Описание методики
Аудит розничных точек - анализ ассортимента, цен, дистрибьюции, мерчендайзинговых материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе. Полученная информация группируется по различным критериям (ценовые группы, фасовка, наличие добавок и т.п.). Таким образом, формируется полная карта позиционирования исследуемой продуктовой группы. Практика показала, что ценность такой картины заключается в возможности проецирования полученных данных на весь локальный рынок, выбранный для исследования, а это возможно лишь при правильном формировании выборки торговых точек. Обладание полной базой данных розничных торговых точек позволяет нам правильно формировать выборку и получать максимально достоверные результаты.
Применение
Данный метод чаще всего используется для проведения исследований по следующим направлениям:
- определение объема и долей рынка;
- характеристики рынка и тенденции его развития;
- сравнительный анализ участников рынка;
- поиск незанятых ниш и разработка нового продукта;
- мониторинг и анализ рыночных цен;
- формирование базы данных предприятий.
Результаты исследования
Информация, полученная в ходе аудита розничных точек, позволит решить задачи, связанные с:
- увеличением доли рынка;
- выходом на новые рынки сбыта;
- запуском новых торговых марок;
- позиционированием новой и существующей продукции.
Перечень работ:
- разработка и тиражирование анкет;
- формирование выборки;
- подготовка интервьюеров и планирование маршрутов;
- полевое исследование и контроль интервьюеров;
- обработка анкет и логическая чистка массива;
- построение диаграмм, таблиц и распределений;
- аналитическое описание результатов интервью.
Состав и размер выборки
|
- Выборка - мини-модель генеральной совокупности (розничных точек).
- Размер выборки – не менее 10% от общего числа точек.
- Методы формирования выборки – квотная выборка.
Фокус-группа (Focus Group)
Описание методики
Фокус-группа – групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте (товар, услуга, реклама), направленное на определение отношения участников к поставленной проблеме или причин восприятия того или иного объекта (товар, реклама), выявления мотивации тех или иных действий потребителей. Фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении в течение 1,5-2 часов по заранее разработанному сценарию. Обычное количество участников составляет 8-12 человек, не знакомых между собой, не объединенных общими интересами, идеями и т.д. Основным принципом подбора участников группы является однородность социально-демографических характеристик, а также частота и объем потребления определенного товара или услуги. Общее число фокус-групп, которое необходимо провести, зависит от исследовательских задач и от степени дифференциации целевых групп. Обычно в рамках исследования проводится от 2 до 6 групп. Фокус-группы проводит квалифицированный специалист - психолог, задача которого - понять истинное отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам.
Применение
Фокус-группы используются для решения следующих задач:
- изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям;
- разработке коммуникативной стратегии, позиционировании товара или услуги;
- оценка соответствия существующего продукта требованиям рынка;
- определение “проблемных” зон продукта/услуги или брэнда: выявление недостатков уже существующих на рынке продуктов в сознании потребителей;
- поиск незанятых ниш и разработка нового продукта;
- формулирование предложений по изменению и улучшению отдельных характеристик товара или услуги;
- выбор концепции продукта/услуги;
- определение имиджа компании для потребителя, ее сильные и слабые стороны;
- определение портрета и особенностей поведения потребителей;
- выявление моделей потребления продукта/услуги, привычек и мотиваций потребителей, их отношения к изучаемой проблеме или продукту, а также определение типов потребительского поведения;
- тестирование новых товаров (свойства, название, дизайн, упаковка, слоган и т. д.);
- тестирование рекламных материалов;
- определение реакции покупателей на рекламу или PR – акцию.
Результаты исследования:
|
- определение критериев потребительского выбора;
- изучение восприятия потребителями рынка, позволяющее выявить потенциальную нишу для нового продукта;
- оценка эффективности позиционирования товара;
- разработка концепции нового товара;
- оценка дизайна упаковки;
- описание имиджа торговых марок;
- выявление мотивов поведения потребителей;
- достижение понимания процессов покупки;
- разработка рекламных концепций;
- оценка эффективности рекламных или PR-кампаний;
- определения объема рынка.
Перечень работ:
- подготовка сценария фокус-группы;
- отбор участников фокус-группы;
- подготовка помещения и материалов;
- проведение фокус-группы;
- обработка результатов фокус-группы;
- аналитическое описание результатов исследования;
- распечатка отчета.
Форма отчетности. Отчет в формате MS Word с использованием таблиц и диаграмм в формате MS Excel в распечатанном и электронном виде. По желанию заказчика могут быть предоставлены видео и аудиозаписи фокус-группы, транскрипт (текст дискуссии, который составляется на базе видео и аудиоматериалов).