных жизненных ситуациях. Поза
k Выберите положение, в котором вы можете сидеть удобно и неподвижно в течение тридцати минут – полный лотос, полулотос, со скрещенными ногами или поза алмаза. Положение рук (любое)
k Гьяна Мудра: положите правую руку на правое колено и левую – на левое, развернув ладони вверх. Соедините кончики большого и указательного пальцев, слегка сжав их. Остальные пальцы должны быть прямыми и расслабленными.
k Брама Мудра: положите руки на бедра, одну поверх другой, развернув ладони вверх. Правая рука должна находиться над левой.
k Мягко закройте глаза. Чтение Махапрана Дхвани
k Мягко сомкните губы, ваш позвоночник и шея должны представлять собой прямую линию, но без жесткости. k Со спокойным умом, без мыслей, расслабив все мышцы, молча сделайте глубокий вдох в течение четырех-пяти секунд.
k Сконцентрируйтесь на макушке своей головы.
k Затем, медленно выдыхайте через нос с закрытым ртом, издавая звук мммммм, подобно жужжанию пчелы. k Это может продолжаться восемь-десять секунд. Снова вдохните и продолжайте упражнение в течение пяти минут. Кайотсорга
k Расслабьте мышцы тела. k Позвольте своему телу отпустить все напряжение.
k Сконцентрируйтесь и позвольте своему уму пройти по всем частям вашего тела от большого пальца правой ноги до макушки.
k Дайте команду каждой мышце расслабиться и почувствуйте, как мышцы реагируют. k Используйте глубокую концентрацию и оставайтесь полностью бодрствующими. Визуализация
k Представьте, что все вокруг вас, включая сам воздух, ярко голубого цвета, как перья на шее павлина. k Глубоко вдохните. Во время вдоха представляйте, что вдыхаете длинные потоки яркого синего цвета.
k Представьте, что этот яркий синий цвет с каждым вдохом проникает в ваши легкие.
Чтение
С полной концентрацией на центре просветления, расположенном в центре вашего лба, громко произнесите девять раз следующие строки: k Моя терпимость усиливается.
k Мое равновесие возрастает. Повторите это в своем уме девять раз.
Размышление
Размышляйте о том, что желательно обрести эту добродетель при помощи следующих строк:
k Физический дискомфорт, являющийся результатом сезонных изменений и ощущений, вызванных болезнями, ощущения ума, такие как удовольствие и боль, комфорт и дискомфорт, эмоции, вызванные противоположностью во взглядах и характерах, все это влияет на меня, но не должно выводить меня из равновесия.
k Если я позволю им на себя влиять, это ограничит мои возможности.
k Чем меньше они на меня влияют, тем больше моя сила.
k Вот почему развитие терпимости является ключом к успеху в жизни.
Завершите медитацию трехкратным произнесением Махапрана Дхвани.
СОЗДАНИЕ ДУХОВНОГО ДОМА