В случае непроизвольного срыва самолета в штопор вследствие потери скорости при выполнении фигур пилотажа или по другим причинам пилот (курсант) обязан:
— убрать газ;
— определить направление вращения самолета;
— приступить к выводу самолета из штопора. Если самолет не выходит из штопора необходимо:
— проверить, правильно ли установлены рули на вывод (педаль дана до отказа в сторону, обратную вращению, штурвал отклонен от себя за нейтральное положение);
— отклонить штурвал от себя за нейтральное положение и, если самолет все же продолжает штопорить отклонить штурвал от себя до отказа.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если до высоты 1000 м самолет из штопора не вышел, покинуть самолет на парашюте.
ДЕЙСТВИЯ ПИЛОТА(ЭКИПАЖА) ПРИ ВЫНУЖДЕННОМ ПОКИДАНИИ САМОЛЕТА Як-18Т С ПАРАШЮТОМ (рис. 34, 35)
Полеты, связанные с первоначальным обучением летного состава, включающие выполнение учебно-тренировочных заданий в зоне на отработку простого и сложного пилотажа, члены экипажа обязаны выполнять с надетыми и предварительно подогнанными на земле парашютами.
1. Вынужденное покидание самолета Як-18T с парашютом производится:
— при возникновении на самолете пожара;
— в случае невыхода самолета из штопора на высоте 1000 м;
— в случае невозможности восстановить управляемость самолета;
— во всех случаях, когда вынужденная посадка не гарантирует сохранение жизни экипажа.
2. Порядок поступления команд и их исполнения.
Командир экипажа (обучающий) подает команду: «Приготовиться к покиданию самолета». По этой команде курсант (обучаемый) отсоединяет колодку шнура шлемофона или снимает авиагарнитуру, расстегивает привязные ремни и по исполнительной команде: «Покинуть самолет» аварийно сбрасывает входную дверь, затем покидает самолет.
|
Члены экипажа покидают самолет в следующей очередности:
— курсант (обучаемый);
— командир экипажа (обучающий).
При покидании неуправляемого самолета подается только исполнительная команда: «Покинуть самолет».
При отделении от самолета парашют вводится в действие автоматом КАП-3П (ППХ-2П) или вручную с помощью кольца на подвесной системе. Автомат устанавливается на время 3 с и высоту 1000 м.
3. Действия экипажа при покидании самолета в управляемом полете.
Перед покиданием управляемого самолета перевести его в горизонтальный полет и уменьшить скорость до 220 км/ч.
Безопасное покидание самолета в горизонтальном полете и на режиме планирования обеспечивается и проверено до скорости 220 км/ч. Минимальная безопасная высота покидания в прямолинейном полете—150 м.
При покидании самолета с левого сиденья необходимо:
— аварийно сбросить левую входную дверь;
— отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру;
Рис. 34. Покидание самолета с парашютом с левого сиденья
Рис. 35. Покидание самолета с парашютом с правого сиденья
— установить кресло в крайнее заднее положение;
— расстегнуть привязные ремни;
— снять ноги с педалей;
— повернуться в правую сторону;
— правой рукой взяться за передний обрез дверного проема, левой—за задний обрез дверного проема;
— поставить левую ногу на крыло, приподняться с кресла, нагнуть голову и энергичным рывком отделиться от кресла;
|
— оказавшись на крыле, сгруппироваться и соскользнуть с него.
При покидании самолета с правого сиденья необходимо:
— аварийно сбросить правую дверь;
— отсоединить колодку шнура шлемофона или снять авиагарнитуру;
— установить кресло в крайнее заднее положение;
— расстегнуть привязные ремни;
— снять ноги с педалей;
— повернуться в правую сторону;
— левой рукой взяться за передний обрез дверного проема;
— правой рукой взяться за задний обрез дверного проема;
— поставить правую ногу на крыло, приподняться с кресла, нагнуть голову и энергичным рывком отделиться от кресла;
— оказавшись на крыле, сгруппироваться и соскользнуть с него.
4. Рекомендации экипажу при вынужденном, аварийном покидании самолета в перевернутом полете, штопоре, при пикировании и на спирали. При покидании самолета в этих случаях необходимо:
— аварийно сбросить дверь;
— отсоединить колодку шнура или снять авиагарнитуру;
— снять ноги с педалей;
— расстегнуть привязные ремни.
Покидание самолета в штопоре и на спирали выполнять поочередно, в одну дверь, внутрь фигуры, энергичным толчком рук и ног с обреза дверного проема и вдоль крыла.
Подготовка и покидание самолета производятся так же, как указано в пп. 2, 3.
Покидание самолета из перевернутого полета, штопора, пикирования и на спиралях не проверялось.