Теоретические основания исследования, научная гипотеза. 1 глава




Взаимодействие Искусств

Мы подошли к главной практической проблеме: как совместить и как вместить в единой программе занятий такое количество разных видов искусства, которыми располагает современная общественная культура развитых стран.

Существует два типа представлений о взаимодействии. Первый - это антропологические данные о так называемом синкретизме, или синкретности, то есть слитности, нераздельности видов художествен­ной деятельности и творчества у примитивных народов и в мало про­двинутых народных традиционных культурах, так называемом фольк­лоре. Эти философские теории возникли в европейской этнографии и американской антропологии еще в середине XIX века - около 150 лет тому назад (у нас таким путешественником к папуасам был Миклухо- Маклай). Синкретность противоположна дискретности, то есть раздельному существованию каждого искусства, как это имеет место в современной школе. Есть еще конкретность, то есть однородность, одинаковость порядков в сходных явлениях, сцепление разнородного, например, в геологических конкрециях, где в едином блоке встречаются руды и производные разнородных элементов.

Действительно, в народных художественных ритуалах трудно разделить, где начинается танец, где пение, где театральный хоровод, где артисты и где зрители. Невозможно также определить, что раньше зародилось и что из чего произошло, потому что эти затеи практиковались веками и пришли из седой древности.

Когда в конце XIX в. и в начале XX веков искусству стали обучать всех детей в массовых школах, обратили внимание, что у детей - особенно у самых младших - один вид художественной деятельности неотделим от другого, и каждый ребенок, как бы играя, занимается всеми видами искусства - и рисует, и поет, и пляшет, и сочиняет стихи, и пишет, и читает, в отличие от взрослых, где поэты, художники, актеры, музыканты разделены по собственным профессиям.

Тогда ученые решили перенести на развитие ребенка факты, добытые при изучении первобытных народов, и возникла теория синкретизма - неразрывного единства всех видов художественной деятельности в детском художественном развитии на ранних его этапах. Эта совокупность представлений дополнялась так называемой биогенетической теорией (в России наиболее ярким ее представителем был выдающийся искусствовед и педагог 20-30-х гг. Анатолий Васильевич Бакушинский, который сумел преобразовать и сохранить для нас искусство Палеха, Мстеры, Хохломы), согласно которой существуют строго обусловленные этапы освоения художественной формы, и дети в раннем своем развитии лишь повторяют ступени истории своих далеких предков, то, как развивалось искусство древних народов, - в строгом единстве диалектических категорий исторического и логического. Логика лишь выпрямляет путь истории, в то время как история движется зигзагами, петлями, возвращаясь и рывками уходя вперед - в соревновании и гибели империй и центров мировой цивилизации.

Мне кажется, Бакушинский как искусствовед никогда не был сторонником синкретизма. Он отслеживал ступени и переходы эволюции художественной формы даже у маленьких детей. Юный Л.С. Выготский, литературовед по первоначальной специальности, современник и ученик Бакушинского, поначалу увлекся западным синкретизмом, но его ранняя работа «Воображение и творчество детском возрасте» 1930 г. даже не вошла в 6-томное собрание его сочинений. Однако выступив основателем культурно-исторической теории психического развития, он развил систему возрастного доминирования ведущих типов деятельности - игры, учения и общения у подростков, - где единственно синкретичной выступала только ранняя детская игра, из нее рождалось и «детское искусство», которое никогда не поднималось до роли ведущей деятельности и у последователей Л.С. Выготского (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин). Более того, позднейшие авторы - А.А. Леонтьев, Н.А. Ветлугина, Б.П. Юсов - показывали, что игра и искусство - разные виды деятельности у детей. То есть освоение культуры - высших этажей духовного сознания человека (речи, музыки, изображения, художественного движения), высших психических функций - имеет собственную генетическую историю.

Итак, теория синкретизма раннего детского художественного развития представляла процесс таким образом, что сначала все виды искусства у ребенка нераздельны, а затем в ходе раздельного предметного преподавания каждое из них обретает собственную специфику, и дети, восходя по ступеням пирамиды профессиональной пригодности и отбора с помощью внешкольных учреждений («фабрика звезд»), или остаются в гуще народного общения, или становятся звездами живописи, музыки, балета, театра и т.д. - этакий фейерверк, вспышки которого из первородного смешения в заряде ракеты расходятся веером на фоне темного неба человеческой бездарности.

Однако существует и другая, более гуманная точка зрения на взаимодействие искусств, в сравнении с синкретизмом Л.С. Выготского. Она исходит из представления об искусстве и культуре как продукте возвышенной человеческой духовности.

Павел Александрович Флоренский, труды которого как узника и жертвы сталинских лагерей были многие десятилетия не известны, хотя начинал он их еще в Сергиевом Посаде и как профессор ВХУТЕМАСа в 20-е гг., представлял себе отдельные виды искусства как восходящий поток, где высшая задача каждого отдельного вида художественного творчества, задача каждого элемента эстетического действия - синтез, слияние в единое Искусство с большой буквы, где-то там, на горних высотах, в «пневмосфере» (термин П.А. Флоренского), в сияющих небесных высях, подобно мистической точке «ОМЕГА» у Тейяра де Шардена, где сходятся все «филы» - чудесные проявления жизни на Земле - геологической, растительной, животной, человеческой, духовной.

П.А. Флоренский развивал свои взгляды на примере храмового синтеза, где в единое духовное действие и состояние сливаются звуки речи, пение, цвет росписей, огонь свечей и свет окон, пробивающийся сквозь дымку, ароматы, театральный ритуал литургии, одежда, общение людей, собравшихся в едином устремлении - все это в архитектурном пространстве храма, отблесках позолоты структурных элементов вплоть до подкупольных высот, торжественном шествии людей, их внутренней сосредоточенности, их духовном единении. Действительно, здесь со­средоточены все элементы художественного состояния в театре, концертном зале, в музее, на уроке искусства в классе.

Педагогически нужно отметить, что ни одно из искусств никогда не выступает для ребенка отдельно от другого и от жизни в целом, образующей культуру общества. Маленький человек, входящий в жизнь, застает естественное и культурное пространство в их настоящем виде: окружающий пейзаж, родную природу, обстановку жилища, характерные цвета, звуки, родную речь, общество людей, книжки, картинки, музыку, сложные ситуации и действия, в которых участвуют все эти элементы бытия. Ученые подсчитали, что за первые семь лет жизни человек узнает больше, чем за всю остальную жизнь. С поступлением в школу, позже - на работу, с обзаведением семьей - многие элементы жизни бесконечно повторяются: просыпание, путь в школу или на работу, тот же транспорт, те же люди, те же станки, та же продукция, магазин, готовка пищи, телевизор. Обыденность захлестывает.

Педагогически это значит, что с малых лет у детей надо формировать разнообразие бытия, но в единстве его элементов, пробуждать возвышенность и духовный полет, творческое стремление к новому, к лучшему, с которым надо идти в будущее.

Вместе с тем, при освоении искусства и культуры перед ребенком возникает большое число прозаических задач: что такое бумага, краски, кисточки, как смешивать цвета, зачем так много черных и белых клавишей, как поставить ногу при танце, как организовать движение собственных рук и ног, учесть пространство движений своего тела, согласовать это с пространством и движениями партнера, учесть движение других пар и движение всех пар в пространстве сцены или класса, почему так много красок и как их согласовать. Все это требует времени и работы.

Практические исследования показывают, что хотя все виды художественной деятельности у ребенка связаны, технологически он осваивает каждое искусство в отдельности. Точки синтеза возникают с трудом, и явление синкретности - под большим вопросом.

Предварительные исследования и опыт учителей показывают, что интегрированное преподавание искусства эффективнее, чем изолированная работа по одному из них. Применительно к интегрированному преподаванию изобразительного искусства в начальной школе (это показало исследование О.И. Радомской), подавляющее число детей в 3-х-летнем цикле ее работы высказалось за привлечение разных видов художественной деятельности на игровой основе. Дети сказали, что такие уроки для них самые интересные и увлекательные. При более широком обзоре - 2000 школ и внешкольных детских художественных центров и детских садов - в 1200 из них, по данным лаборатории, предлатается от двух до пяти видов художественных занятий одному и тому же ребенку.

Педаготические выводы по младшим группам показывают, что художественные занятия по возможности должны быть соединены. Эффективнее это происходит вокруг одного тематического стержня, литературного сюжета, нередко сочиненного самими детьми. Предпочтительны и успешны коллективные формы работы и работа в творческих группах по 3-5 человек. Результаты полезно объединять в коллективном художественном событии, элементы которого поруча­ются отдельным рабочим группам. Это могут быть также художественные события для группы классов, чьи функции распределяются, и даже для всей начальной школы 3-4 раза в год в виде массовых праздников - утренников.

Центрами и точками интеграции у младших детей выступают изобразительное искусство, музыка, театр и танец (в виде групповых музыкально-хороводных импровизаций вместе с пением и игрой на простых инструментах). В то же время интеграционные точки разрозненны и слабо выражены - коэффициенты интеграции достаточно низки: дети озабочены освоением технологии каждого вида художественных занятий и не всегда готовы увязать цвет и звук с движением и речью, тем более в координации с другими детьми и учителем. Роль учителя высока.

С возрастом круг привлекаемых к выполнению данного задания видов искусства расширяется (по инициативе самих детей) и достигает пика в старших классах. Одновременно возрастает сила точек интеграции, и тяготение друг к другу разных видов искусства увеличивается, причем синтез становится все осознаннее и вызывается внутренним смыслом замысла.

Поначалу, будучи очарованы идеей синкретизма, мы думали, что наши научные выводы и статистика в чем-то ошибочны, так как интеграционные точки именно в младшем возрасте были слабо выражены. Но оказалось, что справедлива гипотеза П.А. Флоренского: интеграционные процессы возрастают именно в старшем школьном возрасте, по мере зрелости духовных сил личности и расширения общих познаний, с увеличением гуманитарной, исторической и научно-технической подготовки учащихся. Поэтому в новой концепции мы настаиваем на расширении культурологического цикла к старшему возрасту, а не на его свертывании в среднем звене школы.

За школьные годы творческое увлечение искусством переживает, как показывает статистика, две волны подъема. Первая - это самый высокий взлет интереса и активных занятий искусством в младшем возрасте до 10-12 лет. Затем следует временный и довольно глубокий спад, общая технизация и технологизация увлечений. На фоне мировых конференций по художественному воспитанию это называют подростковым кризисом и спадом художественного творчества. Как писал А.В. Бакушинский, «высокий искрометный гейзер детской художественной фантазии опадает, на поверхности остается тонкий ручеек, серая душа мещанина». Но в точке перелома эстетического отношения к жизни где-то на уровне 9-го класса (данные Ю.У. Фохта-Бабушкина) нарастает новая волна - статистически не такая высока, как у младших, но сильная внутренней мощью, а по ряду признаков, важных для общего сознания личности, существенно ее превосходящая.

В ней много неожиданностей для современного учебного плана школы. Так, к 7-8 классам на первое место выходит театр, а годом позже - танец! Не слово, не литература, не музыка, а то и другое и третье в некотором сценическом преломлении и активном групповом художественном общении. Жизнь - как сцена.

На основе широкого и многолетнего изучения опыта и чтобы вместить в школьный цикл все широко принятые формы художественной жизни общества для всех школьников на протяжении всей школы, всего образования как культурообразующего фактора общественной жизни, Лаборатория выдвинула новую Концепцию художественного образования в школе.

Вокруг немногих доминант - музыкально-исполнительской, хороводной, где жесткие индивидуальные требования к участию прикрываются коллективностью процесса, как в народном празднике, а также изобразительной доминанты, фольклорной, доминаты театр-танец, наконец, доминирования музейно-исторического изучения культуры - группируются все другие компоненты художественной культуры, вплоть до самых современных, электронных и других. Эта «матрешка» компактно доставляет школьникам богатства культурной истории человечества.

Новизна такого подхода состоит в том, что вместо прежней профессионально-искусствоведческой логики построения курса каждого отдельного вида искусства, за основу берется последовательность и психология формирования художественного сознания детской личности от возраста к возрасту. Прежде на ребенка возлагалась жесткая профессионально-художественная логика знаний и навыков, приспособленная, конечно, к тому, что находится в силах ребенка того или иного возраста. Но детская личность и организм ребенка, развитие его органов зрения, слуха, действия резко меняются с возрастом. Возникают новые мотивы и потребности, порой резко меняется общественная жизнь, ребенок вовлекается в новые круги общения и занятий, меняется характер его отношений с окружающими. Все это должна вместить система формирования культуры детской личности.

Одним из главных признаков новой Концепции является то, что прежде школьники знакомились главным образом, а то и исключительно, с внешним искусством, памятниками национальной или мировой истории культуры. Главным являлась память, умение и способность запомнить, воспроизвести, исполнить, рассказать о чужом, хотя и очень высоком. Урок изобразительного искусства являлся единственным исключением, где ребенок сам рисовал и выбирал цвета и формы.

Теперь главным выступает развитие творческих возможностей и сил самого ребенка - разнообразное детское художественное творчество. Даже изучение известных памятников и произведений художественной классики проходит через собственные творческие усилия школьника: выбор параллельного материала, поиск литературы, выполнение самостоятельного или коллективного проекта и реферата, выполнение моделей, иллюстраций и т.п.

Конкретные педагогические особенности и примерное практическое распределение материала будет показано ниже.

 

Основные направления педагогической деятельности

1. Блок Культуры и Искусства должен быть выделен, по нашему мнению, в особую область образования - альтернативную, то есть до­полняющую, обобщающую и компенсирующую другие направления образовательной деятельности, если придерживаться устарелого деле­ния и противопоставления науки и искусства, «физиков и лириков».

2. Проходя дальше, мы полагаем, что концептуально Культура в духовном смысле выступает иерархически высшим уровнем выраже­ния всех сфер человеческого бытия — наиболее духовно возвышен­ных достижений художественно-эстетической деятельности, дости­жений разума и интеллекта человека — его научных открытий и тех­нических достижений, социально-нравственных и гуманных пред­ставлений человечества и каждого народа, физического материально­го состояния, производства, труда и здоровья в единстве с природой.

3. Центральным в явлении Культуры выступает не логика ин­формации и профессионально-искусствоведческих представлений, а понятие образа. Образ выступает формообразующим фактором ис­кусства и науки, изобретательства. Художественные образы являют­ся наиболее концентрированным и обобщенным выражением Куль- гуры, ее всеобщим мировым языком, предметом и продуктом худо­жественного творчества и продуктивного воображения, объектом и критерием мировой сравнительной культурологии, где по степени связи художественного образа с решением умственных, социально­нравственных и материальных вопросов данной исторической фор­мации решается вопрос о ценности искусства и продолжительности его жизни в структуре гуманитарных ценностей человечества и дан­ного народа, периода истории культуры. Во-ображение — вектор бу­дущего, основа творчества - «прикладного воображения», предла­гающего форму для воплощения мечты и устремления человека.

4. Искусство как иерархически возвышенное и тонкое выражение проблем бытия имеет свои законы, обладает своим пространством и временем (например, сжатое кинематографическое время, театраль­ное и живописное пространство), имеет особую структуру формы, геометрию, способы материальном) разрешения проблемы (в том числе внетекстовые, внеинформационные). Это является общим для многих видов художественной деятельности и обнаруживает общую природу все видов искусства, что является основой их взаимодейст­вия, интеграции и синтеза. Общение с искусством продвигает на но­вый уровень представления учащихся об общих законах мироздания, Вселенной, духовности человека.

5. Культура как высшая форма организации элементов бытия ищет единства и взаимодействия с гуманитарными и естественнона­учными основами общего образования и воспитания, с единым про­цессом поиска истины в научном и художественном творчестве.

6. Блок культуры и искусства в школе призван охватить все виды художественной деятельности, существенно важные для современного этапа развития культурной жизни общества, опираясь на единую при­роду всех видов искусства, возможности их интеграции и на полиху­дожественные возможности каждого ребенка, способного освоить и реально осваивающего практически все виды художественной дея­тельности.

7. Полихудожественный интегрированный подход может быть реализован в программах двух видов: 1) программы полихудожест­венного типа (аналогия МХК), интегрирующих в себе все виды ис­кусства; 2) программы монохудожественного типа - для занятий от­дельными видами искусства, интегрированными с другими видами художественной деятельности.

8. Основой программ должны выступать не терминологические сис­темы искусствознания и истории искусства, не технологиии формы дан­ного искусства. Основа художественного образования - это навыки об­щения с «носителями» Культуры - картинами, книгами, музыкальными произведениями, спектаклями, фильмами, а также театром, музеями, концертными залами, библиотеками, ТВ и видео, интернетом, записями звука и изображения. Необходимо знать особенности этих «носителей», уметь ими пользоваться для развития личной культуры (в том числе для пополнения своих понятийно-терминологических знаний и представле­ния о практических технологиях искусства).

9. Необходимо переместить акцент в ходе занятий с профессио­нально-искусствоведческой системы приемов и терминов на развитие собственной художественно-творческой деятельности детей, разные ее виды. Все дети могут не только рисовать и работать красками, но и сочинять рассказы, стихи, музыку, играть на простых инструментах. Импровизировать, танцевать, участвовать в театральных драматизаци­ях. При этом дети легко схватывают основы этих видов творчества, которыми прежде не занимались, тонко оценивают свои возможности, легко и радостно выделяют среди себя лидеров и одаренных детей.

10. Обучение следует строить на основе продвижения детей через живое искусство: живое звучание, живые краски, собственные дет­ские движения, живую речь детей (обычно целый урок говорит толь­ко учитель), звучащий инструмент. Желательно, чтобы эти звуки, цвета, движения, формы создавались зрением, слухом, голосом, дви­жениями и действиями самих детей. Показ записей, репродукций, пластинок и прочей «консервированной» продукции, прошедших от­бор опытных режиссеров и редакторов, не может заменить живого контакта, пусть даже это живое исполнение не будет на уровне запи­си выдающегося мастера.

Нужно, конечно, иметь в школе фонд звукозаписей, видеокассет и фрагментов, репродукций, фотографий. Дети даже сами могут создавать такой фонд, так как фотоаппарат, видеокамера, переносной магнитофон перестали быть редкостью. Широко приняты и компью­теры, дети сами могут создавать звуковые монтажи, видеофильмы, переводить быстротекущие и неповторимые художественные собы­тия в твердую запись, которой можно пользоваться многие годы.

11. Широкое разнообразие и высокая насыщенность занятий по культуре различными видами художественного творчества легко концентрируется вокруг доминантного в данном возрасте типа худо­жественного восприятия жизни: через действие, изображение, лите­ратурный текст, стихи, театр, танец. Все младшие дети активно ри­суют, занимаются изобразительным искусством. Наступает период, когда подросток воспринимает окружающую жизнь глазами театра, танца и смотрит на себя через это окно. Разные виды искусства сме­няют друг друга с возрастом как доминанта общения с миром. Этим определяется содержание и последовательность занятий искусством на разных уровнях образования в школе.

 

Возрастная динамика содержания занятий по классам

Новая концепция образовательной области «Искусство» в школе уже широко разошлась, и только за 2002 год ее тираж в разной сте­пени полноты (полный и сокращенный) составил около двух тысяч экземпляров, не считая ксерокопий. Она издана тремя Региональны­ми отделениями РАО - Северо-западным (СПб), Южным (Ростов-на- Дону) и Уральским (Свердловск и Магнитогорск), а также семью университетами и Русским музеем, в том числе и на украинском язы­ке (Дрогобыч и Луганск). Готовятся другие издания, и мы прилагаем усилия к оповещению, хотя этих тиражей недостаточно и они дошли далеко не до всех регионов. Данный очерк является также попыткой популяризации новых взглядов.

За краткостью изложения мы просто перечислим здесь основные блоки содержания интегрированной программы, или «модули» - по принятой Министерством образования РФ терминологии, с 1 по 11 (12) класс.

1. Хоровод: искусство и люди (1-2 классы) - исполнительское, ролевое, музыкальное, театрализованное коллективное пластическое действо, которому предшествует индивидуальная и групповая рабо­та, такая как рисование и роспись, лепка, изготовление костюмов и масок, бумажное конструирование, разучивание танцев, песен, сочи­нение стихов, которые режиссируются в единый общий праздник с приглашением других классов, родителей, народных умельцев. Па­раллельно встраиваются беседы об искусстве и людях, о связи искус­ства и природы, охране растений, животных и птиц, о законах приро­ды и временах года, праздниках народов: горах и пустынях, океанах, континента, ночном небе разных стран - кто где живет и жил. Люди разных стран, их вид и одежда, быт и традиции, верования, основы православной культуры, законы нравственности, как это бывает у других народов и в других регионах (можно распределить это по классам - один класс готовит материалы по Китаю и Японии, другой - по Африке и т.д.). Расы и основы отношений народов, соседство и дружба, обмен культурой. Особое внимание нужно уделить народам и регионам России - Алтаю, Хакассии, бурятам, якутам, народам По­волжья, калмыкам, народам Кавказа, казакам, северным народам - ненцам, коми, чукчам, лопарям, качатке, поморам. Алфавиты, языки и письменность разных народов, книги старинные и современные, сказки и предания. Пограничные с Россией народы и страны.

2. Искусство и окружающий мир (3-6 классы) — на основе изо­бразительного искусства и его связей с музыкой, театром, словесно­стью, кино. Изобразительное искусство разных народов и в древно­сти: кто и что рисовал. Рельеф, лепка, посуда. Жилище и предметы быта, зарисовки природы и отдельных растений, цветов. Город и загородный пейзаж, архитектура и природа. Театрализации на природе. Цвет в природе и в живописи, связь цвета и музыки, звучание речи. Устное слово и рассказ. Изобразительное и сюжетное искусство. Природа и театр. Инсценировки на природе. Музыка, песни и танцы о природе у разных народов.

3. Искусство и умение (5-7 классы). Искусство и фольклор, на­родные умельцы. Росписи, вышивки, резьба, лепка и керамика. На­родные ремесла. Народные танцы и музыка. Мастерство и умелость исполнения, коллективного взаимодействия. Как делается искусство. Навыки и умелость представителей разных художественных профес­сий: актера, танцора, мультипликатора. Слово устное и письменное, поэзия и проза, звучащее слово и книжное, книгопечатание, шрифт и каллиграфия. Искусство и инструменты, художественные техноло­гии, искусство и производство, промышленность. Техническое осна­щение художественных процессов: театра, музыки, оркестра. Книга и связанные с ней искусства и технологии. Классная книга и сборник литературных работ класса. Расхожая книга и «верлибр».

4. Театр. Сцена. Танец. (8-9 классы). Здесь, как уже говорилось, все искусства просматриваются через театр и танец.

Театральная живопись, сценография, декорации, эскизы костю­мов, одежда и ее проектирование, костюмированные вечера. Грим и внешность. Этикет. Художественное театрализованное общение, клубная культура. Музыка театра. Сценическое движение. Танец и его история. Классический театр и актер на сцене и в жизни. Театры мира. Театры России. Мода и театр. Костюмы и модели, показываю­щие дизайн одежды. Литературная драматургия. Книги о путешест­виях и приключениях. Научная фантастика. Космос. Актер в кино. Искусство современное и будущее. История театра и сцены.

5. Музей (10-12 классы). Историко-энциклопедические представления о культуре и искусстве. Художественная классика.

Фактически, все учреждения культуры являются музеем. Прежде всего, художественные и краеведческие музеи, музеи национальной и материальной культуры. Музеи природные и геологические. Музеи космоса и астрономии: планетарий. Библиотека как музей книги: кни­ги старинные и современные, авторы разных эпох и народов. Рукопис­ные и печатные книги.

Театр как музей искусства: пьесы и драматургия разных авторов и народов мира, разных эпох. Концертный зал как музей музыкаль­ного искусства: музыка разных народов, старинных и современных композиторов. Музыкальные музеи и музеи музыкальных инстру­ментов. Музей игрушки и народного искусства.

Природные заповедники: музеи природы. Заповедники, связан­ные с именами великих поэтов, писателей, художников, великими событиями и сражениями в истории народов.

Храмы как музеи культуры, охранные городские архитектурные комплексы. Города-музеи. Пакт мира и Знамя Н.К. Рериха в связи с охраной памятников истории и культуры народов мира. Междуна­родные организации и органы ООН и ЮНЕСКО по охране памятни­ков планетарного значения. Петербург - охранная зона культуры. Памятники культуры мирового значения на земле России.

Рефераты, проекты, экспедиции, путешествия по карте. Дневники, фото подборки, киноленты. Натурные экспозиции из личных фондов уче­ников, их родственников, народных мастеров.

6. Родина (10-12 классы). Здесь обобщаются в систематическом ви­де знания по истории и традициям местной и региональной, националь­ной культуры, накопленные за годы пребывания в школе. Программы школы насыщены сведениями о далеких культурах и выдающихся про­изведениях мировой классики, но ученики, случается, плохо знают род­ное окружение и культуру своего города, края: какие есть местные му­зеи и памятные места, с именами каких ученых, деятелей культуры свя­зано родное село, городок, кто здесь родился, жил, работал, кто писал об этих местах, отразил их в своем творчестве, кто способствовал строительству, украшению, культуре края, что конкретно делается по сохранению и раскрытию памятников местной культуры, археологии, реставрации и т.п.

Эти краткие заметки обозначают лишь ориентир содержания ра­боты по «модулям». Многое, если не все, судя по прежним циклам опытной работы в школах, зависит здесь от подготовленности и ини­циативы учителя, учащихся.

В тексте новой Концепции приводятся развернутые возрастные ха­рактеристики этапов становления художественного сознания учащихся разного возраста, так как растущая личность целостно выражает свои представления об окружающем, об искусстве и о самом себе, с точки зрения проблем культуры общества, выражает это в конкретных дейст­виях и поведении. Невозможно дать рецепт на все случаи.

Будет достаточно для данного пособия, где раскрыт лишь практиче­ские вопросы работы по новой системе и основные группы понятий и представлений, если учитель примет это к дальнейшему размышлению и постарается приложить это к своей текущей работе на занятиях искусст­вом, пока по привычным, традиционным школьным программам.

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 1»

В последние годы расшире­ние работы с учащимися в об­ласти искусства и культуры стало заметным признаком обно­вления общего среднего образо- ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО) вания. Об этом свидетельствуют g ШКОЛЕ

опросы учителей и администра­ции школ, органов образования, высказывания родителей и учащих­ся, которые почти с взрослой ответственностью за свою настоящую или будущую жизнь или с ребячьей восторженностью говорят о встречах с явлениями культуры и искусства. Главное, расширилась практика художественной и культурологической работы, в том числе на этно-исторической основе. Пришкольные и внешкольные кружки и центры, музеи часто привлекают интегрированные учебные техно­логии, то есть раскрывают перед ребенком возможность заниматься сразу несколькими видами искусства - пением, танцами, изобрази­тельной, деятельностью и лепкой, театральными инсценировками, иностранным языком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: