Анкеты, составленные для опроса ОУ, ДОУ, ДОП охватывают большинство вопросов, отражающих работу данных учреждений в рамках образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, в качестве рекомендаций для последующих исследований хотелось бы обратить внимание на изучение следующих вопросов, которые не получили отражения в данных анкетах.
· В рамках материально-технического (в т.ч. архитектурного) обеспечения изучить возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;
· Изучить санитарно-бытовые условия с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
· Изучить социально-бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.)
· Рассмотреть вопрос соблюдения пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
· Изучить вопрос о наличии библиотеки, доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ.
В зависимости от содержания и итогов проекта могут быть запланированы промежуточные и итоговые мониторинговые срезы для анализа эффективности проекта (в случае итогового среза) или для корректировки проекта (в случае промежуточного среза).
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Подготовка эмпирической информации к обработке.
2. Содержательный контроль полноты и правильности первичных документов.
3. Сквозная нумерация всех документов, прошедших содержательный контроль и включенных в обработку.
4. Подготовка электронного макета для введения эмпирической фактуры в память компьютера и перевода ее из физической формы в электронную.
5. Перенос (набивка) всей эмпирической фактуры с полевых документов (анкет, бланков и т.п.) в память компьютера (на жесткие и/или мягкие магнитные диски) и образование так называемых файлов данных.
6. Получение линейных распределений частот значений всех переменных, включенных в полевой документ, а также необходимых или заданных таблиц сопряженности между ними.
· функциональный анализ, направленный на выявление устойчивых инвариантных связей объекта;
· структурный анализ, связанный с выявлением внутренних элементов объектов и способа их сочетания;
1) одномерный статистический анализ - дает возможность анализировать эмпирическое распределение измеренных в социологическом исследовании признаков. В этом случае вычленяются дисперсии и средние арифметические значения признаков, определяются частоты встречаемости различных градаций признаков;
2) анализ сопряженности и корреляции признаков - предполагает использование совокупности статистических методов, связанных с вычислением парных корреляций между признаками, измеренных в количественных шкалах, и анализ таблиц сопряженности для качественных признаков;
3) проверка статистических гипотез - позволяет подтвердить или опровергнуть определенную статистическую гипотезу, обычно связанную с содержательным выводом исследования;
4) многомерный статистический анализ - позволяет анализировать количественные зависимости отдельных содержательных сторон исследуемого объекта от множества его признаков.
Статистические методы анализа:
· анализ средних величин;
· вариационный (дисперсионный) анализ;
· изучение колебаний признака относительно его среднего значения;
· корреляционный анализ - установление зависимости между признаками;
· латентный анализ - выявление скрытых признаков объекта;
7. Использование (при возможности) стандартных или специализированных пакетов прикладных компьютерных программ в индивидуальном (диалоговом) режиме для проведения оригинальных математических или статистических преобразований эмпирической информации и представления получаемых результатов в удобной (табличной, графической, диаграммной и т.п.) форме на экране монитора и/или (через принтер) на бумаге.
8. Анализ выходных форм.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ СБОРА ИНФОРМАЦИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