Рынок
- Определение объема и долей рынка
- Оценка потенциала рынка конкретного продукта
- Характеристики рынка и тенденции его развития (комплексное исследование)
- Регулярный мониторинг рыночных показателей
Потребители
- Портрет и поведение потребителей
- Изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям
- Сегментирование потребителей и выбор целевого рынка
Конкуренты
- Сравнительный анализ участников рынка
Продукты
- Поиск незанятых ниш и разработка нового продукта
- Оценка соответствия существующего продукта требованиям рынка
Цены
- Мониторинг и анализ рыночных цен
- Определение оптимальной цены
Распределение товаров
- Изучение каналов распределения
- Изучение мотивации участников каналов распределения
- Формирование базы данных предприятий
Реклама
- Тестирование рекламных материалов
- Исследования коммуникационных каналов
- Оценка эффективности рекламной кампании
Если мы говорим про комплексный проект, необходимо учитывать и другие факторы, ведущие к успеху, но не входящие в статью “затраты на рекламу”. Например “организовать работу фирмы во время рекламной кампании”.
Сейчас же нас больше интересуют другие факторы, а именно:
- подсчитать возможные расходы на рекламную кампанию;
- сравнить полученную сумму с той суммой, которую вы можете выделить на ее проведение;
- составить развернутый план рекламной кампании;
- разработать все элементы рекламной кампании;
- проверить возможную эффективность выбранной цели, идеи, элементов рекламной кампании;
При составлении рекламной кампании проявляется и необходимость и в корректировке бюджета, а это возможно только при хорошем управлении предприятием и взаимопонимании (слаженной работе) всех участвующих сторон и хорошем знании рынка на котором мы работаем. Таким образом, перед разработкой плана рекламной кампании должны бить произведены маркетинговые исследования и маркетинговое планирование, которые являются неотъемлемой частью любого рекламного плана.
|
1.1.2. Маркетинговое планирование
Маркетинговый план - система мероприятий, увязанных по срокам, финансовым ресурсам и ответственным исполнителям, по достижению поставленных целей и решению проблем, возникающих перед предприятием в области повышения его конкурентоспособности в предстоящий период времени.
Маркетинговый план - один из главных инструментов планирования деятельности предприятия. Его основные составляющие:
- продуктовая политика,
- ценовая политика,
- политика продвижения,
- политика продаж.
План маркетинга говорит Вашим сотрудникам, что нужно делать для достижения маркетинговых целей предприятия в течение следующего года. Маркетинговые цели могут быть разного масштаба:
- повышение известности торговой марки,
- расширение географии продаж,
- расширение ассортимента,
- увеличение объема продаж,
- вытеснение конкурентов,
- повышение цен,
- увеличение доли рынка.
Маркетинговый план скажет Вам, сколько, когда и каких ресурсов лучше выделить для достижения этих целей.
Маркетинговый план также улучшит управляемость предприятием, повышая:
- обеспеченность необходимыми ресурсами в нужное время
- мотивацию персонала
- прогнозирование доходов и расходов
1.1.3. Структура интегрированного плана маркетинга
|
Интегрированный план маркетинга представляет собой систему мероприятий, увязанных по срокам, финансовым ресурсам и ответственным исполнителям, по достижению поставленных целей и решению проблем, возникающих перед предприятием в области повышения его конкурентоспособности на предстоящий период времени.
1. Резюме (краткое изложение сути предлагаемой предприятию маркетинговой программы с указанием основных целей и основных рекомендаций, содержащихся в маркетинговой программе).
2. Миссия предприятия и стратегические цели, поставленные перед предприятием в долгосрочной перспективе.
3. Краткий анализ внешней и внутренней среды предприятия:
- Обзор и прогноз рынка
- Объем и динамика платежеспособного спроса и предложения;
- Объем производства данного товара/услуги на данном целевом рынке;
- Степень и интенсивность конкуренции;
- Цели и мотивы покупок данного товара/услуги;
- Средний размер одной покупки;
- Требования к качеству и техническим характеристикам товара/услуги;
- Ориентировочный размер цены, складывающийся на рынке;
- Уровень и динамика цен;
- Объем потребления;
- Объем ожидаемых продаж;
- Расчетная рыночная доля предприятия на рынке;
- Принятая на целевом рынке система реализации;
- Ожидаемое число покупателей, клиентов;
- Принятые на рынке формы и методы продаж;
- Основные тенденции развития данного сегмента рынка, стабильность/ нестабильность его развития.
4. Сильные и слабые стороны работы предприятия:
- Преимущества и недостатки предприятия на целевом рынке;
- Основные проблемы, стоящие перед предприятием;
- Престижность и авторитет предприятия на рынке;
- Степень обеспеченности ресурсами;
- Резюме финансовой деятельности предприятия (доход (оборот), валовая прибыль, валовые затраты);
- Возможности и способности руководства предприятия управлять его деятельностью в условиях работы на данном целевом рынке;
- Перспективы достижения перманентного успеха при работе на целевом рынке;
- Приверженность потребителей к продукции предприятия;
- Краткий обзор успехов и неудач предприятия в предшествующий период;
- Оценка вероятных рисков.
5. Цели и задачи, поставленные перед предприятием в 2003 году:
|
- Запланированные объемы продаж в физическом и стоимостном выражении;
- Доля рынка;
- География продаж.
6. Маркетинговая стратегия предприятия:
- Целевой рынок предприятия (сегментирование рынка);
- Позиционирование предприятия.
7. Товарная стратегия предприятия:
- Маркетинговая характеристика продуктов предприятия;
- Решения относительно ассортимента продуктов, выпускаемых предприятием;
- Решения относительно разработки и продаж нового продукта.
8. Стратегия распределения товара:
- Решения относительно стратегии распределения (оставлять без изменений или корректировать каналы распределения предприятия);
- Выбор канала распределения (прямой, косвенный);
- Выбор типа торгового посредника для формирования каналов распределения предприятия;
- Выбор формы продвижения продукта (протягивание, проталкивание).
9. Ценовая стратегия:
- Сегментирование рынка в целях ценообразования;
- Определение затрат и структуры себестоимости;
- Определение целей ценообразования и стратегии установления цены;
- Определение динамики цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара;
- Предложения по корректировке цены при прогнозируемых ценовых решениях конкурентов.
10. Стратегия продвижения, т.е. стратегия формирования спроса и стимулирования сбыта:
- Определение целей политики продвижения предприятия;
- Выбор инструментов продвижения и его обоснование;
- Определение метода выделения финансовых средств на стимулирование сбыта (фиксированная сумма, процент от суммы прибыли, процент от объема продаж);
- Определение бюджета продвижения;
- План проведения рекламных мероприятий;
- План участия в выставках;
- Определение других инструментов продвижения и план их использования;
- Контроль исполнения и определение эффективности действий.
11. Бюджет реализации маркетингового плана, оценка его эффективности и контроль выполнения: