Теоретические основания исследования, научная гипотеза. 8 глава




В педагогике искусства биогенетический закон рекапитуляции благополучно (с материалистическими поправками в теории) просу­ществовал у нас весь 20 век. Даже в нынешней России понятие син­кретизма раннего детского художественного развития продолжает сохранять аксиоматическую обязательность и фигурирует в научных изданиях и практических программах занятий с детьми и школьни­ками; сохраняется при изучении фольклора и национальных художе­ственных традиций осознавших свою самобытность народностей и республик. По стабильности это правило следовало бы отнести к пе­дагогическим долгожителям.

Мы с уважением относимся к наследию Бакушинского- Выготского и их тезису, касающемуся взаимодействия искусств в дет­ском художественном развитии. Но в литературе последних лет рас­крылись прежде запрещенные работы погибшего в лагерях П.А. Фло­ренского. Он утверждал, касаясь так называемого храмового синтеза, где сочетаются в едином действии молящихся слово, пение, живо­пись, свет, архитектурное пространство, театрализованный ритуал ли­тургии и т.д., что интеграция искусств является не низшей, а высшей точкой развития каждого искусства, вначале соблюдающих каждое свои законы. Высшим в развитии каждого искусства, по П.А. Флорен­скому, является их слияние в единое Искусство с Большой буквы. Та­ким образом, оказывается, что привычному для нас тезису Бакушин- ского-Выготского существует противоположный тезис П.А. Флорен­ского. Аналогичные идеи развивает и искусствовед И.А. Данилова.

Для педагогов дискуссия на высших этажах Большого искусства имеет стратегическое значение.

В наших ранних исследованиях (1986-1991 гг.) проблем взаимо­действия и интеграции искусств в практике учителей и при составле­нии так называемых программ интегрированного типа (их называли программами нового поколения в сравнении с монохудожественным преподаванием искусства, господствовавшим на протяжении почти целого столетия и в России и за рубежом) мы столкнулись с непреодо­лимым, казалось, противоречием. Оно заключалось в том, что данные наших статистических проработок не совпадали со сложившейся тра­диционной теоретической структурой художественной педагогики, в том числе с данными зарубежных авторов, проводивших аналогичные исследования и практические работы в 1968-1975 гг. Суть этих расхо­ждений состояла в следующем.

По теоретическим данным должно было казаться, что в младших классах интеграция искусств выглядит более мощно, более выраже­но, чем в средних и старших классах. Но по практической статистике все выглядело наоборот. Когда появились публикации П.А Флорен­ского, стало ясно, что дело не столько в теоретической интерпрета­ции практических и статистических данных, сколько в недостаточно­сти последних.

Зарубежные публикации и опыт не могли здесь помочь по той причине, что, например, американская группа принципиально отка­зывалась от выработки какой-либо научной концепции взаимодейст­вия искусств в детском художественном развитии, хотя авторам был хорошо известен тезис Л.С. Выготского о синкретизме раннего дет­ского художественного творчества и происхождении детского искус­ства из игры. В США отказались от этой линии. Проделав огромную многолетнюю литературно-библиографическую работу, американ­ская группа так и не пришла ни к какому выводу. Исходя из типично американской прагматической научной традиции, практические све­дения зарубежных публикаций представляют собой описание прак­тической пробы, наборов «ноу-хау», без попыток предложить научно обоснованную теорию или-гипотезу. Авторы в США преследовали лишь эмпирические цели, решали задачу «чистого опыта». Тем не менее, мы пересчитали эти практические сведения в логике нашей статистики. Однако извлечь скрытую логику из хаотических проб американских коллег не удалось.

По нашей статистике полностью подтверждался тезис П.А. Фло­ренского, а не тезис Л.С. Выготского о раннем синкретизме. После ранних детских попыток взаимодействие искусств (как сознательное стремление интегрировать разные виды художественного действия) формировалось лишь в среднем и даже в старшем школьном возрасте. По нашим предварительным данным, именно у старших школьников возрастает число и качественный уровень точек интеграции разных видов искусства (величина коэффициента интеграции), в то время как у младших детей эти точки прослеживаются, наоборот, реже и в меньшей степени интенсивности, а база сочетаемых искусств много уже. Она исчерпывается рисованием, звукообразованием и словами, которые подкрепляются игровой театрализацией и мало координиро­ванными движениями в импровизациях. Да и рисование исчерпывает­ся лишь линией и цветом.

Таков смысл Первого тезиса, гласящего, что интеграция видов художественного действия и творчества является относительно позд­ним и сложным уровнем в сравнении с попытками взаимодействия и координации разных видов простого художественного проявления у детей младшего возраста. Сложность и значимость художественного действия для общего развития личности школьников с возрастом не уменьшается, а возрастает по мере движения от младших классов к старшим классам.

Второй тезис.

У старших школьников, в сравнении с младшими, принципиаль­но меняется стратегия освоения художественной деятельности. Если у младших детей наглядно-практические представления об искусстве лишь постепенно ведут к умению формировать замысел образа, то у старших - замысел определяет средства художественной реализации образа на основе ранее накопленных в детстве навыков деятельности: мысль ведет постепенную «кристаллизацию» - создание образа. Мысль ведет образ к его внешнему разрешению.

Это важный тезис, который впервые вводится в теорию художе­ственного развития школьников как его стратегия, показывает стра­тегическое различие учащихся старших классов от педагогики худо­жественных занятий с младшими детьми.

Эти два фундаментальных тезиса позволяют сформулировать ряд более частных педагогических особенностей художественной работы с учениками старших классов.

Назовем среди этих особенностей старшего возраста, по крайней мере, следующие положения:

1. Возрастание роли предварительного замысла в практическом воплощении образа, детская импровизация заменяется сочинением.

2. Оформляется - получает законченные формы - художествен­ное мышление как особый тип мысли (наряду с научным, математи­ческим, информационным и т.д. мышлением).

3. Возрастает роль связи разных видов искусства вместо моно­художественного выражения образа.

4. Увеличивается число видов искусства, в которых подросток нуждается при сочинении образа.

5. Возрастает необходимость подкрепления практической дея­тельности общими словесными формулами, терминами и искусство­ведческими системами, которыми обычно ограничивается традици­онная работа учителя на занятиях в старших классах: словесно­понятийная терминологическая работа искусствоведческого плана. Обычно она совсем не опирается на художественно-практическое творчество старшеклассников, например, на уроках МХК.

6. Для старшеклассников значимость практической работы над образом столь же важна, как и у младших детей, но ее роль в процес­се интеграции искусств принципиально меняется в сравнении с заня­тиями в среднем и младшем возрастах.

Практическое значение этого ряда положений очень существенно для общей стратегии массового художественного образования, препо­давания искусства и художественной культуры в старших классах сред­ней школы, ввиду того что данный ряд методических положений мало или вовсе не представлен в существующих пособиях по художествен­ной работе со старшеклассниками и сформулирован нами только благо­даря интегрированному подходу к занятиям по искусству. Остановимся на них подробнее, по крайней мере, на основных положениях. Для того чтобы данный ряд положений не являлся совсем уж чужеродным в сис­теме педагогических представлений, постараемся привязать их к уже известным выводам ряда видных представителей педагогической и пси­хологической науки и практики с тем, чтобы читатель смог найти нуж­ные научно-литературные публикации и прочитать об интересующих его вопросах более обстоятельно.

Системообразующей категорией полихудожественного развития старшеклассников и интегрированного подхода к преподаванию ис­кусства в 8-11 классах, а также в неформальной сфере (в кружках, студиях, в самостоятельном творчестве), является принципиальное изменение в данном возрасте соотношения уровней явления культу­ры. Изменение происходит на действенном, чувственном, понятий­ном или образном уровне восприятия памятников и трансляций или в процессе самостоятельного творчества и исполнения.

Если в младшем и среднем школьных возрастах образы (практиче­ская работа в форматах того или иного искусства) подводили к умению сочинять предварительный замысел и творить на основе его действен­ного размышления над образом, то в старшем возрасте мысль опережа­ет и определяет создание образа, не исключая, конечно, того, что может подсказать мысли проведенная линия, нанесенный мазок краски или посланное музыкальным воображением первоначальное звучание, дви­гательный порыв тела в ответ на танцевальную мелодию.

Нет сомнения в том, что художественная мысль автора произве­дения искусства никогда не выступает «в голом» виде, как абстракт­ная мысль. Художественная мысль всегда опирается на накопленный автором опыт практической работы в данном виде искусства, что бы­ло подмечено еще старыми авторами, например, Гегелем. Так, каса­ясь словесного творчества, Л.С. Выготский писал, что слово не наде-

вается на мысль, как готовое платье: мысль свершается в слове. И чувство слова, словесность, знание или чувство законов языка высту­пает как условие художественной мысли. Разница художественной мысли и простого смысла становится особенно ясной, когда хотят обычными словами пересказать содержание великолепного стихо­творения. Это хорошо знакомо переводчикам литературы, которые (хотят они того или нет) создают новое произведение на новом языке - на языке перевода, в отличие от английского, например, оригинала.

Тем не менее, это не отменяет педагогической значимости того, что старшеклассники стоят на новом уровне соотношения мысли и творче­ства, чем младшие дети, которые еще связаны интуитивным, рефлек­торным переживанием художественного импульса и прибегают к им­провизации там, где старшекласснику доступно сознательное художест­венное построение образа, сознательный выбор средств реализации за­мысла. Проблема соотношения импровизации и творчества - особый вопрос, но он больше касается художественной деятельности младших детей (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Б.П. Юсов). Поэтому мы лишь напоминаем здесь, что в старшем возрасте импровизация уступает ме­сто сознательному построению образа на основе замысла, чем должна руководствоваться методическая технология организации занятий со старшеклассниками, не отрицая и значимости импровизации в качестве одного из участников художественного процесса.

Старший подростковый и старший школьный возрасты надо счи­тать тем периодом, когда оформляется и получает выраженную фор­му художественный тип мышления как способ разработки мысли, касается ли она космоса, решения технических и конструктивных проблем, изобретения машины или другого конкретного предмета приложения мысленного труда. При этом, как показывает история науки и техники, художественная форма мысли может предшество­вать научной или завершать разработку замысла, в зависимости от конкретного течения творческого процесса. Для нас в данном случае важно то, что только к старшему возрасту складываются основные психологические и физиологические предпосылки (с точки зрения созревания органов чувств — зрительной системы, слуховых пред­ставлений, двигательной психодинамики тела в танце) развернутой художественной деятельности. Когда рисунки или музыка юных да­рований, за исключением гениев (таких, как Моцарт), которые разви­ваются в другом временном темпе, приобретают вполне взрослые формы, и, как писал А.В. Бакушинский, требования строгого художе­ственного вкуса могут уже быть предъявлены подросткам в полной мере. В этом смысле можно говорить о том, что в старшем школьном возрасте художественное мышление оформляется и способно решать вполне зрелые художественные задачи.

Когда мы говорим, что художественное мышление как тип мысли начинает оформляться в старшем школьном возрасте, это вовсе не озна­чает, что его развитие не началось гораздо раньше. Мы уже указывали, что мысль, ведущая образ, не является абстрактным размышлением ре­бенка над тем, «что» сделать. Например, нарисовать ли морковку или слона. Эта мысль опирается на практические представления маленького автора и навыки его деятельности в частных конкретных видах искусст­ва: в рисовании, пользовании красками, разыгрывании театральных сценок и изготовлении одежды и костюмов для кукольного представле­ния, в умении извлекать звуки из дудочки или поддерживать нужный ритм танцевального движения. Эти навыки приобретаются постепенно в период первоначального художественного творчества в младших классах - в условиях систематической практической работы на уроках под руководством педагога или в самостоятельном творчестве при уча­стии в самодеятельности и внеклассных мероприятиях.

Однако, как писала Г.В. Лабунская, изобразительное творчество отличается от простого рисования тем, что ребенок начинает думать не только о том, «что» нарисовать, но и «как» это сделать. Какими красками, каким типом мазка, где разместить изображение на листе бумаги, то есть художественная мысль предполагает известное уме­ние и представление о том, какими средствами достичь желаемого. Это прекрасно показано в книгах таких педагогов, как В.С. Щерба­ков, С.Д. Левин. Психолог А.Н. Леонтьев, анализируя отличия эсте­тической деятельности и игры, указывал, что игра процессуальна, то есть результат игры не имеет принципиального значения (например, ребенок прекрасно понимает, что сделать куличик из песка не значит, что его можно съесть), тогда как для эстетической деятельности име­ет значение результат, качество исполнения. Художественная дея­тельность в отличие от игры - продуктивна. К сожалению, привыч-

ная для педагогов путаница игры и художественной деятельности, игры и искусства, игровых методов преподавания и самой продук­тивной художественной деятельности - путаница, зародившаяся в педагогической среде еще на заре 20 века, продолжает кочевать из одной методической книжки в другую, в то время как игра и искусст­во - разные и принципиально отличные по психологическому содер­жанию виды деятельности и у ребенка, и у взрослых людей.

Возвращаясь от процессуальное™ игры и продуктивности художе­ственного творчества к развитию художественной мысли у детей и школьников, необходимо сказать, что известный психолог дошкольного детства Н.Н. Поддьяков вывел в своих исследованиях два новых типа мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют прямое отаошение к формированию художественного мышления. При­чем, отмечает Н.Н. Поддьяков, значение этих типов мышления, наряду с абстрактно-понятийным мышлением, не только не уменьшается к старшим классам, но и сохраняет важность до окончания школы, что имеет прямое отношение к нашему обсуждению художественного раз­вития старшеклассников. В трудах психолога В.П. Зинченко можно чи­тать о процессах «порождения образа» - термина, который был введен им в психологию деятельности зрительной системы человека.

На фоне обсуждения вопроса о формировании художественного мышления у старшеклассников и о том, что старший школьный возраст является как раз периодом критическим для формирования художест­венного мышления (а не возраст малышей, как это принято в расхожих пособиях по обучению искусству), - на этом фоне обсуждения вопросов художественной работы со старшеклассниками возникает совершенно неординарная задача. Она практически никогда не ставилась перед мас­совым художественным образованием - тем более, в общеобразова­тельной школе, — до того как возникло и стало разрабатываться с конца 80-х годов новое поколение художественных программ, программ ин­тегрированного типа, которые, как нам кажется, станут программами 3­го тысячелетия, так как коренным образом преобразят подход к массо­вому художественному образованию и изменят педагогические основы преподавания частных видов искусства; потребуют новых методов пре­подавания и новых педагогических технологий.

Речь идет о том, что в старшем школьном возрасте увеличивается роль связи разных видов искусства вместо монохудожественного разрешения образа. Это ставит, казалось бы, неразрешимые задачи перед современной школой, которая в традициях, не меняющихся вот уже с середины 19-го столетия (то есть более 150 лет), продолжает преподавать до окончания среднего образования только литературу (проще говоря, письмо и грамотность, а также - чтение), а в младших и средних классах - еще рисование и пение.

То, что типовой учебный план массовой школы в России не меняет­ся 150 лет, можно трактовать как позорный факт сохранения в школе традиций избы-читальни и ликвидации неграмотности периода 20-х го­дов. Ведь картина общественного развития за последние 50 и даже 30 лет изменилась коренным образом. В корне изменилась и традиционная статистика грамотности среднемассового населения, которое сплошь почти получает среднее образование и доступ к иностранным языкам. Возникли и достигли статуса массовой индустрии прежде невиданные отрасли, виды искусства и средства массовой информации. Эти сдвиги уже явно ощущаются в массовом сознании старших школьников, кото­рых не устраивает ограниченность школьной рутины.

Если придерживаться спокойного тона методических рекоменда­ций, то наши небольшие по масштабам России обследования, ка­сающиеся старшего возраста, показывают, что школьников уже не устраивает прежний монохудожественный метод работы учителя на занятиях искусством.

Не секрет, что в старших классах сохраняется монохудожествен­ный метод преподавания: уроки музыки или литературы заняты только собственным предметом и используют только такие виды и формы работ, которые соответствуют именно данной художествен­ной форме - музыке, литературе, живописи. Раздельно готовят и преподавателей каждого искусства. Преподаватель литературы счи­тает невозможным касаться живописи или преподавания музыки и танца, если не имеет при этом собственного, хотя бы самодеятельно­го опыта (в музыке, танцах или рисовании).

По нашим наблюдениям, старшие школьники давно преодолели в себе этот консерватизм. При выполнении заданий полихудожественно­го плана они свободно обращаются к соседним видам искусства, про-

водят аналогии, совмещают звук, слово и изображение, цвет, форму, пространственную композицию. Они нуждаются в гораздо большем наборе образов, чем может предложить только урок музыки или лите­ратуры. При статистической обработке содержания интегрированных программ оказывается, что даже в собственных замыслах учителей с возрастом значительно растет число подключаемых к работе класса искусств: музыкальные и литературные образы переводятся учителем в зрительные и пространственные структуры, в архитектурную и пред­метную среду эпохи; также - на язык современных литературе произ­ведений живописи, музыки, архитектуры, характерных пейзажей эпо­хи, костюмов, одежды и типов людей, причесок, украшений.

Стремление педагогов не является беспочвенным. Это вытекает из потребности самих учащихся старших классов, которых увлекают це­лостные полимодальные образы исторической эпохи развития культу­ры того или иного исторического периода. Причем сильная выражен­ность стремления к синтезу разных художественных форм и стилей увеличивается от класса к классу, а по мере накопления опыта учащи­мися становится всеобщей потребностью класса. При выдаче задания педагогом (в виде целевого творческого реферата, требующего сбора материала и дополнительного чтения и поиска источников, или в виде коллективного проекта, например, выражения художественной среды эпохи) увеличивается число видов искусства, в которых старшекласс­ник нуждается при сочинении образа. Становится неизбежным собст­венное разнообразное художественное творчество старших учащихся: сочинение стихов, живописные работы, составление театрального кос­тюма и декорации - то есть таких видов художественного творчества, в которых многие старшие школьники заведомо не имели опыта. Эти виды творчества не преподавались в школьные годы, и о своей спо­собности к ним не подозревал ни сам ученик, ни его товарищи, ни се­мья. Часто это становится важным личным открытием и даже влияет на выбор дальнейшего типа образования и профессии. Многие стано­вятся музыкантами, осваивают инструмент, идут в театральные сту­дии, начинают заниматься живописью. Некоторые меняют свое при­страстие, начинают отдавать предпочтение живописи или музыке вме­сто литературы (учитель Н.Д. Марисова, г. Астрахань). Происходят «культурные революции» личностей учащихся.

Таким образом, несмотря на консерватизм учебного плана и со­держания среднего образования, ограниченность того, что дается школьникам в обязательном порядке, в старшей школе расцветают многие виды художественного творчества, открываются литератур­ные и музыкальные салоны, несравнимо обогащается содержание коллективной художественной жизни учащихся, их интересы, рас­крываются способности. Школа становится полихудожественной. Таким бывает эффект внедрения интегрированных программ и поли­художественного подхода к преподаванию даже того ограниченного набора видов искусства, который предусмотрен обязательным учеб­ным планом средней школы.

С некоторой опаской расписываю эти райские кущи, но во мно­гих наших опорных школах это стало непреложным фактом. Более того, меняются и сами учителя. Среди них тоже раскрываются не­ожиданные таланты или давно забытые с детства навыки и пристра­стия, они тоже включаются в творческую художественную жизнь школы и своих подопечных классов.

Старшие классы, действительно, таят в себе скрытые и даже за­бытые самими детьми резервы: кто-то когда-то чем-то в детстве за­нимался или работал вместе с родителями, иногда с дальними родст­венниками, дедушками и бабушками. Но затем все это как-то затеря­лось и к старшим классам оказалось совсем забытым. Теперь это воз­рождается - из детства.

Существует и другая сторона вопроса. Нас поражает иногда щед­рость младших детей на таланты. На самом деле диапазон возможно­стей младших школьников в том или ином виде искусства бывает ог­раничен чисто физиологическими возможностями возрастного пер­цептивного развития, созреванием органов чувств, нервной системы. Так, психолог В.И. Киреенко считал пространство и цвет-светотень инактивными, то есть потенциальными, частично проявляющимися компонентами раннего детского рисования. Чувство пространствен­ной пластики (в скульптуре, керамике, конструировании), колорит жи­вописного цвета, чувство композиции — также складываются доста­точно поздно, после 12-14 лет. И наоборот, различение цветов и вос­приимчивость к фонетике, звучанию слова складываются очень рано - к 9-10 годам и раньше, но затем пропадают, если не были подхвачены

и развиты художественной работой с детьми. Рукотворное ремесло (вышивание, резьба по дереву, всякого рода декоративная работа, тон­кая лепка) приходится на подростковый возраст, к 12-15 годам. Чувст­во театрального образа и танца достигает пика к 14-16 годам и потом нередко утрачивается необратимо.

Эти разрозненные примеры показывают, что существуют некото­рые оптимальные периоды полихудожественного развития школьников, и многие из них приходятся как раз на старшие классы. Поэтому нера­зумно всю художественную работу концентрировать в младших клас­сах, когда еще многие чувства детей попросту не раскрыты, особенно действия и факторы сложного характера. Поэтому полихудожественная интегрированная работа со школьниками среднего и старшего возраста природно необходима, но вскоре становится безвозвратно затрудненной или мало перспективной, если вовремя не поддержана школой. Старше­классники требуют особенной бережности. Для массовой школы это, может быть, последняя возможность, когда культурный порыв молоде­жи может быть подхвачен продуктивно.

Должны быть решительно изменены многие традиционные, удоб­ные для учителей, но мало продуктивные для старших школьников, пе­дагогические технологии. Одна из навязчивых традиций - это словесно­лекционный метод преподавания. Например, МХК. В старших классах велика необходимость подкрепления общих словесных представлений об искусстве и экранных демонстраций практической работой самих старших школьников. Педагогические особенности интегрированного преподавания искусства имеют одним из неукоснительных правил - опору на художественное творчество самих учащихся, без чего не­возможен успех дела.

В традиционной практике искусствоведческого типа работы при проведении курсов МХК в старших классах и другого рода факульта­тивов и авторских программ всегда было очевидно тяготение соста­вителей программ и педагогов к чисто теоретической или разговор­ной, словесно-понятийной, терминологической работе. Занятия строились по типу курса истории того или иного искусства вузовско­го образца, но лишь уменьшенного и адаптированного применитель­но к общеобразовательной школе. Педагог учит так же, как в вузе учили его самого. Ученики уже достаточно взрослые, и с ними мож-

но не церемониться, изобретая нечто другое. Однако речь идет об общеобразовательной школе, где главной задачей стоит не сооб­щение суммы знаний (запоминание памятников, названий, имен, фактов, выстраивание хронологии, понятийных рядов, атрибуции ви­дов, жанров, стилей искусства), а развитие личности, раскрытие духовных возможностей и потенциала ученика, то есть задача, от­личающаяся от профессионального тренинга.

Конечно, при ограниченности школьного времени на занятиях ти­па МХК нет возможности выработать полноценный уровень практиче­ских навыков, да еще по нескольким видам искусства (в случае интег­рированного преподавания), когда этих художественных занятий не было в расписании младших классов (например, сценическая речь, сценодвижение, архитектурное проектирование или что-то еще более специфическое, как ландшафтный дизайн). Однако необходимо вклю­чение в занятия практических проработок и кратких упражнений по основным элементам курса, хотя бы в обобщенной, эскизной форме, в виде предметно развернутых аналогов, моделей, набросков, макетов (для группового исполнения), которые во внешне развернутой форме этюда или проекта охватывали бы основную структуру замысла того памятника культуры, который подлежит изучению (книга, пьеса, зда­ние, кинофильм). Или проектов самих школьников по затронутым на занятии мотивам. Такие практические «врезки» мы наблюдали на за­нятиях многих наших педагогов, работавших по интегрированным программам, и это давало порою поразительный результат, так что приходилось только удивляться глубине и неожиданности творческого результата и оценок со стороны, казалось бы, совершенно неподготов­ленных старшеклассников, не располагавших ни начитанностью, ни профессионализмом.

По указанным выше причинам и по данным передового опыта в старшем школьном возрасте практическая работа в процессе интег­рированного осмысления культуры столь же актуальна, как и на за­нятиях в младшем и среднем школьных возрастах. Интегрированное освоение культуры - это все же нечто конкретное, выраженное в оп­ределенных художественных формах, в формах так называемых «но­сителей» этой культуры — в виде зданий на улицах городов, книг, картин, музыки и т.п.

Сегодня прежнюю эстетику как философскую науку совсем пере­стали издавать, за исключением классики давних столетий и антич­ности. Эстетику заменили культурологией, и за последние годы из­дано около десятка различных учебников и пособий, рассчитанных, правда, на студентов.

Книги эти разные, и написаны они с очень разных позиций. Основ­ная их масса, как и прежняя эстетика, заполнена, в основном, опять-таки философским материалом, определениями культурологии как науки, понятийными рядами, принципами культурологической классификации памятников и т.п. - почти тем же, чем заполнены были и заполняются до сих пор искусствоведческие сочинения и философские работы по эстетике. Они почти сплошь не годятся для использования в средней школе именно по этим основным причинам. Это терминологическая культурология профессионального типа.

Но есть и другого рода пособия. Среди них можно выделить посо­бие Ю.В. Рождественского. Преимущество его подхода состоит в том, что в основу изучения культуры положено изучение носителей этой культуры и культурных собраний памятников прежних эпох. Такие книги очень полезны для приложения в условиях общеобразовательной школы. Ведь они не порывают с фактической, практической стороной культуры - с результатом человеческого творчества. Эти книги не па­мять о прошлом, не склад или архив древностей, не кладбище отжив­шей своё культуры. Они знак вечного стремления человека к творче­скому обновлению и совершенствованию самого себя и своего окруже­ния, человеческих нравов, облика городов и улиц, то есть творений, ко­торые когда-то были для современников призывом в будущее, к более совершенной жизни - той жизни, которая теперь успела стать прошлым, но сохранила тепло жизненного устремления.

Вот по этому ориентиру, пожалуй, и стоит все выстраивать, от­бирая и материал для изучения, и технологии художественной рабо­ты со старшеклассниками, по степени устремления к красоте и к со­вершенствованию реальной жизни и духовного мира людей.

Подведем итоги. Интегрированная работа по искусству со стар­шеклассниками сулит педагогу многие откровения и обладает пре­имуществами, которыми не располагает более наглядная работа с младшими возрастными группами.

Главная задача работы с учащимися старших классов - это про­буждение художественной мысли. Художественная мысль не высту­пает в виде некой абстрактной сущности, но облекается конкретной плотью художественного образа, то есть требует для своего порож­дения знаний и некоторых базовых навыков практической работы с конкретным художественным материалом данного искусства или в интеграции с другими видами художественной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: