Выбранный метод – опросный (анкетирование), используемый наряду с другим методом – мониторингом.




Обоснование выбора опросного метода:

Данный метод обладает рядом достоинств:

⇒ организационная четкость и относительная простота (опрос всегда организовать легче любого другого способа получения информации);

⇒ относительная дешевизна;

⇒ конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений;

⇒ уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методам);

⇒ оперативность (при анкетировании);

⇒ эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.

Опрос используется в том случае, когда предпочтительным, а часто единственным источником сведений является человек — непосредственный представитель исследуемого процесса или явления. Получение необходимых сведений при опросе происходит в ситуации общения по схеме «вопрос —ответ», после которой проводится качественная и количественная обработка полученных ответов. Варианты общения могут быть различными: личное или опосредованное (телефон, почта и т.п.); устное или письменное, индивидуальное или групповое. Сведения, получаемые при опросе, всегда фиксируются в виде ответов на вопросы исследователя, которые он формулирует либо заранее (формализованный опрос), либо непосредственно в процессе общения (неформализованный опрос).

Мониторинг - социологический мониторинг — форма проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации.

Мониторинг это систематическое, а не разовое отслеживание данных. При проведении мониторинга могут быть использованы не только социологические методы сбора информации. Однако, если эта информация носит социальный характер, то, безусловно, она нуждается в методологической и теоретической рефлексии с позиций социологии. Тем не менее, для социологических исследований мониторинг — наиболее оптимальный метод организации сбора и анализа информации. Поскольку целостная, и достаточно глубокая интерпретация тех или иных процессов может быть достигнута на сравнительных, регулярно фиксируемых данных, полученных в достаточно значимом интервале времени. В социологическую практику это понятие пришло из экологии, где термином «мониторинг» обозначается непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью создания базы данных о возможных разнообразных отклонениях важнейших параметров. При организации социологических исследований по типу мониторинга обычно определяется небольшое число наиболее существенных показателей, отражающих состояние социальной среды, затем методом повторных исследований регулярно проводятся социологические замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике, используя сравнение с базовыми или нормативными показателями.

В зависимости от тех оснований, что могут быть использованы для сравнения можно выделить следующие виды мониторинга:

Динамический, когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. В данном случае, на первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер, в силу того, что чаще всего причины достаточно прозрачны. Однако, для сложных социальных систем, по мнению экспертов, этот способ не подходит, поскольку при попытке выявить причину эффекта, исследователи сталкиваются с проблемами смещения.

Конкурентный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других подобных систем. Изучение двух или нескольких подсистем большей системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и тоже время, что дает основание делать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого такой подход дает возможность оценить величину проблемы, ее критичность.

Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы, выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Он заключается в том, что данные по системе сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня. Такой подход дает возможность учесть большинство причин смещений оценок.

Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы.

Применительно к социальным системам, можно выделить три вида мониторинга в зависимости от его целей.

Информационный – структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.

Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Для реализации этого вида мониторинга могут быть использованы любые из трех возможных оснований для сравнения. Выбор того или иного варианта будет определяться целями мониторинга и ресурсными возможностями исполнителей.

Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления. Впервые этот вид мониторинга описал А.Дж.Фейерклаф для экологических исследований – мониторинг бдительности или предусмотрительности. Его цель – выявление и оценка новых опасностей, его провоцирует быстрый рост опасностей, часть из которых носит глобальный характер. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих, в зависимости от видов управленческих задач. Проблемный функционирования – представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или одной проблеме. Реализация этого мониторинга не ограничена по времени. Проблемный развития – текущие задачи развития и предмет изучения этого мониторинга существует некоторое время. После того как задача решена, он прекращает свое существование. При этом количество параллельно существующих задач может быть достаточно большим. Основная особенность данного вида мониторинга - динамичность создания, когда задачи качества инструментария и всей системы мониторинга должны решаться в условиях лимита времени.

Для социологического мониторинга используются специфические для эмпирической социологии методы сбора, обработки, анализа и использования информации, например опрос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: