Образовательные организации РФ, осуществляющие образовательную деятельность можно рассматривать с нескольких ключевых позиций:
1. Архитектурные условия для детей с ОВЗ в ОУ
а) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения
б) соблюдение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.)
2. Материально-техническое обеспечение
а) соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
б) соблюдение санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.)
в) соблюдение пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.
3. Кадровое обеспечение
а) укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
б) уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
в) непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;
|
4. Организационное обеспечение
а) нормативно – правовое обеспечение
б) наличие системы взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров (например, ППМС-центры, общественные организации, учреждения здравоохранения и т.п.)
в) информационное обеспечение: образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы;
г) наличие библиотеки со специализированной художественной и развивающей литературой;
5. Программно-методическое обеспечение
а) Обеспечение научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ
Определяется также система связей каждого понятия с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное отражение изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Цель системного анализа объекта и предмета исследования — разработать и структурировать пространство описания предметного поля исследования в необходимом и достаточном комплексе его характеристик —будущих переменных, которые в инструментальном аппарате исследования трансформируются в вопросы анкеты, пункты карточек контент-анализа и т.д. Получающийся в результате комплекс характеристик имеет четкую «привязку» к структуре объекта и предмета исследования.
|
Эмпирический показатель представляет собой наблюдаемое, фиксируемое, измеряемое явление, в котором отражается некое существенное качество объекта, не поддающееся непосредственному наблюдению. Например,Показателем удовлетворенности участников группы господствующей в ней морально-психологической атмосферой является число конфликтов за определенный период времени. Показателем сплоченности Группы может быть число положительных взаимных выборов в гипотетической ситуации, например, работы на общий наряд, что фиксируется в результате социометрического опроса
Наблюдение и измерение, таким образом, осуществляется через систему показателей, специально разработанных в рамках определенного исследования в соответствии с его целями и задачами. Для разработки системы показателей требуется создание предварительной концептуальной модели, в которой каждая абстракция выступает не в виде совокупности отличительных признаков, а в виде системы существенных отношений, определяющих функционирование и развитие объекта.
Перевод исходных абстрактных понятий в систему эмпирических показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из показателей. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из сравнимых, количественных переменных.
Эмпирический индикатор – элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению. В прикладном исследовании индикаторы служат эмпирической и операциональной интерпретации опорных понятий. Они представляют признаки изучаемого объекта и, будучи поставленными в соответствие с теоретическими понятиями, выражают фактическое эмпирическое содержание понятий или связей понятий.