СТИМУЛИРОВАНИЕ И БРЭНДИРОВАНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ БРЭНДОВ




За войной цен обязательно следует война идей.

Для простоты приводимого ниже анализа ограничимся случаем, когда все маркетинговые усилия по увеличению спроса определяют­ся только прямой рекламой.

Под РЕКЛАМНОЙ СТРАТЕГИЕЙ мы будем понимать долгосрочную рекламную кампанию, суть рекламного об­ращения которой по доминирующей составляющей носит либо сти­мулирующий, либо брэндовый характер. Иными словами, для выбо­ра рекламной стратегии в долгосрочной перспективе нам нужно от­ветить на вопрос: «Какую рекламную кампанию, «стимулирующую» или «брэндовую» целесообразно применять на том или ином перио­де жизненного цикла товара?».

С. 137

Напомним вкратце определения типов рекламы:

СТИМУЛИРУЮЩАЯ РЕКЛАМА - это реклама, создающая мотива­цию покупки или, если более жестко, реклама, которая «заставляет купить товар» в краткосрочной перспективе;

БРЭНДОВАЯ РЕКЛАМА - это реклама, вызывающая привержен­ность, лояльность потребителя к конкретному продавцу (торговой марке).

На рис. 43 изображены зависимости от времени спроса D, брэндового DB и свободного DL рынков с начала вывода товара на ры­нок до момента насыщения спроса (напомним, что свободный и брэндовый рынки включают в себя новых потребителей DL0 и DB0 и потребителей, совершающих повторные покупки, см. рис. 43).

Если не рассматривать рынок пробных покупок, то по терминологии, введенной в Главе II, свободный и рекламный рынки совпадают: DL= DR.

Из рис. 43 видно, что в долгосрочной перспективе брэндовый рынок DB существенно превышает свободный рынок DL. Поэтому особенно важно разобраться в механизмах и источниках формирова­ния брэндового рынка.

 

· Несомненно, что одним из главных источников формирования брэндовых продаж является ценовая политика продавца (ЦЕНОВАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ БРЭНДОВ).

В подавляющем большинстве случаев на ста­дии формирования спроса лояльность потребителя определяется доступностью цен на товар. Безусловно, при этом должно присутство­вать приемлемое качество.

Рекламирование привлекательности цен во многом отражает саму суть стимулирующей рекламы. Таким об­разом, напрашивается вывод, что именно стимулирующая реклама является главным, точнее, первым источником брэнда. Можно ска­зать больше. Стимулирование рынка - основной фактор роста спроса. Другими словами, стимулирующая реклама, с одной стороны, увеличивает текущий спрос, а с другой стороны, создает брэнд, ко­торый в определенной степени гарантирует продавцу продажи в будущем.

Смысл сказанного поясним с помощью рис.50а.

Рис. 50а. Схема, иллюстрирующая формирование идеального бренда

 

Для простоты положим, что три участника рынка по очереди с интервалом m1, m2 и m3 проводят стимулирующую рекламу.

Тогда, на момент времени m брэндовый рынок будет поделен между продавцами так, как пока­зано на рис. 50а. Проще говоря, доля участников (продавцов) на брэндовом рынке формируется пропорционально их текущим продажам. Однако это условие может и не выполняться (см. далее).

Отметим, что весь наш практический опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев альтернативу стимулирующей рекламе, как главному источнику брэнда, придумать очень трудно, особенно в на­чале жизненного цикла товара. Действительно, на начальном периоде существует высокая неопределенность будущего спроса. Поэтому вместо того, чтобы заниматься дорогостоящим и рискованным мероприятием по созданию брэнда, проще передать эту функцию не­посредственно потребителям. Делая пробные покупки, потребители (естественно, при удовлетворительном качестве) сами создают образ товара и через контакты с друзьями и знакомыми побуждают после­дних совершать покупки. Продавцу остается только периодически проводить опросы для выявления основных отличительных качеств своего товара, уже сложившихся в общественном мнении, и, твор­чески переработав, положить их в основу будущего брэнда.

 

Рис. 506. Схема формирования мягкого брэнда.

С. 139

· Весь вопрос заключается в том, когда следует выводить на рынок брэнд, т.е. переходить от стратегии стимулирования к стратегии брэндирования.

Для того чтобы ответить на этот непростой вопрос, нам понадо­биться ввести еще один показатель, характеризующий устойчивость брэнда относительно воздействия на него рекламы конкурентов. Наш опыт показал, что брэнд, созданный исключительно стимулирующей рекламой, чрезвычайно неустойчив к аналогичной рекламе конкурен­тов. Поясним это на рис. 506.

Из рисунка видно, что

- продавец 1 за время m2 постепенно теряет брэндовые продажи, достигнутые им за время m1, Это происходит из-за воздействия стимулирующей рек­ламы продавца 2.

- Аналогично продавец 2 теряет свои брэндовые про­дажи под воздействием стимулирующей рекламы продавца 3.

- В ито­ге к моменту времени m может оказаться, что на рынке будет присут­ствовать только брэнд продавца 3.

 

Введем классификацию брэндов, отражающую степень их ус­тойчивости к воздействию рекламы конкурентов. Будем называть брэнды

мягкими (или брэндами 1-го уровня), если в результате стиму­лирующей рекламы конкурентов брэндовые продажи уменьшаются до нуля;

жесткими (брэнды 2-го уровня), если брэндовые продажи уменьшаются не более чем в е раз, т.е. составляют не менее 37% от первоначальной величины;

идеальными (брэнд 3-го уровня), если брэндовые продажи не уменьшаются под влиянием рекламы конкурентов (см.рис. 51).

Рис. 51. Классификация брэндов.

С. 140

Используя введенные выше понятия, можно сказать, что созданный в результате стимулирующей рекламы брэнд является «мягким» и, таким образом, гарантирует соответствующий уровень продаж лишь при отсутствии стимулирующей рекламы конкурентов. От­сюда следует и его относительно низкая ценность. Однако все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Еще раз обратившись к рис. 43, мы увидим, что в начале жизненного цикла товара значительный доход от продаж можно получить именно на свободном рынке, то есть в результате проведения стимулирующей рекламы. Более наглядно эту ситуацию иллюстрирует рис. 52, на ко­тором показан доход L и В рынков, нормированный на 100%.

С другой стороны, на стадии насыщения спроса наибольший до­ход от продаж приходится на брэндовый рынок.

 

Рис. 52. Соотношение дохода, полученного на свободном и брэндовом рынках, в зависимости от стадии жизненного цикла.

 

В этой связи возни­кает вопрос, когда нужно переходить от стратегии стимулирования к стратегии создания жестких брэндов.

Прежде чем ответить на этот вопрос, опишем сам процесс пере­хода от стимулирования к брэндированию.

Как правило, в качестве идеи стимулирования используются разнообразные МОТИВЫПОКУП­КИ. Они же часто становятся источником будущего брэнда.

- Безуслов­но, что чаще всего основным мотивом в борьбе за массового потреби­теля является низкая цена.

- С другой стороны, растущий спрос при­влекает все большее количество продавцов, у которых появляется естественное желание выйти из состояния ценовых войн.

С. 141

Различные технологии брэндинга, в частности, позиционирование, призваны решить именно эту задачу. Нет смысла подробно останав­ливаться на описании многочисленных способов брэндинга, этому вопросу посвящена огромная литература (см. напр.[4]). Однако в от­ношении технологии брэндинга мы все же позволим себе высказать одну важную, на наш взгляд, мысль, которую можно рассматривать как частный случай технологии создания брэнда:

Стратегия стимулирования, в которой последовательно, цикл за циклом, используется один мотив покупки в рекламном обращении, создает в долгосрочной перспективе жесткий (устойчивый) брэнд.

ВЫВОД: Таким образом, стимулирование может рассматриваться как ча­стный случай стратегии брэндирования. Придавая известному зако­ну диалектики вероятностный смысл, это утверждение можно про­комментировать так: количество иногда может перейти в качество.

 

Ниже мы приведем результаты математического моделирования развития рынка,

- когда продавцы работают в условиях фиксирован­ной рентабельности.

- Количество возможных сегментов равно 8,

- а их величина принималась равной 25%, 20%, 15%, 10%, 10%, 10%, 5% и 5% соответственно.

- На каждом сегменте присутствует один прода­вец.

Математические выкладки по причине их громоздкости мы на­меренно не приводим. Результаты расчета приведены на рис. 53-54.

Рис. 53. Изменение структуры рынка со временем

 

Рис. 54. Зависимость числа продавцов от времени.

 

Из рис. 53 видно, что с 41-го рекламного цикла на брэндовом рынке DB возникают локальные жесткие брэнды.

Еще раз подчеркнем, что расчет проводился для идеализирован­ной модели развития спроса, где каждый участник рынка работал с фиксированной рентабельностью.

- Естественно, при увеличении спро­са на участке от 1 + 35 количество продавцов возрастает, как показа­но на рис. 54.

- На интервале времени 35 + 60 (см. рис. 54) наступает насыщение по количеству участников рынка; на рис. 53 видно, что это еще достаточно быстро растущий участок спроса - фаза зрелости рынка. И именно на этом промежутке жизненного цикла товара ста­новится экономически целесообразным создание брэндов, посколь­ку ухудшающаяся динамика роста спроса начинает опускать мини­мально допустимую рентабельность участников рынка.

Смена рек­ламных стратегий одного или сразу нескольких продавцов со «стимулирования» на создание «жесткого брэнда» на некоторое время снижает остроту ситуации с доходностью оставшихся на прежних рекламных позициях продавцов. Однако это продолжается недолго, поскольку «жесткие» брэнды участников, перешедших на стратегию брэндирования, начинают выдавливать «мягкие» брэнды, которые получены в результате «стимулирования», что в конечном итоге при­водит к резкому снижению (уходу с рынка) участников рынка (в на­шем примере с 42 до 9).

Приведенный выше пример, конечно, достаточно далек от реаль­ной картины развития рынка и представляет скорее академический интерес как пример равновесного рынка. На самом деле трудно себе представить рынок, на котором продавцы имеют равные доли. Технология брэндирования изобретена и применяется в целях выхода крупных продавцов из состояния ценовых войн, которые неизбежно со­провождают богатые рынки, и как следствие, богатые становятся бо­гаче, а бедные беднее. Однако если в нашем примере оставить в сто­роне точность оценки времени брэндирования, то общая картина раз­вития рынка, а также распределение долей рынка (брэндов) являет­ся достаточно реалистичной.

С. 143

Из этого примера ясен экономический аспект создания брэнда. Вопрос: «быть или не быть брэнду?» опреде­ляется стоимостью денежных ресурсов фирмы, или, другими слова­ми, желанием и возможностью компании делать долгосрочные инве­стиции в рынок. Уместно в этой связи обратится к эпиграфу этого параграфа — «За войной цен обязательно следует война идей». Дей­ствительно, рис. 53 показывает, что в конечном итоге рынок вырож­дается в группу локализованных брэндов, которые, в силу особых черт, связанных с психологией группового поведения людей, доста­точно мало пересекаются, а их количество определяется числом сег­ментов (целевых групп), представляющих интерес для продавцов.

Очевидно, что чем больше потребительский потенциал сегмента рын­ка, тем дешевле удельные затраты на рекламу (в расчете на одного потребителя), однако в этом случае велика вероятность, что на бога­том сегменте рынка возникнут несколько брэндов конкурентов.

С. 144



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: