В тех случаях, когда при выпуске шасси нормальным способом не выпускается одна или две стойки шасси, курсант (пилот) обязан:
— доложить об этом руководителю полетов;
— проверить давление воздуха в сети (должно быть не менее 30 кгс/см2);
— нажатием на кнопку электрической сигнализации шасси проверить исправность светосигнализаторов.
При достаточном давлении воздуха в сети и исправности электрической сигнализации (при нажатии на кнопку зеленые светосигнализаторы загораются) повторить выпуск шасси в такой последовательности:
— убрать шасси, поставив рычаг крана шасси в положение «УБРАНО»;
— когда шасси уберется, поставить рычаг крана шасси в положение«НЕЙТРАЛЬНО»;
— по истечении (1—2) мин, необходимых для стравливания противодавления, поставить рычаг крана шасси (без противодавления) в положение «ВЫПУЩЕНО»;
— проверить выпуск шасси по электрической и механической сигнализации. После выпуска законтрить рычаг крана шасси защелкой.
Если давление в воздушной системе недостаточно или выпуск шасси указанным выше способом результатов не дал, а также если при выпуске шасси не загорится хотя бы один светосигнализатор и не выйдет полностью штырь механической сигнализации на крыле необходимо выпустить шасси аварийно.
АВАРИЙНЫЙ ВЫПУСК ШАССИ
1. При аварийном выпуске шасси необходимо:
— доложить по радио руководителю полетов о своем решении выпускать шасси аварийно;
— проверить давление воздуха в аварийном баллоне;
— закрыть вентиль основной сети «ЗАРЯДКА СЕТИ» (чтобы предупредить стравливание воздуха на случай отказа обратного клапана);
— поставить кран шасси в положение «НЕЙТРАЛЬНО»;
|
— открыть вентиль аварийного выпуска шасси «АВАРИЙНОЕ ШАССИ»;
— проверить выпуск шасси по загоранию трех зеленых светосигнализаторов и по показаниям механических указателей;
— поставить кран шасси в положение «ВЫПУЩЕНО»;
— вентиль аварийного выпуска шасси «АВАР. ШАССИ» оставить в открытом положении до заруливания самолета на стоянку.
После заруливания на стоянку доложить технику самолета о том, что шасси выпускалось аварийно.
Примечание. Если после выпуска шасси аварийным способом возникла необходимость произвести вынужденную посадку вне аэродрома, при которой шасси должно быть снова убрано, следует:
— закрыть вентиль «ВЫП. АВАРИЙНО»;
— поставить кран шасси в нейтральное положение;
— стравить противодавление многократным нажатием на тормозную гашетку;
— открыть вентиль основного воздушного баллона;
— поставить рычаг крапа шасси в положение «УБРАНО»;
— проверить уборку шасси по электрической и механической сигнализации.
2. Если шасси не выпустилось ни основным, ни аварийным способами, посадку производить с убранным шасси только на грунтовую полосу.
АВАРИЙНЫЙ ВЫПУСК ПОСАДОЧОГО ЩИТКА.
При аварийном выпуске посадочного щитка необходимо:
— доложить по радио руководителю полетов о своем решении выпускать щиток аварийно;
— проверить давление воздуха в аварийном баллоне;
— закрыть вентиль основной сети «ЗАРЯДКА СЕТИ» (чтобы предупредить стравливание воздуха на случай отказа обратного клапана);
— открыть вентиль аварийного выпуска шасси «АВАР. ШАССИ»;
— поставить кран щитка в положение «ВЫПУЩЕНО»;
|
— проверить выпуск посадочного щитка по загоранию красного светосигнализатора «ЩИТОК ВЫПУЩЕН».
ПОСАДКА С УБРАННЫМ ПОСАДОЧНЫМ ЩИТКОМ
Если в полете посадочный щиток не выпускается ни основным, ни аварийным способами, посадку выполнять с убранным щитком. Приборная скорость планирования после четвертого разворота должна быть (150—160) км/ч. Техника выполнения посадки с убранным посадочным щитком не имеет существенных отличий от посадки с выпущенным щитком. Но следует иметь в виду, что дальность планирования, время выдерживания и скорость приземления будут несколько больше, чем при посадке с выпущенным щитком.
ОТКАЗ ТОРМОЗОВ
При отказе тормозов на выруливании следует прекратить руление, выключить двигатель и выяснить причину отказа. При отказе тормозов на пробеге после посадки необходимо:
— после окончания пробега доложить руководителю полетов об отказе тормозов и освободить посадочную полосу;
— на рулежной полосе проверить давление в основном воздушном баллоне и, если оно нормальное, выключить двигатель. Если давления воздуха в системе нет, закрыть вентиль сети и открыть вентиль аварийного баллона, после чего при исправной работе тормозов продолжить руление на малой скорости. Во время руления следить за давлением воздуха в аварийной системе. Если при открытии вентиля аварийной системы тормоза не работают или воздуха для торможения недостаточно, выключить двигатель.
ОТКАЗ ДВИГАТЕЛЯ
1. При частичном или полном отказе двигателя на разбеге курсант (пилот) обязан прекратить взлет, выдержать направление и, используя тормоза, остановить самолет. При возникновении опасности столкновения с препятствиями на границе аэродрома, если есть возможность, отвернуть самолет в свободную сторону. Предварительно закрыть пожарный кран.
|
2. При отказе двигателя в наборе высоты до первого разворота немедленно перевести самолет на планирование, убрать шасси, закрыть пожарный кран и выключить зажигание; посадку производить прямо перед собой. До начала выравнивания аварийно сбросить дверь кабины. Если посадка по прямой явно угрожает жизни экипажа (опасность лобового удара о препятствие), пилот должен изменить направление посадки.
3. При отказе двигателя между первым и вторым разворотами доложить руководителю полетов об отказе двигателя, аварийно сбросить дверь кабины и произвести вынужденную посадку на площадку, предусмотренную инструкцией по производству полетов на данном аэродроме. Действия при вынужденной посадке в этом случае такие же, как и при отказе двигателя до первого разворота.
4. В случае отказа двигателя после второго разворота производить посадку на свой аэродром или на площадку, предусмотренную инструкцией по эксплуатации данного аэродрома, или действовать согласно указаниям руководителя полетов. При отказе двигателя в зоне действовать согласно инструкции по эксплуатации данного аэродрома.
5. При загорании на приборной доске светосигнализатора «СТРУЖКА В ДВИГАТЕЛЕ» (появление стружки в маслосистеме двигателя) необходимо проверить по показаниям приборов температуру, давление масла и частоту вращения вала двигателя. Убедившись в нормальной работе двигателя, доложить руководителю полетов и действовать по его указанию, тщательно контролируя параметры работы двигателя. В случае, если один из параметров не будет соответствовать инструкции по эксплуатации, прекратить выполнение задания, доложить руководителю полетов и произвести посадку на ближайший аэродром или площадку.
ПАДЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ MACЛА
1. При обнаружении падения давления масла в двигателе пилот должен, проверить температуру масла. Если температура масла растет, то при полете в районе аэродрома нужно немедленно произвести посадку на аэродром и выключить двигатель.
2. При полете вне аэродрома произвести посадку на запасном аэродроме или выбрать площадку и сообщить о своем местонахождении руководителю полетов.
3. Вынужденную посадку вне аэродрома на выбранную площадку производить с убранным шасси и с выпущенным посадочным щитком.