Вернемся к первоначальной теме настоящего параграфа, а именно к анализу структуры спроса на основе выражений (5)-(7).
Рис. 43. Структура спроса: зависимость свободного и брэндового рынков от времени (до момента насыщения спроса).
Рис. 43 показывает структуру рынка, то есть, зависимость спроса, свободного и брэндового рынков от времени m, построенные в соответствии с (5)-(7) при =10%; d1 =10%; X1 =2.5%.
Как и следует из (5), максимальная величина рынка составляет 1/ = 1/10%=1000% от величины новых потребителей.
Из рисунка видно, что весь рынок делится на две части - свободный (индекс L) и брэндовый (индекс В), причем каждая из этих частей, в свою очередь, поделена на
- новых покупателей, пришедших на рынок в текущем рекламном цикле DL0 и DB0,
- и на покупателей, совершающих повторные покупки D*L и D*B, причем D*Bпред = DBnpeд - DB0np= (1 - ) /
С. 128
Рис. 44. Зависимость свободного и брендового рынков, сформированных за счет новых потребителей, от времени
На рис. 44 представлена динамика прихода на рынок только «новых» покупателей для рынка с теми же параметрами, что и на рис. 43.
Можно задаться вопросом - зачем объединять, казалось бы, независимые рынки L и В в один? Этот вопрос напоминает нам проблему с media mix, которая уже обсуждалась выше. Действительно, маркетинговые усилия для достижения заданной доли на этих рынках могут существенно отличатся. На самом деле причин объединения, как минимум, две:
- Первая: рынки могут значительно пересекаться через механизм пробных покупок, вследствие чего (особенно при проведении мероприятий по стимулированию) планировать раздельно по L и В рынкам с экономической точки зрения не совсем правильно (хотя бы из соображений экономии рекламного бюджета).
|
- Вторая: одним из источников наполнения брэндового рынка, безусловно, является и свободный рынок. Такой вывод можно сделать из самого вида приведенных зависимостей (рис. 43,44) и из соображений общего характера.
ВЫВОД:
Поэтому в долгосрочной перспективе учитывать такое перетекание из L и В вполне допустимо.
Знание структуры рынка (брэнда) является чрезвычайно полезным для планировании тех или иных маркетинговых мероприятий. При этом важно понимать, на кого эти мероприятия направлены. Вариантов всего три:
1. На новых покупателей.
2. На существующих покупателей.
3. На тех и на других (смешанная стратегия).
- Часто в борьбе за новых клиентов компании упускают из внимания, что у них имеется огромный резерв из покупателей, которые уже пользуются их продуктами. Пример такого использования резерва - появляющиеся время от времени в ассортименте брэнда продукты типа Light. Это не что иное, как попытка удержать существующих потребителей брэнда, увеличивая срок жизни потребления товара, который пропорционален l/ (для этого нужно уменьшить процент ухода ). Аналогичные тенденции проявляются и у операторов связи: введение новых тарифов на обслуживание и т.д._
Способы минимизации параметра (иначе говоря, способы увеличения жизненного цикла покупки) - отдельная специальная тема, выходящая за рамки рассматриваемых в этой книге вопросов. Здесь же ограничимся лишь упоминанием, что мощнейшее средство удержания покупателя - это технология CRM (Customer Relationship Management).
ВРЕМЯ РЕКЛАМНОГО ЦИКЛА
|
Памятуя о том, что книга посвящена медиапланированию, покажем, каким образом предложенная модель тонкой структуры рынка поможет нам решить задачу нахождения времени между проведением рекламных акций. Эту задачу можно переформулировать другим образом - каким должен быть период рекламного молчания m0 без ущерба для достигнутого уровня продаж, обеспеченного брэндовой составляющей рынка dF.
С. 129
Как всегда, нам придется определить начальные условия, в рамках которых можно решить поставленную задачу:
1. Рыночная доля брэнда dF находится в состоянии равновесия, другими словами, рынок стабилен, не наблюдается как роста, так и падения dF.
2. На брэнд dF никто активно не нападает. Отсутствует также и стимулирующее рекламное предложение от конкурентов.
3. Продажи обеспечены исключительно позиционированными покупателями, т.е. свободный рынок равен нулю.
Принимая эти условия, можно воспользоваться выражениями (8).
Далее для простоты будем полагать, что затраты Vo за один цикл на рекламу равны доходу от новых покупателей (dF0= V0 = 1).
Соответственно, из (8) следует, что доход (продажи) за цикл (нед., мес, год, и т.д.) будут равны:
Полученное выражение в относительных единицах дает нам доход от брэндовых покупателей за один цикл.
Обозначим через m0число циклов, на которые мы оставили брэнд без рекламы, и будем считать, что m0 не настолько велико, чтобы нельзя было восстановить прежний уровень продаж за 1 цикл.
На рис. 45 схематично представлена рассматриваемая задача.
Рис. 45. Зависимость брэндовых продаж от времени при наличии периодов рекламного молчания
|
Естественно, оставшись без поддерживающей рекламы, брэнд начинает стареть (см. рис. 42). Этому периоду соответствуют участки кривой на интервалах (0-1; 2-3) рис. 45. За время m0 (без рекламы) средний доход от брэнда составит:
где, как и ранее, мы обозначаем (m) = 1- (1- )`m.
Результат суммирования (22) можно получить, если воспользоваться формулой из средней школы для суммы членов геометрической прогрессии, с той лишь разницей (см. на рис. 42), что m конечно.
Из (22) легко получить выражение для случая, когда мы «включаем» рекламу на один цикл (как упоминалось выше, m0 достаточно мало и хватает одного рекламного цикла для восстановления прежнего уровня брэнда dF). Запишем:
Определим через rent (см. рис. 45) максимально допустимое отклонение от достигнутого уровня дохода за m0 + 1 циклов следующим образом:
Теперь нужно задать значение rent (в %). Раз период молчания должен быть достаточно мал, разумно задать следующий интервал изменения rent = [1%- 5%].
К сожалению, в аналитическом виде из трансцендентного уравнения (25) найти m0(rent, ) невозможно. Напомним, что полученное выражение для периода «рекламного молчания» справедливо лишь в части брэндовой составляющей рекламы. Ниже мы приведем наиболее интересные результаты численного счета, следующие из (25). С. 131
Но прежде более подробно остановимся на определении «ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ» или, более точно, «времени потребления брэнда» среднестатистическим покупателем. Договоримся называть средним временем жизни потребителя брэнда число циклов m*, за которые достигнутый уровень продаж брэнда падает в е раз в отсутствии поддерживающей рекламы. Это означает (см рис. 42), что dF / dF (1- )`m* = e, где е = 2.718.... Логарифмируя обе части равенства, получим:
ПРИМЕЧАНИЕ: в принципе, ничто не мешает нам вместо е взять любое другое число, например 10 или 100. Выбор конкретного числа - это вопрос удобства и соглашения.
Мы не случайно привели формулу для m*, поскольку на практике для вычисления , иногда проще воспользоваться (26).
Действительно, потенцируя (26), получим
- Например, для случая услуг связи очень просто выделить новых потребителей за цикл dF0 из общей совокупности абонентов dF, воспользовавшихся услугой. Поэтому , проще вычислять так: = [dF (m+1) - dF(m) - dF0]/dF(m).
- Для товаров повседневного спроса ситуация гораздо сложнее. И здесь, по-видимому, проще вычислить через m* по (27). А определить m* можно путем социологического опроса или иными косвенными методами. Например, при первой покупке продавец предлагает покупателю дисконтную карту, тогда по числу выданных карт можно найти новых покупателей dF0 и т.д.
Важно отметить, что при вычислении необходимо очень внимательно переходить к другим единицам измерения времени: (год)—> (кв.) —> (мес.) —> (нед.). Вследствие существенной нелинейности старения брэнда (см. рис. 42), необходимо ввести понятие «ЭКВИВАЛЕНТНОГО УХОДА». Здесь просматривается хорошая аналогия со сложными процентами. Приравнивая соответствующие множители, описывающие уход потребителей, получим:
Во избежание путаницы и возможных ошибок, предлагаем всегда вычислять:
• время жизни, m* - в годах,
• процент ухода, - в месяцах.
Для лучшего понимания вышесказанного приведем две схемы расчета:
С. 132
Используя выражение (25), можно провести сравнительный анализ времени рекламного молчания для некоторых видов брэндов.
Соответствующие данные приведены в таблице 2.
m*, год | %, Мес. | m0 (r=l%) | m0 (r=3%) | m0 (r=5%) | ||
1. | Недвижимость | 10 лет | 0.83% | 4мес. | 9.2мес. | 14.5мес. |
2. | Автомобили | 8 лет | 1.04% | 3.5мес. | 7.7мес. | 11.8мес. |
3. | Туризм | 5 лет | 1.65% | 2.7мес. | 5.4мес. | 8.1мес. |
4. | Сотовая связь* | 3.7 года | 2.25% | 2.3мес. | 4.3мес. | 6.4мес. |
5. | Одежда | 2 года | 4.08% | 1.8мес. | З.Омес. | 4.2мес. |
6. | Напитки | 1 год | 8.00% | 1.4мес. | 2.1мес. | 2.8мес. |
7. | Шампуни | 0.5 года | 15.35% | 1.2мес. | 1.6мес. | 2.0мес. |
8. | Продукты | 0.25 года | 28.35% | 1.1 мес. | 1.4мес. | 1.5мес. |
* — данные официально публикуются компанией-оператором.
Таблица 2.
Данные, приведенные в таблице 2, отражены на рис. 46, 47.
Рис. 46. Зависимость периода рекламного молчания от времени жизни
Рис. 47. Период рекламного молчания как функция процента ухода потребителей.
К приведенным на этих рисунках результатам нужно относиться со «здоровым чувством юмора»: жизнь, конечно, сложней. Однако, принимая во внимание практическую ценность вопроса: «Каково время рекламного молчания без угрозы потери брэнда?», считаем, что такого рода оценки очень полезны. Нас скорее удивляет другое.
- Среди огромного количества литературы по маркетингу не нашлось и странички, хоть сколько-нибудь проливающей свет на данный вопрос! Это первое.
- Второе, что так же важно: введенный здесь параметр задает, по сути, метрику времени для измерения «рекламного цикла».
Так, из условия определения времени молчания вытекает, что: один рекламный цикл определяется временем на проведение маркетинговых мероприятий (в частности рекламных), необходимых для восстановления 1% брэнда.
Не менее важным для практиков является также и психологический аспект. Хоть какое-то время можно не тратить деньги на рекламу!
С. 134
ПРИМЕР:
Проиллюстрируем все вышесказанное на примере рекламы сотовой связи, поскольку данные, приведенные в таблице 2 для этого сегмента рынка, более-менее достоверны.
- Напомним, что наши дальнейшие рассуждения строятся на условиях 1-3, указанных в начале данного пункта.
- Далее сделаем некоторые предположения о величине минимального времени проведения рекламных мероприятий. Здесь мы имеем в виду мероприятия, направленные на увеличение лояльности потенциальных потребителей (реклама лояльности). Очевидно, что достичь заметного увеличения процента лояльности за один-два дня невозможно, даже если вы используете самые фантастические методы. Принимая во внимание наш практический опыт и многочисленные литературные данные, можно сказать, что в большинстве случаев время проведения рекламной акции составляет 3-5 недель.
В отношении целесообразности применения на практике «времени рекламного молчания» можно привести следующие рассуждения.
Построим следующую аналогию процесса изменения брэнда от времени (см. рис. 48).
Рис. 48.
Представим себе, что брэнд подобен емкости (сосуд 1), с отверстием в дне. Из отверстия постоянно вытекает вода с интенсивностью . Очевидно, что для сохранения уровня воды необходимо с такой же интенсивностью подливать воду.
Пусть этим источником служит другая емкость (сосуд 2), в которую поступает «новая» вода с интенсивностью . А объем второго сосуда равен (m0 ).
Ситуация была бы идеальной:
- если два сосуда можно было бы соединить трубкой, и «новая» вода из сосуда 2 перетекала в сосуд 1. Предположим, такой способ нереализуем, нет у нас такой трубки.
- Зато у нас есть стакан, которым мы можем переливать воду из второго сосуда в первый.
Будем считать, что работа по перенесению стакана с водой из одного сосуда в другой не зависит от количества переносимой воды. Если перед нами стоит задача поддерживать уровень воды (уровень брэнда) в сосуде 1 с минимальными затратами
- очевидно, что необходимо доливать в сосуд 1 воду из сосуда 2, когда он наполнится!
- Если мы пропустим момент наполнения, то воду зачерпнет КОНКУРЕНТ. В этом случае эта порция «новой воды» для нас будет навсегда потеряна.
- Слишком частое черпание воды (то есть не дожидаясь наполнения сосуда 2) приводит нас к слишком большой работе по переносу стакана (ВЫСОКИЕ ЗАТРАТЫ на привлечение нового покупателя).
С. 135
ВЫВОД:
Другими словами, в силу специфики технологии рекламного процесса и невозможности селективного воздействия на отдельного потребителя с низкими затратами, рекламные мероприятия следует проводить с определенной периодичностью.
Цена маркетинговых усилий на привлечение нового покупателя должна быть соразмерена с будущим доходом от него!
Период или время, через которое экономически целесообразно проводить рекламные акции, для каждого рынка рассчитывается индивидуально. Общая методология и некоторые важные, на наш взгляд, моменты, необходимые для такого расчета, изложены в настоящем параграфе.
Рис. 49. Пример расчета времени рекламного молчания
С. 136
График, приведенный на рис. 49, построен на основании расчета по формуле (25) для рынка сотовой связи, в предположении, что реклама лояльности, проведенная в течение одного месяца, восстанавливает 5%-ное падение продаж за время «рекламного молчания» m0 = 6,4 месяца (см. табл.2).
На графике (рис. 49) доход от продаж приведен в единицах рынка (рынок взят за 100%), для этого просто выражение (25) умножается на = 0,83%.
И, как говорится, «сосуд всегда полон», если проводить рекламные акции брэндирующего характера с периодом (6,4+1) = 7,4 месяца.
Наши значения для m0, приведенные в таблице 2, можно принимать за хорошую оценку «сверху» для периода планирования рекламы. Безусловно, что в период роста рынка (период ценовых войн) проводить рекламные акции необходимо гораздо чаще.
И последнее: еще раз обращаем внимание на то, что в таблице 2 название рынков для того или иного m* приведено условно, для облегчения восприятия. Однако выскажем предположение, что подобная классификация возможна. Корреляция между m* и риском пробной покупки, безусловно, существует. Очевидно, что чем ниже цена на продукт, тем чаще происходит миграция потребителей от брэнда к брэнду. И кто знает, может быть, в недалеком будущем такая классификация брэндов будет построена подобно таблице Менделеева. В следующем параграфе мы предлагаем варианты классификации брэндов по критерию их устойчивости к рекламе конкурентов.