1. _____________________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________
4. _____________________________________________________________________________
5. _____________________________________________________________________________
6. _____________________________________________________________________________
7. _____________________________________________________________________________
8. _____________________________________________________________________________
9. _____________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3. Сделайте обратный перевод с родного языка на русский. Проверьте правильность перевода.
1. _____________________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________
4. _____________________________________________________________________________
5. _____________________________________________________________________________
6. _____________________________________________________________________________
7. _____________________________________________________________________________
8. _____________________________________________________________________________
9. _____________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. Постройте предложения с пассивным субъектом по модели:
Модель 2. | кому? | – было будет | как? | весело |
скучно | ||||
обидно | ||||
неудобно | ||||
стыдно |
1. На факультетском вечере студенты много смеялись, им _____________________________
2. На занятии они скучали, им _____________________________________________________
3. На модульном контроле студенту не хватило одного балла, ему _____________________
4. В поезде он ехал на верхней полке, ему ___________________________________________
5. Только один студент не научился делать инъекции, ему _____________________________
6. Мой друг серьёзно готовился к экзамену, но получил тройку. Ему ____________________
7. Мы сегодня ходили в цирк. Программа была интересная, нам ________________________
8. Летом мои друзья ездили на родину, я был в Симферополе один. Мне _________________
|
9. Книга была хорошая. Мне ___________________________________________её читать.
10. Утром я некрасиво разговаривал с другом, сейчас мне ______________________________
ЗАДАНИЕ 5. Постройте предложения с пассивным субъектом по модели:
Модель: | (Он) (тошнить, тошнота). | Его тошнит. |
У него тошнота. |
1. | (Мы) (знобить, озноб). | |
2. | (Она) (лихорадить, лихорадка). | |
3. | (Он) (рвать, рвота). | |
4. | (Вы) (плохо, плохое самочувствие)? | |
5. | (Я) (дурно, дурнота). | |
Урок 20
Тема 20. | Значение глаголов с постфиксом -ся |
Задание 1. Употребите в нужной форме глаголы со значением эмоциональных состояний.
1. | Я ______________________________________ экзамена по гистологии. | боятся |
Он _________________________________ экзаменатора по физиологии. |
2. | Она _____________________________________ своего большого роста. | стесняться |
Я __________________________________________ посторонних людей. |
3. | Он ______________________________________ из-за плохой оценки. | расстраиваться |
Они _____________________________________ из-за плохой погоды. |
4. | Мы ____________________________________________ приходу весны. | радоваться |
Родители __________________________________________ успеху сына. |
5. | Друзья _________________________________ его безразличию к учёбе. | удивляться |
Преподаватели _________________________________ её способностям. |
6. | Я ______________ на своего друга: он не предупредил меня о переносе занятий. | обижаться |
Я ______________________________ на соседей, которые шумят ночью. |
7. | Я ________________ на свою подругу: она не вернула мне мой учебник. | сердиться |
Преподаватель _________________ на студентов, которые опаздывают на занятия. |
|
8. | Дети _______________________________________ своими родителями. | гордиться |
Преподаватели ______________________________ успехами студентов, победивших на олимпиаде. |
9. | Друг __________________________ о своих родных: они не отвечают на телефонные звонки. | беспокоиться |
Мы ___________________________ о результатах модульного контроля. |
Задание 2. Постройте предложения из данных слов.
Модель 1. | кому? | приходится | + инфинитив |
1. Каждый, приходиться, обращаться, к, зубной врач. _________________________________
________________________________________________________________________________
2. Я, часто, приходиться, ходить, пешком. __________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Во время, дождь, приходиться, брать, зонт.________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Врачи, иногда, приходиться, делать, искусственное дыхание._________________________
________________________________________________________________________________
5. Мне, прийтись, разговаривать, с, он, завтра, потому что, сегодня, я, некогда. ___________
________________________________________________________________________________
Задание 3. Передайте значение пассивного участия в действии. Постройте фразу таким образом, чтобы слова, стоящие в позиции объекта, заняли позицию субъекта по модели:
Модель 2. | (И.п.) (В.п.) кто делает что | (И.п.) (В.п.) Медицина использует последние достижения науки. |
(И.п.) (Т.п.) что делается кем | (И.п.) (Т.п.) Последние достижения науки используютсямедициной. |
1. Доценты составляют тесты для контроля. – _______________________________________
________________________________________________________________________________
2. Учёные изучают возможности человеческого организма. – __________________________
|
________________________________________________________________________________
3. Студенты усваивают большой теоретический материал. – ___________________________
________________________________________________________________________________
4. Врачи лечат пациентов. – _______________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Преподаватели обучают студентов в университете.– ________________________________
________________________________________________________________________________
6. Строители строят новые дома..– ________________________________________________
________________________________________________________________________________
7. Фармацевты делают лекарства..– ________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 4. Выберите один из предлагаемых глаголов.
Пишите их в нужной форме.
Модель 3. | кто? | мыть | кого? | Модель | кто? | мыться | = мыть (сам) себя | |
умывать | умываться | = умывать (сам) себя | ||||||
купать | купаться | = купать (сам) себя | ||||||
одевать | одеваться | = одевать (сам) себя | ||||||
… | … |
НО: | кто? | надевать | что? | на кого? начто? |
1. | После еды надо ______________ посуду. Она _______________ в ванне. Сестра ________________________ тарелки и чашки. Я с удовольствием ___________________ маленького брата. Девочка всегда _____________ сама. Дети всегда _____________________________ руки перед обедом. | мыться / мыть |
2. | Утром он ________________ сам и _________________ свою маленькую сестру. Медицинская сестра _____________________________________ больного. Он не успел ________________________, потому что проспал. | умывать/ умываться |
3. | Я люблю ___________________________ в море. Когда семья отдыхала у моря, мальчик __________________________ три раза в день. Каждый вечер мать _____________________ ребёнка. Нельзя _________________ маленьких детей в холодной воде. | купаться/ купать |
4. | Медицинская сестра обычно _________________ больного. Сегодня больной _______________ сам, без посторонней помощи. Дети помогали друг другу __________________. Мать _______________ ребёнка ________________ сама и пошла с ним гулять в парк. Не следует _______________ ребёнка очень тепло, потому что на улице не холодно. На вечер она ____________________ очень красивое платье. Дети _________________ пальто и побежали на улицу. | одеваться / одеться; одевать / одеть; надевать / надеть |
5. | Перед театром Мы с родителями собираемся в театр. Я уже ____________________ (умыть, умыться) и __________________ (причесать, причесаться). Мои родители и брат не торопятся. Время ещё есть. Папа _______________________ (брить, бриться), брат ______________________ (мыть, мыться) в ванне. После ванны он ________________________ (вытирать, вытираться) мохнатым полотенцем и начинает ________________________ (одевать, одеваться). Мама __________________ (надевать, одевать) самое лучшее своё платье. Потом _____________________ (одевать, одеваться) и папа. Мама достаёт из шкафа нашу обувь, мы ______________________ (обувать, обуваться). Папа запирает дверь квартиры на ключ. Мы идём в театр. |