Награда – тысяча хэйлов
Хэйл, хэйлы! Все основы телегосударства прочно привязаны к личности тирана! Тем же лучше – когда он падет, падет и вся его извращенная власть! В противоположном конце зала была дверь, над ней было написано: “Зал репрезентации”. Других дверей Питер не увидел, поэтому пришлось идти дальше.
Зал репрезентации оказался большой библиотекой: на многочисленных полках стояли сотни томов, разной толщины и разных размеров. Заинтересованный, сыщик наугад взял одну из книг, у которой на обложке значилось “Антиутопия новой школы по правилам маркетинга” и раскрыл примерно на середине:
“…Итак, попробуем суммировать вышесказанное и обозначим основные составляющие любой антиутопии новой школы, обреченной на коммерческий успех:
1) Главный герой – скорбный юноша/девушка. Любой читатель будет невольно ассоциировать себя с главным героем, невзирая на свой возраст и социальный статус, что будет способствовать популярности книги
2) Беспрецедентно жестокий тиран – настолько омерзительный и нелогичный, что победа над ним вызовет у читателя исключительно положительные эмоции. Это логично ведет к следующему пункту
3) Счастливый финал – главный герой должен одержать над тираном абсолютную победу
4) Абсурдность власти и порядка – творцу необходимо обернуть любые достижения цивилизации таким образом, чтобы они работали только в одном ключе: полная и абсолютная власть над народом, даже если это вызовет логические дыры в сюжете или описании мира…”
Не поняв почти ничего из прочитанного, Питер пожал плечами и закрыл книгу. Прошелся взглядом по остальным корешкам на той же полке: “Информационный шум посредством реалити-шоу и технологий дополненной реальности как единственно возможная форма существования власти в телевизионном государстве”, “Использование опыта предыдущих поколений в области телевизионных технологий”, “От ненависти до обожания – лишь один экран”, “Сизифов труд как основа функционирования телевизионного государства”, “Постмодернизм власти”. Задерживаться здесь не имело смысла.
|
Дверь в следующий зал смутно напоминала Питеру о чем-то, но он не мог вспомнить, пока не вошел внутрь. Больничный кабинет Хэйла! Точь-в-точь как в кошмаре Питера, только теперь кабинет был как бы частью одной большой сцены – повсюду было расставлено множество камер, нацеленных во все углы обиталища лже-доктора. Получается, люди Хэйла как-то манипулировали его снами? Снимали свою извращенную передачу и попутно транслировали все происходящее ему в голову, чтобы он мучился от раздвоения личности? Думали, что это остановит Питера? Как бы не так!
Последняя дверь была почти незаметна. За ней слышались какая-то возня и множество приглушенных голосов. Необъяснимое чутье подсказывало Питеру, что за этой дверью он найдет ответы на все вопросы. Собравшись с духом, он вошел внутрь.
Финал
Просторная комната, и повсюду – на стенах, на столах, на потолке – десятки экранов, и на каждом экране – небольшой кусочек Дома. Вот бар “Домашний очаг”, вот площадь, на которой собирались охотники на Питера, вот улица, по которой Питер убегал от Роя и его цепных псов.
А посреди комнаты, на удобном стуле – Хэйл собственной персоной.
|
Стараясь не шуметь, Питер подкрался к тирану Дома поближе. Теперь тот не светился и не казался лишенным объема – он был самым обычным юношей с капризным личиком, внимание которого сейчас было целиком и полностью сосредоточено на одном-единственном экране.
Экран показывал панораму поля боя, где должны были схлестнуться две силы – войска Блейка и революционеры под началом предателя Винкерса. Ракурс был выбран удачно и освещал все, что там творилось.
Все поле боя было покрыто одеждой и оружием солдат армии Дома. Тут и там, посреди тряпья и рюкзаков, извивались от плача и крика младенцы. Все-таки Питеру удалось уничтожить врагов революции – но что же стало с самими революционерами? Оказалось, они так и не выдвинулись из своего лагеря, навстречу забвению молодости и дальнейшему рабству. Вместо этого они столпились перед шатром командующего, где – как показывал соседний экран – вовсю шли споры между генералами Винкерса. Сам Винкерс, похоже, был тем младенцем на руках у одного из военачальников – он внимательно слушал, что говорили остальные, засунув палец в рот от удивления. Вопреки ожиданиям Питера, революционеры не смогли договориться быстро, и теперь теряли драгоценное время.
– Детский сад, – хмыкнул Хэйл и стал водить руками по панели перед собой.
Вскоре Питер увидел “Домашний очаг”. Там, за центральным столом, сидели уже знакомые Питеру лица: сжимающий бутылку в руках Блейк, Шон с серым лицом и опущенными плечами и старик Джеронимо, пугливо глядящий прямо в экран.
– …в священники, наверное, – неуверенно пробубнил Шон, трясясь словно от лихорадки. – Я устал от всего этого…
|
Нахмуренный Блейк кивнул и приложился к бутылке. По его взгляду было ясно, что он был уже порядочно пьян.
– Господин Джеронимо, – ядовито протянул Хэйл. Старик вздрогнул и едва слышно произнес: “Он всегда видит нас”. – Вы нашли принцессу?
– Я… Ваше Великолепие… я… – начал объясняться Джеронимо, но его прервал Блейк:
– Перестань, Джеронимо! Слышишь, Хэйл? – он щелкнул пальцами, глядя в экран и привлекая к себе внимание. – Принцесса уже далеко, и твоему похотливому Эдриану придется искать себе женушку попроще. Особенно с таким-то лицом! – он хрипло рассмеялся.
Хэйл рассерженно ударил кулаком по столу, затем, взяв себя в руки, продолжил тем же елейно-ядовитым голоском:
– Ну а вы, генерал Блейк? Почему вы сейчас не командуете своей армией?
– Вы имели в виду, детьми? Вот уж увольте.
– Вы знаете, что вы совершили предательство? Все вы – предатели, и вас за это накажут. Но, – Хэйл выдержал театральную паузу, – вы еще можете избежать этого.
– К черту тебя, Хэйл! – воскликнул Блейк. – Зря я не сдох в том пожаре. Надо было пожертвовать собой, но вытащить его. А я, как трус, сбежал вместе с остальными. Сохранил свою жизнь – в обмен на его жизнь! Самый лучший из нас сгорел, а самые худшие остались топтать землю…
– Упоминание преступника, известного как Питер Блок, карается высшей…
– Да к черту твои упоминания! – заревел бывший генерал и ударил по столу кулаком. Шон посерел еще сильнее, Джеронимо забился под стол. – Не знаю, зачем ты так издеваешься над его памятью, и понятия не имею, зачем ты изобрел этого невидимого призрака, который разговаривает его голосом и бродит по этажам, тревожа нас своим присутствием – но ты не убедил меня в его подлинности! Настоящий Питер никогда бы не допустил всего того, что допускает твоя марионетка, он был честным и храбрым, он бы не мирился со всем злом, что видит и допускает твоя марионетка, но мне больно, когда он снова говорит с нами, тем же самым голосом… Понимаешь!.. Тем же самым!.. К черту твои фокусы!..
Блейк размахнулся и зашвырнул бутылку прямо в экран, который немедленно погас.
Выругавшись, Хэйл стал щелкать по панели. Вскоре на одном из экранов появился еще один лагерь, полный вооруженными до зубов людьми в той же форме, что и войска Блейка. Затем изображение сменилось на лицо мужчины, заискивающе глядящего в экран. – Генерал Мейерс.
– Слушаю, Ваше Великолепие!
– Мятежники применили газ против армии генерала Блейка, но сами потеряли Винкерса. На данный момент у них ведутся споры насчет нового главнокомандующего, поэтому они абсолютно беспомощны к новому сражению. Выдай своей армии противогазы и разбей бунтовщиков Винкерса. И отправь парочку гвардейцев в “Домашний очаг”, пусть они схватят бывшего генерала Блейка. Через минуту я открою вам доступ на нижние этажи, приготовьте свою армию. Конец связи.
– Будет сделано, Ваше Великолепие! – поклонился генерал Мейерс и тут же, развернувшись, заверещал: – А ну быстро!.. Живо взяли противогазы и натянули их на свои…
Экран потух, а юноша стал быстро водить пальцами по панели. Нельзя допустить, чтобы новая армия Хэйла добралась до бунтовщиков! Иначе все их дело пропало, и тирания Хэйла продолжит существовать!
Зарычав, Питер ударил Хэйла по уху, но тот, вопреки ожиданиям сыщика, не упал, а быстро вскочил со стула и отбежал в дальний конец комнаты.
– Кто здесь? – испуганно воскликнул он. Затем, осклабившись, произнес: – Все-таки ты добрался до меня, сыщик. Ну что ж, ты победил, признаю. Я бессилен против твоей злобы и твоей невидимости. Теперь ты волен уничтожить все плоды моих трудов. Как же ты поступишь?
– Сначала – освобожу их от твоего гнета! – воскликнул сыщик. Краем глаза он поглядел на один из экранов – там, в полной боевой готовности, ожидая открытия врат, ждала приказа Хэйла армия генерала Мейерса. Хэйл, похоже, посмотрел туда же, но быстро перевел взгляд на то место, откуда доносился голос его противника.
– Гнета? – удивленно переспросил Хэйл. – Какого гнета? Эти люди сами выбрали меня и, кажется, вполне довольны моим правлением.
– Отупевшие и погрязшие в собственных пороках по твоей вине – разумеется, они смиренно терпят твое правление. Но людям нужно показать, что такое настоящая жизнь, нужно дать им выбор!..
– Какой выбор? – насмешливо воскликнул юноша. – Разве ты так и не понял – они сознательно выбрали меня, потому что не хотят думать о чем-то лишнем, о своем жизненном предназначении, о каких-то высоких материях, им не нужна эта глупая мораль и заплесневелые труды философов! Они хотят лишь наслаждаться своей жизнью и делать все для достижения такой жизни. Я уничтожил все преграды, которые возникают на пути любого человека, в самом неприятном месте – в его собственной голове! В моем идеальном государстве все равны друг перед другом и перед своей судьбой!
Он развел руки в стороны и стал негромко скандировать: “Хэйл, Хэйл, Хэйл!” И ему вторили десятки и сотни голосов из экранов, размещенных по всей комнате.
– Видишь? – сказал Хэйл. – Они любят меня.
Хэйл снова пытается заговорить ему зубы, как смог сделать это в тот раз, когда когти пожара чуть не лишили Питера жизни. В тот раз он не знал об убаюкивающей силе голоса Хэйла, но теперь он знает – нельзя его слушать, нельзя вникать в его слова. Нужно лишь сделать то, ради чего сыщик вернулся с того света. Нужно уничтожить тирана.
– Тебе не повторить твой трюк, Хэйл! – воскликнул Питер и бросился на врага. Но тот вдруг так же стремительно исчез, как смог сделать это в Залах Благих Намерений. Нет, только не это! Неужели он снова сбежал? Но куда? Ведь здесь – его обитель, его убежище, его сердце…
Сердце! Хэйл живет в этих бесчисленных экранах – значит, нужно уничтожить их все до единого! Оглядев комнату, Питер заметил металлический стул, стоявший в углу, который прекрасно подойдет в качестве орудия возмездия. Тут он услышал топот множества ног за дверью. Ну конечно, верная стража мчится спасать своего короля! Нужно заканчивать, и побыстрее!
Экраны лопаются от ударов сыщика, орошая всю комнату стеклянными брызгами. Когда остается лишь один экран, на нем появляется испуганное лицо мальчишки Хэйла – он в панике кричит: “Нет!”, но сыщик непреклонен.
Шаги за дверью стихли. Питер оглядел комнату – не уцелело ни одного экрана, все они обиженно глядели на него зияющими дырами стекла и пластика. Повсюду вспыхивали искры – последние признаки жизни злобного гения.
Это конец?
Как только Питер задал себе этот вопрос, с потолка к нему устремился закрепленный на тонкой ножке очередной экран. На нем значилось: “Это конец?”, а рядом были две кнопки: зеленая “Да” и красная “Нет”. Подумав, Питер нажал на зеленую.
Это конец?
Что это? Куда уходят стены комнаты, этого последнего пристанища тирана Дома? Слышатся нарастающие аплодисменты, они льются со всех сторон, стены и вовсе исчезают, обнажая зал куда большего размера, границы которого Питер не видит. Каждый клочок этого зала занят людьми, они улыбаются, хлопают в ладоши, что-то обсуждают, кричат, свистят и смеются. От неожиданно громкого шума Питер теряется и цепенеет, ему хочется только одного: уйти, убежать от этих счастливых людей куда подальше, не слышать этого шума, который он слышал так много раз и который не сулил ему ничего хорошего.
– В очередной раз мы отмечаем конец нашего любимого шоу! – слышится отовсюду сразу. Питер водит взглядом по залу, пытаясь найти того, кто это сказал, но оказалось, что тот находился на той же сцене, что и сыщик, но за его спиной… И это был Хэйл!
– Хэйл! – зарычал Питер и уже собрался было наброситься на юношу, но руки и ноги сыщика оказались скованными невидимыми цепями.
Хэйл насмешливо взглянул на Блока и рассмеялся. Вслед за ним и зал закатился громогласным хохотом.
– Вот за что мы любим нашего Питера! – воскликнул Хэйл. – В любой ситуации он остается верен себе до конца, сколько бы раз мы ни подвергали его память самым тяжелым испытаниям. Но сейчас, как и всегда в такие моменты, мы можем подарить ему кратковременное прозрение… Эй, выключите ему лайвер!
Словно тяжелая, раскрашенная в чужие неведомые узоры пелена упала с глаз сыщика… Или, вернее, никакого не сыщика? Да, он был Питером, но не Блоком, и не Блэкмуром, он не помнил…Все дремавшие в его голове воспоминания тяжело заворочались, медленно соединяясь в одну ужасающую мозаику.
– Я обожаю этот момент! Взгляните на его лицо, на его глаза – какая живая мимика! – восторженно пропел чей-то знакомый голос. Принцесса Элли! Она стояла наравне с остальными зрителями, на нее падал луч света, в руках был микрофон. – Миг прозрения – то, ради чего все это затевается. Возможно, в следующий раз он настанет раньше, до того, как мы отключим ему лайвер – но до тех пор его испытания будут продолжаться и продолжаться!
– Я ничего… что происходит?.. – хрипло спросил Питер. Он чувствовал себя жутко обессиленным, как в тот раз, в Залах Благих Намерений, но сейчас это чувство было тысячекратно сильнее, и он никак не мог провалиться в спасительное забытье. – Где я?.. Хэйл?.. Принцесса?..
Вместо ответа по всему залу погас свет, и на них опустилась кромешная тьма, разрываемая лишь разгорающимся на дальней стене огромным экраном. На нем начиналась демонстрация какой-то передачи, и Питер сосредоточил на ней все свои оставшиеся силы.
– “Десять лет назад группа маргиналов и террористов совершила покушение на высокопоставленных членов партии Дома,” – начал вещать голос с телеэкрана. – “В устроенном бандитами пожаре погибло множество видных политиков и ученых, но главной цели они достичь не смогли – вопреки их злой воле наш благодетель Хэйл выжил”.
Зал дружно зааплодировал.
– “В честь этого события, дабы напоминать остальным преступникам об ужасном возмездии за их дела, было решено организовать показательное шоу “Искупление Питера”, каждый год в рамках которого главного зачинщика нападения – Питера Блэра – помещали в искусно сотворенную виртуальную реальность, где ему полностью стирали память, наполняя ее взамен фрагментами воспоминаний других людей, а также литературных и исторических персонажей. Хоть Питер и помещался в заранее прописанные в сценариях условия и действовал в рамках общей фабулы, а воспоминания существенно корректировались, суть его личности никогда не затрагивается, и он волен поступать так, как поступил бы в реальной жизни. Цель, которой хотят достичь создатели данного шоу, одновременно гуманна и поучительна – свести до минимума любые преступления против власти и излечить Питера. Таким образом, когда помещенный в очередную симуляцию Питер, наконец, откажется совершить преступление против власти, шоу достигнет своей цели, закроется, а Питер будет выпущен на свободу”.
Холодный ужас наконец накрывшего его прозрения захлестнул Питера с головой. Это был очередной виток кошмарного телешоу… Все его товарищи погибли в той дурацкой попытке бунта против всесильного диктатора – Уильям, Винкерс, Блейк, Эдриан… Вот они стоят, в зале, сочувственно машут ему руками, хоть их никто и не видит – мы с тобой, Питер, прости нас за то, что оставили тебя в одиночестве, обрекли на эту кошмарную участь, что в тысячу раз хуже смерти…
Экран потух, но лишь на мгновение, чтобы начать трансляцию нового видеофрагмента. На сей раз там выступали режиссеры и сценаристы его личного кошмара. Да, он видел их каждый год, в этот самый краткий миг прозрения ему позволяли увидеть своих мучителей, своих палачей, с каждым годом измывающихся над ним все сильнее…
– В этот раз мы решили пойти на рискованный шаг: не переносить место действия в какую-либо другую локацию, а воссоздать фрагменты нашего с вами Дома, чтобы его память максимально сильно слилась с симуляцией и не отвлекалась на многочисленные нестыковки, – бодро объяснял один из палачей. – Рискованный, потому что Питера в любой момент могло посетить озарение, и он бы выбыл из шоу раньше времени. Ради более насыщенного сюжета мы приняли два решения: соединили память нашего героя с памятью литературного персонажа из “Дома” – а также ввели соответствующие фрагменты оригинального сюжета – и сделали сюжетные ответвления в виде так называемого “больничного кошмара” – предыдущей симуляции шоу.
– Благодаря развивающимся технологиям, – перехватил у него эстафету следующий палач-режиссер, – нам удалось достичь небывалых высот: мы смогли воссоздать на основе памяти Питера абсолютно автономные и рабочие личности остальных соучастников того печально известного покушения и даже сделать их второстепенными персонажами шоу. И это получилось просто превосходно – идеальный подарок истинным фанатам шоу на юбилей! Полагаю, в следующем сезоне мы можем развить рамки уже существующего сценария и продолжить сюжет романа Вайсса. Более того, полагаю, мы можем себе позволить пойти на еще более рискованный шаг – не стирать память полностью, сохранив остатки воспоминаний о приключениях в Доме, которые неизбежно будут вызывать панику и ужас…
Питер завыл от безысходности, понимая, на что он обречен. Всю свою оставшуюся жизнь он будет страдать – пытаться свергнуть тирана вновь и вновь, в меняющихся реалиях убивать своих друзей и постоянно падать с позиции победителя до уровня обреченного узника, каковым он на самом деле и являлся.
Дальнейшее он помнил смутно. Постепенно силы оставили его, это наконец заметили охранники, подхватили и под непрекращающиеся овации понесли в какое-то помещение. Все, что ему запомнилось перед тем, как его занесли в маленькое помещение и положили на кровать, плотно прикрыв дверь, это обрывок речи Хэйла:
– …Весь следующий год наши сценаристы и программисты будут создавать новую симуляцию для этого шоу, пока наш главный герой будет проходить девятимесячный курс восстановления целостности памяти и физической активности – нам бы не хотелось, чтобы Питер умер от старости до своего полного исцеления!..
Медсестра, так похожая на принцессу Элли из больничного кошмара, с наполовину спрятанным за медицинской маской лицом, склонилась над ним со шприцом в руке. Мгновение – и укол погрузил его в забытье, где тревожные мысли и призраки давно погибших людей наконец отстали от него…
***
– Вот бедняга… – послышалось ему. – Совсем чуть-чуть не дотянул.
– Ага. Весь барак уже давно вымер, а он все цеплялся за жизнь. Война – та еще жестокая тварь.
Его несли, кажется, на носилках. Руки и ноги, хоть и онемевшие от холода, все еще были послушны ему. Питер захрипел, силясь что-то сказать. Несшие его санитары от неожиданности остановились.
Над ним склонилось чье-то лицо – такое знакомое, но Питер никак не мог вспомнить, где видел его раньше – коротко остриженные черные волосы, лицо с грубоватыми чертами, которое тут же преобразилось от его улыбки:
– Ну надо же! Жив! Ну-ка, Уилл, опусти-ка его на землю, руки устали… Ты как вообще выжил-то? Как тебя звать?
– Питер… – произнес он, глупо улыбаясь и уставившись в небо. – Вы не представляете, что мне снилось, ребята…
Над его головой плыли низкие серые облака, а вокруг стояла слякотная зима. В голове было пусто, но он знал – совсем недавно с ним могло приключиться что-то ужасное, но сейчас все было позади. Перед ним стояла какая-то цель – такая далекая, обманчиво недостижимая, размытая и еще не сформированная во что-то конкретное, но он знал – скоро он возьмется за нее. Скоро он станет победителем.
Потому что во всем этом должен быть смысл.
Автор: Хаматов Марсель Наилевич, г. Ижевск
marselhamatov1995@mail.ru
8-912-851-2097