Истина посередине.
Как правило, вопросы стратегического планирования относят к сфере задач маркетинга, составной частью которого является реклама. В этой книге термин «реклама» понимается более широко, чем это обычно принято, а именно: этим термином мы называем то, что в современной литературе о рекламе обычно связывают с интегрированными рекламными коммуникациями. Действительно, согласно схеме, приведенной во введении к этой книге, мы рассматриваем рекламу как один из способов продвижения товаров. Такое понимание функций рекламы упрощает понимание места рекламы в общей схеме маркетинга.
Однако в литературе исторически сложилась традиция рассматривать рекламу как непрямую форму коммуникации и выделять ее из системы методов продвижения. Во многих книгах о рекламе говорится лишь в контексте имиджевой рекламы, при этом не упоминаются другие ее виды. На наш взгляд, это несколько запутывает правильное понимание функций рекламы, особенно сейчас, когда широкое распространение получила концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций. На самом деле реклама также является одним из способов продвижения (только информационного) товаров, и, кроме того, выполняет многие другие функции, которые упоминаются иногда исключительно как функции маркетинга.
- В качестве примера можно привести разнообразные мероприятия по стимулированию сбыта, в которых, как правило, используется реклама. Приведем цитату из фундаментального руководства по рекламе ДЖ.Р. РОССИТЕРА И Л.ПЕРСИ, с. 18: «Большинство мероприятий по стимулированию сбыта, не считая «насильственных» методов продажи, можно назвать...напоминающими рекламу».
|
- Более того, на наш взгляд, рекламу, с одной стороны, и все остальные маркетинговые мероприятия, в которых содержатся элементы информационных коммуникаций, с другой стороны, объединяет один общий момент - все они основаны на осуществлении информационного контакта с потенциальными или реальными потребителями.
C. 147
Если говорить только об этих информационных маркетинговых мероприятиях, то можно понимать их как разные виды рекламы, определяя их цель как достижение наибольшей эффективности контакта с потребителем.
При этом специфика контакта (прямой, личный, косвенный, визуальный, и т.д.) определяет вид рекламы. В пользу такого понимания рекламы приведем еще одну цитату:
«Проще всего контролировать рекламу, предполагающую непосредственную реакцию (когда сбыт начинается достаточно быстро и определяется исключительно рекламой). Гораздо труднее отслеживать интегрированные маркетинговые коммуникации, которые могут включать в себя спонсорство, паблисити, проведение различных мероприятий и прочие рекламные средства продвижения» ([6], с. 614);
«Возможность использования одного и того же обращения в рекламных коммуникациях и программах по стимулированию сбыта обуславливает существование интегрированных маркетинговых коммуникаций» (см. [6], с. 16; отметим, что авторы [6] относят мероприятия по стимулированию сбыта к элементам продвижения товаров).
Если исходить из этой более широкой концепции рекламы, то принятый в данной книге унифицированный взгляд на место рекламы является более логичным и удобным как для формулировки общих принципов, так и для анализа различных частных случаев. Такой подход позволяет в одной схеме рассмотреть два наиболее важных принципа стратегического планирования, на которых мы остановимся в данной главе. В книге [6] (см. с.21) они сформулированы следующим образом:
|
«Избирательная концентрация. Реклама чаще всего предназначается для целевых покупателей, которые уже лояльны к марке или могут стать ее приверженцами в будущем. Стимулирование же направлено главным образом на «сомневающихся», которых нужно привлечь к покупке (первой или повторной).
Фактор времени. По сравнению с мероприятиями стимулирования реклама обладает более широким горизонтом планирования (и эффективности). Тем не менее, оба эти средства могут использоваться и в краткосрочных, и в среднесрочных, и в долгосрочных маркетинговых стратегиях».
С.148
Обе эти цели в нашей терминологии можно сформулировать более естественно и просто:
СМЕШАННАЯ СТРАТЕГИЯ (стратегия mix). Рекламу (рекламные контакты) по ее содержанию можно разделить на две части:
1) на брэндовую — формирующую верность, лояльность потребителей к рекламируемому товару/услуге путём создания благоприятного образа товара или фирмы-производителя.
2) на стимулирующую - побуждающую (мотивирующую) потребителей путём поощрения к совершению пробной или повторной покупки рекламируемого товара/услуги в период, ограниченный по времени.
Фактор времени.
- Стимулирующая реклама приносит отдачу в краткосрочной перспективе - практически сразу после проведения акции по стимулированию сбыта.
|
- Брэндовая реклама рассчитана на будущее (отдача в долгосрочной перспективе), поскольку направлена на формирование постоянных приверженцев данной торговой марки. Тем не менее и брэндовую, и стимулирующую рекламу можно
использовать и в краткосрочных, и в среднесрочных, и в долгосрочных рекламных стратегиях.
Рис. 55. Схема интегрированных маркетинговых и рекламных коммуникаций.
На рис. 55 мы приводим классическую схему маркетинговых коммуникаций promotion mix. Для наглядности мы включили в схему диаграмму распределения затрат на элементы ИРК, предложенную Ф. Котлером. Как бы там ни было, в нашу задачу не входит обсуждение результатов, полученных Ф. Котлером. Для нас очевидно, что цифры отражают некую средневзвешенную статистику, накопленную на выборке примерно равновеликих фирм и усредненную по большому интервалу времени, сравнимому с жизненным циклом товара. Мы считаем эти результаты очень и очень полезными, поскольку любой маркетолог, сравнивая проводимый им маркетинг с неким «эталоном», начинает критически относиться к собственным действиям, а это всегда очень полезно для бизнеса.
Представленная нами интерпретация результатов Котлера (см. рис. 55) в некоторой степени носит эвристический характер. Поясним, что мы имеем в виду. Мы здесь вводим определение ПРИВЕДЕННОГО РЕКЛАМНОГО КОНТАКТА. Действительно, воздействуя на «голову» потребителя разными по характеру рекламными обращениями (promotion mix), мы тем самым сознательно воздействуем на потребителя с целью побудить его к покупке нашего товара (услуги). Если считать, что в грубом приближении цены контактов элементов ИРК сравнимы, то можно говорить об эквивалентности пропорции контактов и затрат.
Рис. 56. Схема, иллюстрирующая выбор смешанной стратегии продвижения
С. 150
Нашу позицию по стратегии продвижения наглядно иллюстрирует схема на рис. 56. Рассмотрим эту схему более подробно. Что касается первых двух блоков promotion mix и media mix, мы думаем, что они не вызывают серьезных вопросов.
Однако, в отношении третьего блока - message mix (смесь рекламных контактов в голове потребителя после рекламной кампании), мы не уверены, что термины мотивация и лояльность однозначно передают смысл понятия смешанного рекламного контакта. Больше всего нам не хотелось бы вносить путаницу в сложившуюся терминологию в маркетинге. Главное, что мы хотели бы подчеркнуть, вводя понятие message mix - это краткосрочность и долгосрочность отклика рынка на результат маркетинговых усилий фирмы за время рекламной кампании. Именно этим критерием удобно пользоваться при планировании рекламной кампании на практике.
Другими словами,
Если в рекламном обращении {message) присутствует ярко выраженная мотивация покупки, предполагающая мгновенный ответный отклик в действиях потребителя, то этот рекламный контакт будем считать стимулирующим ( =1).
Если рекламное обращение {message) по содержанию направлено на достижение лояльности потребителей (к фирме, продукту) в долгосрочной перспективе, то этот рекламный контакт будем считать брэндирующим ( =0).
Необходимость введения параметра заключается еще и в том, что он естественно делит рекламный бюджет на две составляющие:
1. Затраты ( =1).
2. Инвестиции ( = 0).
Параметр чрезвычайно удобен для характеристики стратегии mix при разработке как краткосрочной, так и долгосрочной рекламной стратегии. Действительно, принимая во внимание разнообразие задач маркетинга в тактическом и стратегическом плане, возможны самые различные значения для message mix. Используя параметр , рекламный бюджет можно записать следующим образом:
Из определения параметра следует и область его возможных значений при проведении по нему оптимизации - [0 + 1].
В частности, Котлер (см. рис. 55) дает значение параметра ~ 50%. Это означает, что стратегия mix 50/50 оптимальна в долгосрочной перспективе за время, сравнимое с жизненным циклом товара, что, естественно, не исключает возможные вариации (скажем 20/80 или 80/20 и другие комбинации) на отдельных отрезках времени при решении задач тактического характера (сезонность, атаки конкурентов и т.п.).
С. 151
И коль скоро мы ввели понятие message mix - приведенного (интегрального или смешанного) контакта, мы попробуем дать его понимание с позиции психологии. В сильно утрированной форме можно принять, что рекламный контакт с потребителем является по своему характеру
- стимулирующим, если он воздействует исключительно на разум человека,
- брэндирующим, если он воздействует на его чувства.
Проще говоря, выбор рекламной стратегии мы сводим к нахождению оптимальной формы рекламного обращения - контакта с потребителем. При этом нужно ответить на вопрос:
- «какова должна быть аргументация продавца»
или:
- «каким соотношением фактов и образов он должен воздействовать на разум и чувства потенциального покупателя при личном (прямое общение) или безличном (через СМИ) контакте, для того, чтобы с минимальными для себя затратами продать товар (сейчас или в будущем - не принципиально)?».
В психологии такая аргументация сводится к поиску оптимального способа убеждения на уровне сознательного и бессознательного (логического и образного).
Отметим, что для малого и среднего бизнеса в условиях, когда существуют жесткие ограничения на величину рекламного бюджета, вполне характерна ситуация, когда отдельное рекламное обращение само по себе уже есть message mix, поскольку в нем присутствует и стимулирующая (L) и брэндирующая (В) составляющая. Мы не беремся сказать, насколько эффективен такой тип рекламных обращений, однако мы сами постоянно его используем. Эту ситуацию хорошо иллюстрирует рис. 57.
Рис. 57. Два способа реализации смешанной стратегии продвижения.
Контакты по 1 способу будем называть смешанными (mix). Соотношение стимулирующего и брэндирующего воздействия в рекламном контакте, в нашем примере /(1- ) = 40/60.
Контакты по 2 способу будем называть простыми. Среднее соотношение стимулирующего и брэндирующего воздействия в этом случае также дается соотношением 40/60.
С.152 Теперь представим себе результат воздействия на отдельного человека смеси (mix)
из пяти контактов по 1 и 2 способам, который мы и определим за приведенный интегральный контакт - message mix.
- Для простоты мы вынуждены просто постулировать эквивалентность этих двух способов воздействия. В математическом плане такая тождественность очевидна. Однако в реальности это вовсе не однозначно. Единственное, что можно сказать наверняка, так это асимптотическое приближение двух способов друг к другу при достаточно большом числе контактов. Отметим, что обозначенная проблема эквивалентности эффективности контактов по 1 и 2 способу является, скорее, вопросом качества креатива!
- Оценка эффективности смешенной стратегии сводится к ответу на вопрос, каким должен быть баланс стимулирующей и брэндовой рекламы для получения максимальной прибыли на просматриваемом временном горизонте развития рынка. При этом нужно учитывать специфику получения прибыли. Прибыль от стимулирующей рекламы получают в короткий промежуток времени после акции (настоящая прибыль), а прибыль от брэндовой рекламы - в будущем (которую можно оценить дисконтированием будущих денежных потоков). По существу эта задача сводится к анализу соотношения затрат на стимулирование спроса и «инвестиций в рынок» с целью создания (продвижения) брэнда, если считать целью маркетинга создание жесткого брэнда.
Здесь необходимо пояснить, что мы понимаем под предметом инвестиций. Действительно, выражение «инвестиции в рынок» выглядит несколько нелепо. В данном случае под инвестициями надо понимать затраты на контакты, способные повлиять на марочные предпочтения потребителей. Короче говоря, инвестиции на создание брэнда - это инвестиции «в умы». Согласитесь, что более экзотической цели для инвестиций придумать трудно.
Для большинства предпринимателей такие понятия, как инвестиционный бюджет, план развития ассоциируются
- с обновлением основных фондов,
- развитием дистрибьюторской сети,
- диверсификацией и т.д.
Цели и задачи, а также соответствующие риски таких инвестиций более или менее известны и часто продиктованы реальной конъюнктурой рынка. Действительно, статьи бюджета, связанные с капитальным строительством, закупкой нового оборудования, и даже затраты на обучение менеджмента фирмы легко могут быть приняты ее руководством. Более того, если таких статей нет или их мало, это становится «подозрительным» и может трактоваться акционерами как недальновидное управление активами компании.
В современной практике финансовой отчетности статья расхода, которую можно было бы озвучить как «инвестиции в умы», проходит под более благозвучным названием - «затраты на рекламу и маркетинг». На эту статью и списываются (часто совершенно волюнтаристским способом) все рекламные затраты текущего периода. В общем-то, страшного в этом ничего нет, если руководство фирмы совершенно осознанно определило, что финансовым источником создания брэнда является реинвестиция прибыли. В жизни зачастую случается, что прогнозирование прибыли на достаточно длительный срок (как правило, нужно не менее года-двух, чтобы вывести брэнд на рынок) не обеспечивает должного уровня финансирования создания брэнда. В этом случае финансирование, как правило, идет по остаточному принципу. Такую ситуацию в лучшем случае можно сравнить с приобретением половины станка. На самом деле она значительно хуже, поскольку по прошествии определенного времени можно докупить вторую половину станка, а в случае с брэндом надо начинать все сначала и забыть о деньгах, затраченных на брэнд в отдаленном прошлом.
Решение задачи по выбору оптимальной стратегии далеко выходит за рамки нашей книги и, как всегда для подобного рода задач, однозначного решения не существует. Однако в рамках определенных модельных предположений, с определенной долей вероятности, возможно прогнозирование различных сценариев развития рынка.
В настоящее время мы проводим исследования в этом направлении. И надеемся, что в ближайшее время сможем предложить версию программы Excom Media Planer для брэнд-планирования.
С. 154
ЗАДАЧА:
Для облегчения восприятия полезности введенного выше параметра , который количественно характеризует выбор стратегии, решим следующую задачу.
Задача 1. Пусть вы имеете «жесткий» брэнд, обеспечивающий вам долю на рынке в 10%. Найти эффективность рекламной кампании длительностью m циклов для трех вариантов рекламной стратегии:
1) = 1 (стратегия чистого стимулирования),
2) = 0 (стратегия чистого брэндирования),
3) = 0.5 (стратегия mix),
при условии
- равенства затрат на стимулирование (L) и брэндирование (В) (VL=VB)
- равенства соответствующих охватно-частотных характеристик
(GL=GB= 60%).
- Кроме того, будем считать, что процент лояльных потребителей в результате брэндирующих контактов (GB) увеличился на 5%. (Иногда вместо процента лояльных потребителей говорят об увеличении процента осведомленности о брэнде за время проведения рекламной акции).
Решение поставленной задачи представлено графически на рис. 58-60.
Рис. 58.
На графике продаж мы наблюдаем эффект «отложенного спроса». В результате акции стимулирования, осуществляемой в течение времени m, после роста (иногда существенного) продаж, следует, как правило, их падение ниже достигнутого уровня dF0. И здесь мы во многом согласны с Дж. Траутом и С. Ривкиным (см.[18], с.59) о бессмысленности такого рода акций, поскольку величина достигнутого уровня продаж (брэнда) в конечном итоге не изменилась. Зачем же тратить деньги впустую?
С. 155
Рис. 59.
Достигнутый результат (увеличения осведомленности о брэнде на 5%) может быть утерян, если в дальнейшем не прикладывать маркетинговые усилия на совершение пробных покупок этой частью целевой аудитории. Как в первом, так и во втором случае достигнутая величина брэнда не изменится.
Рис. 60.
Для простоты нами приведен рисунок-схема для второго этапа (m/2-стимулирование), поскольку результат брэндирования для первой половины кампании, очевидно, аналогичен случаю 2. Полученное увеличения брэнда на 3% объясняется тем, что по условиям задачи охват GL= 60%.
Просим нашего читателя не слишком строго относиться к приведенному решению поставленной выше задачи. На этом примере мы лишь хотели проиллюстрировать методологию поиска оптимальной стратегии mix.
С. 156
Сделаем несколько замечаний общего характера.
В этой главе мы максимально хотели сфокусироваться на моментах, которые, по нашему мнению, могут быть полезны для менеджеров малого и среднего бизнеса. Существующая обширная литература по маркетингу порой чрезвычайно сложна для восприятия (по себе знаем!) и требует массу времени, которого, конечно, у названной категории предпринимателей нет. В штате крупных компаний соответствующую работу делают высококвалифицированные менеджеры, которые и готовят материалы для принятия соответствующих реше-
ний руководством компании. В небольших по штату компаниях подобные решения часто принимаются без должной проработки и анализа. В этой связи мы и предложили свою методологию решения некоторых важных на практике маркетинговых задач.
В последнее время на высококонкурентных рынках даже небольшие компании начали с успехом применять технологию CRM. Мы уже упоминали о системе CRM в контексте времени жизни товара. Суть этой системы в том, что на первое место ставится не товар, а покупатель! Это технология поддержания лояльности потребителя к продавцу (брэнду), и ее следует относить к мероприятиям promotion mix. Мы настоятельно рекомендуем руководителям более внимательно отнестись к такого рода программным продуктам. Чаще всего затраты на введение системы CRM в фирмах, уже имеющих значительную долю на рынке, гораздо более эффективны, чем, например, поддерживающая брэнд-реклама в СМИ, поскольку становится экономически значительно более выгодно уменьшить отток постоянных клиентов фирмы (), чем привлекать новых покупателей. Система CRM - это будущее любой успешной фирмы!
В терминологии менеджеров нашей компании давно укрепились такие жаргонные выражения, как:
- «этот месяц идем по гамма 20/80»,
- «дельта упала на 1%» или
- «молчим три недели» и т.п.
· Для нас совершенно понятно, что без РЕКЛАМЫ-ЛОЯЛЬНОСТИ
нельзя успешно существовать на рынке, а цифра 20/80 чаще всего означает, что в предыдущем месяце мы «отстимулировались как минимум 80/20» и пора нагуливать жир - брэндировать!
· Дельта упала на 1% - пора задуматься над стимулированием нашего брэнда!
- Если это падение не сезонного характера, то необходимо озадачиться вопросом, каким образом увеличить (или хотя бы восстановить) срок пользования нашей услугой (товаром). Это, к примеру, могут быть новые «сервисы», тарифы и прочие полезности для клиента.
- И, конечно, при планировании маркетинга в части развития дистрибьюторской сети мы всегда исходим из экономики, основанной на дисконтировании будущих денежных потоков от доходов за счет дилерских продаж.
· То же можно сказать и о ПЕРИОДЕ РЕКЛАМНОГО МОЛЧАНИЯ - расчеты времени молчания m0 прекрасно работают, а главное нет никакой «нервотрепки» с вопросами: почему и как долго? Это мы называем «экономией денег».
С. 157
Мы выделяем три кита, три маркетинговых инструмента:
• (ПРОЦЕНТ УХОДА), определяет максимальную величину рынка.
• (параметр ЗАТРАТЫ-ИНВЕСТИЦИИ), определяет маркетинговую стратегию-mix. • i, СТАВКА ДИСКОНТИРОВАНИЯ, определяет стоимость денежных ресурсов фирмы.
Вот, на наш взгляд, минимальный набор параметров, который поможет принимать правильные маркетинговые решения в вашем бизнесе!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение этой главы мы хотим поделиться рассуждениями общего характера относительно стратегии, которой, как мы считаем, нужно придерживаться в малом и среднем бизнесе.
Во-первых, абсолютно не факт, что стратегия, направленная только на создание брэнда, экономически безальтернативна. Это может показаться странным, особенно для «цеха рекламистов». Поясним, что мы имеем в виду. В бизнесе норма прибыли всегда пропорциональна инвестиционному риску, поэтому ту маркетинговую стратегию следует считать оптимальной, которая адекватно оценивает соответствующие риски по созданию брэнда. Повальное увлечение созданием БРЭНДОВ среди рекламистов, предлагающих свои услуги для малого и среднего бизнеса, в конечном счете, может сыграть с ними злую шутку. Нам могут ответить, что, дескать, региональный брэнд имеет свою специфику и затраты тут невысокие. Простой анализ рынка региональных брэндов показывает, что в подавляющем большинстве все они созданы стратегией стимулирования. Действительно, будущее рынка слишком неопределенно, чтобы с небольшими денежными ресурсами, коими располагают малые и средние предприятия, делать столь долгосрочные инвестиции, как мероприятия по созданию собственного брэнда.
С. 158
Во-вторых, можно сказать, что будущее делается каждый день, и в этом смысле никоим образом нельзя полностью отказываться от политики брэндирования. Важно, чтобы на каждом рекламном цикле вы максимально взвешивали риск подобных инвестиций. Принятие долгосрочных планов относительно рекламной стратегии на год и более может быть непоправимой ошибкой для бизнеса, не имеющего достаточно больших денежных ресурсов. И в этом смысле, как это ни странно, отсутствие долгосрочной стратегии и есть лучшая стратегия. Другими словами, это означает, что стратегия строится на оптимизации решения тактических задач - задач сегодняшнего дня и ближайшей перспективы. Идти в ногу с развитием рынка, а еще лучше идти чуть впереди - есть стратегия взвешенного риска. Да, фирмы, придерживающиеся такой стратегии, не испытывают резких взлетов и падений. Однако, если вспомнить, как часто на ваш вопрос: «как дела?», знакомые вам люди, которые довольно успешны в бизнесе, отвечают: «потихоньку», то можно сказать, что такая стратегия и есть стратегия стабильности или просто нормальной жизни.
В третьих, может показаться, что мы ярые противники брэндов. Нет, нет и еще раз нет. Просто мы считаем, что все нужно делать вовремя. Нельзя бежать впереди паровоза. Рынок обязательно даст вам сигнал: «пора делать брэнд», просто это надо почувствовать, а еще лучше предвосхитить эту готовность рынка на полгодика, год.
- Все хорошо помнят эру челноков.
- За «ширпотребом Китая» следовала «эра Турции»,
- через пару лет - «эра Италии»,
- а далее наступила пора брэндов.
В той или иной степени аналогичные периоды потребительского спроса переживают многие товарные группы. Представьте себе, каких бы финансовых результатов добилась бы фирма X, если бы она в период «китайского бума» проводила широкомасштабную рекламную акцию дорогих товаров, не обладая при этом достаточными денежными ресурсами.
В-четвертых - формулу (13) для предельной стоимости брэнда можно в записать в виде: a+(l/i)b. С общей точки зрения она понятна для любого экономиста - это просто доходы на рынке:
- настоящие (а)
- и будущие (b).
Однако в части рекламного маркетинга, ее можно интерпретировать так: «у кого дешевле деньги (i), у того и рынок». И в этом смысле выводы довольно печальны для небольших фирм. В жизни сплошь и рядом случается, что достаточно успешные, но слабые в финансовом отношении компании, попадая в сферу экономических интересов более крупной компании, разоряются или поглощаются ею. Нельзя беззаветно любить свой бизнес! Альтернативы позиции «продать себя подороже» или переключиться на другой бизнес с минимальными потерями нет, и это - еще одна сильная сторона стратегии взвешенного риска.