Теоретические основания исследования, научная гипотеза. 4 глава




2. Что мы хотим преподавать, какие направления педагогической работы нужны для достижения цели?

3. Все ли искусства должны быть охвачены в школе, или возможен выборочный подход, как в современном образовании?

4. В каком возрасте преподавать те или иные искусства?

5. Сколько часов (уроков) в неделю на это нужно?

6. Как сочетаются занятия в школе с внеурочной работой и с до­полнительным образованием, специальными формами обучения?

7. Каковы этапы развития художественного образования (ступе­ни реализации доктрины)?

Опорно-практическое содержание Доктрины

1. Цель художественного образования в школеу результат пе­дагогического процесса.

Цель художественного образования в школах России - формиро­вание художественной культуры учащихся. Это предполагает умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного и художественного труда людей; умение пользоваться плодами культурного развития человечества и собст­венного народа; умение посильно участвовать в процессах поддержа­ния и обновления общественной культуры путем совершенствования своей личности, художественного общения и собственного художест­венного творчества в различных видах искусства.

Таким образом, формирование художественной культуры включа­ет три рода процессов: умение понимать и ценить, а также умение пользоваться плодами культуры, богатствами природы, музеями, биб­лиотеками, музыкой, театром, сочетая культуру человечества с куль­турой и художественными традициями собственного народа, но глав­ное - умение посильно участвовать в поддержании, развитии и со­вершенствовании культуры человечества через развитие самого себя, через художественное общение с людьми и с произведениями искус­ства, а также путем собственного участия в художественном творче­стве, в его различных видах. Итак, во-первых, понимать культуру; во- вторых, опираться на ее богатства для своего развития; в-третьих, поддерживать и совершенствовать культуру путем активного участия в культурогенных процессах, в том числе через собственное художе­ственное творчество. Понимать, опираться и совершенствовать куль­туру и себя в ней. Таковы три составляющих процесса формирования культуры учащихся.

2. Основные направления педагогической работы на занятиях искусством.

Можно сформулировать два направления деятельности учителя. Формирование: 1) умения воспринимать и понимать художественный образ применительно к особенностям разных видов искусства и 2) уме­ния посильно создавать художественный образ в собственной творче­ской деятельности. Это правило применимо и к формированию художе­ственной культуры учащихся: 1) понимание культурогенных факторов и процессов общечеловеческой и национальной художественной культуры и 2) участие в поддержании и создании, совершенствовании культуры общества, своей собственной культуры как личности.

В истории художественного воспитания и образования были неред­ки отклонения к одной из крайностей: чаще всего перед школой выдви­галась задача подготовить «культурного потребителя», покупателя, кол­лекционера («конносье»), участника художественного процесса со сто­роны зрительного зала - слушателя, посетителя музея, аукциона, вы­ставки-продажи, художественного салона, заказчика для архитекторов, дизайнеров, костюмеров, кутюрье - постройка дома, оформление ин­терьера, их обогащение картинами, коврами, художественными подел­ками, звучанием музыки, возможностями практиковать художественные собрания, домашние спектакли, игру на инструментах, танцы и развле­чения культурной публики. Обычно это включали в код аристократиче­ского воспитания. Но это можно видеть и в простонародной культуре: русская изба, «зала», украинская хата, касамару молдаван - вышитые полотенца, половики, мебель и предметы обихода, керамика, расписная посуда, резьба, ковры и кошмы, национальная одежда, места общест­венных собраний, храмы, святилища. Здесь применимо понятие «худо­жественная среда», что имеет важное значение для формирования есте­ственной культуры учащихся в школе, так как культура в первоначаль­ном виде существует и распространяется черед ее материальные носи­тели: книги, картины, музыку и музыкальные инструменты, ноты и пар­титуры, кинофильмы, видеоленты, библиотеки, архивы, рукописи. Од­нако здесь как раз пролегает второе важное разделение.

В народной традиции искусство существовало только в виде ремесла, практики, умения, сноровки: сказители, игра на инструментах, затейники, ярмарочное шутовство и ряженые (актеры), обряды, ритуалы. В сановных домах также обучали молодежь танцам, игре на инструментах, стихам, ведению альбомов и дневников, домашнему театру, модам в одежде и ук­рашениях. Ремесленная направленность искусства в народных школах способствовала заработкам крестьян, что выражалось в прикладном, од­нобоком практическом характере искусства в народной школе, в семей­ном укладе, вело к изоляции национального искусства и местных тради­ций от мирового художественного процесса. На современном историче­ском этапе важны оба момента: связь с общечеловеческой культурой, что чаще всего возможно в виде восприятия, созерцания, ознакомления, рас­сказа, и собственная художественная практика учеников, творчество, про­ба сил в реальных формах каждого вида искусства.

3. Виды искусства в общеобразовательной школе.

Новой Доктриной художественного образования школьников пре­дусматривается обзорно-словесное и практическое знакомство школьников со всеми видами искусства и видами художественного творчества самих детей, как это существует в реальной культурной жизни общества. Необходимость такого подхода обусловлена мощ­ным общеразвивающим воздействием процесса усвоения художест­венной культуры на духовное, умственное нравственное и физиче­ское развитие детей, даже на состояние их здоровья (особенно борьбу за духовное и нравственное здоровье народа); культуру как народо­образующий фактор, фактор национального единства, национального самосознания и национального достоинства России и ее народов, включая сюда этнокультуру и этнопедагогику, экологию, культурно­экономические факторы быта, здравоохранения, охрану семьи, мате­ринства и детства.

Особого внимания заслуживает культурное укрепление и обога­щение духа семейной жизни, что возможно не только путем подго­товки детей (как будущих родителей) к более продвинутой семейной и общественной культуре, но и путем немедленного воздействия об­разования и школы через детей на структурные факторы содержания домашнего общения и потребления информационно-зрелищных и эк­ранных видов просвещения, а также средств массовой коммуникации.

С культурой бесполезно бороться, нельзя насильственно запретить определенные формы художественной культуры, являющиеся резуль­татом научно-технического прогресса. Блага культуры в космический век становятся доступны в любом глухом и отдаленном уголке Земли. Это преимущество современной культурной ситуации. Необходимо вписать в современную Доктрину художественного образования школьников эти новые условия и увязать ее с новым этапом духовного развития человечества.

Один из пережитков, утвердившихся еще после отмены крепост­ного права и начала развития так называемых народных школ (эпоха К.Д. Ушинского) - это выделение так называемых «основных» пред­метов художественного цикла: литературы (родного слова), пения и рисования.

Современная Доктрина художественного образования в школе должна учитывать коренное изменение культурной ситуации в мире за истекшие 150 лет и особенно — за последние 50 лет, когда были изобре­тены лампочка и электрическое освещение. Мир буквально увидел свет. Изобретены радио, фонограф, кино, магнитная и световая запись звука и изображения, электронная музыка, полное обновление получили музей­ное дело, история и археология, история культуры, книгопечатание, му­зыкальное искусство (электронные синтезаторы), живопись и графика, архитектура, театральная жизнь, массовое ведание и информация, газе­ты и журналы. Обновление художественного и культурно-эстетического наполнения школы не терпит отлагательства.

Наконец, за истекшее столетие (с конца 19 века) впервые возникли и сложились как виды науки и педагогической практики - наряду с эмбрио­логией и нейрологией (со времен Сеченова, Пирогова, Бехтерева), меди­цинской педиатрией - детская психология, научная педагогика, художест­венное воспитание массового ребенка, теория и практика детского худо­жественного творчества (детского искусства), музейная педагогика, сис­тематическая работа с детьми-музыкантами и композиторами, детьми- поэтами, детьми-художниками, детский театр и театр для детей, детская литература, радио и телевизионное вещание для детей, детское кино, мультфильмы. Эти блага до сих пор мало используются в массовой шко­ле, и состояние вопросов их внедрения в школе весьма плачевно.

Новая Доктрина художественного образования призвана обеспе­чить вовлечение научных и педагогических накоплений в массовое просвещение, которое является важнейшим звеном культурообра­зующих процессов.

4. Структура и формы художественного образования в школе.

Преподавание искусства.

За школьные годы с 1 по 12 класс (детские сады рассматриваем как предварительную ступень, охватывающую лишь известную часть детей дошкольного возраста, большинство которых получают начальные представления о художественной культуре в семье, на основе материн­ского языка и этнопедагогических традиций региона), за 12 лет система­тического развития под руководством учителей учащиеся должны по­знакомиться со всеми видами искусства, составляющими базис совре­менной культуры и культурного общения, а также с основными видами и технологиями художественной деятельности и творчества, включая современное их понимание и техническую базу.

