Теоретическая интерпретация понятий




Инклюзивное образование – это обучение детей с ровесниками, которые чем-то от них отличаются. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.[1]

Условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125, ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. №131, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Помимо этого важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования — деятельности системы ПМПК и консилиумов образовательных учреждения (ПМПк), законодательно обеспеченной соответствующим Федеральным законодательством: Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95, а также инструктивного письма Минобрнауки о деятельности консилиума образовательного учреждения - инструктивное письмо № 27/901)6 от 27.03.2000).[2]

Основные ценности и убеждения образования для детей с ОВЗ можно сформулировать следующим образом:

1. каждый ребенок имеет право на образование;

2. все дети могут учиться (Необучаемых детей нет. Если ребенок реагирует на мать, значит он обучаемый, но обучают его, соответственно, не буквам);

3. каждый в процессе обучения нуждается в помощи;

4. различия естественны, ценны и обогащают общество.

Барьеры в образовании для детей с ОВЗ. В настоящий момент существует уже довольно много образовательных учреждений, перешедших на инклюзивное образование. Но все-таки остается еще много барьеров для полномасштабной реализации проекта. Основные из них[3]:

– архитектурная недоступность образовательных учреждений;

– дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

– большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знает о проблемах инвалидности и не готово к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

– родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права своих детей на образование, и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Н.Я.Семаго, М.М.Семаго[4] отмечают, что в инклюзивном образовании много объективных и субъективных трудностей. Основные из них:

1. Недостаточно внимания уделяется адаптации пространства обучения, созданию доступной для всех детей с ОВЗ среды;

2. Есть серьезная проблема совмещения типов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям обучения;

3. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении;

4. Крайне неэффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями;

5. Необходима подготовка и повышение квалификации педагогов, участвующих в инклюзивном образовании.

Основная ответственность по созданию условий в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями лежит именно на педагогах, поскольку эти условия должны удовлетворять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и в то же время не ущемлять права и свободы других детей и их родителей. В настоящее время в школах созданы только отдельные условия для адаптации таких детей. Преподаватели в большинстве случаев интуитивно используют способы поддержки учеников в рамках образовательного процесса, однако этого недостаточно. Преподавателям достаточно сложно без определенных знаний и умений по инклюзивному воспитанию и образованию обучать детей.

Инклюзивное образование персонализирует процесс обучения, а для этого необходимо:

· Применять такие методы обучения, которые стимулировали бы активность

· Применять методы поэтапного усвоения материала (пошаговое обучение и приучение: действие разбивается на более мелкие шаги)

· Больше внимания уделять усвоению ключевых понятий

· Принимать во внимание индивидуальные потребности учащихся, но не делить их на группы исходя из их способностей

· Прибегать к помощи родителей, преподавателей и других заинтересованных лиц

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) - объединение специалистов конкретного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динaмичeского диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения различной этиологии в связи с отклонениями в развитии.

Образовательное учреждение – по законодательству РФ, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие ее содержание и питание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юрилическим лицом. Образовательное учреждение по своим организационно-правовымформам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественныхили религиозных организаций). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные;общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего об разования); начальногопрофессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;специальные (коррекционные) дляобучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения дошкольного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихсяпопечения родителей; другиеучреждения, осуществляющие образователь ный процесс.

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет

Образовательное учреждение дополнительного образования – это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида - специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее - коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида - коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов - к оррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида - коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения.В зависимости от местных условий коррекционное учреждение V вида может иметь в своем составе одно отделение.В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой ступени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.Во 2 отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.В составе 1 и 2 отделений могут комплектоваться классы (группы) из воспитанников, имеющих однородные дефекты речи, с обязательным учетом уровня их речевого развития.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида - коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида - коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида - коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.Сроки обучения в коррекционном учреждении VIII вида могут быть девять-одиннадцать лет (с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца).В коррекционном учреждении VIII вида с 10-, 11-летним образованием трудовое обучение в 10-11 классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся.Классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой, создаются в коррекционном учреждении VIII вида, имеющем необходимую материальную базу для углубленной трудовой подготовки, проведения производственной практики. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленой трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9(10) класс. Квалификационные разряды отдельным, хорошо усвоившим профессию, выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия или учреждения начального профессионального образования. Обучающимся, не получившим квалификационного разряда, выдается документ об окончании и характеристика с перечнем работ, которые выпускники способны выполнять самостоятельно.В коррекционном учреждении VIII вида организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.

 

 

Эмпирическая база

 

Благодаря эмпирической базе социологи получают информацию о тех работах которые уже сделаны в изучаем направлении, а также о методологии и методике проведенных исследований.

Если обратиться к статистике, по данным опроса ФОМ «Образование без границ: дети-инвалиды в обычных школах»[5] (ФОМнибус – еженедельный репрезентативный опрос населения старше 18 лет в 43 субъектах Российской Федерации. Выборка –1500 респондентов Интервью по месту жительства) от 12 августа 2012 сделан вывод: Сторонники совместного обучения детей-инвалидов и обычных школьников говорят, что все дети равноправны, никто не должен чувствовать себе изгоем. Противники такой практики уверены, что, обучаясь в общеобразовательных классах, дети-инвалиды столкнуться с жесткостью и непониманием сверстников. 45% опрошенных считают, что обучение детей должно быть совместным, 35%, что оно таковым быть не должно, остальные затруднились ответить. Отвечая на открытый вопрос о причинах, почему дети-инвалиды должны либо не должны учиться вместе с обычными детьми получились следующие ответы:

Среди тех, кто считает совместное обучение приемлемым указывались такие причины «за» совместное обучение – «Все дети равноправны, не нужно их разделять» (18%), «Дети-инвалиды не будут чувствовать себя ущербными, изгоями» (7%), «Нужно воспитывать гуманное отношение к людям-инвалидам» (6%), «Дети-инвалиды должны общаться со сверстниками» (5%), «У детей-инвалидов будет происходить социальная адаптация» (4%), «Дети-инвалиды будут лучше учиться, развиваться» (3%), «Дети-инвалиды не виноваты, нельзя их обделять» (2%), «Это правильно, так будет лучше для всех» (2%).

Среди тех, кто считает совместное обучение неприемлемым указывались такие причины «против» совместное обучение – «Сейчас дети жестокие, они будут обижать детей-инвалидов» (16%), «Детям-инвалидам нужны специальные условия и программы обучения» (7%), «Детям-инвалидам будет некомфортно, они будут острее чувствовать свою инвалидность» (5%), «Дети-инвалиды и другие дети будут мешать друг другу» (3%), «Детям-инвалидам будет сложнее учиться» (3%), «Наше общество не готов к этому» (1%).

52% опрошенных считают, что при совместном обучении детей-инвалидов и обычных детей, качество образования не ухудшится, 26% - ухудшится, остальные затруднились ответить. В то же время больше половины опрошенных (52%) считают, что детям-инвалидам в первую очередь будет некомфортно учиться со здоровыми. И говоря о том, кто должен отстаивать идею о совместном образовании, а также финансировать техническое переоборудование образовательных учреждений, большинство респондентов отмечают, что это прерогатива Министерства образования (30% и 36% соответственно).

Осенью 2012 года было проведено исследование сотрудниками Лаборатории мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета (ЛМИ МГППУ) Елены Аржаных, Виктора Мойсова, Ольги Гуркиной, которое обсуждалось на Втором Российском экономическом конгрессе, прошедшем в Суздале в феврале.

В исследовании МГППУ участвовали 300 учащихся с инвалидностью и 200 родителей. В генеральную совокупность вошла только Москва (в столице, по данным Департамента социальной защиты населения, насчитывается 28,7 тыс. детей-инвалидов, рост детской инвалидности составляет тысячу человек в год).

Слабая осведомленность об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья остается серьезнейшим барьером для его внедрения. Для преодоления данного барьера были предложены следующие меры:

1. Создать единый информационный портал, который предоставлял бы подробные сведения о высшем образовании для инвалидов и об их дальнейшем трудоустройстве (часть материалов можно найти, например, на портале «Образование без границ»).

2. При университетах, обучающих людей с ограниченными возможностями, должны быть созданы системы подготовительных отделений, которые бы адаптировали студентов с инвалидностью к учебе.

3. Для родителей, преподавателей и психолого-медико-педагогических комиссий нужно создать информационные буклеты о возможностях и ограничениях получения профобразования.

4. При вузах стоит организовать для инвалидов клубы общения.

Очевидно, что социализация инвалидов нередко затруднена по объективным причинам. Так, подросткам с психическими заболеваниями трудно получить среднее и высшее образование. Между тем, неврологические диагнозы поставлены значительной части детей-инвалидов в возрасте 15-17 лет. У 19,2% причиной инвалидности стали психические расстройства, у 18,4% – болезни нервной системы.

Три четверти молодых людей с ограниченными возможностями намерены учиться в вузах. Лишь 2% подростков-инвалидов не планируют ни учиться, ни работать после школы.

Несколько проще интегрироваться в общество и получить профессиональное образование детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Именно их, в основном, и опрашивали специалисты Лаборатории мониторинговых исследований.

Сейчас в государственных и муниципальных вузах Москвы учатся 21511 студентов-инвалидов (данные на 2012 год). В негосударственных университетах обучаются 1428 молодых людей с ограниченными возможностями.

В государственных и муниципальных колледжах и техникумах учатся 14184 студента-инвалида, в негосударственных ссузах – 216 человек. При этом большинство студентов-инвалидов – заочники.

Похожая ситуация и в школьном образовании. Почти половина детей-инвалидов получают его на дому, то есть фактически в изоляции. 45% учатся в коррекционных школах. И лишь 10% детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают обычные общеобразовательные школы, то есть учатся бок о бок со здоровыми сверстниками. Впрочем, такая ситуация не удивительна. Безбарьерная среда для инвалидов в России пока только создается. Интеграция их в общество только начинается.

Особенно важно при этом преодоление психологических барьеров, а оно явно наметилось. По данным предыдущего исследования ЛМИ МГППУ «Инклюзивное образование в Москве: социальные условия, проблемы и ограничения» (2010), и родители здоровых детей, и родители детей с особенностями развития видят существенные плюсы в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рисунок 1. Преимущества инклюзивного обучения по мнению родителей

Источник:Группа ЦИРКОН

Минусы совместного обучения родители также отмечают. По мнению родителей здоровых детей, они – в возможном снижении дисциплины и успеваемости в классе. Родители детей с особенностями развития видят риски учебы детей с ограниченными возможностями здоровья в отрицательном опыте от общения со здоровыми детьми и дополнительных страхах.

Рисунок 2. Отрицательные стороны инклюзивного обучения по мнению родителей

Источник:Группа ЦИРКОН

26% родителей здоровых детей высказываются за обучение детей-инвалидов в обычных общеобразовательных школах в одном классе со здоровыми детьми, 32% – за обучение в спецклассах на базе общеобразовательных школ.

Три четверти молодых людей с ограниченными возможностями намерены учиться в вузах (такой же уровень желания поступить в вуз демонстрируют и здоровые школьники – OPEC.ru). 54% детей с ограниченными возможностями собираются после окончания школы сразу поступать в институт, 21% сначала планируют отучиться в колледжах и техникумах, а затем тоже пойдут в высшую школу. Лишь 2% подростков-инвалидов не планируют ни учиться, ни работать после школы.

Распределение учащихся по ориентации на бесплатное/платное обучение выглядит так:

· «И на платное, и на бесплатное, – как получится» – 46%,

· «Только на бесплатное» – 37%.

В рейтинге специальностей, по которым собираются учиться в вузах молодые люди с ограниченными возможностями, лидирующие позиции заняли:

· математика, программирование – 16%,

· общественные науки: экономика, право, менеджмент – 14%,

· медицина – 11%,

· искусство: музыка, живопись, театр – 8%,

· философия, филология – 7%.

Примечательно, что о льготах при поступлении знает лишь половина опрошенных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: