1) Де Боэр А., Пийл С.-Дж., Миннаэрт А. Отношение к инклюзии учителей начальной общеобразовательной школы: обзор литературы. Учителя играют ключевую роль в реализации инклюзивного образования. Цель данного исследования: изучение отношения учителей к инклюзивному образованию; переменных, которые связаны с этим отношением; влияние этого отношения на социальное взаимодействие учащихся с особыми потребностями в рамках общеобразовательных школ в странах Скандинавии. Обзор 26 исследований выявил у большинства учителей нейтральное или негативное отношение к инклюзии в систему общего начального образования детей с ограниченными возможностями. Ни одно исследование не предоставляло абсолютно положительных результатов. Переменные, оказывающие влияние на отношение учителей к инклюзии: дополнительное обучение на курсах переподготовки и получение опыта взаимодействия с детьми, имеющими различные типы инвалидности. Данные, свидетельствующие о влиянии отношения педагогов на социальное взаимодействие учащихся, также пока не обнаружены.
2) Кагран Б., Шмидт М. Отношение словенских учителей к инклюзии учащихся с различными видами образовательных потребностей в начальной школе Представленное в статье эмпирическое исследование отражает отношение учителей к влиянию инклюзии (репрезентативная выборка из 1360 педагогов) на четыре основных параметра образовательной среды: на учащихся с ОВЗ, сверстников этих учащихся; самих учителей и на атмосферу в классе. В качестве наблюдаемых переменных были выбраны две релевантные характеристики выборки, а именно: категория инвалидности (физическая инвалидность, легкая степень умственной отсталости, трудности в обучении, поведенческие/эмоциональные расстройства) и категория профессиональной компетентности учителей, работающих с детьми с ОВЗ. В исследовании использовалась методика «Опросник оценки влияния на инклюзию» («The Impact of Inclusion Questionnaire», IIQ; Martinez and Hastings, 2004). Приведено краткое описание содержания данной методики. В результате исследования было выявлено, что отношение учителей к инклюзии зависит от того, какой вид инвалидности имеют учащиеся. Педагоги демонстрируют высокую степень принятия учащихся с физической инвалидностью и меньшую – в случае наличия у детей поведенческих/эмоциональных расстройств. Исследование показывает, что помимо категории инвалидности, другим важнейшим условием согласия учителей на инклюзию является их профессиональная компетентность.
|
3) Френч Н.-К., Чопра Р.-В. Учитель в роли менеджера.. Учитель инклюзивного класса отвечает за координацию комплексной системы взрослых и детей, которая включает в себя помощников учителей американских школ (paraeducators), не входящих в постоянный штат школы, но работающих с учителями школ округа, учениками, родителями и обеспечивающих информацию о состоянии школьного образования в пределах округа. Роль учителя инклюзивного класса аналогична роли исполнительного директора в бизнесе и подразумевает развитие следующих навыков: лидерство, сотрудничество, коммуникативные умения. Учителя, демонстрирующие навыки в пяти ключевых функциональных сферах (планирование, сопровождение/поддержка, объяснение, сотрудничество, супервизия коллег) способствуют более успешной адаптации учащихся к инклюзии.
|
4) Ким Дж.-Р. Влияние программ профессиональной подготовки педагогов на готовность к инклюзии студентов-практикантов. В Нью-Йорке было осуществлено исследование, в ходе которого были собраны данные по десяти программам профессионального педагогического образования. В числе методик использован опросник «Отношение учителей к инклюзии» и анкета личных данных. Ответы 110 студентов, принявших участие в исследовании, были проанализированы в соответствии c тремя типами образовательных программ, а именно: комбинированным, раздельным, общим профессиональным. Комбинированный тип обучения объединяет в себе курсы факультетов общего и специального образования и, соответствен но, читается на каждом из них; после завершения обучения выпускнику присваивается квалификация общего и специального образования. Раздельный тип обучения предполагает сохранение программ общей и специальной педагогики отдельно на соответствующих факультетах, однако студенты могут получить диплом с двойной специальностью, дополнительно прослушав определенные курсы на нужном факультете. Общий профессиональный тип обучения не предоставляет возможности получить дополнительную квалификацию по специальной педагогике. В результате исследования выяснилось, что студенты комбинированного типа обучения демонстрируют наиболее положительное отношение к инклюзии и готовность к ней.
5) Брендон Т., Чарлтон Д. Опыт Англии в создании и развитии центра подготовки педагогов к инклюзивному образованию. Рассматривается теория и практика создания Центра усовершенствования педагогического мастерства (Centre for Excellence in Teacher Training, CETT) на базе Университета Нортумбрии в Англии. Это лишь один из одиннадцати новых английских центров, занимающихся подготовкой учителей к инклюзивному образованию. Центры усовершенствования педагогического мастерства являются важнейшим компонентом ряда государственных реформ, направленных на обучение и тренировку педагогических кадров. Они основаны на партнерстве восемнадцати организаций, которые объединяют в единое профессиональное сообщество (community of practice, CoP) преподавателей высшей школы, колледжей, курсов повышения квалификации и учителей, работающих с учащимися с трудностями в обучении и/или инвалидностью (learning difficulties and/or disabilities, LDD), с целью обеспечения опыта практической работы последних. Первичные оценки деятельности этого сообщества показали снижение чувства изолированности у многих учителей благодаря постоянному обмену опытом с коллегами, обеспечению научной и финансовой поддержки тех сфер обучения, которые зачастую упускаются из виду. Опираясь на экспертные и собственные оценки опыта работы Центра, анализируются проблемы и возможности, заложенные в реализации этого проекта, и изменения, которые он может за собой повлечь в рамках более широкого профессионального сообщества. Представлена довольно подробная схема структуры функционирования Центра, описывается структура и деятельность сообщества английских специалистов.
|