Что касается этноисторических и национальных традиций культуры и искусства, то они должны стать непременной основой и выступать в тесной связи с изучением родной природы, материнского языка, родной истории и местных памятников культуры. Однако надо иметь в виду од­нозначность местной и мировой культуры, их взаимодействие в миро­вом художественном процессе и в истории общечеловеческой культуры. Можно напомнить два золотых правила: «не ограничиваться тем, что было известно деду, и, уважая деда, - не пить из его чаши».

Следует руководствоваться выработанным ООН - ЮНЕСКО ко­дом для изучения материнских, региональных и мировых языков в национальной школе (включая древние языки научного и культового общения, такие как латынь, греческий, санскрит, древнерусский). Это похволит исключить проявления национализма и гегемонизма в усло­виях многоукладного и многонационального общества.

Преобладание словесности и лингвизации (особенно в век ком­пьютера и Интернета, усиливающих доступность тиражной печати) не отвечает уже характеру тенденций современной культуры, которая приобрела полихудожественный, полиязычный, полифонический ха­рактер. Современная социология культуры и культурология показы­вают, что литература как вид искусства занимает по популярности третье и даже четвертое место после изобразительного искусства (ви­зуальной культуры), театра и музыки, а наиболее эффективными для уровня художественного вкуса и общего духовного благополучия личности выступают виды деятельности, связанные с изобразитель­ным искусством - как в сфере потребления искусства (музеи, выстав­ки, книги и журналы по живописи, архитектуре, интерьеру, кино, фо­тографии, одежде, косметике, о природе и путешествиях и т.д.), так и в сфере самодеятельного творчества. Поэтому 20-й век называют «ви­зуальным» (как, вероятно, назовут и 21-й).

Практические препятствия для реализации Доктрины всеобщего полихудожественного образования, включающего все виды искусст­ва, возникают в ограниченности школьного времени даже в 12­летней общеобразовательной школе.

Современные исследования и практика интегрированного подхо­да к преподаванию искусства на примере МХК — учебного предмета «Мировая художественная культура» — позволяют найти выход из этого затруднения.

Доктриной всеобщего художественного воспитания предусматри­ваются два принципа:

1. Блочное преподавание искусств со сменой их доминирования на трех основных ступенях общего образования - в начальном, среднем и старшем звеньях классов, в соответствии с возрастным доминировани­ем у детей определенных видов художественной деятельности.

2. Гибкое сочетание классно-урочных и внеклассно-дополни­тельных и специальных видов художественного образования, когда вы­ходящие из зоны доминирования виды художественных занятий мягко переводятся в область кружковой работы и дополнительного образова­ния, а также в специализированные и допрофессиональные формы обу­чения и творчества.

Педагогической теорией и практикой начала века (П.П. Блонский, А.В. Бакушинский. Л.С. Выготский) установлено, а психологически­ми теориями ведущих типов деятельности у детей подтверждено (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддьяков), что опреде­ленным периодам детства соответствуют и периоды увлечения из­вестными видами художественных занятий и творчества.

На этом основании в детских садах и в 1 -4 классах можно рекомендо­вать в качестве базовой основы музыкально-хороводные (групповые) ви­ды художественной деятельности в сочетании с танцевально-ритми­ческими занятиями и координацией движения, в том числе особенно на основе импровизации. В этот же блок должны войти словесные занятия и связи с развитием речи (речь и музыка, пение), игры-драматизации и инс­ценировки с применением простых костюмов и масок.

В начальной школе за основу блока следует принять рисование, лепку, декоративные поделки в объеме, украшение. Рисование, уп­ражнения в пространственной и изобразительно-знаковой деятельно­сти служат мостом к формированию чтения 9форма букв, их начерта­ние, деление поля на смысловые блоки) и письма печатными и про­писными буквами, счёта, конструирования, цветовых представлений, изобразительного смыслообразования, размещения форм на плоско­сти и в пространстве с учетом целого (заполнение листа бумаги зна­ками пространства - предметами).

Таким образом, основой первоначальной ступени являются такие искусства, как изобразительное, музыка, танец, театрализации, устное слово, сочинение сказок и стихов, заучивание стихов, умение рассказы­вать, подбирая нужные слова. Сопряженными могут выступать экран­ные искусства, игра на простых (шумовых) инструментах типа оркест­ров Карла Орфа, коллективные действия и движения, импровизации му­зыки и слова.

Как показывает опыт, начальная школа, где занятия ведет один учи­тель, располагает широкими возможностями для планирования недель­ного блока художественно-развивающих и обучающих видов занятий: 6 уроков в неделю дети читают, 6 - пишут и изучают язык, 2 урока худо­жественного труда, 2 урока музыки и изобразительного искусства, что дает 14-16 уроков в неделю и позволяет составить многоуровневый блок культурно-художественного развития младших школьников. Надо иметь в виду также уроки природоведения, физкультуры, математики, которые могут выступать по некоторым сторонам содержания и по способам раз­вития детей в едином блоке с искусствами - чтением, рисованием и лепкой, выполнением поделок, наблюдениями окружающего мира, дви­жением. В опытном порядке это было проверено в работе с квалифици­рованными педагогами начальной школы /с обычной подготовкой/ в со­четании с учителем музыки и при участии методистов по литературе, изобразительному и прикладному искусству, обучением на простейших музыкальных инструментах. Существенно поднималась на фоне общей культуры норма успеваемости и поведения детей, что одобрительно воспринимали родители.

В 4-5 классах ведущая роль изобразительного искусства в формиро­вании культурологического блока подтверждена во многих странах ми­ра. В 4-5 классах наступает актуальность литературно-художественного развития школьников, поэзии, словесности вообще - в тесном единстве с фольклорной основой занятий, «периодом сказок». На новый уровень могут быть подняты музыкальные занятия, танец (на фольклорной ос­нове). С пятого класса формируется пространственно-пластическое мышление, что выражается в преподавании геометрии, географии. Это также - период формирования систематических культурно-истори­ческих представлений (начинается изучение истории древнего мира и средних веков).

Среднее возрастное звено - с 6 по 8-9 класс - эпоха наглядно-деятель­ного и наглядно-образного, практического подхода подростков к искусст­ву и культуре. На первый план выступает конкретно-событийная сторона общения и деятельности. Это возраст повышенного увлечения ремеслен­ными декоративно-прикладными видами деятельности (лепка, керамика, вышивка, резьба, конструирование). Созревает способность адекватно излагать собственные представления в письменной форме, литературное сочинение, сознательное восприятие достаточно крупной музыкальной формы, хоровое пение, увлечение театром, экранными искусствами и ки­нотворчеством. Таким образом, доминанты для младших и средних под­ростков - это словесность, письмо, историко-культурные представления, начало театра и сценического ганца, пространственных видов изобрази­тельного искусства и художественного ремесла, рукоделия.

7-8-9 классы образуют особую возрастную категорию, когда эстети­ческие представления претерпевают коренную перестройку (Ю.У. Фохт- Бабушкин), связанную с началом образования «сферы личной жизни» (Д.Б. Эльконин) и доминированием деятельности живого общения со сверстниками, общество которых предпочитается контактам со взрос­лыми, учителями и родителями, — интерколлективная фаза созревания (Л.С. Выготский). По ряду данных, на ведущее место выходят театр и танец, визуальные и контактные формы общения. Обостряется интерес к художественным познаниям. «Театр жизни» (как деятельность и как художественное увлечение) выступает на первый план в сравнении с другими видами художественных занятий. В то же время это период пе­рехода к профессиональной глубине занятий во всех искусствах, но на выборочной, индивидуально-дифферинцированной основе. Художест­венное детство распадается на отдельные направления по интересам и по выбору учащихся. В практике школ эстетического воспитания харак­терно создание классов-оркестров, хоровых классов, классов фольклор­ного направления, классов изобразительного искусства, и таких типов классов в одной и той же школе можно было наблюдать до 30 и более. Из двух-трех соседних школ можно набрать класс детей-писателей и поэтов, из пяти школ можно набрать класс детей-композиторов. В сред­нем звене школы создаются также хореографические классы, обучение на отдельных музыкальных инструментах. Все это сочетается с заня­тиями по полному циклу общеобразовательной школы.

В старшем звене школы принципиально меняется основа художе­ственной деятельности. Это выражается не только на физиологиче­ским уровне. К 14-15 годам завершается в общем формирование предпосылок к почти профессиональному уровню художественной деятельности - до степени созревания нервно-перцептивной основы многих способностей к художественной деятельности: к изобрази­тельному искусству, танцу; музыкальный слух, тонкость движений. Появляется широта перцептивного переноса при переходе от одного вида художественной деятельности к другой, словесная разверну­тость сознания. Главный перелом обозначается на уровне мышления, складываются основы художественного мышления, оперирования об­разами разного свойства, о чем не могло еще быть речи в младшем школьном и отроческом возрастах.

Если в младшем возрасте основу художественной деятельности со­ставляли реально-чувственные впечатления и представления, которые выступали непосредственной предпосылкой формирования образа в ри­сунке или словесном сочинении, то в старшем возрасте созданием об­раза руководит мысль, замысел. Детская импровизация заменяется це­ленаправленным процессом задумывания и сочинения желаемой худо­жественной формы, образа. Образом руководит мысль, тогда как у младших образом руководило чувственное представление: сенсорная основа цвета, движения, звука, формы, ритма, мимики, жеста.

Такая перемена основы и процесса художественной деятельности и творчества дает возможность выдвинуть на первый план в качестве доминирующих в старшем возрасте художественную литературу и театр, пространственные искусства - архитектуру, художественное решение пространства и среды (цвето-световая основа образа в про­странстве).

Художественный замысел, возникновение способности художествен­ного мышления, в противовес спонтанной импровизации, открывают возможность перехода к систематическому, культурологическому освое­нию художественной культуры в ее исторических, общечеловеческих, ду­ховных аспектах, что и является основой художественного образования в старшем школьном звене. Такова принципиальная характеристика блоч­ного планирования и чередования занятий разнообразными видами ис­кусства на протяжении 1-12 классов общеобразовательной школы.

Г1о мере прохождения доминантного периода, когда специфика того или иного искусства, той или иной формы художественного представле­ния и мышления выступает базой для созднания новой ступени развития содержания занятий другими видами искусства, данное искусство выхо­дит за рамки общеобразовательного процесса и выносится во внекласс­ные, дополнительные и специализированные формы, в специальные учреждения по искусству. Начинают преобладать групповые интересы и индивидуальная наклонность, интерес семьи и г.п., что существенно ме­няет расстановку акцентов на обязанностях общего образования и диф­ференцированного направления индивидуальной жизни учащегося, что переходит рамки задач общего образования.

5. Количество уроков на искусство в школе.

Рамки современной пропорции искусства в общем расписании должны быть существенно расширены. В начальной школе нужно раз­работать форму соединения уроков чтения, письма, ручного труда (ху­дожественного труда) с занятиями музыкой, изо, театром, экранными видами искусства и танцем, что вместе может составить культурный комплекс из 10-14 уроков в неделю (два урока искусства ежедневно). В среднем и старшем звеньях, учитывая уже имеющиеся 3 урока литера­туры, 1 урок музыки и 1 урок изо (всего пять), минимальная норма - сдвоенные уроки через день. В старших классах, где нет сегодня уро­ков музыки и изо, нагрузка по разделу культуры на первом этапе вне­дрения падет на нынешних преподавателей литературы, музыки и изо (вплоть до перестройки педагогического образования по искусствам) - по 2 урока в неделю, что даст средства на заработок этим учителям на­равне с учителями других учебных предметов.

Блочный принцип последовательности изучения искусства в обще­образовательной школе можно свести к следующему виду:

Схема блочного распределения искусств по классам

Д/сад и 1-2 кл 2-5 классы 6-9 классы 10-12 классы
Музыка Изо Театр Видео
Танец Муз Танец Театр Танец
Изо Слово Изо Муз
Театр Театр Литер Экран
Слово Экран Экран Муз Изо
6 уроков 4 урока 6 уроков 6 уроков
в неделю без письма, через день, через день,
до 14 уроков чтения включая включая
в блоке с чтением письмом и трудом труда и до 10 уроков с ними литературу литературу

6. Преемственность с внеклассной работой и дополнительным и специализированным образованиями вне школы.

Речь идет о передаче в них очень незначительного процента школьников (0,5-1,5%), по нынешним данным. Возможность допол­нительного и специального образования существует лишь в относи­тельно крупных центрах, в городах (50-70% населения). Конкретные пути и нормы преемственности следует разработать на межведомст­венном уровне на завершающем этапе реформы.

7. Прогноз развития системы художественного образования

Необходимо межведомственное координационное совещание или

конференция при правительстве РФ с участием бюджетных и финан­совых органов.

г. Москва 17 февраля 2000 г.

 

НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ (СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА)

Привлечение искусства в интересах общего всестороннего воспитания детей широко было принято в первые годы становления социалистической школы. В принципе верно, на основе привлечения всестороннего гуманистического содержания искусства всех народов и времен, народных корней национального искусства, а также глобальных факторов развития культуры (трактовка явлений зримой формы, цвета, пространства, звука, слова, движения в искусстве 20-х гг.) были сформулированы общие педагогические задачи в широкой социальной перспективе. Всемерно поощрялось и изучалось учреждениями Наркомпроса разнообразное детское художественное творчество. Идеально, задачей было ознакомление детей со всеми видами искусства, но практически художественное воспитание стихийно строилось вокруг одного из них в меру наличия кадров, материальных возможностей и условий работы с детьми.

Формирование художественной культуры, особенно в среде школьников и молодежи, является результатом не только существующего культурного обихода, включая технический уровень сложившееся совокупности видов искусства (будь то искусство в древнем мире или в условиях современной индустрии и массовых средств коммуникации), но и результатом степени включенности человека в глобальные экологические культурогенные процессы, описываемые в категориях этноса, ноосферы, ноогенеза. Поэтому внутренняя духовная напряженность и содержательность художественной культуры эпохи находится в неоднозначных отношениях с экономическими, социально-историческими и природными факторами бытия.

В 30-50-е гг. концентрация на учебной стороне школьных предметов и их образовательном значении привела к выделению так называемых основных предметов эстетического цикла - литературы, музыки, изобразительного искусства, которые вошли в школьное расписание. Художественная работа с учащимися разделилась на две сферы: урочную и массовую. Работа с каждым искусством приобрела относительно замкнутую форму, близкую к профессиональной. Социальная роль искусства все более приобретала в стране относительно замкнутую, кастовую, идеологизированную форму. Наблюдался упадок народных форм художественной самодеятельности и творчества, вытес­нение бытового искусства готовыми формами художественного потребления на базе промышленных средств развлечения и массовой коммуникации и зрелищ. Нарушалось соответствие художественного сознания (связанного, например, в крестьянском искусстве со всей совокупностью экологии бытия) поэтическому отношению к окружающему, духовному единству с природой, общечеловеческим ценностям. Тяжелые последствия ощущаются сегодня в этносе, в национальных и межнациональных культурных отношениях, происходит унитаризация художественной культуры на потребительской основе.

С 30-х гг. распадались в ходе социально-экономических изменений общества, а в значительной мере и сознательно разрушались государством семейно-общинные и самодеятельные формы искусства (запрет на гармошку, сбор и переработка на вторсырье старых пластинок, книг, уничтожение архитектуры, развитие политизированного радиовещания, кино, печатной и изобразительной продукции). С другой стороны, переход культуры в индустриальные формы - это глобальный процесс, сопровождающий рост цивилизации. К сожалению, все это плохо компенсировалось традиционной системой образования, культурного просвещения, социальной, демографической и национальноэтнической политикой государства. Сегодня это тяжело отразилось на общем духовном, культурном, интеллектуальном, научном и техническом потенциале страны, ее человеческом факторе, так как познавательные и технические процессы как элементы культуры все более выходят, по прогнозу, на уровень образных процессов, имеющих художественную природу (в ее универсальном эколо­гическом смысле) в процессе глобального ноогенеза. Уже выросло несколько поколений родителей, прошедших крайне бедную в художественном отношении систему образования и подготовки к жизни. Распалась семейная художественная среда и художественная самоорганизация людей, взаимодействие поколений и традиционных культур. Художественная и гуманитарная безграмотность молодежи привели к взрыву спонтанной молодежной субкультуры на почве готовых, «консервированных», индустриальных форм художественного производства и потребления, к распаду связей молодежи с художественным наследием, наблюдается духовная дезориентация и деградация художественных запросов большого числа молодежи. Это влечет за собой нравственные и экономические потери, разрушение трудовой культуры, интеллектуальных традиций и потенциала.

В современных условиях художественное просвещение школьников и привитие им здорового вкуса требуют комплексного, многостороннего подхода: в процессе систематических занятий на уроках и во внеклассной деятельности, через возрождение самодеятельного и творческого звена художественной деятельности в быту и в семейных досуговых структурах.

При ограниченных возможностях семьи и недостаточном развитии внеклассных и внешкольных форм работы по искусству (3-5% учащихся), единственный педагогически реальный путь - это развитие массового систематического художественного образования и продуктивных форм художественной самоорганизации школьников, в том числе с привлечением народных художественных традиций и народной педагогики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: